Полуприцепы
Основные фонды влияют не только на финансовую сторону, но и на техническую, так как стремятся к увеличению в размерах и массе, а в свою очередь перевозчики, войдя во вкус, берутся за их перевозку и успешно с ними справляются. Успех перевозки зависит не только от прочности и надежности транспортного средства, но и от его возможностей в маневренности и сохранении устойчивости. Так мы подошли к электронным системам управления.
За последние 20 лет электроника значительно продвинулась не только в наших карманах. На современные системы можно положиться в экстремальных температурных условиях, во влажном или, наоборот, сухом климате. В отличие от других систем управления электроника компактна, обладает мгновенной реакцией, неинерционна, способна управлять распределенными на значительном пространстве исполнительными механизмами и… ее себестоимость самая низкая. Для сложных, распределенных транспортных систем единственная альтернатива электронике – ручное управление, что говорит само за себя. Электронную систему легко модернизировать обновлением прошивки или путем замены электронных блоков.
Самое слабое звено электронных систем – программное обеспечение. Вот та область деятельности, в которой человеческий фактор способен перечеркнуть абсолютно всё.
Электронные системы распространяются не только путем расширения парка техники, но и его обновления. Транспортные средства для перевозок КТГ – прочные, долгоживущие, металлоемкие устройства, но и их постепенно заменяют на новые с электронными системами. Таким образом перевозчик не просто обновляет парк, но и расширяет свои возможности в перевозке все более тяжелых и объемных грузов, причем в перевозке безопасной благодаря тому, что электроника управляет тормозной системой и подвеской. Это относится и к модульным ТС, и к автомобильным полуприцепам-тяжеловозам.
В сегменте автомобильных тяжеловозов продолжается совершенствование и повсеместное распространение пневматических подвесных систем, которые более ремонтопригодны, нежели рессорно-балансирные подвески, и намного дешевле. Сегодня перевозчики не боятся выполнять рейсы по Сибири и Крайнему Северу на тяжеловозах с пневматической подвеской. Пневматика вторглась в сегмент высокорамных полуприцепов для бездорожья, эту исконную вотчину рессорно-балансирных подвесок.
Одновременно мы не наблюдаем интереса к гидравлическим подвескам, которые хотя и позволяют решать более сложные транспортные задачи, но значительно дороже, и нет экономического стимула их использовать. В ряде стран ЕС разрешена нагрузка на ось 12 т, если эта ось на гидравлической маятниковой подвеске. Для российского же законодателя все виды подвесок равноценны.
Также наблюдается сдвиг интереса перевозчиков от массовых 2–3-осных полуприцепов-тяжеловозов с задним заездом в сторону более грузоподъемных 4–5-осных. Аналогичное явление наблюдалось в крановой отрасли. Некогда доминировавшие автокраны грузоподъемностью 16 т довольно быстро, в течение десяти лет, были вытеснены 25-тонными кранами, занявшими три четверти этого рынка.
Стоит отметить такой тренд в развитии модульных ТС и автомобильных тяжеловозов, как рост нишевых продуктов, и в первую очередь специальных ТС для ветроэнергетики. Ветроэнергетика растет не только количественно, но и качественно – увеличиваются размеры, масса и мощность ветрогенераторов, что требует от производителей транспортных систем соответствующих решений. Основной показатель в этом сегменте – это длина лопасти, которая уже перевалила за 80 м, приближаясь к длине футбольного поля. Перевозка этого длинного предмета с учетом его аэродинамики, особенно в горной местности, представляет собой нетривиальную транспортную задачу.
Растет интерес к ассистирующим системам, стирающим грань между самоходными и несамоходными модульными ТС. Это стало возможным благодаря совершенствованию гидравлических приводов.
Компания Goldhofer известна прежде всего как поставщик транспортных решений для перевозок тяжелых и сверхтяжелых грузов. В гамме решений для сверхтяжелых грузов отметим самоходный модуль PST/SL-E с электронным управлением и возможностью стыковаться с любыми модулями серии SL, как самоходными, так и несамоходными. Сам модуль PST/SL-E рассчитан на нагрузку до 45 т на осевую линию при скорости 1 км/ч.
Управляемые электроникой осевые агрегаты могут поворачивать на угол до ±135°, причем в разные стороны, что позволяет модулю разворачиваться на месте, двигаться боком. Такая маневренность обеспечена конструкцией гидравлической маятниковой подвески с приводной осью в сочетании с ее креплением к раме модуля через подшипник большого диаметра. Подшипник снабжен зубчатым венцом и вращается рулевым гидромотором. Электроника управляет каждым приводом – хода, подвески и руления – отдельно на каждом осевом агрегате модуля. Таким образом достигается маневренность, устойчивость и высокое тяговое усилие модуля.
Недавно Goldhofer обновила свое нишевое решение, предложив следующую версию модульного ТС с системой »ADDrive 2.0«, совмещающей преимущества несамоходного и самоходного модулей. Версия 2.0 помогает тягачу набрать скорость до 50 км/ч, а не до 15 км/ч, как у версии 1.0, и затем отключается. Вторая версия также получила вдвое более мощный силовой блок – 530 л.с.
Компания Scheuerle Fahrzeugfabrik, входящая в промышленную группу TII Group, предложила специальный транспортер 3-го поколения для перевозки лопасти длиной 80 м и более. Транспортер построен на базе несамоходного модуля с 8 осевыми линиями, для транспортера предыдущего поколения требовалось 6 осевых линий. Адаптер для лопасти устанавливается между модулем и тягачом, кроме того, между адаптером и тягачом можно вставить еще один модуль. Основной модуль несет силовой блок увеличенной мощности и противовесы, обеспечивающие устойчивость автопоезда. Гидравлический адаптер может поднимать лопасть на угол до 70°, вращать и отклонять в стороны. Такие маневры необходимы при доставке лопасти на ветровое поле в горной местности по серпантинам, и особенно при прохождении через горные населенные пункты. Заметим также, что транспортные решения такого типа и этот сегмент перевозок доступны только производителями модульных ТС.
Несколько раньше компания Vestas, крупный европейский производитель ветрогенераторов, приобрела у TII Group 9 специальных автомобильных транспортных систем для перевозки длинных лопастей, разработанных по ее заказу. Система состоит из подкатной тележки с механизмом крепления передней части лопасти – адаптером и 4-осного прицепа, который перевозит хвостовую часть лопасти. Особенности конструкции позволяют быстро загружать и разгружать лопасть. Передний адаптер может подниматься и опускаться, а поддерживающее устройство на прицепе позволяет лопасти перемещаться в трех направлениях. Таким образом автопоезд может преодолевать повороты, подъемы и спуски.
Компания Nooteboom – один из европейских лидеров в инновациях в транспорте. Среди ее разработок скелетная рама для тяжеловоза с усилением только нагруженных участков, за счет чего достигается высокая прочность и устойчивость к скручивающим и изгибающим нагрузкам при минимальной массе. Также компания известна гидравлическими и пневмогидравлическими подвесками.
Для перевозок компонентов ветрогенераторов компания разработала целое семейство транспортных систем – Mega Windmill Transporter (MWT) для перевозок секций башен и SWC Super Wing Carrier для перевозок лопастей.
Транспортная система MWT предназначена для перевозки секции башни длиной 40 м и более, массой до 100 т. Основа системы – адаптер LIFTAD-100, патент на который имеет силу до 2023 г. Адаптер бесступенчато регулируется под диаметр башни и способен поднимать ее на высоту до 1,5 м и удерживать на весу. Передний адаптер устанавливают на колесную тележку с 2–4 осями, задний – на тележку с 7 осями или осевыми линиями.
Транспортная система SWC предназначена для перевозки лопасти длиной до 70 м и представляет собой трехосный полуприцеп с 4-кратным раздвижением, гидравлической подвеской на маятниковых осях с большим ходом 600 мм и принудительным рулением. Для противодействия парусности несущие конструкции полуприцепа выполнены из высокопрочной стали. Дорожный просвет и верхний габарит регулируют подвеской и гидравлическим гусаком с вертикальным ходом 820 мм.
Компания Kässbohrer вышла на новый мировой уровень предложения и качества, о чем свидетельствует запуск в 2018 г. нового поколения полуприцепов-тяжеловозов. Современный модельный ряд включает полуприцепы-тяжеловозы с задним заездом с числом осей от 2 до 8, как нераздвижные, так и с одно- и двухкратным раздвижением. По запросу заказчика ходовая часть может включать самоподруливающие оси, оси с принудительным рулевым управлением и подъемные оси. На 2–4-осных полуприцепах используют пневматическую подвеску, на многоосных – оси BPW грузоподъемностью 12 т на пневматической и гидравлической подвеске.
Для такой транспортной задачи, как перевозка машин с большими колесами, компания разработала 3-осный раздвижной полуприцеп K.SLA R3/1N-18/30 с нишами для колес в передней части и между 1-й и 2-й осями. Заезд на платформу выполняется по трапам различных моделей. При необходимости ниши закрываются специальными промежуточными столами.
Получила также развитие линейка полуприцепов с фронтальным заездом. Это 2- и 3-осные полуприцепы серии K.SLL с фронтальным заездом, для которых разработали колесную тележку с пневмоподвеской и гидравлическим рулевым управлением. Полуприцепы 2-осные комплектуют низкорамной платформой 6,8 м с возможностью раздвижения на 5,5 м, тогда как полуприцепы 3-осные комплектуют низкорамной платформой 7,9 м с возможностью раздвижения на 5,4 м.
Полуприцепы-тяжеловозы от компании Kässbohrer спроектированы с учетом высоких требований перевозчиков и в базовой комплектации имеют все необходимое для решения транспортной задачи.
Стоит отметить, что из 83 тяжеловозов, поставленных в Россию в 2019 г., большая часть приходится на сегмент полуприцепов с 5, 6 и 8 осями.
Компания «Уралавтоприцеп» много внимания уделяет нишевым решениям, начиная с модульных ТС. Сегодня компания предлагает полную гамму несамоходных модулей с 2, 3, 4 и 6 осевыми линиями на гидробалансирной подвеске. Ширина всех модулей не более 3350 мм, погрузочная высота – 1000 или 1150 мм в зависимости от размера шин. Гидросистема модуля приводится от гидростанции с дизельным двигателем. Рулевое управление может работать в автоматическом режиме от тягача через дышло и в ручном режиме. Модули стыкуются друг с другом торцевыми и боковыми поверхностями, образуя транспортную систему. Модули с опорно-поворотными столами также используют для перевозки длинномерных самонесущих грузов.
Несмотря на экономические проблемы модули «Уралавтоприцепа» востребованы и находят сбыт.
Компания «Тверьстроймаш» предлагает технические решения, задающие тон в отрасли, такие как облегченные полуприцепы Rapid Trailer и манометры на осях для контроля за распределением нагрузки.
Начав в 2016 г. с 3- и 4-осных полуприцепов Rapid Traler, построенных в соответствии с новыми требованиями к полной массе и нагрузкам на оси, компания развила и продолжила серию с 3- и 4-осными полуприцепами с удлиненной платформой, а также с 5- и 7-осными моделями. Собственная масса 5-осного полуприцепа при грузоподъемности 50 т составляет всего 12 т, а 7-осного полуприцепа при грузоподъемности 60 т – 14,6 т.
Не забывают в компании и о развитии базовых серий – с раздвижной и нераздвижной платформой. Появились новые модели на гидравлической подвеске, с интересными решениями по межосевым расстояниям, с различными комбинациями подъемных и подруливающих осей. Полуприцеп 99394E-46 грузоподъемностью 46 т адаптирован к требованиям европейских дорог и правил грузоперевозок. Он легкий, маневренный, оснащен приставными трапами и съемными фитингами для перевозки контейнеров.
Отдельного внимания заслуживают новинки серии полуприцепов с отстегивающимся гусаком Front. Конструкция была полностью пересмотрена и улучшена, в том числе и с точки зрения весовых характеристик. Опциональный комплект для каждой модели индивидуален.
Компания «Политранс» выпускает линейку низкорамных полуприцепов и полуприцепов высокой проходимости с количеством осей от 2 до 7 и грузоподъемностью до 120 т. Компания уделяет много внимания снижению собственной массы полуприцепов и осевых нагрузок, а также повышению безопасности грузоперевозок. В конструкциях широко применяется высокопрочная сталь, что позволяет снижать собственный вес полуприцепа при сохранении расчетной грузоподъемности, используются приставные алюминиевые трапы, а для контроля осевых нагрузок применяются манометры и смартборды.
Для обеспечения безопасности перевозок полуприцепы «Политранс» оснащают электронно-пневматическими системами TEBS. Эта система предназначена для более эффективного срабатывания тормозов и подбора тормозного усилия в зависимости от нагрузки. При действии системы достигается оптимальное сцепление шин с дорожным покрытием и как следствие этого – оптимальное замедление полуприцепа и минимальный тормозной путь.
Система антиопрокидывания определяет, когда возникает риск перевернуться, и автоматически подтормаживает, что уменьшает риск опрокидывания. Система срабатывает при значительном снижении нагрузки на колеса на внутреннем радиусе поворота и возникновении опасности опрокидывания. Тогда на колеса, движущиеся по внешнему радиусу, подается высокое тормозное давление и снижает скорость автопоезда, предотвращая таким образом опрокидывание полуприцепа.
Компания также применяет системы помощи при трогании TractionHelp и помощи при маневрировании Optiturn. Первая система незаменима при трогании с места в горку. Тройное нажатие на тормоз поднимает ось, нагрузка на ССУ тягача увеличивается, усиливается сцепление шин с дорогой, и автопоезд трогается без пробуксовок и других неприятных эффектов. А система помощи при маневрировании также поднимает ось при движении в повороте со скоростью до 30 км/ч, что уменьшает износ шин из-за волочения и улучшает маневренность.
Управлять и контролировать важные параметры можно через смартфон посредством специального приложения.
Многоосные полуприцепы могут комплектоваться подъемными и самоподруливающими осями на пневматической подвеске в конфигурации, согласованной с заказчиком. Также есть вариант с разнесенными осями, т. е. с увеличенным межосевым расстоянием.
Для компании «Meusburger Новтрак» нишевые продукты – важная часть бизнеса. Здесь не боятся экспериментировать и много внимания уделяют индивидуальным проектам. Так, в сегменте низкорамных полуприцепов с фронтальным заездом компания предлагает расширенную линейку с числом осей от 1 до 5, укомплектованных гидравлическим гусаком и платформой без раздвижения или с однократным раздвижением на выбор заказчика. При необходимости платформу можно дополнительно удлинить 2-метровой вставкой.
Одноосный низкорамный полуприцеп представляет собой эффективное решение для перевозки таких объемных и легких грузов, как емкости, например, топливные цистерны, или суда малого водоизмещения, фюзеляжи легких самолетов.
Помимо обычного оборудования и принадлежностей комплектация может быть дополнена тентом для укрытия груза, одноосной подкатной тележкой-долли для лучшего распределения нагрузки, бортами на гусак и заднюю колесную тележку, контейнерными замками и т. д.
Таким образом, сегмент тяжеловозов активно развивается, ищет новые технические решения, которые помогли бы поддержать сбыт и производство в сложное экономическое время. В таких условиях особый интерес начинает проявляться к нишевым решениям, так как обслуживание несколько ниш, а тем более создание новых собственных позволяет не только преодолеть сложный период, но и строить бизнес на будущее.