«ПАЛФИНГЕР»

Краноманипуляторные установки: положение на рынке в 2024 г.

Круглый стол специалистов отрасли

Какие перемены произошли на рынке краноманипуляторных установок за последнее время? Об этом мы поговорили с представителями поставщиков данного оборудования. 
В беседе приняли участие: Павел Чернецов, руководитель продуктового направления «Краны» группы компаний «ПАЛФИНГЕР»; Виктор Пинский, генеральный директор ООО «КМУ РУС»; Артём Ганин, собственник и генеральный директор группы компаний «Смартэко».
Какая ситуация возникла на рынке КМУ после ухода западных марок? Что вы предпринимали в той ситуации, какие проводили изменения в производстве и поставках? Каких результатов достигли?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: Мы оперативно отреагировали на изменения и смогли нарастить выпуск выпавших из рынка объемов популярных моделей КМУ. За счет объединения проектных, логистических и производственных ресурсов заводов «ИНМАН» и «ВЕЛМАШ», входящих в группу «ПАЛФИНГЕР», удалось не только удержать, но и усилить свои компетенции. Проводится как расширение модельного ряда, так и опциональное наполнение для максимального удовлетворения потребностей наших клиентов в качественных и надежных КМУ. Сильным вызовом для «ПАЛФИГЕР» стал уход с рынка европейских производителей комплектующих и усложнение логистических цепочек. Ответом стал план импортозамещения. Первый этап – еврозамещение – успешно выполнен. Второй этап – полная локализация комплектующих и материалов – активно претворяется в жизнь.

В. Пинский, «КМУ РУС»: Свою работу компания «КМУ РУС» начинала с брендом HKTC или Hankook Tower Crane, компанией, которая была образована в 1978 г. и занималась подъемными механизмами. В 2022 г. компания HKTC объединяется c крупнейшим в Кореи холдингом Hyundai и начинает поставки КМУ под новым брендом Hyundai Everdigm.

А. Ганин, «Смартэко»: Европейцы никогда не занимали лидирующих позиций на рынке КМУ. На рынке много китайских кранов и сохранились некоторые корейские бренды, которые не попали под санкции, например модели Kanglim грузоподъемностью до 7 т. Плюс развитие российского производства – брендов группы «ПАЛФИНГЕР», нашего собственного бренда FG. В итоге никакой просадки по ассортименту конечные потребители не почувствовали.

Что касается компонентов европейского производства, то здесь первое время была просадка. Приходилось приспосабливаться на ходу, но мы смогли перестроить процессы поставок. Сегодня 70% компонентов кранов FG – российского производства, например, гидроцилиндры производит наше предприятие «Центал». Оставшиеся 30% комплектующих пока приходится заказывать в Китае, к сожалению.

Сложившаяся на рынке ситуация способствовала смещению интереса клиентов в сторону отечественных брендов, поэтому по сравнению с 2022 г. наше производство манипуляторов выросло в 2,5 раза.

«КМУ РУС»
Какая ситуация на рынке КМУ сегодня и куда он движется?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: В настоящий момент на рынке КМУ наблюдается некоторая затоваренность. Особенно это заметно в сегменте тросовых КМУ, что связано с массовым завозом азиатских моделей в 2023 г. на ожиданиях санкционного закрытия импорта. Такое количество КМУ, несомненно, давит на рынок сейчас и продолжит давить в некоторой перспективе. Кроме того, серьезным негативным фактором является повышение ставки ЦБ. В сочетании с ожидающимся повышением утилизационного сбора и продолжающегося дефицита шасси, это не позволяет говорить о какой-либо позитивной динамике в краткосрочной перспективе. Группа «ПАЛФИНГЕР» сконцентрировалась на модернизации производственных связей и максимальной локализации своего производства для быстрого реагирования на любые изменения рынка.

В. Пинский, «КМУ РУС»: Оценив рынок импорта по состоянию на март 2022 г. и зафиксировав разрыв отношений с европейскими поставщиками, мы прогнозировали активный спрос на краны-манипуляторы в 2023 г. Также было понимание появления новых китайских игроков с более низкими ценами. Доля европейских игроков составляла 25% ассортимента, из которых подавляющее количество моделей были гидравлического типа. Данные европейские производители с 25% почти полностью покинули рынок. Сейчас преобладают корейские краны – 4456 единиц (70% рынка), поставленных в 2023 г., и китайские краны – 1766 единиц (27,9% рынка).

На 2021 г. доля кранов из Кореи, ввезенных компанией «КМУ РУС», составляла 300 единиц различных моделей грузоподъемностью от 3 до 10 т. Опираясь на спрос и рынок, было принято решение увеличить поставки и организовать склады продукции на партнерских площадках. В 2022 г. поставки выросли на 25% и составили 400 единиц. Продукция была успешно реализована, и на конец 2023 г. поставки возросли до 573 единиц.

За 2023 г. доля компании «КМУ РУС» с кранами Hyundai Everdigm (ранее НКТС) составила 12,86% от общего числа импортных КМУ. Дополнительно на активность рынка влияет высокая процентная ставка, поэтому многие клиенты вкладываются в ремонт текущего парка и ждут лучших времен.

А. Ганин, «Смартэко»: По моему мнению, на рынке образовался баланс спроса и предложения. Судя по заказам на наши краны в 2024 г., мы прогнозируем рост производства на 15–20% по сравнению с прошлым годом, хотя последние несколько месяцев рост замедлился. Мы к этому росту готовы.

FG 414 на шасси JAC
Какова структура рынка сегодня по типу КМУ и грузоподъемности? Какие типоразмеры наиболее востребованы?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: На рынке КМУ продолжается рост доли моделей тросового типа. В связи с этим мы модернизировали производственные мощности и усилили кооперацию между отдельными предприятиями для увеличения выпуска тросовых КМУ. Также благодаря доступным шасси китайского производства увеличенной в сравнении с отечественными аналогами грузоподъемности, наметился рост спроса на КМУ большей грузоподъемности.

В. Пинский, «КМУ РУС»: Сегодня наиболее востребованы тросовые краны, при этом рынок сильно зависит от доступности шасси. Так, в 2023 г. было много шасси 9–15 т, поэтому были хорошие продажи кранов от 3 до 5 т. Сейчас мы наблюдаем смещение активности рынка в сторону 7–8-тонных КМУ. Многие клиенты скучают по европейским и японским машинам, но на текущий момент на рынке преобладают китайские шасси. Также наблюдается острая нехватка отечественных шасси от КАМАЗа, УРАЛа и ГАЗа.

Периодически возникает небольшой дефицит машин у партнеров, но в целом с ввозом китайских шасси все вопросы решаются – идут активные поставки машин из Забайкальска, которые едут своим ходом до центральных регионов. Хотим посоветовать читателям обратить внимание и на корейские шасси Daewoo для КМУ, поставки которых также продолжаются.

А. Ганин, «Смартэко»: Поскольку до декабря 2023 г. мы являлись производителями кранов максимальной грузоподъемностью 3, 4 и 5 т, сегодня я могу говорить квалифицированно только об этих кранах. В 2024 г. в этом сегменте безусловный лидер – пятитонные краны. Это связано с двумя моментами. Во-первых, тенденцией на увеличение полной массы шасси на рынке. Во-вторых, разница в цене между 3- и 5-тонным краном не такая существенная, чтобы клиенту отказываться от дополнительной грузоподъемности.

«ПАЛФИНГЕР»
Расскажите о новых моделях КМУ и о новых шасси, к которым вы адаптировали свои КМУ. Все ли востребованные рынком шасси доступны? Наблюдаются ли проблемы с ввозом китайских, турецких шасси?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: Группа «ПАЛФИНГЕР» разработала отвечающий запросам рынка план расширения модельного ряда КМУ. В этом, 2024 году, был налажен выпуск еврозамещенной модели шарнирно-со­члененной КМУ ИНМАН ИМ 240N (грузовой момент 22,57 тм, максимальная грузоподъемность 10 т), являющейся аналогом австрийской модели PALFINGER PK 23500. Также линейку шарнирно-сочлененных КМУ в ближайшие месяцы дополнит эвакуаторный кран ИМ 175Т с грузовым моментом 16,8 тм и мощный ИМ 440 с грузовым моментом 40 тм. В линейку тросовых кранов войдут новые модели – грузоподъемностью 3 и 5 т. В плане ввода новых КМУ присутствует еще ряд интересных и востребованных рынком моделей, о которых будет объявлено дополнительно.

В. Пинский, «КМУ РУС»: Модели кранов Hyundai остаются неизменными, но постоянно проходят доработку. Например, по просьбам наших клиентов завод увеличил размах опор на модели HTC 3014 до 4,5 м. В числе последних новинок наш обновленный кран HLC 3014, который был установлен на новинку от компании «МБ Рус» шасси Forland 12.

А. Ганин, «Смартэко»: В 2023 г. еще сохранялись запасы шасси известных брендов Isuzu, Hyundai, а сейчас мы переводим наших клиентов на отечественные и китайские шасси. Что касается «китайцев», то весной и летом были большие проблемы с поставками. Пик дефицита наблюдался с апреля по июнь – нам недопоставили около 60% нужных шасси. Но в августе 90% недостающих шасси приехали, и мы застроим их к концу октября.

Что касается новых марок шасси, мы расширили работу с малотоннажными Dongfeng и освоили шесть новых для себя брендов: HOWO, SDAC, DAYUN, Forland, Altai, и AmberTruck калининградского производства.

По новым КМУ тоже не стоим на месте. В декабре 2023 г. выпустили новую модель семитонного крана FG 716. В июне 2024 г. сделали на ее базе 8-тонную модель FG 716 HP (High Power). Теперь наши клиенты могут заказать КМУ грузоподъемностью 8 т по цене 7-тонного крана.

Сервис: что представляет собой ваша сервисная сеть, какую территорию вы обеспечиваете? Есть ли планы по расширению? Испытываете ли вы проблемы с кадрами?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: Сервисная сеть «ПАЛФИНГЕР» сегодня включает в себя около 120 компаний-партнеров и представлена практически во всех регионах РФ. Она является самой обширной по представленным на рынке подобным продуктам в отрасли. При этом, учитывая огромные территории и удаленность некоторых регионов, существует потребность в организации сервисной поддержки наших КМУ и поиске новых партнеров. Вопрос квалифицированных кадров всегда стоял остро для наших партнеров, осуществляющих гарантийную и сервисную поддержку, и понимая такую потребность со стороны дилеров, мы на постоянной основе проводим обучение сервисных специалистов на наших заводах – производителях техники.

В. Пинский, «КМУ РУС»: В этом году наша сервисная сеть выросла до 70 партнеров в 37 регионах РФ и продолжает развиваться. Сотрудники новых СТО проходят обучение представителями завода Hyundai и получают необходимую квалификацию.

А. Ганин, «Смартэко»: У нас организована широкая сеть сервисов по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Сейчас сервисов около 70, и количество постоянно растет.

Поскольку мы – завод производитель и сосредоточены на производстве качественных кранов, наша сеть организована по принципу аутсорсинга – сервисный отдел постоянно ищет новых подрядчиков. Мы отбираем только сервисы, которые понимают, как работать с кранами-манипуляторами. Если профильного опыта у сервиса нет, договор с ним не заключается.

В редких случаях, когда клиент увез кран в регион, где сервиса пока нет и произошла поломка – наша сервисная служба ищет поставщиков в нужном регионе. После удачного ремонта с сервисом заключается долгосрочный договор. В числе недавних подобных кейсов договоры в Якутске и Сочи. Удивительно, но оказалось, что именно в Сочи особенно сложно найти адекватного подрядчика.

«КМУ РУС»
Запчасти: все ли комплектующие и запчасти сегодня доступны, есть ли проблемы и как вы их преодолеваете? Насколько большие складские запасы необходимо поддерживать?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: Ограничение доступности комплектующих для наших КМУ, как и для любой ранее выпускаемой и реализованной техники, конечно же ощущается на рынке, но мы проводим большую работу по локализации основных узлов и компонентов, чтобы обеспечить нашим клиентам возможность отремонтировать технику в сжатые сроки по разумной стоимости.

В. Пинский, «КМУ РУС»: Один из наболевших вопросов сегодня – запчасти. На данный момент у «КМУ РУС» проблем с их поставкой нет. Большая часть наиболее востребованных позиций хранится на нашем складе, и этот запас мы стремимся поддерживать. Благодаря немалому опыту эксплуатации у клиентов и ремонтов у нашей сервисной сети мы получаем обратную связь о необходимости располагать определенной номенклатурой.

Перечень поддерживаемых запасов постоянно увеличивается, так как есть установки, которым уже более восьми лет и их наработка довольно велика. Прогнозировать поломку в таких условиях не всегда представляется возможным. Ввиду этого мы стремимся предоставить клиенту возможность получить оригинальную запасную часть из наличия в кратчайшие сроки, а не ждать заказа месяцами и простаивать. В сентябре перечень запасных частей в наличии будет включать около пятисот позиций. Также, если владелец следит за техникой и сможет заранее спрогнозировать поломку или потребность в замене какого-либо узла, но детали не окажется в наличии, мы сможем предоставить деталь под заказ.

Уже реализована программа Trade-in, по которой клиент сможет приобрести запасную часть со скидкой, передав нам свою вышедшую из строя запасную часть для ремонта и восстановления. Восстановленная запасная часть также впоследствии доступна для приобретения. Ее ремонт проходит с применением технологий и рекомендаций завода-изготовителя, а также с учетом огромного опыта наших сервисных партнеров и производств, на которых проходит восстановление.

Также осенью будет запущен проект по локализации производства комплектующих. Характеристики производимых в России запасных частей не будут уступать оригинальным запасным частям, а зачастую превосходить их, так как эти детали будут максимально адаптированы для условий работы в России и произведены с учетом всего опыта эксплуатации.

А. Ганин, «Смартэко»: Поскольку 30% комплектующих мы получаем из Китая, производя партию кранов, мы сразу заказываем необходимые запасные части. Точное количество складских запасов озвучить не могу, но скажу так: с 2018 года у нас не было ни одного клиента, у которого бы произошла поломка и ему пришлось бы ждать запчасть из Китая.

FG 716 HP на КАМАЗе
Параллельный импорт западных КМУ: нужен и есть ли он? Перспективы параллельного импорта КМУ, запчастей и комплектующих?

П. Чернецов, «ПАЛФИНГЕР»: Учитывая то, что при параллельном импорте запчастей возникает все больше сложностей, повышающих риски поставок и простоя техники, главным выходом становится локализация производства таких запасных частей и поиск компаний, готовых к их производству в дружественных странах.

А. Ганин, «Смартэко»: С параллельным импортом КМУ мы не сталкиваемся, поскольку производим собственные краны. Этот вопрос лучше задать торгующим организациями. Что касается запасных частей – как я уже сказал: мы полностью перешли на российские и китайские комплектующие, чтобы не зависеть от серых схем.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи