Низкорамные полуприцепы с фронтальным заездом
Полуприцепы с фронтальным заездом предлагают весомые преимущества. Помимо минимальной транспортной высоты грузовой платформы полуприцеп с фронтальным заездом обеспечивает минимальную погрузочную высоту, а в случае использования центральной балки («под брюхо») вообще нулевую. Благодаря этому погрузка и разгрузка происходят быстро, комфортно и полностью безопасно. Дополнительный плюс в низком центре тяжести, благодаря чему автопоезд устойчивее и безопаснее на дороге.
Обратная сторона преимуществ – больше материалоемкость, больше масса, значительно больше длина и… выше цена в сравнении с аналогичным полуприцепом с задним заездом. Отстегивающийся гусак требует от водителя определенных навыков, и чем больше действий он должен выполнять, тем сложнее полуприцеп в эксплуатации. Водителю хватает забот без необходимости держать в голове все шплинты и в какой последовательности их вынимать и вставлять. Плюс возможность что-то потерять, если какие-то фиксирующие детали снимаются с гусака. Машиностроительные компании это понимают и движутся в том же направлении, куда пришли европейские и американские машиностроители – с гусака ничего не снимается, а его конструкция гидросистемы позволяет расстыковаться или стыковаться за пару минут без жертв и разрушений.
Гидросистема гусака приводится либо от гидросистемы тягача, либо от маленького автономного двигателя на самом гусаке. Второй вариант более универсален, так как позволяет использовать любой тягач, подходящий по мощности, колесной формуле и высоте ССУ. В случае современного полуприцепа с гидравлической регулировкой гусака высота ССУ становится второстепенным параметром. Кроме того, гидравлический гусак, особенно вкупе с гидравлической подвеской колесной тележки, способен регулировать дорожный просвет – понижать его до пары сантиметров или, наоборот, поднимать до полуметра, что позволяет проходить там, где низкорамник с простым гусаком и пневматической подвеской никогда не пройдет. С гидравлическим гусаком можно использовать подкатную тележку-долли, уменьшив таким образом нагрузку на ССУ. Это решение несколько увеличивает габарит по длине. Обратная сторона гидравлических возможностей – их цена.
Стоит также добавить, что гусаки разных производителей, как российских, так и зарубежных, не взаимозаменяемы – на конкурентном рынке задача унификации никогда никем не рассматривалась.
Независимая гидравлическая подвеска – идеальный вариант для полуприцепа с фронтальным заездом благодаря большому, почти 600 мм, ходу, возможности регулировать высоту для прохождения сложных участков и принудительному рулевому управлению с большим углом поворота, что, учитывая длину полуприцепа, очень важно. А полуприцеп с фронтальным заездом длиннее своего аналога с задним заездом ровно на колесную тележку.
Что касается количества осей, то их, как правило, от 1 до 4. Есть варианты с 5 и даже с 6 осями, но это исключения, лишь подтверждающие правило: «сколько осей сзади, столько спереди». Большее число осей – это конфигурации с передней колесной тележкой как 3+5, 4+6 и т. д. Но это уже следующий уровень полуприцепов – модульного типа со своими правилами.
Полуприцепы с фронтальным заездом строят как с зависимой пневматической, так и с независимой гидравлической подвеской. Пневматическая выигрывает в цене, простоте и стоимости эксплуатации. Гидравлическая дороже, но ее возможности даже трудно сравнивать. Да, на Центральных американских равнинах гидравлика избыточна, а на сложном рельефе в городе она себя оправдает.
Кроме того, гидравлическая подвеска лучше распределяет нагрузку между осями, чем пневматическая, и в тяжелых условиях эксплуатации живет намного дольше, особенно если сочетается с шарнирным креплением грузовой платформы к колесной тележке. Шарнир устраняет эффект рычага при распрямлении под воздействием груза преднапряженной вверх платформы, что опять же способствует более равномерному распределению нагрузки между осями. При желании и необходимости шарнир позволяет заменить платформу или тележку, то есть такой полуприцеп еще и ремонтопригоден.
Среди российских перевозчиков востребованы в основном двухбалочные раздвижные платформы как наиболее универсальные. Экскаваторные платформы – центральные балки – вызывают меньший интерес, так как балка высокая и по этому параметру проигрывает более приземистой двухбалочной. Предприятия с определенным набором строительной техники, которым не требуется универсальное решение, используют нераздвижные полуприцепы. В любом случае покупатель подбирает полуприцеп так, чтобы порожний автопоезд укладывался в габарит по длине. Также больше симпатии вызовет полуприцеп с несущей колесной тележкой, через которую можно заезжать на платформу по аппарелям и на которой можно перевозить небольшой груз.
Что касается ниши, или выемки, на колесной тележке под экскаваторную рукоять, то этот конструктивный элемент востребован не всегда, видимо, экскаваторы возят не все. Нишу стараются устраивать на уровне платформы, чтобы опустить рукоять как можно ниже. В свободное от рукояти время ниша заполняется настилами, досками и другими полезными вещами.
Компания Goldhofer выпускает полуприцепы с фронтальным заездом серий STZ-VL, STZ-VH и MPA-V, которые предлагают полный набор современных конструктивных решений: регулируемый гидравлический гусак, двухбалочные платформы с однократным раздвижением, шарнирное соединение платформы с колесной тележкой, ниша (выемка) для экскаваторной рукояти, опциональная электронная система »SmartControl« для контроля и управления всеми функциями полуприцепа.
Полуприцепы серий STZ-VL, STZ-VH предлагают с числом осей от 2 до 4, грузоподъемностью от 23 до 65 т. На STZ-VL использована зависимая пневматическая подвеска, на STZ-VH – зависимая рычажно-гидравлическая. В обоих случаях угол поворота колес +/–45°, ход подвески 200/260 мм, минимальная погрузочная высота 320 мм. Осевые агрегаты могут быть с максимальной нагрузкой 10 т при 80 км/ч или 12 т в зависимости от регулирования на рынке сбыта. Кроме того, может варьироваться межосевое расстояние – 1310 или 1360 мм. Полуприцепы могут быть дополнены одноосной подкатной тележкой-долли.
Серию MPA-V также предлагают с 2, 3, 4 и 5 осями, но с фирменной независимой рычажной гидравлической подвеской MPA типа Макферсон с ходом 350 мм и углом поворота 60°. Плюс к этому подкатная тележка-долли с маятниковой гидравлической подвеской.
Предложение компании Scheuerle также включает полуприцепы с фронтальным заездом: это 2- и 3-осные модели FL02 и FL03 серии EuroCompact. В состав полуприцепа входят периметральный регулируемый гидравлический гусак, двухбалочная платформа с однократным раздвижением и флажковыми уширителями как на основных, так и на выдвижных балках, колесная тележка с независимой гидравлической маятниковой подвеской с ходом 650 мм и нишей для экскаваторной рукояти глубиной почти до уровня платформы. Грузоподъемность 2-осного полуприцепа – 36 т, 3-осного – 48 т.
Также компания небольшими партиями выпускает полуприцепы с фронтальным заездом под заказ в специальном исполнении.
Так, поставляли полуприцепы для перевозок трамваев с заездом через раскладывающийся гусак. Таким образом достигали минимального угла въезда, необходимого трамваю, и не возили с собой лишнего груза в виде специальных трапов. Плюс конструкция мощнее и надежнее приставных или даже откидных трапов.
Изготавливают специальные полуприцепы для Airbus для перевозок частей авиалайнеров, в том числе вариант с раскладным гусаком. Последний такой заказ отгружали в прошлом году. Также поставляли полуприцепы с фронтальным заездом военному ведомству.
В свое время компания Nooteboom начинала с низкорамного одноосного полуприцепа для перевозок техники. Сегодня низкорамные полуприцепы Nooteboom эксплуатируют по всей Европе и в России.
Полуприцепы с фронтальным заездом входят в семейство Eurotrailers, в них используется все богатство выбора комплектующих, разработанных для этого семейства за многие годы. Так, на выбор несколько вариантов гидравлических гусаков, которые подбирают под параметры тягача. Двухбалочная платформа может быть без раздвижения, с одно- или двухкратным раздвижением. Колесные тележки с числом осей от 2 до 6 и экскаваторной нишей (выемкой) оснащают гидропневматической или гидравлической маятниковой подвеской с двускатной ошиновкой. Выпускают полуприцепы с принудительным рулевым управлением, это особенно важно для европейских стран с извилистыми дорогами и многочисленными круговыми развязками.
Также в состав автопоезда можно включать подкатные тележки Interdolly и Jeepdolly, входящие в семейство Eurotrailers. Подкатная тележка не только снимает часть нагрузки с ССУ тягача, но и способствует более плавному маневрированию на узкой извилистой дороге.
Модельный ряд компании Kässbohrer включает полуприцепы с фронтальным заездом: 2-осный K.SSL 2/2H-18/20 и 3-осный K.SSL 3/3H-24/30 грузоподъемностью 30 и 37,5 т. Это современные полуприцепы, в состав которых входят регулируемый гидравлический периметральный гусак, двухбалочная платформа с однократным раздвижением и колесная тележка с нишей для экскаваторной рукояти. Использована пневматическая подвеска осей BPW, рассчитанных на нагрузку 12 т, с принудительным гидравлическим рулевым управлением. У 2-осного полуприцепа платформа длиной 6810 мм раздвигается на 5550 мм, у 3-осного платформа длиной 7900 мм раздвигается на 5400 мм. Пространство между балками закрывается плитами. Транспортная высота платформы 2-осного полуприцепа – 300 мм, 3-осного – 325 мм.
У компании также есть вариант 2-осного полуприцепа под заказ с центральной балкой (экскаваторной балкой, «под брюхо»).
Компания «Уралавтоприцеп» выпускает под заказ полуприцепы с фронтальным заездом. Наиболее востребованы заказчиками нераздвижные платформы длиной 6,5 и 7 м, а также платформы длиной 6–7 м с раздвижением до 8–9 м. Все платформы оснащают флажковыми уширителями. Ширина платформы запрашивается, как правило, в габарите 2,5 м. Были случаи заказа специальных платформ с колесными нишами для перевозок конкретных моделей колесно-гусеничной техники.
Конструкция отстегивающегося гусака разработана заводом на основе анализа аналогичных конструкций западных производителей и по результатам посещения зарубежных выставок. В течение ряда лет конструкция дорабатывалась и совершенствовалась с учетом опыта эксплуатации.
Компания «Тверьстроймаш» давно и плотно занимается полуприцепами серии Front, которых сменилось уже несколько поколений, и современный модельный ряд сформировался за последние 2–4 года. За это время компания значительно продвинулась в инженерно-конструкторских разработках, и тверские полуприцепы практически не отличаются от европейских аналогов. За последнюю пару лет выпустили полуприцепы с периметральной платформой, с независимой гидравлической подвеской, с пневматической подвеской и гидромеханическим принудительным подруливанием. У всех моделей колесная тележка несущая, то есть на ней можно перевозить компактную машину, которая может заехать на нее своим ходом по приставным аппарелям.
Гусаки периметральные гидравлические с возможностью регулировать высоту ССУ в пределах 100 мм, а также дорожный просвет. Процедура стыковки-расстыковки полностью аналогична европейским полуприцепам. На гусаке установлена приборная панель для контроля за давлением в системах, в том числе за нагрузкой на каждой оси. Полуприцепы комплектуют двухбалочной платформой с однократным раздвижением или без него. Платформы комплектуют уширителями. На выбор предлагают уширители различного типа и длины, плюс уширители на выдвижных балках, что очень удобно для перевозок сельхозтехники.
Текущий модельный ряд полуприцепов с фронтальным заездом включает около десятка 3- и 4-осных моделей, различающихся длиной платформы, раздвижением, конструкцией гусака. Стандартная комплектация предусматривает пневматическую подвеску. Опциональный комплект производитель подбирает индивидуально, с учетом транспортной задачи клиента.
Особенно популярные опции постепенно вводятся в базовое исполнение. К таким относятся, например, переставные знаки «Негабаритный груз» и дополнительное освещение на гусаке.
Компания «Политранс» продолжает совершенствовать свою базовую модель полуприцепа с фронтальным заездом ТСП 94183-0000042-0300 грузоподъемностью 41 т. Конструкция выполнена с применением высокопрочных сталей, за счет чего снижена снаряженная масса полуприцепа до 12,1 т. Усовершенствовали конструкцию упоров нерегулируемого гидравлического гусака, что привело к некоторому упрощению процедуры стыковки-расстыковки.
Настил нераздвижной платформы длиной 7680 мм комбинированный – пространство между четырьмя несущими лонжеронами закрыто плитами с настилом из дерева твердых пород. Такое решение обеспечивает лучшее сцепление при погрузке техники, чем полностью стальные поверхности с наваренным через каждые полметра стальным прутом, как делали раньше.
В стандартную комплектацию полуприцепа входят приставные, сдвижные алюминиевые трапы, которые обеспечивают малый угол заезда техники и способствуют снижению ударной нагрузки, возникающей при погрузочных работах. Они также могут использоваться и для заезда на заднюю площадку.
Для колесной тележки используют интегрированную пневматическую электронно-пневматическим управлением подвеску осей BPW: 1-я и 2-я оси фиксированные, 3-я – самоподруливающая. Для контроля осевой нагрузки полуприцеп оснащен виброустойчивым манометром. Для крепления и фиксации груза при перевозке используются увязочные проушины на рабочей и верхней платформах.
Компания «Новтрак» предлагает интересный модельный ряд полуприцепов, начиная от одной оси и до пяти. Модели отличаются конструкцией гусака: периметральный или с центральным зацеплением, также платформой – с раздвижением или без него. Платформы базовых моделей выполнены в габарите по ширине. На колесной тележке предусмотрена ниша для экскаваторной рукояти. Для 4- и 5-осных полуприцепов компания готова предложить подкатную тележку-долли.
Судя по колесным нишам на грузовой платформе, одноосный полуприцеп был разработан для перевозок легких колесных машин, но благодаря раздвижению с 5400 до 12 600 мм на нем можно перевозить более объемные и высокие грузы.
К сегодняшнему дню сформировался образ идеального полуприцепа с фронтальным заездом: регулируемый гидравлический гусак с двухбалочной раздвижной грузовой платформой, причем процедура стыковки-расстыковки не должна занимать более двух минут, а с гусака не снимаются никакие детали. Грузовая платформа легкая и тонкая, но при этом достаточно прочная. Колесная тележка с 2–3 осями с принудительным рулевым управлением, тип подвески – зависимая пневматическая или независимая гидравлическая – зависит от местности, на которой полуприцепу предстоит работать. Колесная тележка несущая с возможностью заезда на платформу через нее. Желательна ниша для экскаваторной рукояти. Соединение платформы с тележкой через шарнир – это совсем идеальный вариант.
Сегодня идеальный полуприцеп с фронтальным заездом выглядит более четко, даже стандартизированно, чем три года назад. И… надо отметить, что отечественные машиностроители, кто быстрее, кто медленнее, движутся к этому идеалу.