Компоненты системы ContiPressureCheck. Слева: монитор, центральный блок управления, датчики и прибор для настройки. Справа: центральный блок управления и световой сигнализатор для полуприцепа

Шины под контролем

Во время работы международного автобусного салона BusWorld в МВЦ «Крокус Экспо» с 25 по 27 октября 2016 г. компании ООО «Континентал Тайрс РУС» и ООО «Континентал Аутомотив Рус» провели пресс-конференцию, главной темой которой стала система контроля давления в шинах ContiPressureCheck (СРС).

От давления в шинах зависят и эксплуатационные расходы, и безопасность движения, и экология. Контролировать давление вручную очень тяжело, особенно когда этих шин много, и как было бы здорово механизировать эту функцию. И вот компания Continental предложила такое решение.

Система ContiPressureCheck (СРС) представляет собой комплекс устройств, соединяющихся друг с другом по радиосигналу и по шине CAN. Прежде всего это датчик, замеряющий давление и температуру, который приклеивается к внутренней поверхности шины. Датчик подходит для любых шин вне зависимости от вентиля и обода. На каждое колесо свой датчик, ими оснащают все колеса тягача и прицепа. У каждого датчика уникальный идентификационный номер, так что они не перепутаются. Масса датчика незначительна и компенсируется при балансировке шины. Датчик оснащен автономным источником питания с ресурсом 6 лет или 600 тысяч км и работает в диапазоне давления от 0 до 12 бар, при этом максимальное допустимое давление 20 бар и в температурном диапазоне от –40 до 120 °С. Источник питания, скорее всего, литий-ионная батарея.

В датчик встроен маломощный радиопередатчик, сигнал от которого принимает ресивер (приемник). Принцип этой радио­связи похож на Bluetooth. С одной стороны, эти устройства не нужно регистрировать как радио­электронные средства, с другой стороны, они маломощные, и при неустойчивом приеме нужен дополнительный ресивер. Кроме того, штатный ресивер – центральный блок управления, который устанавливают на раме тягача между первой и второй осями, может принимать сигнал максимум от 24 датчиков. Если колес больше, то также нужен дополнительный ресивер или даже ресиверы.

Ресиверы подключаются к шине CAN тягача, в кабине к ней же подключают монитор, на который в графическом виде выводится информация о состоянии шин. При отклонении давления и температуры от нормы в какой-либо шине она подсвечивается на мониторе, и подается звуковой сигнал, весьма неприятный. Кроме того, к ресиверу прицепа можно подсоединить световой сигнализатор, и тогда водитель в зеркало заднего вида увидит проблесковый сигнал и поймет, что с шинами что-то не в порядке.

Таким образом, СРС помогает водителю в режиме реального времени отслеживать давление и температуру в шинах. Конечно, речь идет о современной технике с шиной CAN. Настройка системы проводится с помощью отдельного портативного прибора.

Continental позиционирует систему СРС как решение для автопарков. Средством объединения отдельных систем в общую сеть служит стационарная система ContiYardReader. Приемники системы ContiYardReader, похожие на большие Wi-Fi антенны уличного исполнения, устанавливают в местах прохождения и стоянки автомобилей: на заправке, в ремонтной зоне. В течение двух минут ContiYardReader считывает данные находящегося в зоне доступа системы СРС и отправляет на интернет-портал администратору. Зона действия приемника ContiYardReader – 25 м.

Компоненты системы ContiPressureCheck. Слева: центральный блок управления, монитор, датчик и дополнительный ресивер

Система СРС соответствует стандарту коммуникационной и диагностической сети для различных машин J1939, что обеспечивает ее совместимость с коммуникационной шиной CAN, а также с телематическими системами других производителей.

Итак, система ContiPressure­Check предупреждает водителя при резком падении давления в какой-либо из шин. Поскольку во всех колесах нормативное давление, то автопоездом легче управлять, у него оптимальное сопротивление качению, минимальный тормозной путь и минимальный расход топлива при максимальной ходимости шин.