![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/obl1.jpg)
Импорт телескопических погрузчиков в Россию в январе–ноябре 2014 г.
![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/7474.jpg)
(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со 2-го полугодия 2010 г.)
Становится все больше очевидным факт, что такой относительно новый вид машин, как телескопические погрузчики, прочно прижился среди участников строительного и сельскохозяйственного рынков в нашей стране. И если 8–10 лет назад было в диковинку увидеть на стройплощадке такую «чудо-машину», то сейчас все больше и больше покупателей предпочитают использовать именно телескопический погрузчик для решения своих задач, так как в его функционал входит достаточно большое количество операций при условии наличия разного сменного оборудования (ковши, вилы, рабочие платформы и проч.).
![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/G1.jpg)
Среди отечественных производителей не наблюдалось особой активности по освоению технологий производства телескопических погрузчиков. Но были и исключения, к примеру Костромской экскаваторный завод, на базе которого в середине 1990-х гг. был создан погрузчик ЗТМ-213 грузоподъемностью 2,5 т с максимальной высотой подъема 4 м, но в серию этот проект не пошел, было выпущено всего несколько единиц. Хотя судя по объявлениям в Интернете, некоторые экземпляры сохранились до наших дней, и их даже можно купить.
На современном этапе работы по освоению выпуска отечественных телескопических погрузчиков проводились в Концерне «Тракторные заводы», где на мощностях ОАО «Промтрактор» был собран образец погрузчика с телескопической стрелой ЧЕТРА ПТС 4012-201. Данная модель даже была продемонстрирована на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010», однако она так и не попала в серийное производство. Было собрано лишь несколько опытных образцов.
Учитывая вышесказанное, понятно, что основой пополнения российского рынка телескопических погрузчиков остаются импортные поставки техники, анализ которых в подробном виде был проведен специалистами компании ID-Marketing по итогам января–ноября 2014 г. В целом 2014 г. оказался, пожалуй, самым непредсказуемым в новейшей истории нашей страны как в экономическом, так и в политическом плане. Динамика импорта «телескопов» соответствовала настроениям рынка, и на протяжении всего периода наблюдались значительные скачки поставок телескопических погрузчиков в Россию. Сразу же стоит отметить, что год начался позитивно, и I квартал был отмечен максимальными показателями ввоза по сравнению с аналогичными периодами всех предыдущих лет. Но уже летом начались первые колебания поставок, которые к концу года упали в 2 раза по сравнению со среднемесячными показателями 2013 г. В итоге общие объемы импорта за январь–ноябрь 2014 г. сократились почти на 20% относительно аналогичного периода 2013 г.
![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/G2.jpg)
Основу российского рынка телескопических погрузчиков составляют марки JCB и Manitou. По итогам рассматриваемого периода их суммарная доля составила чуть более 65%. На протяжении всего развития рынка рассматриваемых машин между британским и французским производителем наблюдалась интересная борьба. Если, к примеру, в 2012 и 2013 гг. в российском импорте «телескопов» лидировала марка Manitou, то уже по итогам одиннадцати месяцев 2014 г. серьезный задел создала для себя марка JCB, которая стала лидером с долей в 38%. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, специалистам компании JCB удалось даже несколько увеличить показатели ввоза на 1,8% в сравниваемых периодах 2013 и 2014 гг. Наиболее популярными моделями стали погрузчики JCB 531-70 и JCB 541-70 в различных комплектациях.
Главный конкурент британцев – марка Manitou, напротив, снизила объемы поставок телескопических погрузчиков в Россию практически на треть (31,7%), что не смогло не отразиться и на доле, которая упала с 32,2 до 27,5%. Наиболее популярной является модель Manitou MLT-X735. Остальные представители ведущей «пятерки» импортируемых марок Dieci, Claas и Merlo также снизили показатели ввоза на 37,2, 21,3 и 45,6% соответственно. Однако не все марки в рассматриваемом периоде имели отрицательную динамику. Марки Faresin, Caterpillar, Magni, MST и Terex закончили одиннадцать месяцев 2014 г. с положительными показателями импорта по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., но отметим, что суммарная доля поставок телескопических погрузчиков данных производителей в Россию невелика и составила чуть более 6,5% в 2014 г.
![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/G3.jpg)
В связи с тем, что все погрузчики JCB, импортированные в нашу страну, по итогам января–ноября 2014 г., были собраны в Великобритании, именно она и находится в лидерах рейтинга стран-производителей с аналогичной долей в 38%. В этом отношении Италия, занимающая третью позицию, является мультибрендовой. За рассматриваемый период в Россию были ввезены телескопические погрузчики сразу десяти различных марок. Наибольшую долю из них имеют Dieci, Merlo и французский Manitou, на итальянском заводе которого выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Отметим 5 «телескопов» Komatsu, выпущенных на заводе японского производителя в Эсте на севере Италии, где Komatsu Utility Europe еще в 2007 г. открыла специальную производственную линию, выпускающую только телескопические погрузчики.
Основным производителем телескопических погрузчиков во Франции является Manitou, что обусловливает вторую позицию Франции в рейтинге стран-производителей. Из остальных компаний отметим марку Bobcat, которая уже с 2000-х гг. изготавливает в г. Поншато (Франция) «телескопы», и по итогам января–ноября в Россию было ввезено 60 единиц, выпущенных американским производителем на своем европейском предприятии.
![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/G4.jpg)
Анализ рейтинга ведущих импортеров телескопических погрузчиков за январь–ноябрь 2014 г. показал, что оба лидера рынка остались на своих позициях. ООО «Джей Си Би Раша», как и год назад, на первом месте. При этом объемы импорта компании увеличились сразу на 22,8%. Достаточно успешным, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России и мире, сложился год и для ООО «Маниту Восток», поставки телескопических погрузчиков которого в сравниваемых периодах 2013 и 2014 гг. выросли на 10,4%. Основной причиной сокращения поставок «телескопов» Manitou стало значительное снижение активности одного из дилеров марки ООО «Мировая техника», которое уменьшило поставки телескопических погрузчиков в 2014 г. сразу более чем в 6,5 раз. Как следствие, доля сократилась с 8 до 1,5%. Компании ООО «Клаас Восток», ЗАО «Лонмади» и ООО «Универсал-Спецтехника», которые по итогам первых одиннадцати месяцев 2014 г. вошли в топ ведущих импортеров, снизили поставки телескопических погрузчиков на 23, 16,5 и 40,6%, соответственно.
Совершенно очевидно, что 2015 г. окажется непростым для многих игроков как российского, так и мирового рынков. Высокий курс валюты привел к росту процентных ставок по кредитам внутри страны и возникли сложности с привлечением иностранных инвестиций. Возросла нагрузка и на бюджет, что может привести к сворачиванию ряда строительных проектов. Все это не добавляет оптимизма при построении прогнозов, однако подобная ситуация с занижением стоимости барреля нефти не может продолжаться вечно, и стоит надеяться, что по итогам I квартала 2015 г. уже можно будет составить примерные сроки стабилизации как цен, так и курсов валют. Главная проблема многих покупателей – это неопределенность. Поэтому понимание ближайших перспектив в итоге может привести к постепенному выходу из «состояния кризиса», в котором сейчас находится экономика многих стран мира, и российская в том числе.
![](/article/4214-import-teleskopicheskih-pogruzchikov-v-rossiyu-v-yanvare-noyabre-2014-g/PS_1518.jpg)