Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ

Д. Полянский

Снижение деловой активности отражается на всех отраслях экономики. Из-за падения интенсивности эксплуатации коммерческого транспорта, строительной и складской техники снижается спрос на рынке запасных частей. Прошедшей зимой кризис серьезно затронул аккумуляторщиков.

В декабре плохие новости пришли со всех автомобильных конвейеров, которые потребляют едва ли не половину всех аккумуляторов, производимых в России. Машиностроители «встали» за две недели до Нового года и из новогодних праздников выходили с большой задержкой. Чтобы не произошло затоваривания складов, вслед за производителями техники сворачивать производство были вынуждены и некоторые аккумуляторные заводы.

Впрочем, производители АКБ отделались легко, чего не скажешь о продавцах аккумуляторов. Традиционно в этом сегменте рынка планы продаж и соответственно заявки на автозаводы подают в конце лета. Как мы помним, еще в августе прошлого года продажи коммерческого транспорта и строительной техники были весьма обнадеживающими: по некоторым сегментам рынка прирост продаж составлял 15…20% по сравнению с первым полугодием 2007 г., поэтому и спрос на основные расходные материалы – моторные масла, фильтры, шины, аккумуляторы был стабильно высоким. Планы продаж на ближайшие полгода были весьма оптимистичными. Крупные дистрибьюторы, опасаясь повторения ситуации конца 2007 г., когда цены на свинец на лондонской бирже росли каждую неделю, еще в сентябре сделали крупные заказы на заводы. Однако эта предусмотрительность накануне глобального кризиса многим из них стоила довольно дорого. К концу января стало ясно, что планы продаж тяжелых аккумуляторных батарей, сверстанные по итогам предыдущего сезона, оказались излишне оптимистичными. У ряда крупных региональных оптовиков АКБ большой емкости и тяговые батареи для складских электропогрузчиков так и остались на складах. Причем в легковом сегменте потери аккумуляторщиков на вторичном рынке оказались далеко не такими серьезными. Продавцы АКБ признают: на вторичном рынке продано автомобилей в последнем квартале 2008 г. и в первом квартале 2009 г. практически вдвое меньше запланированного. Однако спрос на АКБ малой емкости подстегнули затяжные морозы, которые, начиная с января, прокатились по всем регионам Урала, Сибири и Дальнего Востока. В таких сложных климатических условиях владельцы легковых автомобилей были вынуждены обновлять аккумуляторы.

Владельцы грузовиков предпочли на этом сэкономить. Позицию грузоперевозчиков и владельцев арендной техники понять можно. Почти всю зиму машины простояли без работы, соответственно и аккумуляторные батареи тоже сохранили ресурс. Даже если на одной машине АКБ ослабла, ее всегда можно снять с другого грузовика, который все равно стоит без дела. Вкладываться в техническое обслуживание техники, не имея стабильного заработка и каких-либо перспектив на то, что он будет, представители малого бизнеса не захотели. Крупные предприятия с большим парком техники были более активны на рынке, однако их покупательная способность в этом году также уступает прошлогодней.

К тому же многие продавцы АКБ отмечают, что в такой ситуации на финансовом рынке намного выгоднее работать с розничным покупателем, чем с крупной организацией, закупающей аккумуляторы оптом. Нехватка оборотных средств и полная неопределенность в отношениях с кредитными организациями уже не раз приводили к тому, что и стабильные на первый взгляд клиенты задерживают оплату поставленных комплектующих.

Итог зимы 2008/2009 г. неутешителен. Продажи аккумуляторов большой емкости в начале этого года сократились в несколько раз. Шансы реализовать эти запасы сейчас, по окончании зимнего сезона, невысокие, но оставлять их до следующей осени опасно. После годового простоя на полке АКБ может прийти в негодность, в лучшем случае ее пусковые и емкостные характеристики существенно снизятся. Производители аккумуляторов возлагают надежды на аграриев, у которых скоро начнется посевная кампания. Сельское хозяйство сегодня одна из немногих отраслей российской экономики, которая в условиях мирового финансового кризиса может сохранить, а в случае грамотной государственной поддержки даже увеличить объемы производства.

Новые перспективы

В наиболее выгодной ситуации сейчас производители и продавцы отечественных АКБ. Цены на импортные аккумуляторы пошли вверх еще в конце 2008 г. вслед за долларом. Все контракты с зарубежными поставщиками заключаются в валюте. Повлияло на цены и увеличение таможенных пошлин. По словам продавцов аккумуляторов, за последние три месяца цены на импортные АКБ выросли на 30…40%. Российские аккумуляторщики цены пока не меняют. Дело в том, что конечная стоимость аккумулятора на 70…80% зависит от цен на свинец на лондонской товарной бирже. К примеру, осенью 2007 г., когда эта цена внезапно начала расти бешеными темпами, цены на АКБ менялись еженедельно.

В этом году цены на сырье вернулись в нормальное русло. Сегодня тонна свинца стоит 1000…1200 USD. По оценке экспертов, это справедливая цена, которая довольно долго существовала на рынке, и вероятность резких скачков как вверх, так и вниз эксперты оценивают как минимальную. Наряду с этим некоторые российские аккумуляторные заводы сегодня имеют собственные предприятия по переработке вторичного сырья и свои печи по очистке свинца, а потому еще в меньшей степени зависят от цен на свинец на мировом рынке и располагают широкими возможностями корректировки отпускных цен. Зависимость российских заводов от импортных комплектующих для производства сепараторов и материалов, используемых при намазке электродов, невелика. Впрочем, в случае дальнейшего роста курса доллара российские АКБ также подорожают, но рост цен в любом случае будет не столь значительным, как на импортные батареи, стоимость которых привязана к доллару напрямую.

Есть еще один рыночный фактор, который может поднять спрос на продукцию российских аккумуляторных заводов: это государственная поддержка российских производителей грузовой и дорожно-строительной техники. Уже не раз сообщалось, что государство готово выделить в этом году около 20 млрд. руб. на закупку дорожно-строительной техники в регионах. Одно из условий – техника должна быть отечественного производства. Реализация этого решения позволит существенно повысить спрос на АКБ российского производства на первичном рынке, а увеличение парка российской техники сегодня в дальнейшей перспективе обещает российским производителям аккумуляторов хорошие продажи на вторичном рынке. Продавцы АКБ отмечают, что владельцы российской техники при смене аккумуляторов предпочтение, как правило, отдают более привычным и более доступным АКБ российского производства. В этой связи эксперты прогнозируют заметное изменение баланса сил на этом рынке. Часть потребителей может перейти на отечественную продукцию. Вероятнее всего, это будут аккумуляторы, изготовленные по современным технологиям, не уступающие по характеристикам зарубежным аналогам, но выигрывающие в цене.

Статистическая справка

В январе–феврале 2009 г. имело место весьма существенное падение производства как электрических машин и электрооборудования в целом (на 49,7% по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.), так и аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных – на 56,0%, а аккумуляторов и аккумуляторных батарей щелочных – 46,4%.

Объемы и динамика производства
  Февраль 2009 г. В % к февралю 2008 г. В % к январю 2009 г. Январь февраль 2009 г. в % к январю февралю 2008 г.
Число аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных, тыс. шт. 281 52,7 162,9 44,0
Емкость аккумуляторов и аккумуляторных батарей щелочных, млн. А.ч 10,3 73,1 128,4 63,6
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin