Бульдозер зимой
Работать надо – нельзя сломать
Продолжаем цикл статей о бульдозерной технике в России.
– «Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России»: от механики с конца IXX века до гидростатики ГСТ в начале XXI века;
– «Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров» – типы ходовой бульдозеров: жесткая, полужесткая, упругая ходовая часть;
– «Дизель и бульдозер – по жизни вместе» – ДВС бульдозера, есть ли альтернатива ЯМЗу;
Мы рассмотрели основные системы бульдозера, в следующих публикациях мы поговорим об электрической составляющей и гидравлике (эргономика проходила красной чертой во всех темах).
Электрическую, а скорее электронную часть dozer'а (на английский манер) мы оставили «на десерт». Почему? Слишком много интересного связано именно с этой темой, начиная от уже традиционных на сельхозтехнике сенсорных панелей типа touchpad и заканчивая 3D-системой управления бульдозерным оборудованием с помощью спутниковой системы навигации GPS/ ГЛОНАСС по координатам с заранее введенными проектными данными. И это не говоря уже о «простом» сохранении рабочих параметров систем бульдозера в «черный ящик». Гидравлика представляет отдельный интерес, ее мы рассмотрим в следующем номере журнала.
Тема данной статьи, как мы считаем, не вызывает сомнения в ее актуальности. Накануне зимы, когда в некоторых регионах уже прошли первые заморозки, а севернее 50-й широты и первый снег, картины русской зимы начинают обретать свои реальные очертания. Поразительно, что наша зима одинаково сурова как в Ростовской области, так и на Чукотке. Разница лишь в продолжительности и в том, что в Сибири есть «лишних пару недель отпуска» (или домашнего затворничества), когда критические температуры ниже –30 °С меняют свойства металлов: мягкое становится твердым, а твердое становится хрупким. В такие моменты только форс-мажор может заставить «убивать» технику. Ну а до –30 °С не работает только ленивый, как снисходительно заметил в прошедшую 2009/2010 г. зиму механик из Сибири.
Вопросы эксплуатации бульдозера в диапазоне температур окружающей среды от нуля до –30 °С (далее по тексту – просто зимой) сгруппированы в таблице выше.
Наиболее критичные нагрузки зимой испытывают следующие системы бульдозера (по убыванию рисков повреждения): 1. ДВС. 2. Трансмиссия. 3. Гидравлическая система управления навесным оборудованием. 4. «Металл» силовых элементов конструкции бульдозера.
Приведены только основные риски повреждения бульдозерной техники зимой и меры по их предотвращению. Несомненно, в каждой опытной эксплуатирующей организации найдутся свои примеры зимнего «убивания» бульдозеров и другой спецтехники. Что также крайне важно отметить, механики предприятий должны с повышенным вниманием относиться к технике безопасности оператора в зимний период: при удаленной эксплуатации бульдозера, что происходит довольно часто, следует оснащать кабину автономными обогревателями и дополнительными средствами связи.
В заключение статьи необходимо отметить, что как импортная, так и отечественная техника абсолютно по-разному ведут себя в условиях зимы. Да, чаще «импорт» надежней за счет более высокого качества используемых материалов и ГСМ. Но исключительно важно понимать, что выход из строя отечественной техники в основном связан с отсутствием подготовки и «отеческим» отношением при эксплуатации: «оно ж свое, всегда сможем починить – пусть себе ломается». Поэтому крупные компании вводят четкий регламент эксплуатации бульдозеров и другой спецтехники на зимний период. Это, пожалуй, главная рекомендация – не отдавать на откуп трактористу и прописать на уровне руководства регламент с заполнением формы при подготовке техники к зиме и последующей эксплуатации.
1. Пускаем ДВС зимой | ||
---|---|---|
Риски | Решения | |
1 | Отсутствие смазки в высоконагруженных парах трения при запуске «на холодную» или с буксировкой – повышенный износ или заклинивание | Дополнительный подогрев картера ДВС, исключая использование открытого пламени. Помимо различных способов подогрева использовать (устанавливать) подогреватель с направленным выхлопом на картер. Полный слив масла на период остановки с его внешним разогревом и заливкой перед запуском |
2 | Невозможность запуска при кристаллизации дизтоплива | Использование только зимнего топлива или добавление присадок по инструкции (в «теплое» топливо) |
Некачественное/ неполное сгорание топлива из-за его пониженной температуры – закоксовывание (залегание) колец. Причем отложения имеют такую твердость, что их можно удалить только механическим способом при разборке ДВС • догорание топлива в системе выпуска; • выход из строя наддува или/ и разрушение системы выпуска |
Установка и обязательное использование эффективных подогревателей топлива в фильтрах и топливопроводе. Использование эффективных фильтров-сепараторов для удаления влаги и примесей из топлива (вода резко снижает температуру сгорания в камере сгорания). Рекомендуется ежедневный слив воды из емкости фильтра | |
3 | Неполное функционирование системы охлаждения – циркулирование охлаждающей жидкости по малому контуру с локальными перегревами в ДВС и риском вскипания | Использование тосола/ антифриза необходимой концентрации. Долить в зависимости от концентрации (можно элементарно проверить кристаллизацию в домашнем морозильнике, разбавив в два-три раза водой). Или заменить (при эксплуатации более 3 лет) |
4 | Невозможность запуска при плохом состоянии аккумуляторной батареи | Типичные рекомендации по содержанию АКБ. А также наличие устройства резервного питания: генератор на 1…2 кВт с преобразователем 220/ 24/ 12 В. При этом следует избегать запуска дизеля без прогрева |
5 | Излишнее охлаждение дизеля из-за нерегулируемого потока воздуха через радиатор и на ДВС | Использовать утеплитель капота с плотной шторкой радиатора (если не предусмотрена конструкцией) |
2. Тип трансмиссии/ риски | ||
Механическая трансмиссия | ||
1 | Потеря смазкой пластичности | Использование зимних видов смазки (см. таблицу в конце статьи) |
2 | Попадание влаги в систему – замерзание в маслопроводах, картере КП, бортредукторов. Заклинивание редукторов | Подготовка к зиме – удаление через сливные отверстия при положительной температуре |
Гидромеханическая трансмиссия ГМТ | ||
1 | Загустевание гидравлического масла в ГТР – разрушение нагруженных элементов трансформатора насосного, турбинного и реакторного колес по причине критического увеличения вязкости | Использование только рекомендованных производителем масел. Начало работы бульдозера под нагрузкой только после предварительного прогрева системы, поскольку принцип работы трансформатора — передача крутящего момента за счет трения в тонком слое масла |
2 | Планетарная КП ввиду компоновки и более нагруженного режима работы критична к подаче смазки | Необходимо тщательно следить за уровнем масла в КП. Категорически исключать работу без прогрева системы. Клапанный гидравлический блок управления КП требует использования качественного зимнего/ всесезонного масла |
3 | Бортовые редукторы требуют аналогичных мер по удалению воды, как и в механической трансмиссии | |
Гидростатическая трансмиссия ГСТ | ||
1 | Загустевание рабочей жидкости трансмиссии | Требуется использование всесезонных гидравлических масел. Предварительный прогрев насосной группы на холостом ходу (обычно обеспечивает автоматика) |
2 | Бортовые редукторы требуют аналогичных мер по удалению воды, как и в механической трансмиссии. | |
3. Гидравлическая система управления навесным оборудованием | ||
Риски | Решения | |
1 | Загустевание рабочей жидкости приводит к изменению параметров работы аппаратуры управления – срабатывание перепускных и предохранительных клапанов может запаздывать, что приводит к выдавливанию уплотнителей и другим повреждениям | Прогрев рабочей жидкости в гидросистеме навесного оборудования на холостом ходу. Выполнить несколько циклов в среднем положении гидроцилиндров, исключая использование на силовых режимах и в предельных положениях. Использование масла всесезонного (см. таблицу ниже) или зимнего для арктических широт. |
2 | Загустевание рабочей жидкости приводит к разрушению фильтров, а также работа фильтров в режиме через перепускные клапаны – как следствие загрязнение системы крупными фракциями с поверхности фильтра | Замена фильтрующих элементов гидросистемы в осенний период (в том числе при переходе на зимнее масло). Использование фильтр-элементов из нижнего порога допустимых значений чистоты фильтрации, рекомендуемых производителем бульдозера, для обеспечения минимального гидравлического сопротивления |
3 | Загустевание рабочей жидкости плюс потеря гибкости РВД приводит к разрыву рукавов. В местах соединения с металлическими наконечниками возникают протечки | Ревизия РВД с протяжкой соединений. Замена рукавов с трещинами и разрушениями верхнего слоя (в любом случае аварийный выход из строя зимой повлечет за собой значительно большие издержки, чем экономия на продлении срока службы на лишний год) |
4. Силовая конструкция бульдозера | ||
Риски | Решения | |
1 | Обмерзание подвижных элементов ходовой, в первую очередь катков – заклинивание и их критический износ | Очистка ходовой сразу после эксплуатации, «по сырому». Перед началом работы использование любых средств удаления наледи: механическая очистка, отпариватели, тепловые пушки и т. п. (ремонт ходовой многократно перекроет расходы на очистку) |
2 | Вмерзание техники в грунт – попытки сдвинуться самостоятельно, буксированием или с помощью кранов, домкратов могут полностью разрушить раму и силовые элементы ходовой части бульдозера | Установка бульдозера на стоянке на деревянную, соломенную или иную основу, исключающую опору на грунт. При вмерзании использовать только откапывание (металл существенно теряет прочность при температурах ниже –20 °С, а вмерзание гусеницы в грунт создает колоссальные моменты на отрыв) |
3 | Ухудшение сцепления с грунтом – при движении на уклонах возможно боковое скольжение с торцовыми ударами (не предусмотрено конструкцией) | Использование противоскользящих шипов для исключения боковых движений, поскольку боковые удары в конкретную точку всей инерционной массы бульдозера с высокой вероятностью выведут из строя элементы ходовой, существенно повлияют на «усталость» металла конструкции бульдозера |
Марка | Тип | Область применения/ Производитель | Диапазон температур, °С | Температура застывания, °C |
---|---|---|---|---|
ВМГЗ/ МГ-15В | Всесезонное масло гидравлическое загущенное. Производится на основе маловязкого низкозастывающего базового масла и пакета присадок | Применяется в условиях Крайнего Севера в качестве всесезонной рабочей жидкости и в средней полосе России в качестве зимнего сорта в системах гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных и подъемно-транспортных машин/ ЛукОЙЛ, Газпромнефть, Роснефть | От –50 до +50 | Не выше –60 |
Гидравлик Зима 22/ МГ-22В | Изготавливаются на базе минеральных компонентов с многофункциональным пакетом присадок, улучшающим вязкостные, антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные, депрессорные, деэмульгирующие и антипенные свойства | Предназначены для всесезонной эксплуатации в качестве рабочей жидкости в системах гидроприводов и гидроуправления строительной, дорожной, лесозаготовительной, подъемно-транспортной техники и др. машинах и промышленных агрегатах, эксплуатируемых на открытом воздухе, в том числе в условиях Крайнего Севера/ ТНК | От –40 | –47 |
МГЕ-46В | Масло для гидрообъемных передач, изготавливается на основе минерального базового масла селективной очистки с добавлением композиции присадок | Предназначено для гидравлических систем (гидростатического привода) сельскохозяйственной, строительно-дорожной и другой техники, работающей при давлении до 35 МПа с кратковременным повышением до 42 МПа. Благодаря депрессорной присадке масло имеет высокие характеристики текучести при низких температурах/ ТНК, Газпромнефть, Роснефть | От –10 до +80 | –32 |