Импорт КМУ в Россию в январе–октябре 2017 г.*
В 2017 г. исполнилось ровно 70 лет с момента начала серийного производства краноманипуляторных установок HIAB 190 для грузовиков. За довольно долгую историю существования этого продукта в России рынок КМУ еще далек от насыщения, а в последнее десятилетие экономических и политических изменений импорт постоянно сопровождался падением объемов рынка из-за сложной финансовой ситуации в нашей стране. Из графика динамики российского импорта хорошо видно, что падение показателей было резким, а восстановление проходит достаточно сложно. Тем не менее после четырех лет падения поставок КМУ в Россию в 2017 г. рынок начал оживать. При этом темпы прироста оказались значительно выше прогнозируемых значений. Уже по итогам января–октября 2017 г. импорт увеличился на 50,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. и на 11% по сравнению с теми же показателями 2015 г.
* Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза.
По мнению начальника отдела маркетинга ООО «Палфингер Кран Рус» Д. Андреева, основная причина роста – «относительная стабилизация в экономике вообще и курса рубля в частности. Компании, использующие подъемное оборудование, успели адаптироваться к новым условиям видения бизнеса. Кроме того, положительное влияние оказывает поддержка со стороны государства. Похожая ситуация наблюдается и в смежных отраслях, к примеру на рынке грузовых автомобилей». Согласен с данным утверждением и директор по маркетингу ООО «ФУРУКАВА ЮНИК РУС» Ю. Суриков. По его мнению: «если посмотреть на динамику продаж шасси в 2017 г., то очевидна тенденция восстановления рынка грузовых автомобильных шасси, причем наибольший прирост в количественном выражении приходится на отечественный бренд КАМАЗ». А. Алиев, руководитель направления «Краны и КМУ» компании «ТЕХИНКОМ», добавляет, что «нельзя забывать и о накопившемся отложенном спросе, сформировавшемся в годы острой фазы экономического кризиса на рубеже 2014–2015 гг.».
Важной качественной составляющей любого рынка является его возрастная структура. А для рынка КМУ разделение продукции на новую и б/у имеет принципиальное значение, учитывая, как минимум, конечную стоимость продукта, которая может разниться в десятки раз. До кризиса 2014 г. между объемами ввоза новых и б/у установок наблюдался относительный паритет с небольшим преимуществом новых КМУ. Первые изменения были отмечены уже в 2015 г., когда до 58% возросла доля подержанных установок, но уже со следующего 2016 г. доля новых КМУ стала увеличиваться сначала до 64,7%, а по итогам первых десяти месяцев 2017 г. – до 76,5%.
Импорт новых КМУ
Последние 4–5 лет в распределении ведущих импортных позиций новых КМУ на российском рынке по маркам участвовали практически одни и те же бренды. При этом сама структура мест менялась от года к году, что говорит о постоянной конкуренции в отрасли. Именно усиление конкуренции считает Д. Андреев основной тенденцией текущего этапа развития рынка КМУ у нас в стране. Растет количество производителей, как отечественных, так и зарубежных.
Если переходить к цифрам, то PALFINGER – ведущий мировой производитель КМУ в российском импорте – опустился на третью позицию, несмотря на рост объемов ввоза на протяжении последних двух лет. Бóльшими темпами увеличивались поставки корейских производителей краноманипуляторных установок, и по итогам января–октября 2017 г. в лидерах находятся марки KANGLIM и SOOSAN, прирост ввоза которых составил 114 и 187% соответственно. На протяжении последних двух лет объемы импорта КМУ марки UNIC снижались, однако по итогам рассматриваемого периода более чем двукратный рост обеспечил японскому бренду четвертую позицию. Замыкает пятерку ведущих импортируемых марок FASSI с показателем прироста 32,4%.
Впервые с 2014 г. в лидеры среди стран-производителей КМУ вновь вышла Южная Корея, имея при этом значительный перевес в доле рынка. Основными выпускаемыми брендами являются KANGLIM, SOOSAN и DONGYANG. Далее идет Италия, где была выпущена техника сразу одиннадцати производителей, впоследствии импортированная в Россию в январе–октябре 2017 г. Среди чисто итальянских компаний присутствует и PALFINGER, имеющий завод на территории этой страны. Также в структуре импорта присутствуют такие бренды, как FASSI, AMCO VEBA и HYVA. На заводе FURUKAWA UNIC (Thailand) Co., Ltd были собраны практически все КМУ UNIC, ввезенные в нашу страну в 2017 г., за исключением десяти, собранных в Японии, что позволило Таиланду занять третью позицию.
Несмотря на лидерство марки KANGLIM, представители данного бренда среди основных получателей по итогам рассматриваемого периода отсутствуют. Это связано в первую очередь с общим количеством получателей, которых оказалось сразу семь, а крупнейший из них ввез 119 установок. Переходя к основным получателям, отметим их расположение в соответствии с их рейтингом, начиная с SOOSAN, т. е. ООО «Компания Сим-Авто» в лидерах, далее АО «ИНМАН» (PALFINGER), ООО «Фурукава Юник Рус» (UNIC), ООО «Милфойл» (FASSI) и ООО «ТЕХИНКОМ» (DONGYANG).
Несколько слов стоит сказать и о российском импортном рынке б/у КМУ, основу которого составляет японское оборудование. По итогам рассматриваемого периода его доля находилась на уровне 83%. Основными импортируемыми марками являются MAEDA, UNIC, TADANO.
Переходя к непосредственным итогам года, хочется отметить единство мнений экспертов и участников отрасли, которые прогнозируют 50%-ный рост показателей импорта. Хочется отметить, что мнения сходятся и по основным тенденциям и перспективам в отношении характеристик установок. К примеру, А. Алиев считает, что «в настоящее время наблюдается значительный рост спроса в сегменте тяжелых краноманипуляторных установок с более длинным вылетом стрелы, а также комплектация данных КМУ дополнительными опциями, такими как навесное оборудование с гидровращателем и др. Все это расширяет области их функционального применения». Более конкретен в этом отношении Ю. Суриков, обозначивший лидерами продаж КМУ с грузовым моментом от 14 до 20 т.м, что обусловлено приростом объемов продаж автомобильных шасси полной массой более 12 т, и в первую очередь автомобилей КАМАЗ. В любом случае прогнозируемое увеличение объема продаж КМУ будет соответствовать увеличению объемов продаж коммерческого транспорта в процентном выражении.