Большегрузные полуприцепы
Перевозки крупных и тяжелых грузов – тяжелой строительной и горной техники, промышленного оборудования, такого как трансформаторы, генераторы и т. п., железобетонных и стальных строительных конструкций, таких как мостовые пролеты и опоры, случаются не так уж редко, особенно в период относительно масштабного обновления основных мощностей и строительства новых. Тяжелые грузы возят, и возят интенсивно, невзирая и даже, можно сказать, вопреки массовым проблемам с искусственными сооружениями.
Поэтому производители тяжеловозной техники стараются работать в этом сегменте, разрабатывать и производить максимально грузоподъемные модели, которые позволяет им их конструкторская школа, технологический уровень и клиентская база. Такие большегрузные полуприцепы производят только под заказ.
Большегрузные полуприцепы – грузоподъемностью около 100 т и более – строят по модульному принципу. Колесные тележки с разным количеством осей, подкатные тележки, грузовые платформы (постели), гусаки, дышла оснащены стыковочными узлами, благодаря которым можно сконфигурировать транспортное средство в соответствии с размерами и распределением массы груза. Плюс перевозчик эксплуатирует «железо» наиболее интенсивным образом, оправдывая вложения в него. В принципе, модульность – самое эффективное и, пожалуй, единственное решение для транспортного средства большой грузоподъемности.
У каждого производителя большегрузной техники свои стыковочные узлы, несовместимые с чужими. Это распространенная практика огораживания делянки, красиво именуемая защитой рынка, разумеется, в беспрестанной заботе о нуждах клиента. Но выигрывает от огораживания только производитель. Находятся умельцы, которые изготавливают переходники, позволяющие использовать колесные тележки одного производителя, а грузовую платформу другого. Решение для бедных с непредсказуемыми последствиями.
Благодаря ряду особенностей модульные транспортные средства выделяют в отдельный тип большегрузных транспортных средств. Модули и аксессуары к ним сконструированы так, что нет ограничений по количеству стыкуемых модулей и аксессуаров как в длину, так и в ширину. Есть решения по стыковке силовых блоков в два яруса – один над другим. Модули и аксессуары должны быть полностью совместимы, тогда гидравлика и управление отдельных модулей соединятся в единую систему. Более того, управление нескольких отдельных, распределенных в пространстве комбинаций модулей объединяют в единую транспортную систему и действуют ею как одним целым. Такие решения применяют для перевозок очень крупных объектов, целых заводов и используют для этого самоходные модули – вот еще одно отличие модульных транспортных средств от автомобильных полуприцепов. Тяговое усилие, развиваемое самоходным модулем, намного превосходит возможности седельно-балластных тягачей.
Но ничто не мешает использовать несамоходные модули с совместимой платформой и гусаком для формирования автомобильного полуприцепа. У этого решения есть свои преимущества. Маятниковая гидравлическая подвеска обеспечивает управляемость и плавность хода, а также регулировку уровня грузовой платформы благодаря большому ходу подвески и ее принудительному управлению. Модули и платформы шириной 3000 мм предпочтительнее, так как обеспечивают лучшую устойчивость, прочность положения груза, чем платформа шириной 2500 или 2750 мм с уширителями. А главное, если осевую линию составляют 8 колес, то возмещение ущерба дороге будет минимальным, что сегодня очень важно для финансовой безопасности перевозчика и грузовладельца.
Компания Goldhofer поставляет топовые решения – несамоходные модули серии THP/SL и самоходные PST/SL-Е, которые используют в рекордных для нашей территории перевозках. Так, транспортные системы из самоходных модулей PST/SL (SL-E) и несамоходных THP/SL, совместимых друг с другом, неоднократно использовали для перевозки химических реакторов весом до 1300 т с территории «Ижорских заводов» до причала на р. Неве и погрузки на баржу методом ро-ро.
Максимальный перевозимый груз на самоходных модулях Goldhofer с электронным управлением на сегодняшний день составляет 16 000 т.
Несамоходные модули THP/SL в составе автопоезда с седельно-балластным тягачом помогают выполнять если не рекордные, то нетривиальные транспортные проекты, как, например, перевозка реакторов длиной 32 м и диаметром 5 м с территории завода «Красный котельщик» по улицам Таганрога к порту. Проект реализовали благодаря маневренности модулей и возможностям гидравлической маятниковой подвески, так как под некоторыми препятствиями на маршруте приходилось опускать автопоезд на подвеске до минимального дорожного просвета.
В 2007 г. компания Mammoet выполнила рекордный транспортный проект – 10 200 т с помощью самоходных модулей компаний Scheuerle и KAMAG. Это был проект подъема, перемещения и погрузки нижней и верхней частей Варандейского терминала. Нижняя часть: восьмиугольное стальное ледостойкое основание-причал размером примерно 53х53х45 м весом 10 200 т. Верхняя часть: поворотное швартово-грузовое устройство со стрелой и вертолетной площадкой. Размеры верхней части – 100х20х15 м, вес – 1300 т. Обе части собирали целиком на заводе металлоконструкций «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в Калининграде, затем их было необходимо по очереди перевезти к примыкающему к площадке причалу для погрузки на баржи. Баржи подводили к причалу, балластировали и укладывали на подготовленное дно.
Для перевозки основания Mammoet собирала свои модули SPMT по всему миру, включая Австралию, Малайзию, Индонезию и Саудовскую Аравию. Модули выстроили под основанием, стоявшим на опорах, в 10 рядов, плюс две группы модулей спереди и сзади. Операция требовала предельно точной и слаженной работы всех операторов SPMT и оператора баржи, управлявшего балластировкой. Подъем основания с помощью гидравлической подвески модулей начали 1 июля 2007 г. в 3 ч ночи и только в 8 ч вечера баржу отбуксировали в море. На ее место тут же поставили вторую баржу под верхнюю конструкцию терминала.
На месте монтажа в Баренцовом море основание установили на 24 сваи на глубине 17 м. Варандейский терминал занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодичный нефтяной терминал в мире.
На тяжеловозной технике Nooteboom не ставили рекордов, которые можно было бы занести в Книгу рекордов Гиннесса, их используют в ежедневной рутинной работе, без которой не обойдется ни одна крупная стройка. У нас наиболее известны низкорамные полуприцепы модульного типа Eurotrailers с числом осевых линий до 10 и полной массой до 140 т. Помимо технических возможностей полуприцепы Eurotrailers отличают надежность и исключительная продуманность конструкции, ведь эту серию выпускают 15 лет.
Серия задумывалась для перевозок тяжеловесных высоких грузов – тяжелой строительной техники, секций башен ветрогенераторов, сельскохозяйственной техники, маломерных судов. На это и рассчитана высота грузовой площадки 550 мм. Колесные тележки выпускают шириной 2520, 2740, 2840 и 2990 мм, с межосевым расстоянием 1360 или 1510 мм и допустимой нагрузкой на осевую линию 12 или 14 т, которых может быть от 2 до 6. Осевую линию составляют два осевых агрегата на патентованной гидропневматической маятниковой подвеске Pendel-X с односкатной ошиновкой, итого по 4 колеса в осевой линии. Колесная тележка стыкуется с низкорамной площадкой.
За годы производства серии для нее разработали и выпустили широкую гамму грузовых площадок с раздвижением и без него – двухбалочных, однобалочных (экскаваторных), периметральных (бочковозов). Спереди площадка стыкуется с гидравлическим гусаком. Между гусаком и площадкой может устанавливаться Interdolly – полноценная грузовая тележка с одной, двумя, тремя или четырьмя осевыми линиями на гидропневматической подвеске, а между тягачом и гусаком – подкатная тележка Jeepdolly с одной или двумя осевыми линиями. Получается весьма прочная, но в то же время мобильная конструкция.
У компании Kässbohrer в линейке техники для перевозки тяжеловесных грузов тоже есть чемпион – это 8-осный низкорамный полуприцеп K.SLH8. К заказу доступны варианты с одинарным и двойным раздвижением платформы. Грузоподъемность полуприцепа достигает 126 т, а максимальная длина в раздвинутом положении равна 38 м. Погрузочная платформа в сложенном положении составляет 14 200 мм и может быть увеличена в длине на 19 500 мм с фиксацией каждые 1000 мм. Погрузочная высота такого силача – 968 мм. Рама полуприцепа и телескопический механизм изготовлены из высокопрочной стали S700MC. Ходовая часть снабжена осевыми агрегатами компании BPW c барабанными тормозами и допустимой нагрузкой на ось 12 т.
Высокую управляемость и плавность хода обеспечивают гидравлическая подвеска и шины премиум-класса размерностью 245/70 R17.5. В стандартной комплектации полуприцеп оборудован первой самодруливающей осью, второй фиксированной осью и шестью осями с принудительным рулевым управлением. По требованию клиента часть осей могут быть подъемными. Расстояние между осями – 1360 мм. Погрузку перевозимой продукции можно осуществлять с помощью крановых установок либо с помощью приставных или гидравлических аппарелей. В 2019 г. компанией Kässbohrer были реализованы два таких чемпиона для российских перевозчиков.
Чемпион компании «Уралавтоприцеп» – 8-осный полуприцеп ЧМЗАП 99908 по спецификации 010 г/п 100 т с задним заездом. Эту модель строят по заказам нефтяников и газовиков, и c начала производства в 2015 г. им поставили несколько экземпляров, которые эксплуатируют в суровых климатических и дорожных условиях.
Полуприцеп раздвижной и способен перевозить 100-тонный груз с полностью сдвинутой платформой. Базовая длина платформы – 11 730 мм, в полностью раздвинутом положении – 25 730 мм. По мере раздвижения грузоподъемность снижается, но зато становится возможным перевозить грузы длиной до 30 м. Габаритная ширина платформы – 2540 мм без уширителей, то есть полуприцеп вписан в разрешенный габарит по ширине. С механическими уширителями ширина платформы – 3040 мм. Погрузочная высота – 890 мм.
Платформа разделена на две части механизмом раздвижения. Передняя площадка с двумя осями, задняя – с шестью. Все оси на рычажной гидробалансирной подвеске производства фирмы TRIDEC с гидравлическим механизмом принудительного управления поворотом всех колес, первые две оси подъемные. Ошиновка двускатная, в качестве шин выбраны 245/70R17,5 141G. С полуприцепом можно использовать различные по высоте ССУ тягачи благодаря гидробалансирному (плавающему) гусаку.
Чемпионы компании «Тверьстроймаш» – это нераздвижной 6-осный полуприцеп с задним заездом 99396-L77 серии Original г/п 77 т и раздвижной 7-осный полуприцеп с задним заездом 99397-LE83 серии Extendable г/п 83 т.
У нераздвижного 6-осного полуприцепа, предназначенного для перевозок достаточно концентрированных грузов – машин и оборудования, – сплошная платформа длиной 11 000 мм и шириной 2530 мм, погрузочная высота составляет 930 мм на шинах размером 235/75 R17.5. То есть автопоезд без груза укладывается в разрешенный габарит по длине и ширине. При необходимости ширина платформы наращивается механическими уширителями до 2990 мм. Собственная масса полуприцепа – 16 700 кг. Маневренность автопоезда обеспечивают самоподруливающие 2-я и 3-я оси и 4-я, 5-я и 6-я с принудительным рулевым управлением. Первая ось фиксированная. По желанию заказчика часть осей могут быть выполнены подъемными для экономии резины и топлива.
Раздвижной полуприцеп ориентирован на перевозку тяжелых длинномерных грузов, таких как пролетные строения, железобетонные колонны, химическое оборудование. В сдвинутом положении длина платформы – 11 500 мм, в полностью раздвинутом – 19 500 мм. По ширине полуприцеп укладывается в разрешенный габарит, с уширителями ширина составляет 3200 мм. В ходовой части также использована комбинация из фиксированных, самоподруливающих и осей с принудительным управлением. Первые три и последняя оси могут быть также подъемными.
Топовая модель компании «Meusburger Новтрак» – семиосный ТР-7116 с задним заездом в нераздвижном и раздвижном исполнении. Максимальная грузоподъемность нераздвижного полуприцепа – 88 т, раздвижного – 78 т. Нераздвижную платформу предлагают в различных вариантах по длине от 9200 до 11 000 мм. Полуприцеп габаритный, его ширина – 2550 мм, погрузочная высота – 900 мм, собственная масса – 16 000 кг. Длина раздвижной платформы в сдвинутом положении – 11 500 мм, длина раздвижения зависит от пожеланий заказчика. Ширина и погрузочная высота аналогичны габаритам нераздвижной платформы. Телескопический механизм утяжеляет полуприцеп минимум на 1500 кг.
В ходовой части используют 12-тонные оси BPW на пневматической подвеске, из них 1-я, 2-я и 3-я оси подъемные, 1-я, 2-я, 6-я и 7-я самоустанавливающиеся, которые по желанию заказчика могут заменяться на оси с принудительным управлением. В принципе, многоосный полуприцеп – изделие заказное, и многие элементы, в том числе колесная формула, подбираются под требования заказчика из доступных вариантов.
Чемпионы компании «Политранс» также на семи осях. Нераздвижной полуприцеп ТСП 94187-0000015 г/п 94 т выполнен не в габарите по ширине – 3200 мм. Длина платформы также внушительна – 12 500 мм. Погрузочная высота составляет 1017 мм на шинах 245/70R 17.5. Подвеска пневматическая. Несмотря на внушительные габариты полуприцеп обладает хорошей маневренностью, а значит, и экономичностью. В ходовой части оси со 2-й по 5-ю стационарные, а 1-я, 6-я и 7-я подруливающие.
Семиосный раздвижной полуприцеп ТСП 94187-0000060 г/п 90 т выполнен в габарите по ширине – 2550 мм. Платформа длиной 11 850 мм раздвигается с шагом в 1000 мм, почти до 20 м. Колесная формула такая же, как у нераздвижного семиосного полуприцепа.
Также среди многоосных полуприцепов выделяется 6-осный нераздвижной полуприцеп ТСП 94186-0000012-0E00 г/п 72 т на пневматической подвеске при снаряженной массе всего 16 200 кг. Трал оснащен подруливающими осями и механическими трапами. Длина платформы составляет 11 000 мм. В базовой комплектации на полуприцепе установлены стробоскопы и проблесковый маячок, а также отбойные брусья, стойки и др.
Как видим, у каждого производителя есть свои чемпионы и даже рекордсмены, но для рекордов используют импортное оборудование. Отечественные компании не очень-то стремятся поднимать планку грузоподъемности – слишком рискованно, тем более в условиях экономического спада