Модульные прицепы Goldhofer THP/SL 6 с системой опорно-поворотных устройств
Негабарит-2019: вес взят

Техника для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов

Крупные промышленные и инфраструктурные проекты требуют от сегмента перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов (далее – КТГ) глубокого знания своих технических средств, инженерного искусства, а нередко и житейской смекалки. То, что для рядового обывателя кажется чем-то необыкновенным, для перевозчика КТГ – повседневность.

Жизнь в сегменте перевозок КТГ не останавливается – в течение последних полугода-года выполнили ряд интересных перевозок с использованием транспортных средств с различными характеристиками и от различных производителей, благо предложение более чем широкое.

Модульный прицеп Goldhofer THP/SL 15 (6+3+6)

Так, компания Goldhofer серийно выпускает модульные транспортные средства и автомобильные полуприцепы-тяжеловозы различного назначения, грузоподъемности и конфигурации. Автомобильные полуприцепы различного назначения поступают на российский рынок как новые, так и с европейского вторичного рынка. Самоходные и несамоходные модульные транспортные средства и оборудование для них в основном новые, так как предназначены для перевозок тяжелых и сверхтяжелых грузов, где цена ошибки слишком высока, чтобы немного сэкономить на ресурсе.

Транспортировка реактора весом 700 т на SPMT Scheuerle

Валерий Корниенко, директор ООО «Трак-Сервис», г. Ростов-на-Дону: «23 июля выполняли перевозку по маршруту: пристань «Верхнечусовские городки» – город Чусовой – город Губаха Пермского края в адрес ПАО. Везли регенератор длиной 50 м, диаметром 5,3 м и весом 100 т.

Регенератор прибыл из-за границы в порт Ростова-на-Дону, где под него закатили автопоезд в составе двух несамоходных модулей Goldhofer по 6 осевых линий каждый с опорно-поворотными столами г/п по 150 т. Учитывая длину самонесущего груза, это была единственная разумная схема.

Затем автопоезд с грузом закатили на баржу и водным путем доставили к пристани «Верхнечусовские городки» Пермского края, где автопоезд сцепили с балластным тягачом, выкатили с баржи, с сопровождением автомобилей прикрытия и ГИБДД проследовали через г. Чусовой и далее по извилистым горным дорогам к месту монтажа в г. Губаха.

Маршрут протяженностью 100 км прошли за 18 часов, готовиться же к перевозке начали за 4 месяца. Построили объезд мимо рамки весового контроля, так как габаритная высота автопоезда превышала 6 м. Также на маршруте демонтировали две теплотрассы и газовые трубы, обрезали деревья. Перед прохождением через город отключали ЛЭП, интернет, поднимали провода. В горной местности автопоезду ассистировал второй тягач».

Аналогичная ситуация сложилась у компаний промышленной группы TII Group – Scheuerle и KAMAG. Основной акцент делается на самоходные и несамоходные модульные транспортные средства, в которых заинтересованы крупные компании, специализирующиеся на проектных грузах. TII Group поставляет несколько серий модульных транспортных средств, каждая из которых включает модули различной грузоподъемности с тем, чтобы стыковать из них автопоезда не только требуемой грузоподъемности, но и экономичные по первоначальным финансовым вложениям и эксплуатационным расходам.

Транспортировка негабарита с использованием InterCombi Power Booster Scheuerle дает возможность работать в очень стесненных условиях благодаря высокой маневренности и большому ходу подвески, как с тягачом, так и без него

Александр Герасименко, компания «Кин-Марк», г. Санкт-Петербург: «В течение марта-апреля этого года мы выполнили доставку двух сепараторов с территории «Ижорских заводов» в Санкт-Петербурге до причала на реке Неве. Каждый сепаратор представляет собой цилиндрический сосуд длиной 26 м, шириной 9,63 м, высотой 9 м и массой 562 т.

Камнем преткновения стал большой, уходящий вниз технологический штуцер, из-за чего сепаратор ставили на раздельные тележки. Это штатное расположение груза.

Но маршрут пересекал железнодорожный переезд, и было необходимо снизить габаритную высоту автопоезда, чтобы как-то протиснуться под поднятой до максимума контактной сетью. Решили повернуть сепараторы на 90° на территории завода, пройти маршрут, а затем повернуть их обратно на 90° на причале. Первый поворот выполнили с помощью штатного цехового подъемного оборудования и опор с роликами, выполненных силами завода. Таким образом, штуцер оказался в горизонтальном положении, и габаритная высота снизилась.

Под каждый сепаратор подогнали автопоезд, составленный из модулей Scheuerle SPMT в две спаренные 16-осные линии с установленными на них ложементами, на которые уложили сепараторы, и в таком положении проходили маршрут с созданием окна в графике движения поездов и подъемом контактной сети.

Загодя на причале «Техно-Марк» развернул два портальных гидроподъемника. Каждый сепаратор закатывали под подъемники, поднимали, выкатывали модули, затем с помощью самоходного модуля устанавливали опоры с роликами. Со всеми предосторожностями, чтобы не повредить внутрикорпусное оборудование сепаратора, поворачивали его обратно на 90°, поднимали и в обратном порядке убирали опоры и закатывали модули, на которых и заезжали на баржу. До пункта назначения – дожимной компрессорной станции берегового технологического комплекса проекта «Сахалин-2» сепараторы следовали водным путем».

TII Group также поставляет на международный рынок автомобильные полуприцепы-тяжеловозы различных конфигураций, в том числе строящихся по модульному принципу, то есть состоящих из колесных тележек, «постелей», опорно-поворотных столов, гусаков и дышел, которые стыкуются друг с другом, позволяя составить автопоезд требуемой грузоподъемности, распределения масс и размеров.

Мегалифт-адаптер Nooteboom

Для компании Nooteboom полуприцепы модульного типа – особый конек. Ее топовые линейки составляют полуприцепы именно этого типа: максимальной грузоподъемности и возможностей по конфигурированию. Эти полуприцепы позволяют российским перевозчикам решать сложные, нетривиальные транспортные задачи.

Компания также поставляет превосходные низкорамные полуприцепы с фронтальным заездом и специализированные решения для перевозок частей ветрогенераторов.

Лопастевоз Nooteboom OVB-67-03V(QP)

Как и у остальных западноевропейских поставщиков тяжелой техники, почти все полуприцепы Nooteboom поставляют в РФ с вторичного рынка.

Евгений Черников, ООО «Проект Карго», г. Москва: «В июне этого года мы доставили для Электростальского завода тяжелого машиностроения партию оборудования для модернизации производства. Из порта Бронка в Санкт-Петербурге после таможенного оформления была организована перегрузка четырех негабаритных частей пресса на низкорамные платформы, в том числе на полуприцеп Kässbohrer LB6E, на котором перевозили основание размерами 5,2х5,2х0,8 м и массой 60 т. Это 6-осный трал с задним заездом г/п 70 т, 11-метровая грузовая платформа раздвигается еще на 7 м.

Груз доставлен заказчику в оговоренные сроки. 800-километровое путешествие от порта до пункта назначения было оформлено по всем правилам перевозки негабаритных грузов. Мы старались не осложнять и без того напряженную дорожную ситуацию между двумя столицами, наиболее загруженные участки преодолевали только в ночное время. На некоторых участках маршрута силами ГИБДД проводилась организация дорожного движения. Опыт компании «Проект Карго» и надежность полуприцепа стали гарантом доставки оборудования в назначенный срок».

Компания Kässbohrer, пожалуй, самый молодой из участников российского рынка тяжелой техники. Но достаточно агрессивная политика по продвижению, внимание к пожеланиям и рекомендациям пользователей, стремление к совершенствованию техники и расширению присутствия дают свои плоды: сегодня в России достаточно большой парк не только шторных полуприцепов и материаловозов Kässbohrer, но и тяжеловозов, причем их эксплуатируют по всей территории РФ.

Низкорамный раздвижной трал K.SLA 6

За последние годы конструкция тяжеловозов была усовершенствована, преодолены «детские болезни», которые начинают проявляться после пересечения российской границы. Плюс к этому увеличен модельный ряд тяжеловозов с задним заездом, добавлена линейка тяжеловозов с фронтальным заездом. Таким образом, компания сегодня охватывает достаточно обширный спектр перевозок КТГ. К плюсам техники Kässbohrer относится и распространенная агрегатная база, что упрощает обслуживание и ремонт и позволяет удаляться на значительные расстояния от базы.

Шестиосный низкорамный трал с  задним заездом Kässbohrer LB6E

Компания «Уралавтоприцеп» выпускает обширную гамму базовых моделей и модификаций полуприцепов-тяжеловозов гражданского назначения с использованием распространенных комплектующих, преимущественно импортных, что сегодня упрощает их эксплуатацию.

Полуприцеп ЧМЗАП-704015 для перевозки гусеничной техники г/п до 120 т. Эстония. 2017 г.

Не стоит забывать о традиционной продукции «Уралавтоприцепа» – это полуприцепы для бездорожья. Созданные для эксплуатации в экстремальных условиях, эти полуприцепы и сего­дня оказываются превосходным решением для доставки КТГ по бездорожью.

Низкорамный трал ЧМЗАП 99903-055-Р1 с отделяющимся гусаком и передним заездом

Особо стоит отметить такое направление, как несамоходные модульные транспортные средства. Предприятие последовательно развивает эту тему и добилось определенных успехов в разработке, производстве и реализации несамоходных модулей с 2, 3, 4 и 6 осевыми линиями на маятниковой гидравлической подвеске, «постелей» и другой оснастки для них.

Александр Коптяков, директор ООО «Карго-Сервис», г. Челябинск: «Как вы знаете, наш основной бизнес заключается в доставке продукции компании «Уралавтоприцеп» – прицепов, полуприцепов – заказчикам, в том числе силовым ведомствам. Сейчас активно развивается сегмент доставки модульных транспортных средств производства «Уралавтоприцеп». Таких перевозок мы выполняем пять-шесть в год.

Экономически целесообразнее, безопаснее и быстрее доставлять модули на полуприцепах-тяжеловозах, нежели своим ходом, а так как их закупают комплектами из колесных тележек, «постелей», дополнительного оборудования, то для перевозки комплекта задействуем от 2 до 4 автопоездов. Плюс еще определенная специфика с грузоподъемностью мостов и проездов по промзонам в Сибири и на Дальнем Востоке. Поэтому принцип такой: один модуль – один полуприцеп. Модуль с числом осевых линий от 2 до 6 – это довольно солидное устройство, от 10 до 30 т, негабаритное по ширине, но невысокое. Поэтому для перевозки нужен полунизкорамный полуприцеп с задним заездом соответствующей грузоподъемности. Таким образом, нам нужно получать разрешение на перевозку крупногабаритного по ширине груза, не переплачивая за разрешение на перевозку тяжеловесного груза, то есть не возмещать ущерб дорожному покрытию.

В конце мая выполняли перевозку комплекта из двух несамоходных модулей с четырьмя осевыми линиями каждый, низкорамной «постели» и блока спецоборудования. Перевозили с отгрузочной площадки ПАО «Уралавтоприцеп» заказчику в Красноярске. Сформировали четыре автопоезда: три с 3-осными полуприцепами ЧМЗАП-99064 г/п 40 т с задним заездом и один 5-осный ЧМЗАП-99903 г/п 50 т под спецоборудование, у которого масса была побольше. При проектировании перевозки мы не получили точной массы спецоборудования, и я распорядился включить в перевозку полуприцеп с запасом грузоподъемности. По факту же масса спецоборудования оказалась всего 22 т.

Все грузы вошли в габарит по высоте. Двигались колонной без сопровождения. В пункте назначения провели выгрузку, туда же прибыли специалисты по сборке. После сборки, испытаний и сдачи готового транспортного средства заказчику проект сочли выполненным в полном объеме».

Полуприцепы-тяжеловозы компании «Тверьстроймаш» представляют собой привлекательную альтернативу западноевропейским конкурентам по техническим и эксплуатационным качествам, а также и по цене. Компания активно развивает такие направления, как облегченные полуприцепы с задним заездом и полуприцепы с фронтальным заездом. Более ранние полунизкорамные линейки, такие как Original, также не остаются в забвении, получают обновления.

Полуприцеп «Тверьстроймаш» с малой высотой погрузки, с принудительным поворотом колес

Эстетичный внешний вид относится к сильной стороне продукции «Тверьстроймаша». Он достигается не только благодаря обработке перед покраской и качественным лакокрасочным материалам, но и качеству резки металла, качеству сварных швов, проработке и пропорциональности элементов конструкции. Внешний вид – это весомое конкурентное преимущество.

Пристальное внимание «Тверьстроймаш» уделяет системам подвески и осей. Используют системы принудительного поворота колес, гидравлические и пневматические подвески ведущих производителей. Управление в большинстве случаев производится дистанционно, с одного пульта, что более удобно для оператора.

Сверхлегкий семиосный трал «Тверьстроймаш»

В этом году в линейке завода появилось много новинок различной грузоподъемности в серии полуприцепов с отстегивающимся гусаком. Была пересмотрена конструкция: вес стал меньше. Применяются новые решения для повышения многофункциональности и эффективности. К примеру, шарнирное соединение грузовой платформы с гусаком и колесной тележкой. Используя комплект поставок, клиент получает равномерное распределение нагрузок на оси колесной тележки вне зависимости от загрузки транспортного средства. Платформу можно заменить на другую, с необходимыми размерами и опциями.

Дмитрий Говоров, логист компании «АСТ Плюс», г. Санкт-Петербург: «Начиная с 2018 г. мы выполняем регулярные перевозки сборочных комплектов комбайнов и другой сельхозтехники New Holland и Case из порта Санкт-Петербург на сборочный завод в Набережных Челнах. Возим на четырех 4-осных полуприцепах «Тверьстроймаш» серии Rapid Trailer. Преимущества этих полуприцепов в том, что они легкие и длинные: грузовая платформа 12,3 м плюс площадка на гусаке, оси разнесены, и в соответствии с текущими нормативами мы можем поставить на платформу достаточно много груза – по два машинокомплекта. Полуприцепы нераздвижные, два с короткими треугольными трапами, два – с приставными алюминиевыми аппарелями.

Таким образом, на платформу ставим компоненты комбайнов, колеса стопкой на гусак и обычно вмещаемся в габарит по высоте и по длине, что позволяет выполнять перевозки без сопровождения. Бывает, превышаем габаритную длину или высоту, тогда оформляем соответствующее разрешение. Возим по одному маршруту в обход Москвы по трассе 107».

Серьезно актуализирована серия полуприцепов с раздвижной платформой. Появились модели, адаптированные к перевозкам в странах Европы. Такие транспортные средства «Тверьстроймаш» сопровождает необходимой документацией на языках стран, в которых работает компания клиента.

Для самых взыскательных перевозчиков негабарита производитель предложил модификации низкорамных тралов на гидравлической подвеске и многоосные тралы г/п до 83 т. Маневренность и снижение затрат на топливо, резину и получение спецразрешений остаются в приоритете.

Трехосный низкорамный полуприцеп «Meusburger Новтрак» ТР-354 с передним заездом

Компания «Meusburger Новтрак» старается продолжать немецкие традиции педантизма в таких вопросах, как качество, при этом сохраняя конкурентоспособную позицию по цене. Предприятие накопило опыт в конструировании и производстве, не боится экспериментов, ищет интересные, оригинальные решения, а также новые ниши.

Пятиосный низкорамный раздвижной полуприцеп «Meusburger Новтрак» ТP-585

Направление тяжеловозов активно развивается, компания регулярно предлагает новинки в этом сегменте, а также модификации, по всему значению не уступающие новинкам. Сего­дня производственная программа предприятия включает высокорамные полуприцепы для тяжелых условий эксплуатации, полунизкорамные полуприцепы с задним заездом для эксплуатации по дорогам общего пользования и низкорамные полуприцепы с фронтальным заездом.

Антон Бацокин, генеральный директор компании «Негабарит 21», г. Чебоксары: «В конце прошлого лета мы выиграли тендер на перевозку химической колонны из г. Димитровград Ульяновской области в cеле Каргасок Томской области на нефтегазовое месторождение «Снежное». Длина колонны составила 30 м, диаметр 1,8 м, масса 14 т.

Так как протяженность маршрута составила 3200 км, мы выбрали надежное транспортное средство для перевозки длинномерных грузов – 3-осный раздвижной полуприцеп «Meusburger Новтрак» г/п 40 т в сцепе с тягачом Volvo 4x2. Маршрут проходил по дорогам общего пользования, автопоезд сопровождали две машины прикрытия – спереди и сзади. Маршрут про­шли по графику за восемь дней без происшествий и поломок благодаря надежной технике и нашим классным специалистам».

Компания «Политранс» выпускает низкорамные и высокорамные полуприцепы для работы в тяжелых условиях по бездорожью при температурах до –50 °С. Полуприцепы выпускаются в 2, 3, 4, и 5-осном вариантах, в том числе и с раздвижной рамой. Подобные решения не часто встречаются у конкурентов. Грузоподъемность таких полуприцепов достигает 120 т. При разработке таких полуприцепов особое внимание уделяется их надежности и простоте в обслуживании. В конструкции рам используется сталь ведущих российских металлургических заводов, в том числе и высокопрочная марок Magstrong, Hardex. Сварка всех узлов происходит в среде инертных газов, что значительно увеличивает прочность швов. Агрессивная внешняя среда требует повышенной коррозионной защиты, поэтому все элементы полуприцепов «Политранс» покрываются двухкомпонентными эпоксидными лакокрасочными материалами.

Высокорамный трал ТСП 9416-0000040-АЭ00 г/п 56 т

Полуприцепы оснащаются рессорной, пневматической подвеской, для особо тяжелых условий эксплуатации незаменимым является рессорно-балансирный мост.

На погрузочной площадке полуприцепов устанавливаются легкосъемные отбойные брусья, которые помогают при заезде техники разместить ее по центру трала и удерживают при движении. Кроме этого для фиксации груза используются петли, съемные вертикальные стойки.

Заезд техники на трал осуществляется по механическим, уголковым или гидравлическим трапам.

Раздвижной полуприцеп «Политранс» г/п 60 т

Большое внимание уделяется эргономике обслуживания полуприцепов. Все модели тралов «Политранс» оснащаются подъемником запасных колес, это значительно упрощает замену колеса в полевых условиях. При перевозке негабаритного груза используются выдвижные уширители несущего типа, на которые укладываются буковые балки. Для их хранения предусмотрены кронштейны на гусаке. Там же устанавливается металлический инструментальный ящик. Сам гусак может быть закрыт тентом.

Иван Асланов, заместитель генерального директора компании «Спецгеотранс», г. Тында Амурской области: «Занимаемся перевозкой тяжелой строительной техники, перебрасываем ее между участками «Силы Сибири» по лесным, проселочным дорогам, по дорогам общего пользования. Местность у нас гористая, нередки затяжные подъемы и спуски с уклоном до 40°. В общем, условия эксплуатации предъявляют определенные требования, поэтому используем высокорамные полуприцепы с большими колесами с двускатной ошиновкой и высокие полноприводные тягачи MAN 6x6. Примерно полтора года эксплуатировали два полуприцепа с 11-метровой грузовой платформой – взяли то, что было в наличии.

Опыт показал, что 11-метровая платформа слишком длинна, неповоротлива на лесной дороге, доставляет много неудобств. При этом слишком узкая для серьезной техники – бульдозера или экскаватора. У большой машины колея минимум 2800 мм, и получается, что всеми своими 60 тоннами она давит не на платформу, а на уширители. Десяток раз заедет бульдозер на уширители, и они отваливаются.

Обобщив опыт, мы заказали у компании «Политранс» высокорамный полуприцеп с укороченной до 8 м грузовой платформой шириной 3140 мм. Да, платформа не в габарите, зато тяжелая машина стоит на ней устойчиво и прочно. Трапы одинарного сложения механические. У нас тут холодно, приходится обходиться без гидравлики. Опоры в кормовой части также самые простые: труба в трубе и фиксируется пальцем. Полуприцеп поступил к нам в первой половине этого года, и буквально пару месяцев назад мы выполнили на нем переброску техники с разных участков на станцию Тында. Из Могота перевезли 3 трубоукладчика. Маршрут примерно 100 км, из них 40 км по лесу и 60 км по асфальту. С узла 1391 перевезли два трубоукладчика: 30 км по лесу и проселку и 20 км по более-менее приличной дороге. Потом перевозили экскаватор Hitachi весом 47 т.

Уже сейчас ясно, что мы правильно определились со спецификацией полуприцепа и нужно дальше двигаться этим же путем».

Наряду с тяжелой прицепной техникой компания развивает и облегченную серию тралов. Сегодня линейка включает 3- и 4-осные модели с нераздвижной и раздвижной рамами – наиболее востребованный на рынке типоразмер.

 

Отечественное и зарубежное машиностроение обеспечило перевозчиков решениями для самых разных по массе, по ее концентрации, по размерам и форме грузов, и техническая сторона перевозки сегодня не представляет проблемы. Сегодня важнее квалификация персонала перевозчика, его опыт, способность решать нетривиальные задачи.