ООО «ВЕРТЕКС»

Самоходные гидроподъемники: ситуация на рынке

Круглый стол

Рынок самоходных гидроподъемников, с одной стороны, специфичен, с другой – реагирует на экономическую ситуация так же, как многие рынки строительного машиностроения. Для обмена мнениями на страницах нашего журнала о сложившейся на рынке самоходных гидроподъемников ситуации и тенденциях мы пригласили представителей компаний, занятых поставками и обслуживанием этого оборудования.

В обсуждении приняли участие: Сергей Хейнонен, директор ООО «Новалифт-С» (г. Санкт-Петербург);
Дмитрий Панькин, генеральный директор ООО «ВЕРТЕКС» (Московская область, г. Мытищи);
Александр Чирков, коммерческий директор компании XCMG RUS (г. Москва).

Какая, по вашему мнению, сегодня складывается ситуация на российском рынке самоходных подъемников?

С. Хейнонен, ООО «Новалифт-С»: Рынок самоходных подъемников достаточно велик и разнообразен, так как их используют в разных отраслях и у каждой отрасли своя специфика. В числе лидеров я бы назвал такие марки, как Haulotte, Genie, JLG. Наиболее востребована высота подъема до 20 м при грузоподъемности 200–300 кг. Цена сегодня является основополагающим критерием, причем в ущерб качеству.

Д. Панькин, ООО «ВЕРТЕКС»: Рынок подъемников в России можно охарактеризовать как высококонцентрированный, с общей долей лидера более 50% – почти 60% всего рынка занимает французский бренд Haulotte, за которым идут американские производители, а на китайскую технику приходится не более 2%. Что касается спроса, то наибольшей популярностью у наших клиентов пользуются большие дизельные машины.

Главное для наших клиентов при выборе поставщика – наличие техники, поэтому наша компания продолжает держать на складах большой ассортимент оборудования, обеспеченного качественной сервисной поддержкой. Также я убежден, что современное, безопасное и качественное оборудование не может стоить дешево.

Leguan

А. Чирков, XCMG RUS: В этом году трудно предсказать объем рынка, так как, с одной стороны, вводятся в эксплуатацию новые объекты, где подъемники будут востребованы, а с другой стороны, общий рынок спецтехники лихорадит, причины этого кроются в ситуации с коронавирусом и в далеко не самой ясной экономической ситуации в стране.

Мы ориентируемся на Haulotte, который считаем лидером в РФ, но в настоящее время отмечаем желание еще нескольких китайских производителей зайти на этот рынок. Опираясь на опыт, могу сказать, что наиболее востребованы дизельные телескопические и сочлененные подъемники с высотой подъема от 24 до 40 м, далее идут электрические с высотой подъема от 14 до 20 м и ножничные от 8 до 12 м.

Цена важна всегда, и для техники одного типоразмера разных производителей она не может сильно разниться. Не могу утверждать, что наш уровень цен сильно отличается от лидера рынка, хотя конечно же доступнее – мы экономим на своих аппетитах. Клиенты хотели бы вдвое дешевле, но пойти навстречу – значит отказаться от ответственности за свою работу, сэкономить на комплектующих и игнорировать любые вопросы после отгрузки. Мы бережно относимся к своему имени, потому так неспешно заходим на российский рынок.

XCMG
Насколько российское законодательство помогает/ создает препятствия развитию рынка самоходных подъемников? Ваше мнение об утилизационном сборе?

С. Хейнонен, ООО «Новалифт-С»: Утилизационный сбор представляет собой дополнительный источник пополнения бюджета, и не более того, работающий на удорожание импортной техники. Рынок сильно регламентирован, и стараются выискивать причины, чтобы еще больше ужесточить регламенты.

Утилизационный сбор был введен даже на электрические ножничные подъемники, но потом его сняли. Подъемники должны проходить сертификацию, сертификация сложная, включает много, на мой взгляд, избыточных испытаний, что только усложняет и удорожает сертификацию, не принося практической пользы.

Д. Панькин, ООО «ВЕРТЕКС»: К сегодняшнему дню ситуация с утилизационным сбором стабилизировалась, мы хотя бы имеем четкое представление о ставках на каждую конкретную модель техники. Так проще работать.

А. Чирков, XCMG RUS: Тут палка о двух концах, на мой взгляд. Этот рынок один из самых молодых, здесь появились регламенты, но не до конца четкие. С одной стороны, это, кажется, хорошо, но с другой – оставляет большой простор для разброса законодательных инициатив. Так, размер утилизационного сбора рассчитывается по ставке складских погрузчиков, причем далеко не по маленькой, или даже лесных погрузчиков, хотя мы все понимаем, что платформа служит для подъема человека с рабочим инструментом. А попытки многих импортеров искать правду в суде пока не слишком успешны. Рынку законодательные инициативы, помоему, пока индифферентны, покупать будут то же количество, что и хотели, но вот цель – развитие собственного российского производства не достигается такими инициативами. Причина в том, что они носят преимущественно фискальный характер, а в комплексе пока не работают.

ООО «ВЕРТЕКС»
Какие тенденции вы бы отметили на российском рынке самоходных подъемников в связи с противоэпидемическими мероприятиями?

С. Хейнонен, ООО «Нова­лифт-С»: У меня складывается такое впечатление, что если есть малейший повод не покупать подъемник, то им воспользуются. Покупают, когда уже жизненная необходимость заставляет. Продавец со своей стороны максимально упрощает комплектацию, прибегает к более гибким условиям оплаты.

Д. Панькин, ООО «ВЕРТЕКС»: Сегодня ситуация на рынке самоходных подъемников переменчивая, все меняется очень быстро, и худшее совсем не позади, возможны повторения истории с самоизоляцией, остановки строек, карантин и т. д. Но мы уже знаем, как в этих условиях работать.

В 2020 г. основной поток клиентов, приобретающих технику, приходится на строительные компании. Очевидно, что те проекты, которые были запланированы на 2020 и 2021 гг., будут реализованы – без них запустить экономику будет невозможно. По количеству заявок мы видим, что спрос постепенно восстанавливается.

А. Чирков, XCMG RUS: Из тенденций, наверное, наиболее зримая – это перевес рынка в сторону арендных компаний.

XCMG
Какие услуги, финансовые инструменты популярны у покупателей самоходных подъемников?

С. Хейнонен, ООО «Новалифт-С»: Лизинг, лизинг и еще раз лизинг. Стараются минимизировать риски, причем обе стороны: и продавец, и покупатель. Покупатели очень настороженно относятся к поставщикам и предполагают, что лизинговая компания вдоль и поперек изучает поставщика, в чем я сомневаюсь. Когда хотят напрямую купить, то продавец, как правило, старается получить 100%-ную предоплату. Оборудование, может, отдадут, когда останется 10% платежа, но не больше. Если речь идет о рассрочке, то привлекается финансовая структура. Вот так и живем в атмосфере взаимного недоверия.

Д. Панькин, ООО «ВЕРТЕКС»: Самый популярный и выгодный финансовый инструмент для наших клиентов – это лизинг. В компании VERTEX действует специальная программа VERTEX FINANCE PROGRAMME с низкой процентной ставкой. Менеджеры подбирают индивидуальный лизинговый продукт исходя из запроса и возможностей каждого клиента.

А. Чирков, XCMG RUS: Как и везде, востребованы и лизинг, и рассрочки, но, возможно, в связи с тем, что в основном клиенты – это арендные компании, закупающие большой пул в течение продолжительного срока, основной запрос приходится на длинную рассрочку с каникулами. Прочие инструменты, такие как факторинг, интересны, но плохо работают с импортом.

Leguan
В каких случаях вы посоветовали бы аренду самоходного подъемника, а в каких – приобретение в лизинг или в собственность? Что сейчас преобладает на рынке подъемников – аренда или приобретение в собственность?

С. Хейнонен, ООО «Новалифт-С»: Если разовая работа, то совершенно точно это аренда. Если компания постоянно занимается такого рода деятельностью, то более резонно купить подъемник в собственность. Сегодня в целом преобладает аренда, прежде всего потому, чтобы не держать технику на балансе. Горизонт планирования не то что сузился – он исчез, и такой термин, как план продаж, представляется мне чемто эфемерным. Как говорят: хочешь насмешить бога – займись планированием.

Д. Панькин, ООО «ВЕРТЕКС»: Глобальная экономическая ситуация дала очередной мощный толчок росту рынка аренды спецтехники. В нашей компании направление аренды является одним из приоритетных. Арендный флот постоянно пополняется новым оборудованием. Мы ориентированы на высотную технику, а также на развитие новых направлений.

А. Чирков, XCMG RUS: Я не могу давать рекомендации клиенту, не зная его бизнеса. Здесь всё стандартно: если работа надолго, больше года, то скорее всего нужно приобретать в собственность, если до года, то брать в аренду. Но при этом надо учитывать возможности найма персонала, возможности ремонта, формирования фонда подменной техники.

XCMG
Что бы вы еще могли добавить к сказанному, с чем обратиться и что пожелать клиентам, читателям нашего журнала?

С. Хейнонен, ООО «Новалифт-С»: Хочу пожелать нашим клиентам и читателям устоять в сложившейся ситуации – экономической и эпидемиологической. Именно так – устоять!

Д. Панькин, ООО «ВЕРТЕКС»: Хочу пожелать всем самого главного – здоровья!

А. Чирков, XCMG RUS: Желаю всем найти плюсы в той непростой ситуации, в которой мы находимся уже очень долго.

компании по теме статьи
компании по теме статьи