Покоряя Дальний Восток
Важная часть строительства таких объектов – доставка оборудования, представляющая собой уникальную транспортную операцию. ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» и ООО «НЛК» (входящие в группу компаний «Спецтяжавтотранс») совместно с немецкой компанией Combi Lift заключили контракт с Linde AG и четыре года осуществляли транспортировку грузов по маршруту от морского порта Де-Кастри по рекам Амур и Зея. В период навигации 2018–2022 гг. для Амурского ГПЗ водным путем было доставлено 213 единиц негабаритного тяжеловесного оборудования общим весом более 29 тыс. т, в том числе два 88-метровых 830-тонных деметанизатора.
Задолго до начала транспортировки, в 2017 г., руководители компаний: Linde – изготовитель оборудования, Damen – крупнейший мировой судостроитель, Combi Lift – логистическая компания, ГК «Спецтяжавтотранс» – инжиниринговая компания, от совместной работы которых зависело строительство Амурского ГПЗ, последовали вековым традициям и заложили киль первого судна на месте их постройки в Голландии, где позже для исполнения данного проекта был изготовлен специализированный флот, состоящий из барж, буксиров и понтонов дополнительной плавучести, всего 19 единиц, который ООО «НЛК» приняла «на вооружение».
Дебютные грузы прибыли из Южной Кореи на крановом судне с королевским именем «Regina» согласно графику, в начале лета 2018 г. Грузовая операция по перевалке оборудования велась на открытом рейде в акватории порта Де-Кастри. С кранового судна на новые баржи ГК «Спецтяжавтотранс» было выгружено три негабаритных тяжеловесных груза, самый большой из них – деметанизатор весом 800 т, длиной 87,9 м, который предназначен для установки криогенного разделения газа с получением гелия. Для хода строительства завода это событие стало ключевым.
Негабариты успешно установили в проектное положение на двух баржах и закрепили для дальнейшей транспортировки. Понадобилось два дня, чтобы погрузить и закрепить грузы, после чего портовый контроль дал разрешение на выход в море. «Тяжеловесам» предстоял путь почти в 2500 км: 284 км по морю от порта Де-Кастри до Николаевска-на-Амуре, 2000 км по реке Амур и 212 км по тернистой Зее – узкой реке с бесчисленными порогами, до временного причального сооружения в районе города Свободного. Это самый сложный этап транспортировки – один баржерейс длится в среднем 23 дня, что само по себе является испытанием. Всего за время проекта команда ГК «Спецтяжавтотранс» совершила 37 баржерейсов.
Чтобы обеспечить баржам гарантированный проход по мелководным местам Зеи, были проведены специальные дноуглубительные работы фарватера. В связи с особенностями реки фарватер может меняться несколько раз за навигацию, поэтому корректировка карт судовых ходов ведется постоянно. Кроме того, осуществляется ежедневный контроль уровня воды и прогноза погоды – факторов, которые на этапе транспортировки тяжеловесного негабаритного оборудования являются основополагающими.
Для безопасного прохода груженых барж по мелководью специально изготавливали понтоны дополнительной плавучести, которые стабилизировали баржи и поддерживали необходимую осадку. Два буксира обеспечивали безопасность на крутых и узких поворотах: первый вел баржу, второй выравнивал хвостовую часть.
Зея, непредсказуемая, паводковая река, еще не раз давала о себе знать. В летнюю навигацию следующего 2019 г. пришлось столкнуться с наводнением и резким увеличением уровня воды. После обильных дождей уровень воды в районе причала достигал трех метров. С берегов смыло весь лесоповал, который шел вниз по реке бесконечным сплавом. Это обстоятельство привело к ухудшению судовой обстановки на большей части пути. Судовождение в таких условиях просто невозможно.
Тем не менее жесткие сроки контракта никто не отменял. Несмотря на возникшие трудности транспортировки, оборудование на ГПЗ доставили раньше срока, что дало преимущество строителям, которые круглосуточно ведут строительно-монтажные работы.
Всего за навигацию 2018–2019 г. для Амурского ГПЗ по внутренним водам страны были доставлены 133 единицы негабаритного тяжеловесного оборудования общим объемом более 65 тыс. фрахтовых тонн.
Это была середина пути, а впереди еще 80 многотонных грузов и 15 долгих баржерейсов 2020 и 2021 гг.
Проект доставки оборудования на Амурский ГПЗ успешно завершился в сентябре 2021 г., когда ценное оборудование коснулось земли на временном причале. Конечная партия включала в себя 51 единицу тяжеловесного негабаритного оборудования, самое выдающееся из которых – колонна весом 866 400 т.
Финальная доставка не обошлась без трудностей. В силу различных обстоятельств крановое судно из Масана опоздало почти на 20 дней, что значительно сдвинуло сроки выполнения проекта, соответственно повлекло за собой несвоевременный подход ко второму крановому судну, логистическая цепочка была нарушена. Несмотря на это специалисты ГК «Спецтяжавтотранс» грамотно спланировали свою работу и минимизировали время опоздания ко второму судну до 10 дней.
Особенностью крайней навигации стали и погодные условия – высокий уровень воды в Амуре и сильнейшее течение, которое застопорило движение буксиров. Возникла необходимость на четыре дня встать на якорную стоянку под Хабаровском. Каждый день простоя барж чреват финансовыми потерями. Задача уложиться в 30-дневное окно доставки была выполнена.
Выполнена была и задача следующего 2022 года – доставка оборудования на строящийся по соседству крупный объект – Амурский газохимический комбинат. У заказчиков не было сомнений. ОКБ «Спецтяжпроект» (входящее в состав ГК «Спецтяжавтотранс») – перевозчик тяжеловесных грузов номер один на Амуре. Поэтому специалисты незамедлительно приступили к работе. Компания доставит 73 единицы оборудования весом более 7000 т. В навигацию 2022 г. негабариты перегрузили на семь барж с двух крановых судов, далее они пошли уже по знакомому водному маршруту. Чтобы соблюсти сроки доставки, использовался один буксир, который толкал сразу две баржи. Сейчас суда зимуют в Хабаровске, а доставка продолжится в мае 2023 г., как только откроется навигация.