Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Гусеничные бульдозеры или промышленные тракторы традиционно выпускают Челябинский тракторный завод «ЧТЗ-Уралтрак» и Чебоксарский тракторный завод, входящий в концерн «Тракторные заводы». Волгоградский тракторный, также входящий в этот концерн, продолжает производство бульдозеров на базе сельскохозяйственного трактора ДТ-75. В 2004 г. бульдозерной тематикой занялся завод ЧСДМ, входящий в Группу ГАЗ, а в 2005 г. – орловский «Дормаш».
Немногие ведущие западные компании выпускают бульдозеры. Это Komatsu, Caterpillar, Dressta, Liebherr, New Holland и Case. В последние годы на рынок хлынули китайские производители, те акцентируются прежде всего на наиболее ходовых позициях – фронтальных погрузчиках и экскаваторах. Бульдозеры тоже фигурируют в их предложениях.
«ЧТЗ-Уралтрак» производит бульдозеры тягового класса 10 – модель Б10 в нескольких модификациях и Б11, тягового класса 15 – новая модель Б13, представленная на «СТТ'2008», тягового класса 25 – тяжелые бульдозеры ДЭТ-250 и ДЭТ-320 и тягового класса 75 – модель Т-75.01 (Т-800). Бульдозер Б10 оснащают двигателем собственного производства Д-180 мощностью 132 кВт и механической трансмиссией. Его модификации Б10М, Б10М2, Б10МБ комплектуют двигателями Д-180 или ЯМЗ-236 и гидромеханической трансмиссией. Для болотоходного варианта Б10МБ доступен механический вариант трансмиссии. Бульдозер Б11 отличается современным дизайном, шестигранной каркасной кабиной с улучшенными изоляционными свойствами. Он оснащен двигателем ЯМЗ-236Н-3 мощностью 139,7 кВт, гидромеханической трансмиссией (ГМТ) с трехколесным одноступенчатым гидротрансформатором и трехступенчатой планетарной коробкой передач (КП).
Новый Б13 выполнен в том же дизайне, что и Б11. В его конструкции использованы технические решения, проверенные на тракторах предыдущих поколений, и оригинальные разработки. Так, тяговое усилие увеличено за счет существенных изменений в ходовой части. Установлен двигатель ЯМЗ-236Н-4 мощностью 158,1 кВт и ГМТ. Гидротрансформатор с повышенным до 2,95 коэффициентом трансформации скомпонован в одном корпусе с редуктором привода гидронасосов и механизмом отбора мощности.
Мощные бульдозеры ДЭТ-250М2 и ДЭТ-320 массой 37 500...41 340 кг и 39 535...45 870 кг комплектуют электромеханической трансмиссией, она автоматически бесступенчато регулирует тяговое усилие и скорость. Количество органов управления сведено к минимуму. ДЭТ-250М2 комплектуют двигателем В-31М2 мощностью 237 кВт собственного производства, ДЭТ-320 – ярославским дизелем ЯМЗ-7511 в 258 кВт. По сути ДЭТ-320 – это глубоко модернизированный ДЭТ-250.
Топ-модель линейки ЧТЗ – бульдозер Т-75.01 массой 106 000 кг для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных грунтов в горнорудной промышленности и выполнения больших объемов земляных работ. Этот самый крупный из выпускаемых на континенте бульдозеров приводит в движение через гидромеханическую трансмисисю 6-цилиндровый двигатель 6ДМ-21Т объемом 43,64 л и мощностью 603 кВт производства екатеринбургского Турбомоторного завода.
В производственной программе главного конкурента ЧТЗ – ОАО «Промтрактор» семь базовых моделей массой от 16 500 до 67 850 кг – Т9, Т11, Т15, Т20, Т25, Т35, Т40 поставляемых под маркой «ЧЕТРА». Стилистическое решение всех бульдозеров единое. Их комплектуют ярославским дизелем либо дизелем Cummins, за исключением Т40 (Chetra Heavy 4, на него ставят 6-цилиндровый рядный Cummins в 434 кВт). Узлы ГМП модульной конструкции, это обеспечивает качественную сборку и облегчает ремонт узлов эксплуатации. Подвеска гусеничных тележек трехточечная с вынесенной осью качания. Базовые модели оснащают полусферическим отвалом и одно-, двух- или трехзубым рыхлительным агрегатом. Модификации различаются рабочим оборудованием, узлами трансмиссии, исполнением ходовой части. Одна из модификаций – 19-тонный бульдозер Т11С оснащен гидростатической трансмиссией, разработанной и изготовленной фирмой Sauer-Danfoss. Впервые эту модель представили публике на выставке «СТТ'2004».
Волгоградский тракторный завод продолжает выпуск бульдозера ДЗ-42 тягового класса 3 с неповоротным отвалом на базе трактора ДТ-75 и его модификаций. В зависимости от комплектации ДТ-75 маркируют: ДТ-75Н с двигателем СМД-18Н, ДТ-75Д с двигателем А-41 (Д-440-22), ДТ-75РМ с двигателем РМ-120. Основное отличие ДТ-75ДХС – в специальных ведущих колесах и болотоходных гусеницах шириной 670 мм. Колея трактора увеличена до 1570 мм.
На «СТТ'2004» ЧСДМ представил свой первый бульдозер ТС-10 «Добрыня» тягового класса 10, массой 16 800 кг, оснащенный двигателем ЯМЗ-236М2 мощностью 132 кВт, гидостатической трансмиссией Bosch Rexroth, полусферическим отвалом и однозубым рыхлительным агрегатом.
В 2005 г. орловский «Дормаш» представил свою разработку – бульдозер Б100 «Победа» массой 16 500 кг также 10-го тягового класса с двигателем Cummins мощностью 121 кВт. Главная особенность бульдозера – гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth. Использованы также немецкие бортовые редукторы и система электрогидравлического управления. Бульдозер оснащен спереди полусферическим неповоротным отвалом вместимостью не менее 4,5 куб.м с гидроперекосом в каждую сторону до 10°. Сзади установлен трехзубый рыхлитель с заглублением до 500 мм. Предусмотрен и однозубый параллелограммный рыхлитель.
На «СТТ'2008» завод представил вторую модель – Б120 массой 19 900 кг, оснащенный двигателем Cummins мощностью 133 кВт, гидростатической двухконтурной двухдиапазонной трансмиссией Bosch Rexroth, полусферическим отвалом вместимостью 4,8 куб.м и одно- либо трехзубым рыхлителем.
Более половины импортных бульдозеров носит марку Komatsu. Российский рынок всегда был особым для именитой японской компании, своего рода полигоном, где отрабатывались спецификации машин для экстремальных условий, и линейка бульдозеров для России отличается от номенклатуры для других рынков. Ее открывают компактные модели D37EX-21 массой 7410 кг и мощностью 63 кВт и D39EX-21 массой 8520 кг и мощностью 71 кВт. Эти модели оснащены поворотным отвалом с регулируемым перекосом.
В мае 2008 г. модель D61E-12 заменили новой моделью D63E-12, разработанной специально для России. Новинка массой 18 720 кг и мощностью 114 кВт оснащена полусферическим отвалом и однозубым рыхлительным агрегатом и подготовлена к установке систем подогрева и узлов в северном исполнении. D63E-12 конструктивно схож со следующей в линейке моделью D65E-12 массой 19 780 кг и мощностью 135 кВт. Корытообразная рама с плоским днищем защищает силовой модуль, состоящий из двигателя, гидротрансформатора, планетарной КП, главной передачи и насоса рабочей гидросистемы. Ходовая часть жесткая, с вынесенной вперед осью качания, разгружающей бортовой редуктор. В следующих в линейке бульдозерах D85EX-15/PX-15 массой 28 000 и 27 550 кг и мощностью 179 кВт использована новая электронная система управления трансмиссией, облегчающая работу оператора. Ходовая часть 40-тонного D155A-5 мощностью 225 кВт на упругой подвеске с крестообразными каретками опорных катков обеспечивает надежное сцепление с грунтом на неровной поверхности и более мощное тяговое усилие по сравнению с жесткой подвеской. Рабочее оборудование – полусферический отвал с изменяемым углом перекоса вместимостью 8,8 м3 и одно- или трехзубый рыхлительный агрегат.
На «старших» моделях – 50-тонном D275A-5 и 70-тонном D375A-5 применены К-образные каретки опорных катков, качающиеся уже на двух осях. За счет этого вертикальное смещение опорных катков существенно увеличено, что обеспечивает постоянный контакт гусеницы с грунтом. Мощность D275A-5 – 306 кВт, D375A-5 – 391 кВт.
«Старшую» модель D475A-5 мощностью 664 кВт и массой 108 390 кг оснащают полусферическим отвалом вместимостью 27,2 м2 или сферическим вместимостью 34,4 м3. В ходовой части также применены К-образные каретки.
Caterpillar разделяет модельный ряд бульдозеров на три группы – малые, средние и тяжелые. Малые бульдозеры принадлежат к последнему поколению – серии К. Это модели D3К (масса 7795 кг, мощность 55,2 кВт), D4K (8147 кг, 62,6 кВт) и D5K (9408 кг, 71,6 кВт) с овальными гусеницами. Их комплектуют двигателями Caterpillar с технологией ACERT, гидростатической трансмиссией, полусферическим поворотным отвалом с изменяемым углом перекоса и ходовой частью SystemOne, последней разработкой Caterpillar в этой области. Ходовая SystemOne спроектирована так, что ее компоненты – цепь, катки, звездочка, ленивцы взаимозаменяемы с узлами предыдущих моделей. Малые бульдозеры подготовлены к монтажу системы нивелирования AccuGrade.
В линейку средних бульдозеров входят четыре модели – D6K (12 886 кг, 93 кВт), D6N (16 555 кг, 112 кВт), D6G Series 2 (16 880 кг, 119 кВт) и D7G Series 2 (20 580 кг, 150 кг). Бульдозер D6K появился первым в серии К, и малые бульдозеры построены на тех же конструктивных решениях, что и он.
Модель D6N, несмотря на тот же порядковый номер, совершенно другая машина. Это бульдозер с фирменной треугольной гусеницей, соответственно с рамой другой конструкции, с гидромеханической трансмиссией. Общее у него с D6K – двигатель С6.6 ACERT и ходовая часть той же системы SystemOne.
Бульдозер D6G Series 2 – предшественник серии К. Он оснащен двигателем Caterpillar 3306T, ГМТ, ходовой частью Sealed and Lubricated Track, разработанной еще в 1974 г., с овальной гусеницей. Аналогично сконструирован и D7G Series 2.
Тяжелые бульдозеры D8T (38 488 кг, 259 кВт), D9T (47 900 кг, 346 кВт), D10T (66 451 кг, 482 кВт) и D11T (104 590 кг, 634 кВт) оснащены дизелями Caterpillar С15, С18, С27 и С32 с технологией ACERT. Для тяжелых машин производитель применяет треугольную гусеницу с межтраковыми шарнирами Positive Pin Retention Track, соединяющими звенья цепи и рассчитанными на большие нагрузки, гидромеханическую трансмиссию с электронным контролем. Бульдозеры комплектуют отвалами на выбор покупателя – полусферическими, сферическими, прямыми с механизмами перекоса или без, а также одно- или трехзубым рыхлителем.
Польская Dressta выпускает восемь моделей бульдозеров, и все комплектуют двигателями Cummins и гидромеханической трансмиссией. Малые бульдозеры TD-7M (7348 кг, 55 кВт), TD-8M (7874 кг, 63 кВт), TD-9M (8714 кг, 69 кВт), TD-10M (8797 кг, 76 кВт) поставляют со стандартной или с удлиненной, либо с удлиненной уширенной гусеничной тележкой на выбор. Гидромеханическая трансмиссия включает 3-ступенчатую КП с электрогидравлическим управлением и одноступенчатыми бортовыми редукторами. Малые бульдозеры оснащают универсальной U-образной толкающей рамой с механизмами поворота, перекоса и изменения угла резания, боковые брусья которой проходят между гусеницами и корпусом машины и полусферическим отвалом.
На средние и тяжелые бульдозеры могут устанавливать отвалы двух-трех типов, в основном полусферический, сферический и прямой. Отвал крепится к толкающим брусьям, расположенных снаружи рам гусеничных тележек.
Средние и тяжелые модели TD-15M Extra (21 110 кг, 142 кВт), TD-20M Extra (23 650 кг, 179 кВт), TD-25M Extra (36 230 кг, 246 кВт), TD-40M Extra (61 920 кг, 384 кВт) оснащают двухскоростными бортовыми редукторами, что в сочетании с 3-ступенчатой КП дает 6 передач вперед и 6 назад.
Компания Liebherr первой и наиболее успешно освоила гидростатическую трансмиссии и применяет ее для всего модельного ряда, а не только для малых и средних машин. В линейке шесть базовых моделей массой от 12 600 до 44 220 кг и мощностью от 86 до 310 кВт. «Младшие» модели PR714 Litronic (12 600 кг, 86 кВт), PR724 Litronic (16 792 кг, 120 кВт) оснащены универсальной U-образной толкающей рамой, с брусьями между корпусом машины и гусеницами и 6-позиционным отвалом. Для остальных моделей – PR734 Litronic (20 388 кг, 150 кВт), PR744 Litronic (24 605 кг, 185 кВт), PR754 Litronic (35 000 кг, 250 кВт) и PR764 Litronic (44 200 кг, 310 кВт) характерно расположение толкающих брусьев снаружи гусеничных тележек.
Электронно-гидравлическая система Litronic синхронизирует работу гидростатической трансмиссии и двигателя. Гидрообъемная трансмиссия с двумя закрытыми контурами, по одному на каждый борт. Контур включает регулируемые гидронасос и гидромотор, агрегатированный с бортовым редуктором. Гидромоторы – гордость конструкторов Liebherr. Они сумели создать компактные и мощные устройства благодаря опыту компании в проектировании авиационных гидроприводов. При всех ее достоинствах у гидростатической трансмиссии есть и минусы – она очень чувствительна к качеству и чистоте рабочей жидкости. Компания также использует двигатели собственной разработки и производства за исключением «младшей» модели PR714: ее оснащают двигателем John Deere. Liebherr – партнер американской компании и выпускает для нее бульдозеры и гусеничные погрузчики.
Предложение Liebherr отличается разнообразием за счет множества вариантов комплектации с различным рабочим оборудованием – тяговыми рамами, отвалами и рыхлителями, гусеничными тележками, башмаками.
Модельный ряд бульдозеров New Holland скромен – всего четыре модели в наиболее «ходовом» диапазоне массы 15...40 т. Бульдозеры выпускает завод тяжелой техники в г. Лечче на юге Италии. Это самый крупный завод FIAT Group.
«Младшая» модель D150В (15 290 кг, 116 кВт) оснащена универсальной U-образной толкающей рамой с механизмами поворота, перекоса и изменения угла резания. Толкающие брусья рамы размещены между корпусом и гусеницами бульдозера. Двигатель CNH с аккумуляторной системой впрыска (Common Rail) приводит два насоса гидростатического привода. Гидромоторы хода агрегатированы с бортовыми трехступенчатыми планетарными редукторами. В базовой комплектации бульдозер поставляют с удлиненной гусеничной тележкой LT с 7 опорными катками. В список опций входят еще более длинная тележка XLT с 8 опорными катками и тележка LGP с увеличенной опорной поверхностью и соответственно увеличенной колеей.
Бульдозер D180 (20 200 кг, 145 кВт) укомплектован рабочим оборудованием с толкающими брусьями снаружи рам гусеничных тележек. Трансмиссия гидромеханическая с 3-ступенчатой КП и 2-ступенчатыми бортовыми редукторами. Особенность этой модели – опционный гидромеханический механизм поворота с гидромоторами. В базовую комплектацию входят традиционные механизмы с фрикционами и тормозами.
«Старшие» модели D255 (30 400 кг, 177 кВт) и D350 (39 100 кг, 257 кВт) оснащены двигателями Cummins, гидромеханической трансмиссией с 3-ступенчатой планетарной КП и 2-ступенчатыми бортовыми редукторами, фрикционными механизмами поворота.
Case, вторая компания, входящая в корпорацию CNH (Case-New Holland) выпускает собственную линейку бульдозеров серий К и L в диапазоне 12...22 т. Рабочее оборудование всех моделей включает универсальную U-образную раму с брусьями между корпусом и гусеницами. Силовые установки – 6-цилиндровые дизели Case. Варианты гусеничных тележек – стандартная удлиненная LT, с увеличенной колеей WT, удлиненная еще на один опорный каток XLT и с увеличенной опорной поверхностью LGP. В зависимости от типа гусеничной тележки варьирует масса машины.
«Младшую» модель 1150K (12 636 кг, 88 кВт) поставляют с гидростатической трансмиссией. Модели 1650K (15 355 кг, 104 кВт) и 1850K (20 080 кг, 137 кВт) комплектуют гидромеханической трансмиссией с 3-ступенчатой КП, 2-ступенчатыми бортовыми редукторами и гидромеханическим механизмом поворота. Модель 1650L (15 965 кг, 144 кВт) отличается гидростатической трансмиссией.
Российский рынок бульдозеров или промышленных тракторов отличается от рынков экскаваторов и погрузчиков значительной долей российских предприятий. Более того, российские бульдозеры – одна из немногих позиций машиностроения, успешно поставляемых в дальнее зарубежье. Особенно востребован диапазон 15...25 т, в котором представлены четыре завода, т. е. все отечественные заводы, выпускающие промышленные тракторы, и все западные поставщики. Класс малых бульдозеров менее 10 т оставлен без внимания. Здесь властвуют импортеры, а жаль. Бульдозер на базе ДТ-75 по определению нельзя считать промышленным трактором и конкурентом западным образцам, хотя спрос на него не иссякает. В диапазоне 40 т и выше присутствуют «ЧТЗ-Уралтрак» и «Промтрактор», но их образцы по техническим параметрам уступают конкурентам.