Многоосные полуприцепы для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов
Вл. Высоцкий. Очи чёрные I. Погоня
Проектирование, производство и поддержка многоосных транспортных средств несколько сложнее «массовых» полуприцепов с 2–4 осями, это более высокий уровень инженерного искусства и технологий, и столь изощренные и дорогостоящие изделия строят под заказ по согласованной с заказчиком спецификации или целому проекту. Для отечественного машиностроения эта тема сравнительно новая, но ее успешно осваивают. На сегодня это конструкции с моноблочной или разделенной механизмом телескопирования грузовой платформой и неотстегивающимся гусаком. В целом это развитие «массовых» полуприцепов, развитие отработанных концепций и решений.
Европейские производители прицепной техники в силу зрелости и концентрированности рынка перевозок КТГ и высокой квалификации перевозчиков питают склонность к модульным конструкциям, и все многоосные решения строят по модульному принципу из унифицированных в рамках определенной серии или семейства транспортных средств элементов – колесных тележек, «постелей» (платформ), гусаков, дышел, телескопических механизмов. Возможно, со временем отечественные машиностроители придут к модульному принципу, но сегодня и в обозримой перспективе рынок требует как можно более доступных по цене, а потому простых решений.
И вершина инженерной мысли – модульные транспортные средства. Число осевых линий автопоезда, составленного из модулей, не ограниченно, системы управления достигли совершенства и позволяют автопоезду весом в тысячи тонн выполнять сложные движения – вписываться в повороты, двигаться боком, разворачиваться на месте.
Гамма автомобильных полуприцепов компании Goldhofer включает многоосные серии. Так, полуприцепы серий STZ-L (погрузочная высота 780 мм) и STZ-H (погрузочная высота 795 мм) в максимальной конфигурации насчитывают 8 осей. Полуприцепы с одинарным или двойным раздвижением могут комплектоваться фиксированным или гидравлическим гусаком. Для этих серий используют оси с зависимой пневматической или гидравлической подвеской.
Новинка модельного ряда – STZ-PK, или »Arcus« PK, оснащена продвинутой независимой маятниковой гидравлической подвеской. Количество осевых линий может варьироваться от 6 до 11, при этом грузоподъемность максимальной конфигурации достигает 140 т. Маятниковая гидравлическая подвеска обеспечивает более плавный ход и стабильное положение платформы, а также погрузочную высоту в 785 мм на шинах 245/70 R17.5.
Компания выпускает несколько серий модульных транспортных средств – несамоходных и самоходных шириной 2500, 2750 и 3000 мм. Серии отличаются шириной платформы, исполнением осевого агрегата – с креплением к раме через шкворень или через опорный подшипник большого диаметра. Модули стыкуются друг с другом в продольном направлении с помощью штатных гребешковых соединений и бок о бок с применением боковых консолей. Внутри серий предусмотрены модули с максимальной грузоподъемностью, например, модули THP/SL с нагрузкой до 45 т на осевую линию, с уменьшенной, средней грузоподъемностью, как THP/SL-L с нагрузкой 26 т на осевую линию, и легкие с облегченной подвеской, как THP/SL-S с нагрузкой 16 т на осевую линию. Таким образом, под груз с распределенной массой можно формировать многоосный автопоезд более гибко из модулей с разной грузоподъемностью, используя максимальные возможности там, где это необходимо, и экономя силы и средства там, где это возможно.
Промышленная группа TII Group поставляет на рынок гамму автомобильных полуприцепов-тяжеловозов, в том числе многоосных, и гамму самоходных и несамоходных модульных транспортных средств. Так, серия полуприцепов модульного типа Eurocompact с маятниковой гидравлической подвеской в максимальной конфигурации предлагает 10 осевых линий: 6 на задней тележке и 4 на передней. Допустимая нагрузка на осевую линию – 12 т, ход подвески – 650 мм, ширина грузовой платформы – 2850 мм, грузоподъемность – 106 т, по своим параметрам топовая конфигурация Eurocompact приближается к модульным транспортным средствам, но в отличие от модулей это ее предел.
Наиболее близки к автомобильным полуприцепам серии легких модульных транспортных средств Scheuerle UltralightCombi и EuroCombi, а также EuroAxle с осевой нагрузкой до 14 т. Это несамоходные модули, которые стыкуются в прицеп или полуприцеп необходимой грузоподъемности и размеров или используются самостоятельно. Габаритная ширина модулей в разных сериях составляет 2550, 2630, 2740 или 2750 мм. Легкие модули используют также в качестве базы для специальных транспортных средств, для секций башен крупных ветрогенераторов.
В средней весовой категории у группы TII серии несамоходных модулей Kamag K22, Scheuerle FlatCombi и Nicolas Flat MDE и MDE с нагрузкой на осевую линию от 14 до 25 т и габаритной шириной 2750 и 3000 мм. Стоит отметить такую особенность модулей этих серий, как погрузочная высота 770–780 мм, которая даже меньше, чем у легких серий.
Тяжелые модули представлены наиболее известными сериями Scheuerle-Kamag K25 H и Scheuerle InterCombi, а также Nicolas MDED и MHD с осевой нагрузкой в 45 т и габаритной шириной 3000 мм. Эти несамоходные модули служат для перевозок сверхтяжелых грузов, грузоподъемность автопоезда, сформированного из таких модулей, теоретически не ограничена. Несамоходные модули используют для перемещения тяжелых и сверхтяжелых грузов по дорогам общего пользования на длинные дистанции.
Самоходные модули таких серий, как Scheuerle SPMT, Kamag К24, Nicolas MHD, используют для перемещения тяжелых и сверхтяжелых грузов на короткие дистанции – по заводским и портовым территориям, внутри цехов, то есть там, где маневрирование автопоезда с тягачом затруднено или невозможно. Возможности несамоходных модулей поистине не ограничены по грузоподъемности, количеству осевых линий, конфигурации. Из них, например, составляют разнесенные в пространстве транспортные системы для перевозки крупных судов или промышленных объектов, которые управляются как одно целое.
Из многоосных предложений компании Nooteboom наиболее известна серия Eurotrailers с количеством осей или осевых линий от 2 до 9 и грузоподъемностью до 150 т. Серия низкорамных многоосных полуприцепов Eurotrailers зрелая, ее выпускают достаточно долго, с течением лет конструкцию совершенствовали, меняли, но основные принципы построения, стыковочные размеры оставались неизменными. Благодаря большому тиражу полуприцепы Eurotrailers пользуются спросом на вторичном рынке и к ним несложно найти запчасти.
Полуприцепы строят по модульному принципу: задняя тележка с осевыми линиями на патентованной гидропневматической маятниковой подвеске Pendel-X и с гидравлическим рулением, низкорамная грузовая платформа («постель»), подкатная тележка Interdolly и/ или Jeepdolly, гусак. Поставляют колесные тележки с количеством осевых линий от 2 до 6, габаритной шириной 2520, 2740, 2840 и 2990 мм, с межосевым расстоянием 1360 или 1510 мм и допустимой нагрузкой на осевую линию 12 или 14 т. Благодаря подвеске автопоезд может развивать скорость до 80 км/ч. Ход подвески в 600 мм обеспечивает плавность и стабильность положения грузовой платформы, также с ее помощью опускается-поднимается платформа.
Тележка Interdolly представляет собой полноценную грузовую тележку с одной, двумя и тремя осевыми линиями с гидропневматической подвеской с ходом 600 мм. Спереди Interdolly стыкуется с гусаком, сзади с грузовой платформой.
Тележка Jeepdolly – это подкатная тележка с одной или двумя осевыми линиями на гидропневматической или пневматической подвеске, которую вставляют между тягачом и гусаком для увеличения грузоподъемности транспортного средства и лучшего распределения массы груза. Jeepdolly стыкуется с тягачами с колесными формулами 6х4, 8х4 и 10х4.
Компания Kässbohrer становится серьезным игроком на европейском, а также на российском рынке автомобильных полуприцепов-тяжеловозов. Недавно компания обновила линейку тяжеловозов и расширила производство на своем заводе в г. Адапазары, откуда тяжеловозы поставляют на международный рынок, включая российский.
Новый завод был открыт в 2018 г., сумма инвестиций составила 17 млн евро. Производственная мощность составляет 250 тралов в год, что дает основание считать его самым большим предприятием в Европе. Общая площадь крытых производственных площадей насчитывает 25 000 м2, суммарная площадь составляет 60 000 м2. Предприятие оборудовано кран-балками RFID-системы, технологической линией металлизации и ROLL-тестом готовой продукции.
С начала 2019 г. компания поставила в РФ 62 тяжеловоза, в том числе 2 восьмиосных, 8 шестиосных и 22 пятиосных. Все многоосные полуприцепы с раздвижной грузовой платформой. Компания производит их под заказ, так как мощности полностью загружены и нет возможности выпускать стандартные комплектации для склада.
Компания выпускает многоосные полуприцепы с задним заездом с 5, 6 и 8-ю осями с одно- и двукратным раздвижением. По запросу заказчика ходовая часть может включать самоподруливающие оси, оси с принудительным рулевым управлением и подъемные. Компания использует оси BPW грузоподъемностью 11 и 12 т на гидравлической или пневматической подвеске с двускатной ошиновкой размером 245/70 R17.5 и барабанными тормозами. Стандартные агрегаты упрощают эксплуатацию полуприцепа.
Компания «Уралавтоприцеп» успешно поставляет на российский рынок многоосные полуприцепы с задним заездом с нераздвижной и раздвижной платформами.
Нераздвижные модели – это 6-осный ЧМЗАП 99902 по спецификации 012 грузоподъемностью 70 т с платформой длиной 11,3 м и 7-осный полуприцеп ЧМЗАП 99905 по спецификации 020 грузоподъемностью 90 т с платформой длиной 12,5 м. Шестиосный полуприцеп комплектуют осями BPW на пневматической подвеске: тремя передними фиксированными и тремя задними самоустанавливающимися. У семиосного конфигурация более продвинутая: первая ось самоустанавливающаяся, вторая – фиксированная, с 3-й по 7-ю – с принудительным рулевым управлением.
Раздвижные полуприцепы строят на 7 и 8 осях. Так, 7-осный ЧМЗАП-99905 по спецификации 010 способен перевозить груз весом до 80 т и длиной до 30 м. С помощью двухзвенного механизма раздвижения длина платформы увеличивается с 11,7 до 26,3 м. Платформа разделена на три части: гусачная часть состоит из гусака и вваренной внутри балки. Гусак имеет небольшую площадку для опоры груза длиной 975 мм. Средняя часть – узкая платформа с вваренной балкой коробчатого сечения. Задняя часть представляет собой сварную конструкцию из хребтовой балки коробчатого сечения, двух боковых лонжеронов, связанных с хребтовой балкой с помощью поперечин. Платформа имеет два звена раздвижения. Каждое по 7500 мм с шагом 1000 мм. Все оси на задней части платформы, конфигурация ходовой части полностью аналогична 7-осному полуприцепу с нераздвижной платформой.
Семиосный полуприцеп ЧМЗАП-99905 по спецификации 020 грузоподъемностью 90 т отличается удлиненной до 12,5 м платформой.
Восьмиосный полуприцеп ЧМЗАП 99908 по спецификации 010 грузоподъемностью 100 т построен несколько иначе. Передняя площадка за гусаком оснащена двумя подъемными осями. За площадкой идет первое звено раздвижения, за ним короткая площадка, второе звено раздвижения и задняя платформа с шестью осями. Все восемь осей с принудительным гидравлическим рулевым управлением. Использована рычажная гидробалансирная подвеска голландской фирмы TRIDEC с осями европейских производителей с двускатной ошиновкой.
Компания «Тверьстроймаш» освоила разработку и производство многоосных полуприцепов, в числе которых есть и облегченная 7-осная модель 99397-RL60 серии Rapid Trailer. Максимальная грузоподъемность полуприцепа – 60 т, собственная масса – 14,6 т, грузы до 44 т можно перевозить без возмещения ущерба за превышение осевых нагрузок, только за превышение полной массы 44 т. С учетом неравномерного распределения нагрузки на платформу полуприцеп наиболее эффективен при перевозках грузов массой от 35 до 45 т в зависимости от размеров груза и его размещения на полуприцепе, для контроля осевых нагрузок полуприцеп оборудован системой манометров. Платформа нераздвижная длиной 11 м. Две передние оси и две задние самоустанавливающиеся, три передние и одна задняя подъемные.
«Полновесные» многоосные полуприцепы представлены 6- и 7-осными раздвижными и нераздвижными моделями серий Extendable и Original. Раздвижной 7-осный полуприцеп 99397-LE83 может перевозить грузы массой до 83 т и длиной более 20 м. Платформа с однозвенным механизмом раздвижения удлиняется с 11,5 до 19,5 м.
Платформа 6-осного полуприцепа раздвигается с 10 до 17 м, а перевозить он может до 74 т груза при собственной массе 18,2 т. У обоих полуприцепов оси размещены на задней части платформы.
Шестиосный нераздвижной полуприцеп 99396-L77 немного легче своего раздвижного аналога – он весит 16,7 т, а везти может до 77 т, а его платформа длиннее на метр – 11 м.
Компания «Meusburger Новтрак» предлагает 6- и 7-осные полуприцепы с задним заездом с нераздвижной и раздвижной платформой. Шестиосные представлены нераздвижной моделью ТР-697 грузоподъемностью до 88 т и раздвижной ТР-697 грузоподъемностью 80 т. Рамы выполнены из высокопрочной стали Strenx, длина нераздвижной платформы – от 9 до 11 м в зависимости от исполнения, длина раздвижной платформы – 14,3–21,3 м. Использованы оси BPW/ SAF с нагрузкой 12 т, 1-я, 2-я и 6-я оси подъемные, 1-я, 5-я и 6-я оси самоподруливающие. Собственная масса нераздвижного полуприцепа – 16 т, раздвижного – 17 т.
Топовые 7-осные полуприцепы ТР-7116 могут перевозить до 88 т в нераздвижном варианте и до 78 т в раздвижном. Нераздвижной полуприцеп весит 16 т, а длина его грузовой платформы – от 9,2 до 11 м в зависимости от исполнения. Раздвижной полуприцеп весит около 19,5 т, длина сдвинутой платформы 11,5 м, длина раздвинутой зависит от запросов заказчика.
Семиосные полуприцпы оснащают осями BPW с нагрузкой 12 т. 1-я, 2-я и 3-я оси подъемные, 1-я, 2-я, 6-я и 7-я самоустанавливающиеся, по запросу заказчика могут заменяться на оси с принудительным управлением.
Компания «Политранс» поставляет заказчикам нераздвижные и раздвижные полуприцепы с задним заездом с 6-ю и 7-ю осями. Нераздвижные полуприцепы представлены наиболее грузоподъемными моделями. Так, 6-осная модель ТСП 94186-0000012-4E00 при собственной массе 16,2 т способна перевозить до 72 т груза. Размеры полуприцепа достаточно типичны для 6-осников: длина платформы – 10 900 мм, ширина – 2550 мм, погрузочная высота – 1005 мм на шинах размером 235/75R 17,5. В ходовой части использованы оси на пневматической подвеске: 2-я, 3-я и 4-я оси фиксированные, три самоподруливающие, из них одна – первая – подъемная.
Для перевозок широких грузов, например тяжелой строительной техники, компания предлагает модификацию ТСП 94186-0000012-4J00 – 6-осный нераздвижной полуприцеп шириной 3200 мм, а с уширителями – 3600 мм.
Семиосный нераздвижной полуприцеп ТСП 94187-0000015-0G01 предназначен для перевозок тяжелых, широких грузов – массой до 94 т и достаточно объемных – длина платформы составляет 12 500 мм, ширина – 3200 мм. В ходовой части со 2-й по 5-ю оси фиксированные, 1-я, 6-я и 7-я самоподруливающие.
Шестиосный раздвижной полуприцеп ТСП 94186-0000060 предназначен для перевозки негабаритных грузов длиной до 18 м и массой до 72 т (в сдвинутом положении) при собственной массе 18 т. Платформа раздвигается с 11 000 до 18 000 мм с шагом в 1000 мм, ширина платформы – 2550 мм. Семиосный раздвижной полуприцеп ТСП 94187-0000060 способен перевозить грузы массой до 90 т и длиной до 20 м. Платформа шириной 2550 мм раздвигается с 11 850 до 18 850 мм с шагом в 1000 мм. Колесные формулы раздвижных полуприцепов аналогичны колесным формулам нераздвижных.
Таким образом, сегмент многоосных полуприцепов и автопоездов на базе модульных транспортных средств представлен широко, все производители в той или иной степени в нем участвуют. Стоит заметить, что многоосные транспортные средства для перевозок КТГ – это не только высокий уровень инженерного искусства, но и совершенно иной уровень эксплуатации, требующий от перевозчика высокой квалификации в погрузке-разгрузке, фиксации груза, вождении, подготовке маршрута, а также в обслуживании и ремонте. В принципе, это другой бизнес – бизнес проектных перевозок.