
Российский рынок автокранов: рост импорта
Круглый стол специалистов отрасли
Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: На российском рынке автокранов сохраняется стабильный спрос, особенно в сегментах строительства, энергетики и инфраструктурных проектов. В 2023 г. российские предприятия произвели автокранов на 1,9% больше, чем в 2022 г. Однако в ноябре 2024 г. производство сократилось на 36,6% к уровню прошлого года, что может указывать на временные сложности. Спрос обеспечивается импортом, особенно китайскими моделями, такими как XCMG, которые активно поставляют через официальных дилеров. XCMG предлагает широкий выбор автокранов различных моделей и характеристик.
Как такового дефицита кранов каких-либо типоразмеров сегодня нет, концерн XCMG обеспечивает рынок практически во всех сегментах. Дефицит определенных типоразмеров автокранов может возникать из-за резких изменений в потребностях клиентов или других факторов.
Сегодня российские производители занимают 55% рынка, китайские поставщики, включая XCMG, занимают около 45% рынка благодаря доступным ценам, широкому ассортименту и адаптации к российским условиям. При этом основными препятствиями на пути импорта остаются санкционные ограничения на поставки запчастей и электроники из ЕС/ США, логистические сложности, включая удорожание транспорта, задержки на таможне, валютные риски и рост стоимости импортных компонентов.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Анализируя статистику за 2023 и 2024 гг., можно увидеть, что началось охлаждение рынка – просадка в 2024 г. составила около 8%, чему есть ряд объяснений, таких как рост ключевой ставки ЦБ, снижение курса рубля по отношению к юаню, повышение утилизационного сбора. Всё это привело к непомерному росту стоимости кранов, поэтому покупатели начали изыскивать другие решения своих производственных задач. Мы считаем, что поставщикам удается почти в полной мере удовлетворить спрос. В 2024 г., по нашим оценкам, доля продаж китайских поставщиков впервые превысила 60%.
В нашем случае были определенные задержки с сертификацией тяжелых кранов повышенной проходимости серии SAC, но буквально на днях мы получили ОТТС на модель грузоподъемностью 450 т, теперь у нас в линейке есть внедорожные краны г/п 60, 200, 250 и 450 т. В процессе краны г/п 160 и 350 т, планируем получить ОТТС в феврале 2025 г. Препятствий со стороны производителей кранов не ощущается, есть некоторые сложности с денежными переводами, которые в конечном счете решаются, но ведут к росту наших издержек и, следовательно, к удорожанию продукции для конечных клиентов.
Д. Саттаров, ЧМЗ: Я бы охарактеризовал текущую ситуацию на российском рынке автокранов словом «драматическая». По предварительным итогам 2024 г., доля импорта на рынке автомобильных кранов может превысить 55%.
Традиционно спрос на автомобильные краны стимулировал ввод в строй крупных проектов инфраструктуры, растущие темпы промышленного и жилого строительства. В данный момент эти отрасли тоже испытывают затруднения.

О. Фёдоров, LiuGong: Спрос на рынке автокранов стремительно растет, особенно такая тенденция наблюдается с 2022 г. Это связано с уходом западных производителей; активным развитием инфраструктурных проектов в рамках госпрограмм; необходимостью замены импортной техники.
Основной объем спроса закрывается китайскими производителями и частично российскими компаниями. Сегодня доля рынка китайских производителей составляет порядка 60–70%. Российские производители удовлетворяют спрос в среднем на 20–25%, и основной сегмент –это автокраны до 50 т.
Дефицит автокранов наблюдается в сегменте свыше 50 т из-за сложности замены западных аналогов, однако последние годы с этим активно справляются китайские производители. Также дефицит присутствует и в секторе автокранов «со спецопциями» (например, для работы в Арктике). Что касается каких-либо препятствий для импорта, то это связано с санкционными ограничениями, сложностями оплаты через SWIFT, удорожанием логистики а также с поддержкой программ локализации.
Исходя из сложившейся ситуации китайские производители продолжат доминировать на рынке автокранов. Однако Россия будет всячески стимулировать сборку китайских моделей на своих заводах. Дефицит тяжелых моделей сохранится до 2026–2027 гг.

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: В 2024 г. XCMG представила на российском рынке новую серию автокранов XCT_S1, включающую несколько моделей. Так, абсолютно новая для российского рынка модель XCT20_S – автокран г/п 20 т (индекс в наименовании означает грузоподъемность). Модели XCT25L5_S1, XCT25L4_S1, XCT30_S1, XCT55_S1 универсальны для городского строительства и промышленности. Модели XCT70_S1, XCT35_SR г/п 35 т с полным приводом также впервые представлены на российском рынке.
Все новые модели автокранов поколения S1 отличаются увеличенным топливным баком и сниженным расходом топлива, увеличенной длиной стрел, увеличенной на 20% производительностью в сравнении с поколением S, а также ускоренной работой лебедки. Для более равномерного распределения нагрузки увеличили вылет опор. Диаметр троса увеличили до 16 мм и максимальное натяжение одного троса значительно возросло.
Если сравнивать модели XCT70_S1 и XCT70_S, то у нового поколения длиннее стрела, примерно на 20% выше производительность, тяжелее противовес, а также меньше диаметр поворота и больше дорожный просвет для лучшей проходимости на узких и неровных дорогах, максимальная скорость увеличена до 90 км/ч.
В сегменте тяжелых кранов представлен вседорожный XCMG XCA160_S г/п 160 т. Все автокраны XCMG адаптированы к российскому климату: использованы материалы и эксплуатационные жидкости, обеспечивающие работу при температуре до –40 °С. Краны оснащены системами интеллектуального управления, датчиками перегрузки, энергоэффективными двигателями.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: В 2024 г. наш модельный ряд пополнили внедорожные краны серии SAC, о которых я упомянул выше. Мы расширили гамму автомобильных кранов серии STC, добавив машину г/п 70 т. По многочисленным просьбам наших покупателей обновили модель STC250T5-4, улучшив ее габаритные параметры и снизив нагрузки на оси, что позволяет без ограничений передвигаться по дорогам общего пользования. Получили ОТТС на кран г/п 30 т с колесной формулой 6х6 – модель STC300T5-5R, которая даст нашим заказчикам возможность работать в труднодоступных местах без подъездных дорог с твердым покрытием.
Д. Саттаров, ЧМЗ: В 2024 г. Челябинский механический завод представил покупателям несколько новых моделей техники. Среди них автокраны «Челябинец» серии «СТ» разной грузоподъемности: 25, 32, 50, 55 и 60 т. В числе новинок автокран КС-65760 г/п 60 т на шасси КАМАЗ-6560 8х8, который был признан «Автокраном года» в конкурсе «Инновации в строительной отрасли» в рамках международной выставки «СТТ EXPO 2024». Наши тяжелые краны – мощные и надежные машины, насыщенные современными конструкторскими решениями. Так, в кранах грузоподъемностью 50–60 т предусмотрен оперативный демонтаж стрелы и задней балки с опорами для соответствия требованиям весового контроля. Для транспортировки демонтированных частей крана – стрелы, крюковой обоймы, задней балки с опорами – на отдельном транспортном средстве мы разработали специальную «кассету», в которую укладывается это оборудование. Комплект приспособлений – подставки, стропы и стяжные ремни для закрепления демонтированных частей – также входит в состав такой опции. Исходя из пожеланий потребителей мы продолжим модернизацию серийных кранов, чтобы сделать их еще надежнее и удобнее в эксплуатации, а также выпускать новые модели.
О. Фёдоров, LiuGong: Если говорить о новинках, то компания «LiuGong» в 2024 г. не вывела на российский рынок новые продукты. Весь год мы посвятили модернизации уже имеющихся моделей. На фоне ужесточения стандартов сертификации импортной продукции, особенно в сфере грузоподъемного оборудования, мы проделали большую работу, и сейчас автокраны LiugGong достойно проходят сертификацию по техническим регламентам Таможенного союза и полностью соответствуют требованиям ФНП в области промышленной безопасности. Однако уже в этом году будут представлены новые модели, в том числе и в сегменте большой грузоподъемности.

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Рост спроса на автокраны прогнозируется на уровне 7–10% в год за счет госпроектов. В числе трендов локализация производства и сервиса, развитие аренды кранов вместо покупки. В числе рисков, которые хотелось бы отметить, дефицит электронных компонентов и зависимость от курса юаня.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Наши прогнозы на 2025 г. не столь радужные, так как после двух очень интенсивных лет, возможно, придется значительно снизить обороты. При этом текущая ситуация переменчива, и возможно, 2025 год принесет нам хорошие новости, и пессимистичные прогнозы не реализуются. Но мы готовы к любому сценарию.
Д. Саттаров, ЧМЗ: Сейчас проблема не только крановой отрасли, но и всего отечественного машиностроения – сложности продаж продукции и инвестирования из-за высокой ключевой ставки, ослабления рубля, экспансии импортной техники. Российские производители в состоянии обеспечить внутренний рынок спецтехникой и комплектующими, но при этом проигрывают китайским брендам в ценовой конкуренции – китайские бренды сегодня по разным причинам более доступны по цене.
Одна из основных задач правительства сейчас – стимулировать спрос на покупку российской техники. Как можно помочь отечественным производителям? Например, повысить утилизационный сбор на импортную продукцию. Повышение утильсбора на импортную продукцию поможет уравновесить возможности российских и китайских производителей.

О. Фёдоров, LiuGong: Что касается перспектив рынка автокранов, то в ближайшие годы мы будем наблюдать только рост спроса, особенно в сегменте 25–100 т. Этому будет способствовать активное развитие дорожного строительства, железнодорожных узлов, объектов энергетики, восстановление новых регионов Российской Федерации. Государство продолжит субсидировать локализацию производства, что поддержит российских производителей. Китайские бренды укрепят позицию через сборку своих автокранов на заводах РФ и открытие новых сервисных центров. Основным вызовом для российских производителей остается зависимость от китайских комплектующих, что ограничивает выпуск высокотехнологичных моделей. Более того, высокая ключевая ставка ЦБ может также замедлить спрос со стороны малого и среднего бизнеса.
По сегментам рынка сохранится следующая тенденция:
- малые краны (до 25 т): полное насыщение за счет китайских и российских моделей, доля РФ вырастет до 30–35% к 2026–2027 гг;
- средний класс (25–50 т): основная зона конкуренции – китайские производители vs локализованные сборки;
- тяжелые краны (50+ т): спрос полностью будет удовлетворен за счет импортных производителей;
- «спецкраны» (арктического исполнения, высотные и т.д): эта ниша полностью остается зависимой от импорта, возможны точечные проекты с участием отечественных госкомпаний («Росатом», «Газпром»).
На этом фоне государство будет поддерживать отечественных производителей и локализованные бренды субсидиями и льготами. Приоритетом в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ, ужесточением сертификации для защиты рынка от низкокачественного импорта.
Что касается долгосрочных трендов, то в 2026–2030 гг. мы уже сможем наблюдать локализацию 2.0 – создание кластеров по выпуску критических комплектующих (например, гидравлика на базе НПЗ «Роснефть»); цифровизацию – активное внедрение систем Telematic и автономного управления; экологизацию – переход на электрические краны для городского строительства.
Если кратко подытожить, то рынок автокранов вырастет на 15–20% к 2026 г., однако его структура останется зависимой от китайских производителей. Доля российских производителей достигнет 30–35%.

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Производство тяжелых кранов в РФ становится приоритетным направлением. Производство автокранов г/п 50 т и более в России перспективно, так как такие краны востребованы строительной отраслью. Однако необходимо учитывать конкуренцию со стороны зарубежных производителей и потребности клиентов. Преимущества внутреннего производства в снижении логистических издержек, адаптации техники под требования ГОСТ и климат, мерах государственной поддержки.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Ответ на данный вопрос хотелось бы услышать в первую очередь от отечественных игроков. Со своей стороны мы видим стабильный спрос на такие машины – в 2024 г. мы продали клиентам более 300 моделей г/п выше 50 т.
Д. Саттаров, ЧМЗ: По итогам 2024 г. производство данного сегмента грузоподъемности немного снизилось. Причины всё те же: сказывается нехватка отечественных тяжелых шасси, высокая стоимость автокранов по сравнению с китайскими, замораживание крупных проектов и т.д.
Но спрос на такие автокраны есть, он рос до 2024 г., и думаю, что в будущем отечественные автокраны такой грузоподъемности будут более востребованы не только на рынке России, но и у зарубежных заказчиков.
О. Фёдоров, LiuGong: Производство автокранов 50+ тонн в России перспективно в рамках госзаказов и инфраструктурных проектов, но без глубокой кооперации с китайскими производителями прорывов не ожидается; рентабельность возможна только при господдержке (субсидии, гарантии закупок); в сегменте 100+ тонн страна остается зависимой от импорта. То есть умеренный прогресс возможен, но ниша остается гибридной (китайские платформы + российская сборка).

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Совместное российско-китайское предприятие по разработке и производству автокранов возможно. Оно может способствовать обмену опытом и технологиями между двумя странами, к примеру, технологией «умной» гидравлики.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Конечно, возможно! Для создания такого рода предприятий должны сложиться определенного рода экономические условия, которые позволят инвесторам с уверенностью смотреть в будущее, прогнозировать стабильный доход, с горизонтом планирования не менее 10–15 лет. Пока по многим причинам такие условия не сложились.
Д. Саттаров, ЧМЗ: По нашей информации, китайские предприятия не хотят делиться технологиями, конструкторской документацией, то есть давать полный доступ к технической документации российским производителям. Есть серьезные трудности с получением информации, которая необходима для совместной разработки и производства. Сегодня китайские партнеры не заинтересованы в раскрытии важной технической информации.
О. Фёдоров, LiuGong: Безусловно, совместные предприятия возможны, более того такая практика уже есть. Например, в сфере автомобильной промышленности: «КАМАЗ – HOWO», завод «Haval» в Тульской области. Такие предприятия могут быть взаимовыгодными. Для России открываются такие преимущества, как доступ к китайским технологиям, инвестициям и современным производственным методам; модернизация отечественных мощностей и повышение конкурентоспособности; расширение экспорта в третьи страны через китайские логистические сети.
Для Китая это выход на рынки России, ЕАЭС, СНГ; использование российского опыта в тяжелой промышленности и адаптации продукции к тяжелым климатическим условиям; оптимизация затрат за счет локализации производства.
Площадками для таких совместных предприятий могут стать существующие заводы (например, «Ивановец» или «Галичанин»). Они могут быть модернизированы с участием китайских технологий, что сократит стартовые затраты. Более того, китайские компании обладают опытом массового производства и могут внедрить автоматизацию, что снизит себестоимость. В целом это очень перспективные предприятия. Они позволят создать гибридные решения, сочетающие российскую надежность и китайскую технологичность.

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Ситуация с комплектующими для сборки автокранов и запчастями может зависеть от различных факторов, таких как доступность компонентов, цены и качество. Компания XCMG в лице официального дистрибьютора на территории России ООО «СюйГун Ру» стремится обеспечить наших клиентов качественными комплектующими и запчастями, для чего созданы региональные склады в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Благовещенске. Срок поставки запчастей составляет до 14 дней. При этом остаются санкционные ограничения на чипы для систем управления, также наблюдается дефицит шин для тяжелых кранов, который решается через поставки из Индии и Белоруссии.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Мы не испытываем проблем с поставками комплектующих для поставленных в Россию кранов. За 2024 г. были значительно увеличены инвестиции в создание дополнительных складов запасных частей.
Д. Саттаров, ЧМЗ: Мы стараемся выпускать технику из комплектующих отечественного производства либо использовать комплектующие дружественных стран. Это продиктовано потребностями наших заказчиков: преимущественно они хотят видеть продукцию отечественного производства, адаптированную к нашим условиям эксплуатации и пожеланиям потребителей. Проблем с ключевыми узлами гидрооборудования для автокранов у нас нет.
О. Фёдоров, LiuGong: Ситуация с комплектующими для автокранов в России после 2022 г. претерпела значительные изменения из-за санкций и разрыва цепочек поставок. Происходит переориентация на китайские комплектующие. Безусловно, китайские гидронасосы, распределители и лебедки дешевле европейских, но требуют адаптации под российские климатические условия. Уровень китайских комплектующих стремительно растет. Ряд отечественных заводов уже наладил сборку кранов с использованием китайских компонентов и частично российских деталей.
Если гидроцилиндры, металлоконструкции и базовую гидравлику производят в России, то более высокоточные элементы (клапаны, сенсоры и т.д.) пока импортируются. Сегодня Китай закрывает 60–70% потребности в запасных частях и комплектующих. Российские производители учатся работать с китайскими партнерами в этом направлении. Для успешной сборки и обслуживания автокранов критически важно налаживание прямых контактов с китайскими поставщиками, развитие собственного производства ключевых узлов и создание сервисных центров, ориентированных на китайские технологии.

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Автокраны XCMG изготавливаются из высокопрочной стали, которая обеспечивает их надежность и долговечность. Этот материал обладает высокой прочностью и устойчивостью к нагрузкам, что позволяет автокранам работать в тяжелых условиях и поднимать тяжелые грузы.
Высокопрочная сталь, используемая для изготовления стрел автокранов XCMG, производится на специализированных металлургических предприятиях, которые применяют передовые технологии и оборудование для производства стали высокого качества.
Качество стали контролируется на всех этапах производства, включая выплавку, обработку и тестирование. Это позволяет гарантировать, что сталь соответствует требованиям и стандартам качества, установленным для автокранов XCMG.
Использование высокопрочной стали в конструкции автокранов XCMG обеспечивает им следующие преимущества: повышенную грузоподъемность, улучшенную устойчивость к нагрузкам, более высокую прочность и долговечность, безопасность при работе с тяжелыми грузами.
Используется сталь HG785D китайского производства, аналог российской стали марки 12Г2С, с пределом текучести – 785 МПа, что позволяет стрелам выдерживать нагрузки до 120% от номинала. Сталь легко режется и сваривается. Для защиты от коррозии покрывается цинком. Каждая партия тестируется на ударную вязкость и усталостную прочность.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Для производства автокранов, которые корпорация SANY специально собирает для рынка России, используются специальные высокопрочные низкотемпературные стали китайских производителей, которые позволяют работать кранам без ограничений при температурах до –40 °С, при этом такие стали используются не только для стрелы, но и для всех несущих конструкций и узлов крана.

О качестве данных материалов может свидетельствовать тот факт, что около трех тысяч наших кранов работают во всех уголках нашей страны, включая регионы Крайнего Севера, и за 12-летнюю историю использования рекламаций и негативных отзывов о качестве применяемой стали, особенно по стрелам, мы не получали. Корпорация SANY является одним из лидеров в мировой индустрии производства строительной техники и использует только самые передовые технологии и материалы.
Д. Саттаров, ЧМЗ: Челябинский механический завод использует высокопрочную сталь преимущественно отечественного производства – металлопрокат поставляют Магнитогорский, Новолипецкий и Череповецкий металлургические комбинаты.
О. Фёдоров, LiuGong: Стрелы автокранов LiuGong изготавливаются из высокопрочных сталей, которые обеспечивают оптимальное соотношение прочности, веса и долговечности. Основные поставщики этих сталей – гиганты вроде Baosteel, Ansteel, WISCO, которые производят стали по стандартам, близким к европейским. Сталь покрывается грунтовками и двухкомпонентными красками для защиты от агрессивной среды. Технология автоматической сварки, которую использует компания «LiuGong», обеспечивает минимальную деформацию стрелы. Если подытожить, то сталь для стрел LiuGong – это современные низколегированные сплавы китайского производства, которые обеспечивают достаточную надежность для большинства задач и соответствуют требованиям современных стандартов. Сейчас компания активно инвестирует в улучшение материалов, чтобы обеспечить возможность работы автокранов в экстремальных климатических условиях (например, в арктических регионах).