
Дорога успеха и побед
Знакомство с производством грузовиков концерна SINOTRUK в Китае
SINOTRUK – самый крупный производитель коммерческих автотранспортных средств в Китае. Завод был основан в 1930 г. Кроме HOWO и SITRAK компании принадлежат бренды Huanghe («Желтая река») и Zhongtong (автобусы).
В 1960 г. завод выпустил первый тяжелый грузовик в Китае – Huanghe JN 150. В 1983 г. было создано совместное предприятие с австрийским производителем тяжелых грузовиков Steyr, затем начался выпуск грузовиков марки HOWO совместно с компанией Volvo. И наконец, с 2013 г. запущено производство грузовых автомобилей марки SITRAK по лицензии MAN.
В 2023 г. SINOTRUK продала на мировых рынках более 334 тыс. транспортных средств. На данный момент SINOTRUK выпускает тяжелые, средние и легкие грузовики, спецтехнику, автобусы и пикапы, самостоятельно производит двигатели, коробки передач, мосты и другие компоненты автомобилей. В исследовательском центре SINOTRUK работают почти 8000 специалистов. Ежегодно компания инвестирует в разработки более $500 млн.

Заводы сборки автомобилей, двигателей и коробок передач
В г. Цзынань (провинция Шаньдун) находятся основные производственные мощности компании SINOTRUK. Прежде всего это «интеллектуальный» завод SINOTRUK Laiwu с годовой мощностью производства 160 тыс. грузовиков, один из самых передовых в мире. На производстве занято 289 роботов. Штамповое производство автоматизировано на 100%. Сварка кабин выполняется роботами без искр и дыма, что говорит о доведенном до совершенства процессе. В цехах чистый воздух и идеально чистые гладкие наливные полы. Комплектующие из склада по заводу доставляют 417 роботизированных беспилотных тележек. На производстве реализована интеллектуальная связь 5G. Антикоррозионные покрытия на детали наносятся при помощи полностью автоматизированной системы.

В цехе расположены две параллельные сборочные линии, на которых собираются разные модели и комплектации грузовиков SITRAK и HOWO по конкретным заказам клиентов. Каждые пять минут с конвейера сходит собранная машина.
Интересно, что на сборке используются гайковерты с электронным беспроводным управлением – они автоматически выставляют момент затяжки болта или гайки в зависимости от того, какой агрегат прикручивается и на какой модели грузовика. Рабочему не нужно думать, и исключаются ошибки.
Всю площадь крыши завода занимают солнечные батареи, снабжающие производство энергией. Отопление осуществляется геотермальной системой, которая обеспечивает зимой температуру в цеху не ниже +16 °С, а летом работает на охлаждение и поддерживает температуру не выше +27 °С.

Завод по производству коробок передач и двигателей построен при участии немецких специалистов, которые контролировали отладку всех технологических процессов. Работают две параллельные автоматизированные линии сборки двигателей. За один день на одной линии изготавливается до 600 двигателей. При необходимости работают обе линии и собирают до 1200 двигателей в день. В 2023 г. на этом заводе изготовили 70 000 двигателей.
На заводе собирают коробки передач собственной разработки SINOTRUK, а также коробки отбора мощности и раздаточные коробки. В цехе реализован высокий уровень автоматизации и работают всего 65 человек. А рядом уже готов к открытию еще более автоматизированный сборочный цех – там будут работать всего 35 человек.
Тест-драйв. При посещении завода участникам пресс-тура была предоставлена возможность провести тест-драйв нескольких моделей тягачей SITRAK C7H 4х2 и полноприводного 6х6, а также SITRAK C7H MAX 4х2. Автомобили имели комплектацию для российского рынка с «высокой» кабиной с двумя спальными местами, с многочисленными опциями (см. раздел «Модели для российского рынка»). Впечатления от поездки отличные: переключение передач плавное, запас мощности достойный, подвеска демпфирует толчки и колебания, обзор с места водителя хороший.

Модели SINOTRUK для российского рынка
Россия является для SINOTRUK стратегическим рынком, и в головном офисе SINOTRUK в г. Цзынань участникам пресс-тура рассказали о новых комплектациях автомобилей для российского рынка.
Разделение таково: SITRAK – это бренд, который призван конкурировать с европейской техникой, а бренд HOWO должен составить конкуренцию другим китайским брендам. Соответственно у SITRAK электропроводка полностью кабельная, а у HOWO комбинированная, состоящая из кабелей и обычных проводов. У SITRAK в кабине установлены жидкокристаллические экраны, теплоизоляция кабины полностью двухкомпонентная, а у HOWO надежная теплоизоляция, но попроще. У SITRAK коробки передач TraXon и 8-го поколения собственная КП S-AMT, а у HOWO либо собственная механическая КП, либо собственные роботизированные КП, но попроще, чем у SITRAK, и т.д.
На основании обратной связи от дилеров и клиентов компания SINOTRUK внесла в конструкцию автомобилей ряд изменений, которые делают технику более подходящей для работы в России.
Разработана усиленная теплоизоляция кабины из двух компонентов: при наружной температуре –30 °С и работе штатного отопителя температура в «спальнике» кабины SITRAK достигает +26 °С, а в кабине HOWO +22 °С. В первой половине 2025 г. кабины грузовиков HOWO тоже будут укомплектовываться усиленным слоем теплоизоляции.

Улучшена система отопления: проложены дополнительные воздуховоды. В результате температура в кабине повышается быстрее и равномернее: при –30 °С снаружи температура в ногах водителя и пассажира составляет около +18 °С. Оптимизирована система вентиляции – полная замена воздуха в кабине происходит три раза в час. Улучшен автономный отопитель кабины (4 кВт), а также разработан новый автономный жидкостный отопитель 15 кВт.
Оптимизирована прокладка и конструкция жгута проводов: используется кабельная проводка с двуслойной изоляцией жгута. Производится антикоррозионная обработка панелей кабины (катафорез), и увеличена толщина лакокрасочного покрытия шасси; устанавливается защита картера и топливного бака. Улучшена герметизация аккумуляторного ящика. Оптимизирована конструкция опорной плиты ТСУ. Всего сделано более 240 доработок.
Выход автомобилей с этими реализованными изменениями планируется с начала 2025 г. Кроме того, в 2025 г. будет доступно комплектование полноприводных моделей раздаточной коробкой собственного производства SINOTRUK с функцией отключения переднего моста. Будет доступен передний мост в нескольких версиях по грузоподъемности (до 9,5 т) с необслуживаемыми шарнирами рулевых тяг и с дисковыми тормозами.
SINOTRUK предлагает варианты комплектации своих автомобилей с такими опциями, как системы мониторинга нагрузки на ось, кругового обзора на 360° и контроля износа тормозных колодок, 12-дюймовый многофункциональный экран, кнопка «старт-стоп», система бесключевого доступа в автомобиль, датчики света, дождя, управление коробкой передач при помощи подрулевого переключателя, электронный стояночный тормоз и т.д.

Новая модель SITRAK сейчас проходит сертификацию и будет доступна для покупки во второй половине 2025-го – начале 2026 г. Удалось значительно уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления кабины этого автомобиля, благодаря чему уменьшился расход топлива. Зеркала заднего вида оснащены электроприводом, улучшена работа двигателя на холостом ходу.
В 2025 г. также планируется усовершенствовать автомобили HOWO T5G: внедрить новый интерьер, цветную приборную панель, новый 10-дюймовый многофункциональный экран, дополнительные воздуховоды. Добавляются опции – разъемы электропитания на 12 и 24 В, автомобильный холодильник и др.
Для российского рынка разработана модернизированная силовая линия: новый двигатель с повышенной устойчивостью к тепловым нагрузкам, с интеллектуальным управлением крутящим моментом двигателя и электронной педалью акселератора. Тепловой к.п.д. двигателя увеличен на 8,7%, а расход топлива снижен более чем на 7%.
Коробка передач от SINOTRUK S-AMT 8-го поколения благодаря оптимизации программного обеспечения позволяет увеличить скорость переключения передач на 75%, а жизненный цикл агрегата удалось увеличить до 8 млн переключений. У нового высокоэффективного заднеприводного моста MCY повышен к.п.д. передачи крутящего момента на 1,2%, а надежность – на 10%. В общем, новая силовая линия помогает снизить расход топлива более чем на 10% и значительно повышает надежность.

Послепродажное обслуживание автомобилей в России
В 2023 г. на территории РФ компания SINOTRUK продала более 30 000 грузовиков. Поэтому в компании придают очень большое значение послепродажному обслуживанию своей техники. В настоящее время в РФ открыто уже более 350 точек обслуживания грузовиков SITRAK и HOWO.
Специалистами «СИНОТРАК РУС» выполнен технически грамотный русский перевод диагностического инструмента EOL, и скоро этот интерфейс с подробными инструкциями по устранению неисправностей будет доступен дилерам. Разработан единый регламент ТО для всех моделей автомобилей SINOTRUK, по которому будут оказывать клиентам услуги все предприятия дилерской сети.
С начала 2024 г. гарантийный срок для автомобилей SITRAK увеличивается с 1 года до 2 лет на весь автомобиль, и плюс на силовую линию остается гарантия еще на 1 год (т.е. срок гарантии на силовую линию – 3 года!). Также с 2025 г. добавляется гарантия на запасные части. Дорабатывается система QR-кодов, по которым можно будет распознавать оригинальные запчасти. Готовится открытие пяти региональных складов запчастей совместно с дистрибьюторами.
«СИНОТРАК РУС» стремится ориентировать дилеров на «монобрендовую» форму работы, выгоды которой очевидны: на складе хранятся запчасти и содержится специнструмент только для одного бренда, специалисты обучаются специфике работы только с одним брендом, и исключаются ошибки при работе механиков с разными брендами.
С мая 2024 г. заработала «горячая линия», операторы которой помогают водителям организовать «помощь на дороге».
Обучение. SINOTRUK – первый из китайских брендов, который создал свой учебный центр в России для персонала своих дилеров. В Химках под Москвой и еще в трех местах работают обучающие курсы «Академия SINOTRUK». Недавно открылся тренинг-центр во Владивостоке.
