Импорт КМУ в Россию в январе–сентябре 2015 г.
(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза)
Разделим рынок краноманипуляторных установок на сегменты новых и подержанных кранов для более удобного анализа. В количественном выражении соотношение новой и «бэушной» техники постоянно менялось. С 2011-го по 2013 г. доля новых КМУ выросла с 42,3% до 52,3%, но уже в 2014 г. ситуация кардинально изменилась, а по итогам января–сентября 2015 г. доля новых машин и вовсе составила только 35,1%. В ценовом отношении отметим, что среднестатистическая стоимость одной новой краноманипуляторной установки составляет порядка $13,5 тыс., для подержанной техники это значение равняется $1,8 тыс.
Импорт новых КМУ
В свете политико-экономических событий последних полутора лет, повлекших за собой падение стоимости нефти и курса рубля, марочная структура рынка КМУ изменилась по сравнению с предыдущими периодами. Ведущие позиции южнокорейских брендов заняли более скромные места, а некоторые ранее лидирующие марки даже вышли за пределы первой пятерки импортеров. А на верхушке рейтинга расположился UNIC. Японская марка всегда находилась на топовых позициях, но кризис 2008 г. весьма сильно отразился на ее деятельности, что привело к отсутствию КМУ UNIC в импорте по итогам 2009 г. Но уже с 2010 г. наметилась положительная динамика, и по итогам января–сентября 2015 г. японская марка вышла на первую позицию. При этом падение поставок составило 63,5%. Меньшие темпы снижения импорта по сравнению с конкурентами позволили увеличить долю UNIC с 16 до 24%.
Под брендом австрийского производителя подъемной техники PALFINGER в рассматриваемом периоде ввезли чуть более 100 единиц оборудования, что в 3 раза меньше аналогичных значений 2014 г. На одну краноманипуляторную установку меньше было импортировано под маркой KANGLIM – лидера по итогам прошлого года, однако падение поставок оказалось более существенным по сравнению со своим европейским конкурентом и составило 86,6%, что отодвинуло южнокрейского производителя на третью позицию. С шестого на четвертое место поднялись по объемам импорта итальянские КМУ AMCO VEBA, поставки которых сократились на 57,8%. Еще один представитель Италии FASSI расположился на шестой позиции среди ведущих импортируемых марок в Россию по итогам января–сентября 2015 г. Отметим, что южнокорейские марки SOOSAN и DONGYANG, годом ранее занимавшие до 22,5% от общего ввоза КМУ, в рассматриваемом периоде заняли 10,8% рынка, снизив объемы импорта на 88%.
На протяжении последних 5–6 лет азиатские производители постоянно наращивали свое присутствие на российском рынке КМУ. Их доля по итогам всего 2014 г. достигла 64%. В 2015 г. ситуация несколько изменилась, и это значение сократилось до 51,5%. Тем не менее лидирующей страной, производящей КМУ, впоследствии импортированные в Россию, остается Южная Корея. Даже 85%-ное падение показателей ввоза позволило ей занять значительную долю в 30%. Кроме ранее упомянутых марок KANGLIM, SOOSAN и DONGYANG, произведенных в Южной Корее, отметим JUNJINCSM. На южнокорейском заводе Cargotec Korea Limited также было выпущено 4 КМУ Hiab, которые растаможили в России в январе–сентябре 2015 г.
Из девяти брендов, собранных в Италии, основу составляют AMCO VEBA и FASSI. Кроме того, в импорте присутствуют манипуляторы Palfinger. КМУ Unic иTadano вывели Японию на третью позицию по объемам произведенной продукции, импортированной в Россию за январь–сентябрь 2015 г. Особо хотелось бы выделить относительно новую страну на карте производителей КМУ – это Таиланд, а в частности, компанию FURUKAWA UNIC (THAILAND) Co., Ltd, где было произведено 50 краноманипуляторых установок, ввезенных на территорию России за первые 9 месяцев 2015 г.
Несмотря на падение поставок КМУ, общие тенденции в формировании рейтинга ведущих российских импортеров остались. В качестве большинства получателей южнокорейских манипуляторов выступают транспортные и логистические компании, остальные бренды везут в основном соответствующие представительства в России. В этой связи, верхушка рейтинга почти полностью за официальными дилерами. Возглавляет список ведущих импортеров ООО «Фурукава Юник Рус» – входит в корпорацию Furukawa (Япония) и является эксклюзивным дистрибьютором Furukawa Unic Corporation на территории Российской Федерации и Таможенного союза. На протяжении двух лет компания сохраняет за собой лидерство, хотя объемы импорта в январе–сентябре 2015 г. сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 63,3%.
АО «Инман» – один из ведущих российских производителей кранов-манипуляторов, в 2011 г. предприятие вошло в состав международного концерна PALFINGER. Судя по данным исследования компании ID-Marketing, в 2015 г. именно АО «Инман» выступило основным импортером КМУ Palfinger, на долю официального дилера ООО «Палфингер Кран Рус» пришлось 7 единиц оборудования. Третье место заняло ООО «Хабимпорт», основу импорта которого составили КМУ марок KANGLIM и JUNJINCSM. ООО «Чайка-НН» уже с 2005 г. является официальным дистрибьютором итальянской компании Amco Veba. В десятую годовщину сотрудничества компаний в Россию было ввезено 58 КМУ Amco Veba, что позволило занять российскому импортеру четвертую позицию. Замыкает пятерку основных поставщиков краноманипуляторных установок в Россию по итогам января–сентября 2015 г. эксклюзивный представитель марки Fassi ООО «Кран Технолоджи».
Импорт б/у КМУ
Основу импорта подержанных краноманипуляторных установок в Россию составляет японское оборудование. По итогам рассматриваемого периода его доля составила чуть более 90%. Основными импортируемыми марками являются MAEDA, UNIC, TADANO.
Очевидным является тот факт, что такого падения рынка не мог предсказать никто. Назывались разные цифры, но все они находились на уровне 25–30%. В реальности сокращение импортных поступлений составило порядка 65%. Сложные мировые процессы, связанные в основном с меняющейся геополитической обстановкой, порой очень непредсказуемо влияли на экономическую составляющую рынка, заставляя многих участников буквально «на ощупь» строить прогнозы и планировать дальнейшие действия. Пока сложно найти предпосылки для улучшения ситуации, однако в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, но остается открытым вопрос: как долго это продлится?