Интеравто-2007. Грузовики России, Белоруссии и Украины

В. Семёнов

Осенняя московская выставка «Интеравто-2007» запомнилась обилием легковых и грузовых автомобилей китайского производства, новым, третьим по счету, гигантским павильоном «Крокус Экспо», впервые распахнувшим свои двери перед посетителями, интересной экспозицией грузовиков и автобусов под названием «Коммерческий транспорт».

Самосвал на капотном шасси «ЗИЛ-Тапир» представил Смоленский автоагрегатный завод

Ажиотажный спрос на эту технику в России обостряет конкуренцию производителей, предоставляя покупателю большие возможности выбора. Только в этом году рост продаж в секторе коммерческого транспорта составил 71% по сравнению с 2006 г., и, по прогнозам аналитиков, он будет расти вплоть до 2010 г. В этой связи даже без участия таких грандов грузового автомобилестроения, как Mercedes-Benz, Volvo, Scania, DAF, IVECO и Renault Trucks, на выставке было на что посмотреть. В этом обзоре мы представляем новинки автозаводов СНГ. Зарубежные экспонаты, равно как и автобусы, станут темой другой публикации.

ЗИЛ Основу экспозиции автозавода составляла спецавтотехника: пожарная машина, фургон и самосвалы. Главным экспонатом, по мнению заводчан, был пожарный автомобиль с двухрядной кабиной над двигателем (пока опытный образец) АЦ 3,2-40/2 на шасси ЗИЛ-4331М4 с колесной базой 3800 мм и дизелем Deutz-2012 мощностью 215 л.с., отвечающим нормам Еurо 3. Дизель оснащен электронной системой топливоподачи с блоком управления, работающим от напряжения 24 В, и отличается тем, что установлена электронная педаль подачи топлива, а сам дизель агрегатирован с механической коробкой передач (КП) ZF, имеющей отбор мощности на пожарный насос.

Maxus – новинка Группы ГАЗ

Перспективность новинки – в большем соответствии конструкции пожарного автомобиля нуждам служб крупного города: высокая маневренность бескапотного автомобиля позволит успешно пробираться в темных дворах, сплошь заставленных частными легковушками. По сравнению с выпускаемыми капотными версиями обзор у водителя лучше, а длина новой машины существенно меньше.

Экспериментальный фургон на бескапотном шасси ЗИЛ-4362МО «Кентавр» грузоподъемностью (г/ п) 4,5 т оснащен дизелем ММЗ-Д245.30Е3-783 (Euro 3) в 136 л.с. при 2400 мин-1, максимальный крутящий момент – 470 Н·м при 1500 мин– 1. Фургон был оборудован гидробортом. Капотное исполнение шасси ЗИЛ-4362 послужило основой конструкции нового самосвала с пневматической системой управления дисковыми тормозами. Автомобиль под обозначением ЗИЛ-4362С2 выделялся обновленным оперением, расширенной на 178 мм по сравнению с «Бычком» балкой переднего моста, удлиненными передними рессорами и был оснащен дизелем Cummins (Euro 3).

На стенде ЗИЛа были и самосвалы дочернего предприятия – Смоленского автоагрегатного завода. Первый, строительный ЗИЛ-САА3-5531 г/п 8,0 т с двигателем ММЗ мощностью 185 л.с. отличался установленной на нем рестайлинговой кабиной с оперением, второй – сельскохозяйственный, с разгрузкой на три стороны ЗИЛ-СААЗ-4546 был укомплектован кузовом на 11 м3, рассчитанным на перевозку 5,8 т груза.

КамАЗ-53082 (6х2) с кузовом-фургоном 11,4 м3

Группа ГАЗ Крупнейший в России производитель коммерческих автомобилей представил в Москве ряд новинок. Дивизион «Легкие коммерческие автомобили (в его состав входят ГАЗ и LDV) показал семейство переднеприводных моделей Maxus, производимых в Великобритании дочерней фирмой LDV, продажи которых в России начались 29 августа. В Великобритании совершенство конструкции этих автомобилей отмечено первым призом в конкурсе «Motor Transport Awards» в 2006 г., а также признанием фургона Maxus вместе с его версиями «автобус» и «комби» лучшими в сегменте легких коммерческих автомобилей британского рынка. В Россию начались поставки всей гаммы Maxus: цельнометаллических фургонов, грузопассажирских фургонов «комби» с одним или двумя рядами сидений, 6- или 15-местных автобусов, бортовых грузовиков и шасси под установку спецнадстроек.

Предусмотрено два варианта колесной базы и по три варианта высоты крыши и полной массы. Грузоподъемность переднеприводных Maxus – от 0,98 до 1,7 т; вместимость кузова – до 11,4 м3; полная масса – 2,8; 3,2 или 3,5 т; пятиступенчатая коробка передач – с ручным управлением; рулевое управление – реечного типа с гидроусилителем; тормозная система – с AБС. Дизель VM Motori (Италия) на автомобилях Maxus с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха, мощностью 95 или 120 л.с. отвечает нормам Euro 3 или Euro 4. Комфорт водителя и пассажиров обеспечивают кондиционер, полностью регулируемые кресла, электростеклоподъемники, обогреваемые зеркалами с электроприводом, подушка безопасности, радио/CD и высокий уровень эргономики места водителя (хороший обзор дороги, все кнопки управления под рукой).

Автомобили Maxus предлагаются на российском рынке по более доступной цене, чем в Великобритании, а распространяются в России через развитую сервисно-сбытовую сеть и поддерживаются гибкими финансовыми программами, стимулирующими покупку. С начала 2009 г. Maxus станут производить на Горьковском автозаводе. Проектная мощность производства – 50 тыс. автомобилей в год.

Группа ГАЗ представила также новые большегрузные автомобили производства АЗ «Урал». Премьера завода – полноприводный трубоплетевозный автопоезд «Урал-6920» (6х6) полной массой 26 т. Автопоезд разработан с применением технических решений нового семейства дорожных грузовиков предприятия. На нем установлен двигатель ЯМЗ-7511-10 мощностью 400 л. с., тогда как на внедорожных «Уралах» мощность двигателя не превышала 300 л.с. Трубоплетевоз создан для транспортировки длинномерных грузов (труб длиной 12 м и плетей длиной до 36 м диаметром 0,53...1,42 м) по дорогам с любым покрытием и бездорожью. В транспортном положении прицеп-роспуск можно перевозить на раме тягача. Допустимая полная масса автопоезда – до 47,5 т (конструкцией допускается до 58,1 т), г/ п – до 20,3 т, а с прицепом-роспуском САВ-9042 – до 44,8 т. Автопоезд оснащен рулевым механизмом RBL и рулевым приводом с гидроусилителем. Раздаточная коробка – механическая с двухступенчатым редуктором, цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа и пневматическим переключением передач.

Первый показ опытных дизелей Euro 3 и Euro 4 Минского моторного завода

На «Интеравто-2007» впервые показали седельный тягач «Урал-63674» с современным рядным двигателем ЯМЗ-650 мощностью 412 л.с. завода «Автодизель» (Группа ГАЗ), изготовленным по лицензии Renault Truck. Двигатель соответствует нормам Euro 3, в перспективе Euro 4. Оснащение двигателем ЯМЗ-650 не только улучшило технические характеристики грузовика, но и подтвердило возможность установки на него любого импортного силового агрегата по требованию потребителя.

КАМАЗ На выставке завод представил бортовые модели КамАЗ-5308 (4х2) и КамАЗ-53082-D3 (4х2), относящиеся к легкой транспортной группе нового поколения. Постепенно они должны заменить серийные модели на базе шасси КамАЗ-53215 и -65115. Новинки соответствуют требованиям современного дорожного законодательства РФ, у них высокий уровень эксплуатационных показателей. Грузоподъемность КамАЗ-5308 с кузовом-фургоном – 7,8 т, он может буксировать прицеп полной массой до 13 т (у предприятия еще не было фургонов с таким большим кузовом – 11,4 м3!) благодаря 300-сильному дизелю Cummins и 16-ступенчатой механической КП ZF Ecomid 16S109. Большой выбор понижающих и повышающих передач позволяет выдерживать оптимальные обороты двигателя в любых условиях движения и на любой скорости. Гипоидный мост обеспечивает необходимые скоростные характеристики, снижает внутренние потери в трансмиссии, влияющие на расход топлива, уменьшает металлоемкость конструкции. Тормозная система – с автоматической регулировкой, АБС, дисковыми тормозными механизмами на всех колесах.

Кузов соответствует требованиям международных стандартов по перевозке пакетированных грузов. Фургон может быть как изотермическим, так и обычным для перевозки промтоварных грузов. При погрузке-разгрузке пневмоподвеска с электронным регулятором положения уровня пола позволяет поддерживать высоту на одном уровне – 860 мм от дороги до верхней полки рамы. Электронная система ECAS через регуляторы положения уровня пола, связанная с пневмосистемой, позволяет произвольно менять погрузочную высоту из кабины в пределах до 180 мм. Трехместная модернизированная кабина с улучшенным интерьером и экстерьером расположена над двигателем. В ней новая панель приборов, современное рулевое колесо с регулируемой по углу наклона колонкой, два сиденья на пневматической подушке. Панорамное стекло в сочетании с 19,5-дюймовыми колесами обеспечивает хорошую обзорность. Для повышения аэродинамических качеств кабина оснащена обтекателем, регулируемым по высоте. На шасси КамАЗ-5308 может быть установлена целая гамма надстроек различного назначения. Производители спецтехники планируют выпускать на его базе автовозы, автомобильные телескопические подъемники и др.

КамАЗ-53082-D3 также был показан впервые. Грузоподъемность трехосного (6х2) грузовика полной массой 20 т составляет 14 т. Прибавку по грузоподъемности обеспечила дополнительная поднимающаяся ось. Когда автомобиль идет порожним, ось поднимается, при этом значительно снижается расход топлива. Это шасси также должно найти широкое применение и в качестве базы для спецтехники. Оба автомобиля оборудованы дизелем Cummins с системой выпуска отработавших газов, оснащенной дополнительной системой нейтрализации, чем обеспечивается выполнение норм Euro 4.

Четырехосный МАЗ-6516А8-32

Третий интересный экспонат Камского автозавода – седельный тягач КамАЗ-6460 (6х4) в сцепе с самосвальным полуприцепом НефАЗ-9535. Автопоезд предназначен для перевозки сыпучих грузов и других строительных материалов. Тягач оснащен двигателем КамАЗ (Euro 3). Кроме более совершенных технических параметров и потребительских качеств самосвальный автопоезд выигрывает у аналогичной продукции других производителей и по цене, а значит, он быстрей окупается в эксплуатации.

Большим вниманием посетителей стенда пользовался КамАЗ-4911 Extreme, хорошо известный во всем мире автомобиль, который пять лет подряд, с 2002-го по 2006 г. приносил победы команде «КАМАЗ-Мастер» на международном супермарафоне «Дакар». В 2007 г. экипаж Ильгизара Мардеева привез на нем дакаровское «серебро». Vобразный 8-цилиндровый турбонаддувный двигатель ЯМЗ-7Э846 мощностью 750 л.с. позволяет развивать скорость не менее 165 км/ ч. Всего за 16 с он разгоняет 10-тонный железный мустанг до 100 км/ч. Ходовая часть Extreme уникальна. Подвеска сохраняет жизнеспособность грузовика при любых дорожных условиях и манере езды водителя. Запас прочности и надежность конструкции позволяют совершать многометровые прыжки с отрывом всех колес от дороги с мягким приземлением без повреждений. Энерговооруженность рекордная – 70 л.с. на 1 т массы. Каркас безопасности, инерционные ремни безопасности надежно защищают экипаж и кабину от повреждений.

МАЗ Уже который год подряд осенью на московских смотрах автотехники завод демонстрирует свои последние новинки, которые в скором времени пойдут в серию. Самый большой интерес специалистов вызвал новейший автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-5440А9 и трехосного полуприцепа МАЗ-975830-3032 для международных и междугородных перевозок грузов по автодорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием, позволяющим эксплуатировать автопоезда полной массой 40,0 т. Впервые на минском седельном тягаче установлен новейший 6-цилиндровый рядный дизель ЯМЗ-650.10 (Euro 3) Common Rail, производство которого осваивается в Ярославле по лицензии Renault Trucks.

Двигатель хорошо зарекомендовал себя во время испытаний автопоезда, и его уже оценили на заводе как очень перспективную конструкцию, способную повысить конкурентоспособность продукции МАЗа. Силовой агрегат, включая 16-ступенчатую механическую КП ZF 16S1S1, благодаря меньшим размерам значительно удобней в обслуживании, легче, экономичней и тише в работе. Из нового оборудования тягача отметим пневмокомпрессор тормозной системы производительностью 500 л/мин, глушитель системы выхлопа, водяной и воздушный радиаторы системы охлаждения, электронную педаль управления подачей топлива, подрулевой переключатель круиз-контроля. Для выполнения требований Правил 51-02 ЕЭК ООН на кабине и шасси установлены шумопоглощающие экраны. Импортное седельное устройство размещено на высоте 1050 мм над дорогой, шины уменьшенной размерности (295/60 R22.5). Все это позволяет использовать тягач в сцепке с полуприцепами полезной вместимостью 94 м3. Спереди установлены малолистовые рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя подвеска пневматическая с четырьмя баллонами и электронной системой регулирования WABCO.

Новая система бортовой диагностики и контроля имеет функции мониторинга расхода топлива и нагрузки на ведущую ось, АБС/ПБС с электронным регулятором тормозных сил EBL. По желанию покупателя новинку будут оснащать электронной системой стабилизации движения. Полуприцеп, входящий в состав автопоезда МАЗ-5440А9+9975830-3032, также новинка завода. Он оборудован сдвижным тентом, электронной системой тормозов TBS, осями с дисковыми тормозами, автоматическим краном управления пневмоподвеской. Максимально допустимая нагрузка на тележку полуприцепа – 24 т, г/п автопоезда – 25 450 кг.

КрАЗ Группа компаний «Альфатекс» – официальный дистрибьютор АвтоКрАЗа – представила две последние новинки украинского производителя. В этом году модельный ряд пополнился самосвалом КрАЗ-7140С6 (8х6) и полноприводным седельным тягачом КрАЗ-6446-014-02. На КрАЗ-7140С6 г/п 25 т с кузовом вместимостью 18 м3 на четырехосном шасси колеса последней оси не ведущие, а только управляемые. Остальные мосты ведущие с межколесными блокируемыми дифференциалами.

На полноприводном КрАЗ 8х6
поворачиваются колеса первой и последней осей

Двухступенчатая раздаточная коробка оснащена блокируемым (межосевым) дифференциалом, благодаря которым обеспечивается проходимость, уникальная для самосвалов полной массой до 41,7 т. КрАЗ-7140С6 может перевозить сыпучие и навалочные грузы по дорогам всех видов. Его 400-сильный дизель ЯМЗ-7511.10 (Euro 2) агрегатируется с 9-ступенчатой двухдиапазонной механической КП. Максимальная скорость по шоссе – 75 км/ ч, контрольный расход топлива – 50 л/ 100 км. Размер шин 16.00R20.

Полноприводный седельный тягач КрАЗ-6446-014-02 рассчитан на транспортировку полуприцепа полной массой 23 т по всем видам дорог и бездорожью. На дорогах с твердым покрытием полная масса может быть увеличена до 34,0 т. Автопоезд преодолевает брод с твердым дном глубиной до 1,2 м и развивает скорость на асфальте до 80 км/ ч. V-образный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238ДЕ2 (Euro 2) мощностью 330 л.с. агрегатирован с двухдиапазонной 8-ступенчатой КП.