Завод строительных экскаваторов XCMG
Один из лидеров строительного машиностроения Китая – государственная компания XCMG (Xuzhou Construction Machinery Group Co) – сохраняет за собой третье место в рейтинге Yellow Pages с долей мирового рынка 5,8%. В Китае компания располагает 31 производственной площадкой, большинство которых находится в городе Сюйчжоу провинции Цзянсу, в том числе один из крупнейших заводов по производству экскаваторов строительной гаммы.
Краткая историческая справка
В 1943 г. в провинции Шаньдун был создан завод Huaxing Iron Factory, ставший одним из предшественников компании XCMG. После окончания Второй мировой войны и образования Китайской Народной Республики завод продолжил заниматься металлообработкой и изготовлением машин и механизмов для сельского хозяйства – плугов, сеялок и т.п. В 1950 г. завод первым в Китае запустил производство паровых катков, столь необходимых для масштабного дорожного строительства, в 1957 г. собрал свой первый башенный кран.
В 1963 г. на другом, в то время самостоятельном, предприятии в центре г. Сюйчжоу запустили производство механических автомобильных кранов Q51 грузоподъемностью до 5 тонн. В 1970-е годы на третьем заводе будущей компании XCMG здесь же, в Сюйчжоу, начали выпуск фронтального погрузчика ZL40.
В марте 1989 г. три завода плюс научно-исследовательский институт были объединены в первую в строительном машиностроении промышленную группу – XCMG Group. В 1992 г., спустя всего три года, XCMG вышла на международный рынок и участвовала в выставке BAUMA в Мюнхене.
История экскаваторного завода XCMG началась в 2008 г., завод поставил в тот год всего 33 экскаватора. В следующем, 2009 году, завод выпустил уже 800 экскаваторов, в 2010 г. – 3200, в 2011 г. – 5000, а в 2017 г. – 15 000 экскаваторов, то есть за десять лет производство выросло на 450%. В прошлом, 2022 году, завод выпустил 46 400 экскаваторов, которые отгрузили как на внутренний рынок, так и на экспорт – всего в 190 стран. Основные внешние рынки – это Австралия, Индия, страны Юго-Восточной Азии и Россия. На российском рынке наиболее востребованы экскаваторы массой 21,5 тонн, а также 33 и 37 тонн.
За пределами Китая компания располагает пятью исследовательскими центрами, 40 офисами и более чем 300 дилерскими организациями, 40 крупными центрами снабжения запасными частями, 15 производствами компонентов и сборочными площадками, 2000 сервисными организациями. Так, основное производство строительных экскаваторов расположено в Китае, а за рубежом организованы сборочные производства в Германии, США, Бразилии, Индии и Узбекистане.
Разработка и модельный ряд
Если при создании компании XCMG был один научно-исследовательский институт, то сегодня при каждом производстве крупное конструкторское бюро или целый институт, которые разрабатывают не только машины, но и компоненты и системы управления. XCMG стремится к максимальной локализации компонентной базы, оставляя при этом заказчику возможность выбора компонентов мировых брендов, что важно для европейского и американских рынков.
Локализация – это не только рабочие места и добавленная стоимость, но и защита от чрезвычайных обстоятельств и недружественных действий западных партнеров. События 2020 года показали, как легко рвутся логистические цепочки и рушатся планы производства и продвижения. Торговые войны, санкции, военные конфликты последних двух лет только подтверждают необходимость локализации, которая без перебоев обеспечивает производство машин комплектующими, а сервис запасными частями.
Двигатели и стандартные детали получают от специализированных производителей, а ключевые компоненты трансмиссии, гидропривода, систем управления компания разрабатывает и производит собственными силами – в число вышеупомянутых заводов входят и производства компонентов.
Оригинальные разработки защищают патентами. Так, на технологии и гидроаппаратуру для улучшения рабочих характеристик экскаваторов и рекуперации энергии компанией XCMG зарегистрировано 12 патентов в стране и за рубежом.
Цикл разработки включает всесторонние испытания машин на полигоне при заводе, а модели и модификации, которые будут эксплуатировать в экстремальных условиях, проходят испытания на специализированных полигонах. Компания располагает пятью такими полигонами: высокогорный на отметке 4217 м над уровнем моря, в пустыне в центральном Китае, где температура поднимается до 46 °С, и на севере Китая, где температура опускается до –40 °С, в карьере с прочными скальными грунтами, а также на соленом озере.
Сегодня компания XCMG выпускает широчайшую гамму строительных экскаваторов, в том числе мини-экскаваторы массой от 1,5 до 3,5 т, миди-экскаваторы массой от 5,5 до 9 т, средние экскаваторы массой от 13,5 до 28 т и большие экскаваторы в диапазоне от 30 до 70 т. В производственную программу также входит расширенная линейка колесных экскаваторов массой от 6 до 22 т, перегружатели на колесном и гусеничном шасси и экскаваторы в специальном исполнении: плавающие, с удлиненным рабочим оборудованием, рельсовые экскаваторы для железной дороги, туннельные машины с дистанционным управлением, а также гусеничные шасси для буровых и сваебойных установок.
Экспортные исполнения экскаваторов отличаются агрегатной базой – могут использовать китайские компоненты либо компоненты мировых брендов, а также различные экологические исполнения двигателей в зависимости от требований рынков. На западные рынки с жесткими экологическими ограничениями поставляют технику с двигателями уровня Stage V, на рынки с низкими требованиями или вообще без ограничений выхлопов внедорожной техники, как в России, поставляют технику уровня Stage IIIA. Экскаваторы для российского рынка отличаются исполнением для низкой температуры – утепленной кабиной, подогревателями, а также комплектацией компонентами мировых брендов, например, тандемным гидронасосом Kawasaki. Российские пользователи привыкли и пока больше доверяют известным брендам, кроме того, еще не исчерпаны возможности для ремонта и замены таких агрегатов и систем.
Производство
Производственные цеха построены по современным канонам: просторные корпуса из металлоконструкций, окна в крыше, идеально ровный заливной пол. Термоизоляция стен и крыши, а также система отопления не предусмотрены: зимой температура в Сюйчжоу крайне редко переходит через 0 °С, самая низкая была зафиксирована на уровне –3,7 °С. В июле доходит до 31,4 °С. В жару открывают все ворота для сквозняка, рабочие места оборудованы стационарными вентиляторами.
Запущенное в 2008 г. производство экскаваторов состоит из заготовительных цехов, цехов сварки рабочего оборудования, поворотной платформы и гусеничной тележки, расточного цеха, цеха окраски и сборочного.
Листовой и профильный прокат поступает с шанхайского металлургического комбината «Баошань» в заготовительные цеха для раскроя. Постоянство геометрических размеров и физических свойств металла позволяет пускать его в производство без дополнительных замеров и обработки. После раскроя заготовки передают на сварочные линии рабочего оборудования, поворотных платформ и гусеничных тележек.
Стоит отметить высокий уровень роботизации сварочного производства – большинство операций выполняется на оборудовании с ЧПУ и промышленными манипуляторами ведущих брендов – Kuka, Fanuc, ABB. Ряд операций выполняют вручную, в том числе зачистку и ультразвуковой контроль сварных швов.
Сваренные компоненты – стрелы, рукояти, поворотные платформы и гусеничные тележки отправляют в расточной цех, где на крупногабаритных металлообрабатывающих центрах итальянского производства рассверливают и растачивают отверстия. Затем изделия перемещаются в окрасочный цех. Как только накапливается достаточное количество изделий, их предварительно помещают в пескоструйную камеру, а затем в автоматические окрасочные. Основные цвета – желтый и серый. На празднование 200-тысячного экскаватора выпустили партию красно-черных машин.
Конвейерная сборка разделена примерно пополам на малые и большие машины. На отдельных конвейерах собирают гусеничные тележки и поворотные платформы, причем тележки больших машин сначала собирают опорно-поворотным устройством вниз, затем переворачивают на специальном кантователе. На следующем участке устанавливают бортовые редукторы, затем тележку приподнимают на ремнях и ставят на гусеничные ленты, после чего перемещают на огороженный участок, где промышленный манипулятор наносит смазку на опорно-поворотное устройство. Манипуляторы также используют и на других единообразных для разных моделей экскаваторов операциях, а тяжелые агрегаты, например бортовые редукторы, в сборе подвозят к конвейеру роботизированные тележки.
Вдоль конвейеров организованы участки подсборки агрегатов, расставлены стеллажи с деталями, инструментом и приспособлениями, для которых на полу специально очерчены места. Двигатели и компоненты систем питания, охлаждения и выпуска, детали гусеничной ходовой части, ковши, стекла, светотехника и т.д. поставляют партнерские предприятия.
На последних участках конвейера монтируют рабочее оборудование, заправляют экскаватор топливом и маслами и наносят логотипы: синие на экспортные машины, черно-бело-красные на машины для внутреннего рынка. Из сборочного цеха экскаватор своим ходом выезжает на площадку временного хранения.
На каждом этапе производства контролеры ОТК проводят выборочную или сплошную, как в сварочном цехе, проверку качества. С оперативной сводкой – сколько изделий произведено, количество ошибок – можно ознакомиться на установленных в каждом цехе больших мониторах. Оперативная сводка позволяет контролировать не только качество изделий, но и производительность каждого участка и вовремя принимать меры.
Сегодня экскаваторный завод, как и другие предприятия компании XCMG, выпускает продукцию, по качеству и характеристикам способную конкурировать с ведущими мировыми брендами, сохраняя при этом привлекательную цену. Конкурентная цена поддерживается за счет масштаба производства, высокого уровня локализации и роботизации. Для российского пользователя также важна доступность техники, запасных частей и сервиса 24/7, которые обеспечивает официальный дистрибьютор – компания «СюйГун Ру» и ее дилеры. Централизованная система дистрибуции компании XCMG способствует стабильности ценовой, сервисной и гарантийной политики.