Импорт телескопических погрузчиков в Россию в январе – июле 2016 г.
(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета стран, входящих в Таможенный союз)
Сравнивая изменения в политико-экономической сфере за последние 2–3 года, можно говорить о том, что в 2016 г. ситуация во многих отраслях несколько стабилизировалась. В том числе и по причине того, что глобальных изменений не произошло, большинство участников торгово-промышленных рынков, что называется, «привыкли» к сложившейся действительности и продолжили деятельность в рамках своих возможностей и возможностей, которые им предоставляет сам рынок. Однако среди общего тренда падения показателей в отраслях машиностроения нашлись направления, которые вопреки многим тенденциям стали набирать обороты и вышли в «плюс».
Одним из таких направлений стал рынок телескопических погрузчиков, а именно его импортная составляющая. Как и прежде, основным источником поступления этой техники на отечественный рынок остаются зарубежные поставки. Напомню, что среди российских производителей попытки собирать телескопические погрузчики предпринимал Костромской экскаваторный завод, на базе которого в середине 1990-х гг. был создан погрузчик ЗТМ-213 грузоподъемностью 2,5 т, с максимальной высотой подъема 4 м. На современном этапе работы по освоению выпуска отечественных телескопических погрузчиков проводились на Концерне «Тракторные заводы», где на мощностях ОАО «Промтрактор» был собран образец погрузчика с телескопической стрелой ЧЕТРА ПТС 4012-201, но и здесь все остановилось на опытных экземплярах.
Тем не менее при подготовке материала удалось найти две компании, которые собирают в России телескопические погрузчики. Одна из них – «Истрак», созданная в 2015 г. на базе арендной компании, в сжатые сроки запустила проект по производству универсальных сельскохозяйственных погрузчиков, полностью адаптированных для эксплуатации в России. К сожалению, получить более подробные комментарии от самой компании не удалось. Согласно информации на сайте, на предприятии выпускаются погрузчики трех различных моделей: EASTRAK CX 630, EASTRAK CX 735 и EASTRAK CX 740. Кроме сайта, информации на просторах Интернета очень мало, но среди всего прочего удалось выяснить тот факт, что эта техника выпущена в Испании, а по документам числится российской сборки. Еще одна компания – ООО «Технокор» осуществляет сборку телескопических погрузчиков МСУ 2500, за основу которых взята китайская база.
Таким образом, на сегодняшний день в России все-таки отсутствуют предприятия, выпускающие оригинальные российские телескопические погрузчики, поэтому, как и прежде, основной упор в анализе рынка будет сделан на импортной составляющей. По итогам первых семи месяцев 2016 г., ввоз рассматриваемой техники увеличился на 53,9%. Примечательно, что объемы импорта в июне и июле приблизились к среднемесячным показателям успешного 2013 г.
Основу российского рынка телескопических погрузчиков составляют марки JCB и Manitou. По итогам января – июля 2016 г., их суммарная доля составила 76,7%. На протяжении всего развития рынка рассматриваемых машин в России между британским и французским производителем наблюдалась весьма интересная борьба с переменным успехом. Если в 2012 и 2013 гг. в российском импорте «телескопов» лидировала марка Manitou, то уже с 2014 г. начала создавать для себя серьезный задел JCB, доля которой за первые семь месяцев текущего года достигла 51%, а темпы прироста к аналогичному периоду 2015 г. составили 52,9%. Наиболее популярными моделями стали погрузчики JCB 531-70 и JCB 541-70 в различной комплектации.
Благодаря значительному росту зарубежных поставок в январе – июле 2016 г., который составил 90%, главный конкурент британцев – марка Manitou закрепила за собой вторую позицию. Увеличилась также и доля французского бренда с 20,9 до 26% в рассматриваемых периодах 2015 и 2016 гг. Наиболее популярными являются различные модификации Manitou MLT-X735.
Остальные участники рынка показали более скромные результаты, однако некоторые перестановки нельзя не отметить. На одну позицию вверх поднялась марка Bobcat, импорт которой увеличился на 76,7%. Потеснила она итальянского производителя Dieci, сократившего объемы поставок на 13,5%. Практически приостановивший импорт телескопических погрузчиков в 2015 г. немецкий Claas замкнул пятерку основных импортеров в январе – июле 2016 г. с показателем в 25 ввезенных машин. Из остальных нельзя не отметить одну поставку китайского производителя XCMG XC6-3507. Всего участниками рынка в рассматриваемом периоде стали 16 различных производителей.
В связи с тем, что все погрузчики JCB, импортированные в нашу страну, по итогам января – июля 2016 г., были собраны в Великобритании, именно она и находится в лидерах рейтинга стран-производителей с аналогичной долей в 51%. В этом отношении Италия, занимающая третью позицию, является мультибрендовой. За рассматриваемый период в Россию были ввезены телескопические погрузчики шести различных марок. Наибольшую долю из них имеют Dieci и Merlo. Кроме того, в Италии было собрано пять телескопических погрузчиков Manitou.
Основным производителем телескопических погрузчиков во Франции является Manitou, что обусловливает вторую позицию страны в рейтинге. Из остальных брендов, имеющих сборочные мощности во Франции, отметим марку Bobcat, которая уже с 2000-х гг. изготавливает в г. Пон-дю-Шато «телескопы», а сам завод имеет уже более чем полувековую историю. По итогам января – июля 2016 г., в Россию было ввезено 53 единицы техники, выпущенной американским производителем на своем европейском предприятии, которая впоследствии была растаможена в России в рассматриваемом периоде.
Анализ рейтинга ведущих импортеров телескопических погрузчиков за январь – июль 2016 г. показал, что две ведущие компании сохранили за собой свои позиции. ООО «Джей Си Би Раша», как и год назад, на первом месте. При этом объемы импорта компании увеличились сразу на 47%. Достаточно успешно сложились первые семь месяцев и для ООО «Маниту Восток», поставки телескопических погрузчиков которого в сравниваемых периодах 2016 и 2015 гг. выросли сразу на 122,1%. Как следствие, доля увеличилась с 17,5 до 25%.
После неудачного для себя 2015 г. в январе – июле 2016 г. ЗАО «ЛОНМАДИ» и ООО «Клаас Восток» несколько выправили ситуацию, значительно превысив показатели предыдущего года, что позволило войти компаниям в пятерку ведущих импортеров.
В завершение хотелось бы отметить, что объемы поставок телескопических погрузчиков вышли на одну из лидирующих позиций в 2016 г. среди многих видов спецтехники, уступая только такому огромному сегменту, как средние колесные погрузчики. Одна из причин популярности «телескопов» – их универсальность. Сейчас сложно говорить о сроках полного восстановления, так как данное направление является относительно новым в нашей стране и так называемый «максимум» еще не был достигнут. Виной тому были кризисы 2008 и 2014 гг. Но развитие, безусловно, продолжится, при этом вектор спроса уже меняется в сторону более доступных моделей с высотой подъема до 7 м. Кроме того, отсутствие внутреннего производства является безусловным преимуществом каждого импортера, желающего продавать телескопические погрузчики в России. По итогам всего 2016 г. стоит ожидать роста показателей до 30%.