Импорт КМУ в Россию в 2011 году*

А. Ловков, коммерческий директор компании ID-Marketing
 
 
 
 
 
 

Уже не первый раз мы обращаемся к теме рынка краноманипуляторных установок (КМУ). Причина проста – этот сегмент рынка показывает неплохие результаты в послекризисный период и еще не исчерпал свой потенциал в России, подтверждением чему служат последние данные о российском импорте КМУ.

Абсолютное минимальное значение рынка после продолжительного роста зафиксировано в 2009 г., но уже в 2010-м импорт увеличился в 2,3 раза относительно 2009 г. По итогам 2011 г. в Россию ввезено более 8 тыс. ед. КМУ, что на 9% превышает показатели 2008 г. (наиболее удачного для продавцов подъемной техники), а показатели 2010 г. – почти вдвое.

Принципиальное значение имеет разделение рынка краноманипуляторных установок на сегменты новых и подержанных. Доля новой техники в импорте за последние четыре года находилась на уровне 40–43%. Исключением стал 2009 г., когда ввоз новых КМУ упал почти в восемь раз, что прямым образом отразилось и на их доле, которая составила чуть более 22%.

Импорт новых КМУ. Ведущей импортируемой маркой за последние два года является Palfinger. Австрийский концерн является самым крупным производителем кранов-манипуляторов (гидроманипуляторов) в мире, занимая около 30% рынка. В 2011 г. Palfinger отметил 80-летие. По итогам юбилейного для себя года под маркой Palfinger в Россию было импортировано более 900 КМУ, что превысило значение прошлого 2010 г. на 65%. Несмотря на это доля австрийского производителя упала с 32% в 2010 г. до 26% в 2011-м.

Аналогичную ситуацию отметим в импорте марки Fassi. Практически идентичный австрийскому производителю рост наблюдается и у итальянского участника рынка КМУ, а именно 66%. При этом его доля сократилась до 14,6%.

Почти в 4,5 раза увеличились импортные поступления КМУ марки Kanglim. Южнокорейский производитель отвоевал сразу несколько мест у конкурентов, при этом он один из немногих участников рынка, который увеличил также и свою долю: с 6% в 2010 г. она возросла до 13% в 2011 г. Динамика импорта азиатской марки впечатляющая, к примеру, объемы ввоза КМУ Kanglim в 2008 г. составляли всего 43 ед.

По итогам 2008 г. на рынке импортных КМУ лидировали Amco Veba и Unic. Сейчас объемы ввоза данных марок позволяют сохранять за собой четвертую и пятую позицию в рейтинге, однако, несмотря на рост данных импорта КМУ Amco Veba и Unic, до показателей того же 2008 г. им еще далеко.

Азиатские производители подбираются все ближе в рейтинге стран, выпустивших краноманипуляторные установки, впоследствии импортированные в Россию в 2011 г. В частности, Республика Корея занимает уже вторую позицию с показателем более 900 КМУ. Это выше аналогичных значений 2010 г. почти в пять раз. В этой группе, естественно, Kanglim, а также Soosan, Dongyang, CS Machinery. Кроме того, на южнокорейском заводе Cargotec KoreaLimited была выпущена 21 краноманипуляторная установка Hiab, которая растаможена в России в 2011 г.

Несмотря на такой стремительный рывок азиатских производителей, в лидерах остается Италия, однако доля ее в 2011 г. по сравнению с 2010-м сократилась с 46 до 38%. В Италии выпускаются КМУ марок Fassi, Amco Veba, Ferrari, Effer, PM и др. По итогам 2011 г. в Россию также импортировано 234 крана-манипулятора Palfinger итальянской сборки. Еще 669 КМУ Palfinger выпущено в Австрии, которая с этим показателем находится на третьей позиции.

Краноманипуляторные установки Unic и Tadano вывели Японию на четвертую позицию по объемам произведенной продукции, импортированной в Россию в 2011 г. Замыкает пятерку лидеров Швеция с маркой Hiab.

ООО «Палфингер Кран Рус» – совместное предприятие концерна Palfinger и Группы «КРАФТ ИНВЕСТ» (Россия) – является эксклюзивным дистрибьютором Palfinger на территории России. Учитывая тот факт, что практически все краноманипуляторные установки соответствующего производителя, за исключением четырех, растаможила компания «Палфингер Кран Рус», ее лидерство среди остальных получателей в настоящее время не вызывает сомнений, хотя доля сократилась до 26%.

Пожалуй, одной из самых главных новостей рынка КМУ последних лет является поглощение Группой Palfinger ЗАО «ИНМАН» («Ишимбайские Нефтяные Манипуляторы»). «ИНМАН» является ведущим российским производителем кранов-манипуляторов и владеет двумя производственными базами. Для концерна Palfinger это приобретение является важным шагом на пути развития торговой марки в СНГ.

Прочно занимает вторую позицию эксклюзивный представитель Fassi – ООО «АС Гидравлик». За 2011 г. компания растаможила на 81% КМУ больше, чем годом раньше, при этом доля упала на 1%.

АЗ «Чайка-Сервис» – официальный дистрибьютор Amco Veba по России и странам СНГ с 2002 г. В 2011 г. компания растаможила в 1,7 раза больше КМУ, чем в 2010-м, что позволило ей переместиться на третью позицию. Сохранила свою долю по итогам 2011 г. группа компаний «Мега Драйв» – генеральный дистрибьютор японской фирмы Furukawa Unic Corporation и PM Group S.p.A. При этом количество КМУ, растаможенных ООО «Мега Драйв», в 2011 г. возросло в два раза.

Замыкает пятерку ведущих импортеров ООО «ЦентрТрансТехМаш» – компания не только повысила свои позиции в рейтинге, но и увеличила свою долю почти на 1%, при том что прирост поступлений КМУ для ООО «ЦентрТрансТехМаш» составил 147%.

Хотелось бы упомянуть еще одного участника рынка, который за 2011 г. потерял сразу три позиции и оказался на шестом месте. ООО «Карготек Рус» по итогам рассматриваемого периода растаможило на 7% КМУ меньше, чем в аналогичном периоде 2010 г. Таким образом, доля компании упала с 10% в 2010 г. до 4,5% в 2011 г.

Импорт подержанных КМУ. Анализ импортных поставок подержанных кранов-манипуляторов сводится к оценке объемов их ввоза из Японии. Отметим, что доли азиатских стран по сравнению с 2010 г. не изменились, при этом общий объем ввоза КМУ увеличился на 90%. В целом положительная тенденция налицо, однако это не идет в актив рынку в целом, ведь его качественная составляющая в первую очередь определяется именно возрастной структурой.

Неизменной остается и региональная структура, где в лидерах по понятным причинам Приморский край. Из наиболее заметных изменений выделим рокировку Московской области и Санкт-Петербурга. Кроме того, сразу на несколько позиций (с шестой на третью) поднялась Москва.

По словам Александра Мусатова, регионального директора подразделения Hiab в России и странах СНГ – ООО «Карготек РУС»: «Итоги 2011 года продемонстрировали рост рынка КМУ в России. Как и прежде, импорт КМУ является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных сегментов рынка грузоподъемного транспорта. Российские покупатели все больше осознают экономическую выгоду от приобретения и эксплуатации КМУ. Этот факт оказывает влияние на рост замещения автокранов краноманипуляторными установками в сегменте грузоподъемностью 14, 16, 18 тонн. Важно отметить также рост потребления тросовых кранов, в том числе новых. Что касается перспектив 2012 года, мы ожидаем дальнейший рост рынка КМУ в России, расширение сегмента тросовых кранов». От себя добавлю, что все предпосылки к данной тенденции в настоящее время есть.

* Анализ проведен без учета данных по Республике Беларусь и без учета данных по Республике Казахстан со 2-го полугодия 2010 г.

компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru
компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru