Импорт телескопических погрузчиков в Россию в 2013 году
Телескопический погрузчик – сравнительно молодой вид техники, разработанный в конце 1950-х гг. И только через 20 лет компания JCB начала активно развивать этот новый тип машин.
Динамика российского импорта телескопических погрузчиков в 2008 г. – сентябре 2013 г., шт.
Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе–сентябре 2013 г., %
Основные страны – производители телескопических погрузчиков, импортированных в Россию в январе–сентябре 2013 г., %
Основные получатели телескопических погрузчиков в январе–сентябре 2013 г., %
(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со 2-го полугодия 2010 г.) Позднее инициативу британцев поддержали многие производители с мировым именем, среди которых отметим такие компании, как Manitou, Merlo, Caterpillar, John Deere, Terex, Liebherr, Case, New Holland и др. Популярность телескопических погрузчиков во всем мире объясняется в первую очередь их универсальностью – они могут заменить и воплотить в себе функции сразу нескольких машин, к примеру небольших автокранов, фронтальных и вилочных погрузчиков. Не вдаваясь глубоко в историю, отметим, что основой пополнения российского рынка телескопическими погрузчиками служат импортные поставки из стран дальнего зарубежья. На постсоветском пространстве выпускают рассматриваемую технику белорусский «АМКОДОР» и российская «ЧЕТРА» – зарегистрированная торговая марка холдинга «Концерн «Тракторные заводы». Белорусские партнеры ежегодно отгружают российским потребителям порядка 10–15 машин. Количество техники, проданной российским производителем, остается неизвестным (по крайней мере, комментариев о ее количестве у представителей завода получить не удалось), притом что первый экземпляр телескопического погрузчика ЧЕТРА ПТС 4012-201 был презентован еще на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010». Хочется верить, что при всех заявленных преимуществах перед импортными аналогами данный проект получит развитие в самое ближайшее время. А пока перейдем к показателям импорта, на базе которого, собственно, и формируется отечественный парк телескопических погрузчиков. Динамика развития рынка рассматриваемых машин в период с 2008 г. схожа с общим трендом развития рынка строительной техники, за исключением, пожалуй, первых трех кварталов 2013 г. После резкого спада показателей в посткризисном 2009 г. сразу на 70% уже с 2010 г. можно было наблюдать постепенное восстановление объема импорта, который в этом же году увеличился на 160%, в 2011 г. импорт увеличился еще в 2 раза относительно данных по ввозу телескопических погрузчиков за 2010 г. Далее, в 2012 г. темпы роста снизились до 9%. Не менее 5% роста стоит ожидать и по итогам 2013 г., что позволит превысить докризисные показатели импорта телескопических погрузчиков 2008 г. более чем в 2 раза. А если говорить о первых трех кварталах минувшего года, то объемы ввоза в каждом из них находятся на максимально высоком уровне относительно аналогичных периодов прошлых лет. Второй квартал 2013 г. стал наиболее успешным по показателям, которые сопоставимы с данными по импорту за весь 2010 г., уступая им 18%. Год назад при анализе рынка телескопических погрузчиков («ОС» № 2, 2013 г.) развитие конкурентной борьбы между марками JCB и Manitou (лидерами отрасли) было разделено на два этапа: до 2008 г., когда пальма первенства попеременно переходила от одной марки к другой, и посткризисный период, начиная с 2009 г., когда британская марка JCB вышла в лидеры. В настоящее время, видимо, можно говорить уже о следующем этапе, ведь по итогам 2012 г. под маркой Manitou в Россию было ввезено на 2 телескопических погрузчика больше, чем под маркой JCB, а уже по итогам трех кварталов 2013 г. это преимущество увеличилось до 50 единиц техники. Лидер первых трех кварталов 2013 г. компания Manitou ввезла в нашу страну на 31% телескопических погрузчиков больше, чем в аналогичный период 2012 г., что позволило марке занять треть импортного рынка по итогам рассматриваемого периода. Меньший прирост, равный примерно 6%, обеспечил JCB вторую позицию. Что касается остальных участников ведущей пятерки, то и здесь есть перестановки. С третьего на пятое место переместились телескопические погрузчики марки Claas, объемы импорта которых сократились на 17%, а доля упала с 9 до 6% по итогам января–сентября 2013 г. Отличные показатели демонстрирует марка Dieci, темп прироста импорта которой в сравниваемых периодах 2012 и 2013 гг. равнялся 61%, что позволило ей закрепиться в тройке лидеров. И наконец, отметим неплохой 45%-ный прирост ввоза погрузчиков под маркой Merlo, расположившейся на четвертой позиции. Из остальных отметим JLG, объемы импорта телескопических погрузчиков которой увеличились с 5 единиц в январе–сентябре 2012 г. до 30 единиц в рассматриваемом периоде 2013 г. Неплохие показатели роста продемонстрировали также марки Bobcat, Haulotte, Ausa, New Holland. По большинству остальных отмечается спад. В географическом распределении стран, выпустивших телескопические погрузчики для российского импорта, лидирует Франция во главе с маркой Manitou. И это несмотря на то, что более 100 погрузчиков было произведено на итальянском заводе Manitou, где выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Среди остальных марок французской сборки отметим Bobcat, Haulotte, Case и Massey Ferguson. Великобритания представлена в рейтинге двумя производителями – JCB и Caterpillar, под марками которых было произведено и впоследствии импортировано в Россию за первые три квартала 2013 г. 398 и 4 телескопических погрузчика соответственно. Кроме уже ранее упомянутой Manitou, которая в рейтинге расположилась на третьем месте, в Италии были собраны погрузчики еще девяти различных марок, из которых основная доля принадлежит Dieci, а далее идут Merlo, New Holland, Faresin и др. Германия и Бельгия замыкают рейтинг ведущих стран с показателями 95 и 39 собранных погрузчиков соответственно. Лидером среди получателей телескопических погрузчиков, импортированных в Россию по итогам рассматриваемого периода, как и год назад, является ООО «Джей Си Би Раша». При росте объемов ввоза в 17% доля компании осталась на уровне 20% за счет большей активности остальных участников рынка. В ведущей пятерке получателей один новый участник – ООО «Универсал-Спецтехника». Таким образом, число представителей марки Manitou в лидирующей группе увеличилось до трех компаний, из которых ООО «Маниту Восток» является лидером, увеличившим свои показатели сразу на 58%. Следом за ним, на третьей позиции, расположилось ООО «Мировая техника» (прирост 17%), на четвертой – ООО «Универсал-Спецтехника (прирост 174%). Общее количество импортеров техники французского производителя составило 41 компанию. Всего в импортных операциях приняли участие 143 российских предприятия, при этом 16 из них выступили получателями погрузчиков двух и более марок. Замыкает группу лидеров ООО «Клаас Восток», на 11,5% сократившее объем поставок телескопических погрузчиков в Россию за январь–сентябрь 2013 г. На 10% уменьшилось количество поставок рассматриваемой техники ЗАО «Лонмади», что отодвинуло российско-британскую компанию на шестую позицию. Рынок телескопических погрузчиков в России еще молод и далек от насыщения. А универсальность и многофункциональность данных машин объясняют сильную заинтересованность отечественного потребителя, сопровождающуюся ростом закупок. В этой связи динамика, которая наблюдается на рынке телескопических погрузчиков, безусловно, идет вразрез с общим трендом на рынке строительной техники, который в 2013 г. имел скорее выжидательный характер, вследствие чего показатели по некоторым позициям находятся либо ниже уровня 2012 г., либо ненамного превышают их. Ожидаемые темпы прироста рынка телескопических погрузчиков в 2014 г. составят не более 10%. |