Самоходные PST/SL и несамоходные THP/SL модульные прицепы Goldhofer, 16 осевых линий в 3-файловой комбинации «бок-о-бок»
Чемпионы в тяжелом весе

Большегрузные полуприцепы

Крупные и тяжелые грузы представляют интерес для перевозчиков и производителей тяжеловозной техники, так как сулят максимальную маржинальность и тем и другим.

Перевозки крупных и тяжелых грузов – тяжелой строительной и горной техники, промышленного оборудования, такого как трансформаторы, генераторы и т. п., железобетонных и стальных строительных конструкций, таких как мостовые пролеты и опоры, случаются не так уж редко, особенно в период относительно масштабного обновления основных мощностей и строительства новых. Тяжелые грузы возят, и возят интенсивно, невзирая и даже, можно сказать, вопреки массовым проблемам с искусственными сооружениями.

Поэтому производители тяжеловозной техники стараются работать в этом сегменте, разрабатывать и производить максимально грузоподъемные модели, которые позволяет им их конструкторская школа, технологический уровень и клиентская база. Такие большегрузные полуприцепы производят только под заказ.

Большегрузные полуприцепы – грузоподъемностью около 100 т и более – строят по модульному принципу. Колесные тележки с разным количеством осей, подкатные тележки, грузовые платформы (постели), гусаки, дышла оснащены стыковочными узлами, благодаря которым можно сконфигурировать транспортное средство в соответствии с размерами и распределением массы груза. Плюс перевозчик эксплуатирует «железо» наиболее интенсивным образом, оправдывая вложения в него. В принципе, модульность – самое эффективное и, пожалуй, единственное решение для транспортного средства большой грузоподъемности.

У каждого производителя большегрузной техники свои стыковочные узлы, несовместимые с чужими. Это распространенная практика огораживания делянки, красиво именуемая защитой рынка, разумеется, в беспрестанной заботе о нуждах клиента. Но выигрывает от огораживания только производитель. Находятся умельцы, которые изготавливают переходники, позволяющие использовать колесные тележки одного производителя, а грузовую платформу другого. Решение для бедных с непредсказуемыми последствиями.

Самоходный прицеп Goldhofer PST/SL 6 (12x08)+THP/SL 18 P (1+1)

Благодаря ряду особенностей модульные транспортные средства выделяют в отдельный тип большегрузных транспортных средств. Модули и аксессуары к ним сконструированы так, что нет ограничений по количеству стыкуемых модулей и аксессуаров как в длину, так и в ширину. Есть решения по стыковке силовых блоков в два яруса – один над другим. Модули и аксессуары должны быть полностью совместимы, тогда гидравлика и управление отдельных модулей соединятся в единую систему. Более того, управление нескольких отдельных, распределенных в пространстве комбинаций модулей объединяют в единую транспортную систему и действуют ею как одним целым. Такие решения применяют для перевозок очень крупных объектов, целых заводов и используют для этого самоходные модули – вот еще одно отличие модульных транспортных средств от автомобильных полуприцепов. Тяговое усилие, развиваемое самоходным модулем, намного превосходит возможности седельно-балластных тягачей.

Но ничто не мешает использовать несамоходные модули с совместимой платформой и гусаком для формирования автомобильного полуприцепа. У этого решения есть свои преимущества. Маятниковая гидравлическая подвеска обеспечивает управляемость и плавность хода, а также регулировку уровня грузовой платформы благодаря большому ходу подвески и ее принудительному управлению. Модули и платформы шириной 3000 мм предпочтительнее, так как обеспечивают лучшую устойчивость, прочность положения груза, чем платформа шириной 2500 или 2750 мм с уширителями. А главное, если осевую линию составляют 8 колес, то возмещение ущерба дороге будет минимальным, что сегодня очень важно для финансовой безопасности перевозчика и грузовладельца.

Компания Goldhofer поставляет топовые решения – несамоходные модули серии THP/SL и самоходные PST/SL-Е, которые используют в рекордных для нашей территории перевозках. Так, транспортные системы из самоходных модулей PST/SL (SL-E) и несамоходных THP/SL, совместимых друг с другом, неоднократно использовали для перевозки химических реакторов весом до 1300 т с территории «Ижорских заводов» до причала на р. Неве и погрузки на баржу методом ро-ро.

Максимальный перевозимый груз на самоходных модулях Goldhofer с электронным управлением на сегодняшний день составляет 16 000 т.

Несамоходные модули THP/SL в составе автопоезда с седельно-балластным тягачом помогают выполнять если не рекордные, то нетривиальные транспортные проекты, как, например, перевозка реакторов длиной 32 м и диаметром 5 м с территории завода «Красный котельщик» по улицам Таганрога к порту. Проект реализовали благодаря маневренности модулей и возможностям гидравлической маятниковой подвески, так как под некоторыми препятствиями на маршруте приходилось опускать автопоезд на подвеске до минимального дорожного просвета.

10 000 т на SPMT Scheuerle

В 2007 г. компания Mammoet выполнила рекордный транспортный проект – 10 200 т с помощью самоходных модулей компаний Scheuerle и KAMAG. Это был проект подъема, перемещения и погрузки нижней и верхней частей Варандейского терминала. Нижняя часть: восьмиугольное стальное ледостойкое основание-причал размером примерно 53х53х45 м весом 10 200 т. Верхняя часть: поворотное швартово-грузовое устройство со стрелой и вертолетной площадкой. Размеры верхней части – 100х20х15 м, вес – 1300 т. Обе части собирали целиком на заводе металлоконструкций «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в Калининграде, затем их было необходимо по очереди перевезти к примыкающему к площадке причалу для погрузки на баржи. Баржи подводили к причалу, балластировали и укладывали на подготовленное дно.

Для перевозки основания Mammoet собирала свои модули SPMT по всему миру, включая Австралию, Малайзию, Индонезию и Саудовскую Аравию. Модули выстроили под основанием, стоявшим на опорах, в 10 рядов, плюс две группы модулей спереди и сзади. Операция требовала предельно точной и слаженной работы всех операторов SPMT и оператора баржи, управлявшего балластировкой. Подъем основания с помощью гидравлической подвески модулей начали 1 июля 2007 г. в 3 ч ночи и только в 8 ч вечера баржу отбуксировали в море. На ее место тут же поставили вторую баржу под верхнюю конструкцию терминала.

Загрузка с помощью SPMT Scheuerle на баржу

На месте монтажа в Баренцовом море основание установили на 24 сваи на глубине 17 м. Варандейский терминал занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодичный нефтяной терминал в мире.

На тяжеловозной технике Nooteboom не ставили рекордов, которые можно было бы занести в Книгу рекордов Гиннесса, их используют в ежедневной рутинной работе, без которой не обойдется ни одна крупная стройка. У нас наиболее известны низкорамные полуприцепы модульного типа Eurotrailers с числом осевых линий до 10 и полной массой до 140 т. Помимо технических возможностей полуприцепы Eurotrailers отличают надежность и исключительная продуманность конструкции, ведь эту серию выпускают 15 лет.

Низкорамный полуприцеп Nooteboom 3+6

Серия задумывалась для перевозок тяжеловесных высоких грузов – тяжелой строительной техники, секций башен ветрогенераторов, сельскохозяйственной техники, маломерных судов. На это и рассчитана высота грузовой площадки 550 мм. Колесные тележки выпускают шириной 2520, 2740, 2840 и 2990 мм, с межосевым расстоянием 1360 или 1510 мм и допустимой нагрузкой на осевую линию 12 или 14 т, которых может быть от 2 до 6. Осевую линию составляют два осевых агрегата на патентованной гидропневматической маятниковой подвеске Pendel-X с односкатной ошиновкой, итого по 4 колеса в осевой линии. Колесная тележка стыкуется с низкорамной площадкой.

За годы производства серии для нее разработали и выпустили широкую гамму грузовых площадок с раздвижением и без него – двухбалочных, однобалочных (экскаваторных), периметральных (бочковозов). Спереди площадка стыкуется с гидравлическим гусаком. Между гусаком и площадкой может устанавливаться Interdolly – полноценная грузовая тележка с одной, двумя, тремя или четырьмя осевыми линиями на гидропневматической подвеске, а между тягачом и гусаком – подкатная тележка Jeepdolly с одной или двумя осевыми линиями. Получается весьма прочная, но в то же время мобильная конструкция.

Низкорамный полуприцеп Nooteboom 2+4

У компании Kässbohrer в линейке техники для перевозки тяжеловесных грузов тоже есть чемпион – это 8-осный низкорамный полуприцеп K.SLH8. К заказу доступны варианты с одинарным и двойным раздвижением платформы. Грузоподъемность полуприцепа достигает 126 т, а максимальная длина в раздвинутом положении равна 38 м. Погрузочная платформа в сложенном положении составляет 14 200 мм и может быть увеличена в длине на 19 500 мм с фиксацией каждые 1000 мм. Погрузочная высота такого силача – 968 мм. Рама полуприцепа и телескопический механизм изготовлены из высокопрочной стали S700MC. Ходовая часть снабжена осевыми агрегатами компании BPW c барабанными тормозами и допустимой нагрузкой на ось 12 т.

Высокую управляемость и плавность хода обеспечивают гидравлическая подвеска и шины премиум-класса размерностью 245/70 R17.5. В стандартной комплектации полуприцеп оборудован первой самодруливающей осью, второй фиксированной осью и шестью осями с принудительным рулевым управлением. По требованию клиента часть осей могут быть подъемными. Расстояние между осями – 1360 мм. Погрузку перевозимой продукции можно осуществлять с помощью крановых установок либо с помощью приставных или гидравлических аппарелей. В 2019 г. компанией Kässbohrer были реализованы два таких чемпиона для российских перевозчиков.

Восьмиосный низкорамный полуприцеп Kässbohrer K.SLH8

Чемпион компании «Уралавтоприцеп» – 8-осный полуприцеп ЧМЗАП 99908 по спецификации 010 г/п 100 т с задним заездом. Эту модель строят по заказам нефтяников и газовиков, и c начала производства в 2015 г. им поставили несколько экземпляров, которые эксплуатируют в суровых климатических и дорожных условиях.

Полуприцеп раздвижной и способен перевозить 100-тонный груз с полностью сдвинутой платформой. Базовая длина платформы – 11 730 мм, в полностью раздвинутом положении – 25 730 мм. По мере раздвижения грузоподъемность снижается, но зато становится возможным перевозить грузы длиной до 30 м. Габаритная ширина платформы – 2540 мм без уширителей, то есть полуприцеп вписан в разрешенный габарит по ширине. С механическими уширителями ширина платформы – 3040 мм. Погрузочная высота – 890 мм.

Восьмиосный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99908-010 г/п 100 т с телескопической рамой

Платформа разделена на две части механизмом раздвижения. Передняя площадка с двумя осями, задняя – с шестью. Все оси на рычажной гидробалансирной подвеске производства фирмы TRIDEC с гидравлическим механизмом принудительного управления поворотом всех колес, первые две оси подъемные. Ошиновка двускатная, в качестве шин выбраны 245/70R17,5 141G. С полуприцепом можно использовать различные по высоте ССУ тягачи благодаря гидробалансирному (плавающему) гусаку.

Восьмиосный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99908-010 г/п 100 т с телескопической рамой

Чемпионы компании «Тверьстроймаш» – это нераздвижной 6-осный полуприцеп с задним заездом 99396-L77 серии Original г/п 77 т и раздвижной 7-осный полуприцеп с задним заездом 99397-LE83 серии Extendable г/п 83 т.

У нераздвижного 6-осного полуприцепа, предназначенного для перевозок достаточно концентрированных грузов – машин и оборудования, – сплошная платформа длиной 11 000 мм и шириной 2530 мм, погрузочная высота составляет 930 мм на шинах размером 235/75 R17.5. То есть автопоезд без груза укладывается в разрешенный габарит по длине и ширине. При необходимости ширина платформы наращивается механическими уширителями до 2990 мм. Собственная масса полуприцепа – 16 700 кг. Маневренность автопоезда обеспечивают самоподруливающие 2-я и 3-я оси и 4-я, 5-я и 6-я с принудительным рулевым управлением. Первая ось фиксированная. По желанию заказчика часть осей могут быть выполнены подъемными для экономии резины и топлива.

Полуприцеп «Тверьстроймаш» с раздвижной платформой г/п 83 т

Раздвижной полуприцеп ориентирован на перевозку тяжелых длинномерных грузов, таких как пролетные строения, железобетонные колонны, химическое оборудование. В сдвинутом положении длина платформы – 11 500 мм, в полностью раздвинутом – 19 500 мм. По ширине полуприцеп укладывается в разрешенный габарит, с уширителями ширина составляет 3200 мм. В ходовой части также использована комбинация из фиксированных, самоподруливающих и осей с принудительным управлением. Первые три и последняя оси могут быть также подъемными.

Семиосный Rapid Trailer г/п 60 т от «Тверьстроймаш»

Топовая модель компании «Meusburger Новтрак» – семиосный ТР-7116 с задним заездом в нераздвижном и раздвижном исполнении. Максимальная грузоподъемность нераздвижного полуприцепа – 88 т, раздвижного – 78 т. Нераздвижную платформу предлагают в различных вариантах по длине от 9200 до 11 000 мм. Полуприцеп габаритный, его ширина – 2550 мм, погрузочная высота – 900 мм, собственная масса – 16 000 кг. Длина раздвижной платформы в сдвинутом положении – 11 500 мм, длина раздвижения зависит от пожеланий заказчика. Ширина и погрузочная высота аналогичны габаритам нераздвижной платформы. Телескопический механизм утяжеляет полуприцеп минимум на 1500 кг.

Семиосный низкорамный полуприцеп «Meusburger Новтрак» ТР-7116

В ходовой части используют 12-тонные оси BPW на пневматической подвеске, из них 1-я, 2-я и 3-я оси подъемные, 1-я, 2-я, 6-я и 7-я самоустанавливающиеся, которые по желанию заказчика могут заменяться на оси с принудительным управлением. В принципе, многоосный полуприцеп – изделие заказное, и многие элементы, в том числе колесная формула, подбираются под требования заказчика из доступных вариантов.

Семиосный низкорамный полуприцеп «Meusburger Новтрак» ТР-7116

Чемпионы компании «Политранс» также на семи осях. Нераздвижной полуприцеп ТСП 94187-0000015 г/п 94 т выполнен не в габарите по ширине – 3200 мм. Длина платформы также внушительна – 12 500 мм. Погрузочная высота составляет 1017 мм на шинах 245/70R 17.5. Подвеска пневматическая. Несмотря на внушительные габариты полуприцеп обладает хорошей маневренностью, а значит, и экономичностью. В ходовой части оси со 2-й по 5-ю стационарные, а 1-я, 6-я и 7-я подруливающие.

Семиосный раздвижной полуприцеп ТСП 94187-0000060 г/п 90 т выполнен в габарите по ширине – 2550 мм. Платформа длиной 11 850 мм раздвигается с шагом в 1000 мм, почти до 20 м. Колесная формула такая же, как у нераздвижного семиосного полуприцепа.

Шестиосный полуприцеп «Политранс» 94184-0000012-4E00 г/п 72 т

Также среди многоосных полуприцепов выделяется 6-осный нераздвижной полуприцеп ТСП 94186-0000012-0E00 г/п 72 т на пневматической подвеске при снаряженной массе всего 16 200 кг. Трал оснащен подруливающими осями и механическими трапами. Длина платформы составляет 11 000 мм. В базовой комплектации на полуприцепе установлены стробоскопы и проблесковый маячок, а также отбойные брусья, стойки и др.

 

Как видим, у каждого производителя есть свои чемпионы и даже рекордсмены, но для рекордов используют импортное оборудование. Отечественные компании не очень-то стремятся поднимать планку грузоподъемности – слишком рискованно, тем более в условиях экономического спада

Низкорамный семиосный полуприцеп «Политранс» г/п 94 т
компании из статьи
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
Nooteboom Trailers B.V.
Производитель полуприцепов для перевозки негабаритных грузов
www.nooteboom.com
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
ПАО «Уралавтоприцеп»
Производитель прицепной техники
www.cmzap.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
ПАО «Уралавтоприцеп»
Производитель прицепной техники
www.cmzap.ru
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
Nooteboom Trailers B.V.
Производитель полуприцепов для перевозки негабаритных грузов
www.nooteboom.com
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
компании по теме статьи