Завод строительных экскаваторов XCMG

Этим материалом журнал «Основные Средства» открывает серию публикаций о производственных площадках компании XCMG по результатам поездки нашего корреспондента.

Один из лидеров строительного машиностроения Китая – государственная компания XCMG (Xuzhou Construction Machinery Group Co) – сохраняет за собой третье место в рейтинге Yellow Pages с долей мирового рынка 5,8%. В Китае компания располагает 31 производственной площадкой, большинство которых находится в городе Сюйчжоу провинции Цзянсу, в том числе один из крупнейших заводов по производству экскаваторов строительной гаммы.

Сборочная линия больших экскаваторов

Краткая историческая справка

В 1943 г. в провинции Шаньдун был создан завод Huaxing Iron Factory, ставший одним из предшественников компании XCMG. После окончания Второй мировой войны и образования Китайской Народной Республики завод продолжил заниматься металлообработкой и изготовлением машин и механизмов для сельского хозяйства – плугов, сеялок и т.п. В 1950 г. завод первым в Китае запустил производство паровых катков, столь необходимых для масштабного дорожного строительства, в 1957 г. собрал свой первый башенный кран.

В 1963 г. на другом, в то время самостоятельном, предприятии в центре г. Сюйчжоу запустили производство механических автомобильных кранов Q51 грузоподъемностью до 5 тонн. В 1970-е годы на третьем заводе будущей компании XCMG здесь же, в Сюйчжоу, начали выпуск фронтального погрузчика ZL40.

Монитор системы качества в сварочном цехе

В марте 1989 г. три завода плюс научно-исследовательский институт были объединены в первую в строительном машиностроении промышленную группу – XCMG Group. В 1992 г., спустя всего три года, XCMG вышла на международный рынок и участвовала в выставке BAUMA в Мюнхене.

История экскаваторного завода XCMG началась в 2008 г., завод поставил в тот год всего 33 экскаватора. В следующем, 2009 году, завод выпустил уже 800 экскаваторов, в 2010 г. – 3200, в 2011 г. – 5000, а в 2017 г. – 15 000 экскаваторов, то есть за десять лет производство выросло на 450%. В прошлом, 2022 году, завод выпустил 46 400 экскаваторов, которые отгрузили как на внутренний рынок, так и на экспорт – всего в 190 стран. Основные внешние рынки – это Австралия, Индия, страны Юго-Восточной Азии и Россия. На российском рынке наиболее востребованы экскаваторы массой 21,5 тонн, а также 33 и 37 тонн.

Рамы гусеничных тележек после окраски

За пределами Китая компания располагает пятью исследовательскими центрами, 40 офисами и более чем 300 дилерскими организациями, 40 крупными центрами снабжения запасными частями, 15 производствами компонентов и сборочными площадками, 2000 сервисными организациями. Так, основное производство строительных экскаваторов расположено в Китае, а за рубежом организованы сборочные производства в Германии, США, Бразилии, Индии и Узбекистане.

Расточка отверстий в рабочем оборудовании на металлообрабатывающем центре

Разработка и модельный ряд

Если при создании компании XCMG был один научно-исследовательский институт, то сегодня при каждом производстве крупное конструкторское бюро или целый институт, которые разрабатывают не только машины, но и компоненты и системы управления. XCMG стремится к максимальной локализации компонентной базы, оставляя при этом заказчику возможность выбора компонентов мировых брендов, что важно для европейского и американских рынков.

Локализация – это не только рабочие места и добавленная стоимость, но и защита от чрезвычайных обстоятельств и недружественных действий западных партнеров. События 2020 года показали, как легко рвутся логистические цепочки и рушатся планы производства и продвижения. Торговые войны, санкции, военные конфликты последних двух лет только подтверждают необходимость локализации, которая без перебоев обеспечивает производство машин комплектующими, а сервис запасными частями.

Гусеничные перегружатели с подъемной кабиной

Двигатели и стандартные детали получают от специализированных производителей, а ключевые компоненты трансмиссии, гидропривода, систем управления компания разрабатывает и производит собственными силами – в число вышеупомянутых заводов входят и производства компонентов.

Оригинальные разработки защищают патентами. Так, на технологии и гидроаппаратуру для улучшения рабочих характеристик экскаваторов и рекуперации энергии компанией XCMG зарегистрировано 12 патентов в стране и за рубежом.

Цикл разработки включает всесторонние испытания машин на полигоне при заводе, а модели и модификации, которые будут эксплуатировать в экстремальных условиях, проходят испытания на специализированных полигонах. Компания располагает пятью такими полигонами: высокогорный на отметке 4217 м над уровнем моря, в пустыне в центральном Китае, где температура поднимается до 46 °С, и на севере Китая, где температура опускается до –40 °С, в карьере с прочными скальными грунтами, а также на соленом озере.

Экскаватор-кабелеукладчик

Сегодня компания XCMG выпускает широчайшую гамму строительных экскаваторов, в том числе мини-экскаваторы массой от 1,5 до 3,5 т, миди-экскаваторы массой от 5,5 до 9 т, средние экскаваторы массой от 13,5 до 28 т и большие экскаваторы в диапазоне от 30 до 70 т. В производственную программу также входит расширенная линейка колесных экскаваторов массой от 6 до 22 т, перегружатели на колесном и гусеничном шасси и экскаваторы в специальном исполнении: плавающие, с удлиненным рабочим оборудованием, рельсовые экскаваторы для железной дороги, туннельные машины с дистанционным управлением, а также гусеничные шасси для буровых и сваебойных установок.

Экспортные исполнения экскаваторов отличаются агрегатной базой – могут использовать китайские компоненты либо компоненты мировых брендов, а также различные экологические исполнения двигателей в зависимости от требований рынков. На западные рынки с жесткими экологическими ограничениями поставляют технику с двигателями уровня Stage V, на рынки с низкими требованиями или вообще без ограничений выхлопов внедорожной техники, как в России, поставляют технику уровня Stage IIIA. Экскаваторы для российского рынка отличаются исполнением для низкой температуры – утепленной кабиной, подогревателями, а также комплектацией компонентами мировых брендов, например, тандемным гидронасосом Kawasaki. Российские пользователи привыкли и пока больше доверяют известным брендам, кроме того, еще не исчерпаны возможности для ремонта и замены таких агрегатов и систем.

Линия сборки поворотной платформы малых экскаваторов

Производство

Производственные цеха построены по современным канонам: просторные корпуса из металлоконструкций, окна в крыше, идеально ровный заливной пол. Термоизоляция стен и крыши, а также система отопления не предусмотрены: зимой температура в Сюйчжоу крайне редко переходит через 0 °С, самая низкая была зафиксирована на уровне –3,7 °С. В июле доходит до 31,4 °С. В жару открывают все ворота для сквозняка, рабочие места оборудованы стационарными вентиляторами.

Запущенное в 2008 г. производство экскаваторов состоит из заготовительных цехов, цехов сварки рабочего оборудования, поворотной платформы и гусеничной тележки, расточного цеха, цеха окраски и сборочного.

Расточка отверстий в поворотной платформе на металлообрабатывающем центре

Листовой и профильный прокат поступает с шанхайского металлургического комбината «Баошань» в заготовительные цеха для раскроя. Постоянство геометрических размеров и физических свойств металла позволяет пускать его в производство без дополнительных замеров и обработки. После раскроя заготовки передают на сварочные линии рабочего оборудования, поворотных платформ и гусеничных тележек.

Стоит отметить высокий уровень роботизации сварочного производства – большинство операций выполняется на оборудовании с ЧПУ и промышленными манипуляторами ведущих брендов – Kuka, Fanuc, ABB. Ряд операций выполняют вручную, в том числе зачистку и ультразвуковой контроль сварных швов.

Робот-манипулятор наносит смазку на опорно-поворотное устройство

Сваренные компоненты – стрелы, рукояти, поворотные платформы и гусеничные тележки отправляют в расточной цех, где на крупногабаритных металлообрабатывающих центрах итальянского производства рассверливают и растачивают отверстия. Затем изделия перемещаются в окрасочный цех. Как только накапливается достаточное количество изделий, их предварительно помещают в пескоструйную камеру, а затем в автоматические окрасочные. Основные цвета – желтый и серый. На празднование 200-тысячного экскаватора выпустили партию красно-черных машин.

Конвейерная сборка разделена примерно пополам на малые и большие машины. На отдельных конвейерах собирают гусеничные тележки и поворотные платформы, причем тележки больших машин сначала собирают опорно-поворотным устройством вниз, затем переворачивают на специальном кантователе. На следующем участке устанавливают бортовые редукторы, затем тележку приподнимают на ремнях и ставят на гусеничные ленты, после чего перемещают на огороженный участок, где промышленный манипулятор наносит смазку на опорно-поворотное устройство. Манипуляторы также используют и на других единообразных для разных моделей экскаваторов операциях, а тяжелые агрегаты, например бортовые редукторы, в сборе подвозят к конвейеру роботизированные тележки.

На переднем плане –роботизированная тележка доставляет бортовые редукторы, на заднем – кантователь переворачивает гусеничную тележку

Вдоль конвейеров организованы участки подсборки агрегатов, расставлены стеллажи с деталями, инструментом и приспособлениями, для которых на полу специально очерчены места. Двигатели и компоненты систем питания, охлаждения и выпуска, детали гусеничной ходовой части, ковши, стекла, светотехника и т.д. поставляют партнерские предприятия.

На последних участках конвейера монтируют рабочее оборудование, заправляют экскаватор топливом и маслами и наносят логотипы: синие на экспортные машины, черно-бело-красные на машины для внутреннего рынка. Из сборочного цеха экскаватор своим ходом выезжает на площадку временного хранения.

Участок роботизированной сварки рабочего оборудования

На каждом этапе производства контролеры ОТК проводят выборочную или сплошную, как в сварочном цехе, проверку качества. С оперативной сводкой – сколько изделий произведено, количество ошибок – можно ознакомиться на установленных в каждом цехе больших мониторах. Оперативная сводка позволяет контролировать не только качество изделий, но и производительность каждого участка и вовремя принимать меры.

 

Сегодня экскаваторный завод, как и другие предприятия компании XCMG, выпускает продукцию, по качеству и характеристикам способную конкурировать с ведущими мировыми брендами, сохраняя при этом привлекательную цену. Конкурентная цена поддерживается за счет масштаба производства, высокого уровня локализации и роботизации. Для российского пользователя также важна доступность техники, запасных частей и сервиса 24/7, которые обеспечивает официальный дистрибьютор – компания «СюйГун Ру» и ее дилеры. Централизованная система дистрибуции компании XCMG способствует стабильности ценовой, сервисной и гарантийной политики.

Плавающий экскаватор
компании из статьи
компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании из статьи
компании по теме статьи