Импорт телескопических погрузчиков в Россию в январе–ноябре 2014 г.
(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со 2-го полугодия 2010 г.)
Становится все больше очевидным факт, что такой относительно новый вид машин, как телескопические погрузчики, прочно прижился среди участников строительного и сельскохозяйственного рынков в нашей стране. И если 8–10 лет назад было в диковинку увидеть на стройплощадке такую «чудо-машину», то сейчас все больше и больше покупателей предпочитают использовать именно телескопический погрузчик для решения своих задач, так как в его функционал входит достаточно большое количество операций при условии наличия разного сменного оборудования (ковши, вилы, рабочие платформы и проч.).
Среди отечественных производителей не наблюдалось особой активности по освоению технологий производства телескопических погрузчиков. Но были и исключения, к примеру Костромской экскаваторный завод, на базе которого в середине 1990-х гг. был создан погрузчик ЗТМ-213 грузоподъемностью 2,5 т с максимальной высотой подъема 4 м, но в серию этот проект не пошел, было выпущено всего несколько единиц. Хотя судя по объявлениям в Интернете, некоторые экземпляры сохранились до наших дней, и их даже можно купить.
На современном этапе работы по освоению выпуска отечественных телескопических погрузчиков проводились в Концерне «Тракторные заводы», где на мощностях ОАО «Промтрактор» был собран образец погрузчика с телескопической стрелой ЧЕТРА ПТС 4012-201. Данная модель даже была продемонстрирована на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010», однако она так и не попала в серийное производство. Было собрано лишь несколько опытных образцов.
Учитывая вышесказанное, понятно, что основой пополнения российского рынка телескопических погрузчиков остаются импортные поставки техники, анализ которых в подробном виде был проведен специалистами компании ID-Marketing по итогам января–ноября 2014 г. В целом 2014 г. оказался, пожалуй, самым непредсказуемым в новейшей истории нашей страны как в экономическом, так и в политическом плане. Динамика импорта «телескопов» соответствовала настроениям рынка, и на протяжении всего периода наблюдались значительные скачки поставок телескопических погрузчиков в Россию. Сразу же стоит отметить, что год начался позитивно, и I квартал был отмечен максимальными показателями ввоза по сравнению с аналогичными периодами всех предыдущих лет. Но уже летом начались первые колебания поставок, которые к концу года упали в 2 раза по сравнению со среднемесячными показателями 2013 г. В итоге общие объемы импорта за январь–ноябрь 2014 г. сократились почти на 20% относительно аналогичного периода 2013 г.
Основу российского рынка телескопических погрузчиков составляют марки JCB и Manitou. По итогам рассматриваемого периода их суммарная доля составила чуть более 65%. На протяжении всего развития рынка рассматриваемых машин между британским и французским производителем наблюдалась интересная борьба. Если, к примеру, в 2012 и 2013 гг. в российском импорте «телескопов» лидировала марка Manitou, то уже по итогам одиннадцати месяцев 2014 г. серьезный задел создала для себя марка JCB, которая стала лидером с долей в 38%. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, специалистам компании JCB удалось даже несколько увеличить показатели ввоза на 1,8% в сравниваемых периодах 2013 и 2014 гг. Наиболее популярными моделями стали погрузчики JCB 531-70 и JCB 541-70 в различных комплектациях.
Главный конкурент британцев – марка Manitou, напротив, снизила объемы поставок телескопических погрузчиков в Россию практически на треть (31,7%), что не смогло не отразиться и на доле, которая упала с 32,2 до 27,5%. Наиболее популярной является модель Manitou MLT-X735. Остальные представители ведущей «пятерки» импортируемых марок Dieci, Claas и Merlo также снизили показатели ввоза на 37,2, 21,3 и 45,6% соответственно. Однако не все марки в рассматриваемом периоде имели отрицательную динамику. Марки Faresin, Caterpillar, Magni, MST и Terex закончили одиннадцать месяцев 2014 г. с положительными показателями импорта по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., но отметим, что суммарная доля поставок телескопических погрузчиков данных производителей в Россию невелика и составила чуть более 6,5% в 2014 г.
В связи с тем, что все погрузчики JCB, импортированные в нашу страну, по итогам января–ноября 2014 г., были собраны в Великобритании, именно она и находится в лидерах рейтинга стран-производителей с аналогичной долей в 38%. В этом отношении Италия, занимающая третью позицию, является мультибрендовой. За рассматриваемый период в Россию были ввезены телескопические погрузчики сразу десяти различных марок. Наибольшую долю из них имеют Dieci, Merlo и французский Manitou, на итальянском заводе которого выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Отметим 5 «телескопов» Komatsu, выпущенных на заводе японского производителя в Эсте на севере Италии, где Komatsu Utility Europe еще в 2007 г. открыла специальную производственную линию, выпускающую только телескопические погрузчики.
Основным производителем телескопических погрузчиков во Франции является Manitou, что обусловливает вторую позицию Франции в рейтинге стран-производителей. Из остальных компаний отметим марку Bobcat, которая уже с 2000-х гг. изготавливает в г. Поншато (Франция) «телескопы», и по итогам января–ноября в Россию было ввезено 60 единиц, выпущенных американским производителем на своем европейском предприятии.
Анализ рейтинга ведущих импортеров телескопических погрузчиков за январь–ноябрь 2014 г. показал, что оба лидера рынка остались на своих позициях. ООО «Джей Си Би Раша», как и год назад, на первом месте. При этом объемы импорта компании увеличились сразу на 22,8%. Достаточно успешным, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России и мире, сложился год и для ООО «Маниту Восток», поставки телескопических погрузчиков которого в сравниваемых периодах 2013 и 2014 гг. выросли на 10,4%. Основной причиной сокращения поставок «телескопов» Manitou стало значительное снижение активности одного из дилеров марки ООО «Мировая техника», которое уменьшило поставки телескопических погрузчиков в 2014 г. сразу более чем в 6,5 раз. Как следствие, доля сократилась с 8 до 1,5%. Компании ООО «Клаас Восток», ЗАО «Лонмади» и ООО «Универсал-Спецтехника», которые по итогам первых одиннадцати месяцев 2014 г. вошли в топ ведущих импортеров, снизили поставки телескопических погрузчиков на 23, 16,5 и 40,6%, соответственно.
Совершенно очевидно, что 2015 г. окажется непростым для многих игроков как российского, так и мирового рынков. Высокий курс валюты привел к росту процентных ставок по кредитам внутри страны и возникли сложности с привлечением иностранных инвестиций. Возросла нагрузка и на бюджет, что может привести к сворачиванию ряда строительных проектов. Все это не добавляет оптимизма при построении прогнозов, однако подобная ситуация с занижением стоимости барреля нефти не может продолжаться вечно, и стоит надеяться, что по итогам I квартала 2015 г. уже можно будет составить примерные сроки стабилизации как цен, так и курсов валют. Главная проблема многих покупателей – это неопределенность. Поэтому понимание ближайших перспектив в итоге может привести к постепенному выходу из «состояния кризиса», в котором сейчас находится экономика многих стран мира, и российская в том числе.