Крупногабаритные проекты ОКБ «Спецтяжпроект»
Истоки
Потребность в технических средствах для перемещения крупногабаритных тяжеловесных грузов особенно возросла в 1970-е годы, в эпоху ударных строек химических, нефтеперерабатывающих, машиностроительных и электрогенерирующих комплексов – масса и габариты оборудования росли, и доставлять его на стройплощадки становилось все сложнее. Первое время с этой задачей справлялся ведомственный транспорт. Однако достаточно быстро пришло понимание, что без специализированной техники и планирования каждой перевозки не обойтись. Для своевременной и безопасной доставки крупногабаритных тяжеловесных грузов 6 апреля 1978 г. было создано специализированное научно-производственное объединение (СНПО) «Спецтяжавторанс», которое реализовало множество сложных перевозок водными и сухопутными маршрутами, выбор которых предваряли исследования дорожной инфраструктуры, гидрологической обстановки и изыскания на местности.
Преемник СНПО «Спецтяжавторанс» – ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» – впитал богатый опыт и внес свой вклад в развитие инженерной науки и технологий транспортировки и монтажа тяжеловесного крупногабаритного оборудования.
Фирменный почерк
Богатый опыт и историческая преемственность во многом определили почерк работы «Спецтяжпроекта». Компанию знают как высококвалифицированную команду специалистов, способную найти оригинальные решения для самых сложных инженерных задач.
Сегодня в «Спецтяжпроекте» трудятся более 150 инженеров. Все они выпускники ведущих технических вузов России, в том числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАДИ, МХТИ им. Д.И. Менделеева. Среди специалистов компании пять кандидатов наук и три аспиранта. Отличительной особенностью компании является то, что в ней бок о бок трудятся опытные специалисты и молодые амбициозные инженеры, что обеспечивает преемственность и пополнение опыта и знаний.
Парк спецтехники
ОКБ «Спецтяжпроект» использует собственный парк современной спецтехники, которая позволяет выполнять мультимодальные перевозки, монтажные и такелажные работы. Компания также располагает собственным баржебуксирным флотом, приспособленным для мелководья, самоходными модульными транспортными средствами высокой грузоподъемности, а также уникальной подъемно-транспортной системой B-SET грузоподъемностью до 1600 т. В мире всего две таких системы: одна у «Спецтяжпроекта», вторая – в США.
При формировании парка технических средств компания ставила задачу обеспечения работ по транспортировке и установке в монтажное положение практически всей номенклатуры крупнотоннажного оборудования. Такой подход был реализован на основе принципа модульности, который позволяет оптимальным образом конфигурировать технику с учетом особенностей того или иного проекта.
Базовыми образцами парка спецтехники «Спецтяжпроекта» стали уже упоминавшиеся самоходные модульные транспортные средства Cometto и подъемная система B-SET. Модули Cometto могут стыковаться друг с другом как в продольном, так в поперечном направлении, образуя необходимую платформу для размещения груза и обеспечивая допустимую нагрузку на дорожное полотно.
Система B-SET собирается в рабочее положение непосредственно на месте подъема груза, занимает минимальную площадь и обеспечивает плавный подъем на высоту до 106 м с помощью прядевых домкратов.
Перенос вакуумной колонны над действующим газопроводом
Задача состояла в транспортировке вакуумной колонны весом 280 т и диаметром 9,5 м по территории ООО «Афипский НПЗ» в стесненных условиях с учетом эстакады действующего газопровода. Для решения этой задачи разработали и провели операцию по переносу вакуумной колонны над действующим газопроводом: с помощью восьми гидравлических домкратов специализированной подъемной системы SBL колонну подняли на 10 м над землей и по направляющим перенесли над эстакадой.
Такой способ транспортировки позволил избежать остановки производственных процессов завода.
Подъем пешеходного моста на 2 м над федеральной трассой М53
При перевозке реакторов гидрокрекинга весом 1306 т, длиной 36 м и высотой 7 м по федеральной трассе М53 Новосибирск–Красноярск–Иркутск предстояло преодолеть участок с низкорасположенным пешеходным мостом. С помощью гидравлической портальной системы SBL мост длиной 39 м приподняли почти на 2 м над трассой, что обеспечило беспрепятственное прохождение автоколонны. По окончании работ мостовой переход с точностью до миллиметра был установлен на прежнее место.
Транспортировка колонн под эстакадой
Оригинальное решение было разработано для транспортировки груза в стесненных условиях при ограничении по верхнему габариту. Спроектировали и изготовили специальную систему для транспортировки грузов в «провисе», состоящую из двух опорных консолей, установленных на поворотном круге, которая обеспечила минимальную высоту автопоезда. Система использована для прохода пяти эстакад высотой от 4,5 до 7 м без их реконструкции. Решение принесло существенную экономию при обустройстве маршрута.
Мобильные сборно-разборные мостовые конструкции
Для оптимизации строительства сооружений для переходов рек, оврагов и трубопроводов при транспортировке КТГ были разработаны и изготовлены универсальные мостовые балки многократного использования. Их конструкция позволяет строить временные мосты жесткой конструкции с любым количеством пролетов и любой ширины, обеспечивающей проход негабаритных тяжеловесных грузов с осевыми нагрузками до 45 т.
Система ступенчатого подъема оборудования массой до 800 т
Для подъема на палубе баржи грузов массой 800 т для их погрузки на автотранспортное средство сконструирована специализированная установка автоматизированной системы синхронного подъема тяжеловесного оборудования с использованием четырех домкратов общей грузоподъемностью 800 т.
Модульная портальная система MPS-500
Создана модульная портальная система MPS-500 для обеспечения монтажа тяжеловесного оборудования без применения крановой техники. Портал с максимальной грузоподъемностью 500 т и возможностью точного позиционирования груза успешно применяется в стесненных условиях промышленных объектов. Портал комплектуют из различных модулей под индивидуальный проект, которые выполнены в стандартных размерах для удобства транспортировки. Впервые MPS-500 использовали при строительстве атомного ледокола «Сибирь».
ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» продолжает и развивает славные традиции, раз за разом находя инновационные решения нетривиальных задач. «Мы видим дверь там, где другие видят стену», – шутят в компании. Более того, председатель правления ГК «Спецтяжавтотранс» Сергей Львович Тропин заведует кафедрой «Подъемно-транспортные системы (РК4)» МГТУ им. Н.Э. Баумана и передает опыт следующему поколению инженеров, которые завтра будут удивлять нас изобретательными, смелыми решениями.