«СюйГун Ру»

Ситуация на российском рынке запчастей и эксплуатационных материалов

Круглый стол специалистов отрасли

О текущей ситуации на рынке запчастей и эксплуатационных материалов, о потребности на отечественные, китайские, японские, южнокорейские, американские и европейские запчасти и о том, как эти потребности удовлетворяются, а также о возможностях по производству эксплуатационных материалов внутри страны рассказали представители российских компаний.
 В беседе приняли участие: Антон Воронин, руководитель отдела развития продукта ООО «СюйГун Ру»; Алексей Юдин, руководитель отдела запасных частей ООО «Палфингер Сани Крэйнз»; Михаил Чусов, генеральный директор компании Phoenix Lubricants; Иван Канивец, директор по развитию ООО «Кама АВТО»; Константин Модников, генеральный директор компании Sotrans Parts.
Растет ли потребность в запчастях и эксплуатационных материалах и с чем это связано? Будет ли эта тенденция иметь последствия?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Потребность растет – количество техники увеличивается, она не простаивает, соответственно требуются материалы для обслуживания и ремонта. Это значит, что фильтры, масла, какие-то мелкие расходники будут востребованы и потребность в них растет. По достижении больших пробегов и наработок подключаются уже запчасти для капитального ремонта – двигатели, элементы ходовой части, гидравлики, трансмиссии. Стоимость их выше, что увеличивает объем реализации в денежном эквиваленте. К особым сложностям это не должно привести, так как определяется наиболее востребованная номенклатура для обслуживания техники. С течением времени набирается статистика востребованного ассортимента для определенного объема хранения на складах.

А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Сейчас мы наблюдаем растущий спрос на запасные части и связываем это с увеличением парка автокранов, находящихся в эксплуатации, так как открываются новые крупные строительные площадки на территории РФ. Что касается оценки эффекта этой тенденции, то здесь мы видим новые возможности для расширения бизнеса.

Phoenix Lubricants

М. Чусов, Phoenix Lubri­cants: Наша задача – обеспечить рынок качественными и оригинальными смазочными материалами покинувших нас брендов, а также оказывать клиентскую и техническую поддержку по корректному подбору необходимых продуктов. Мы стремимся наполнить рынок привычными востребованными продуктами международных брендов, на которые есть значительный спрос.

С уходом международных игроков началось импортозамещение и рост потребления смазочных материалов отечественных производителей. Резкое ограничение доступа к привычным импортным смазочным материалам привело к хаотичной заливке новых, незнакомых масел в узлы и агрегаты дорожной и стационарной техники. Это повысило риски многократного увеличения конечных расходов на владение и обслуживание техники: на внеплановые ТО, поломки и простои, на сопутствующие расходы, связанные с испытаниями смазочных материалов новых брендов.

Мы предоставляем полный сопроводительный пакет документов на продукцию, а именно: паспорт качества, сертификат безопасности, ТД, сертификат анализа или лабораторный отчет по качеству от производителя смазочного материала и технический паспорт продукта. Наша экспертиза в цепочке международных поставок позволяет нам ввозить продукцию, гарантируя ее легальность и оригинальность.

И. Канивец, «Кама АВТО»: Потребность в качественных запасных частях растет в связи с желанием покупателей качественно обслуживать свою технику, чтобы эффективно эксплуатировать ее как можно дольше. И это индивидуальный вопрос для каждого собственника.

К. Модников, Sotrans Parts: Да, мы наблюдаем рост потребности в запасных частях и эксплуатационных материалах. В первую очередь это связано с изменением структуры поставок запчастей, а именно с сокращением поставок оригинальных комплектующих из Европы и замещение их китайскими аналогами, что ведет к сокращению межсервисных интервалов.

Sotrans Parts
На сколько месяцев вперед нужно иметь складской запас запчастей сегодня? Увеличилось ли это значение за последний год и какова тенденция: к сокращению или увеличению запаса? Меняется ли соотношение запчастей высокого и низкого спроса? Влияют ли проблемы с расчетами с поставщиками и сроками поставки на размер склада?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Ориентировочный срок хранения самых востребованных запчастей – от 6 до 12 месяцев. Но мы наблюдаем тенденцию к увеличению запаса наиболее востребованных запчастей, поскольку те не всегда есть в наличии у китайского производителя и не всегда получается оперативно их привезти. Это запчасти с хорошей ценой и плановой доставкой, поэтому нужно всегда иметь небольшой запас.

Меняется ли соотношение запчастей высокого и низкого спроса? В 2022 году с уходом западных компаний многие эксплуатирующие организации с унифицированными парками, к примеру, укомплектованные только техникой Caterpillar или только Volvo, или только Hitachi, выкупали большие объемы запчастей и расходных материалов, наполняя свои склады, возможно, на год вперед. Сейчас ситуация изменилась, поэтому поставки более-менее выровнялись, и запчасти приобретают по мере необходимости.

Влияют ли проблемы с расчетами на размер склада? Да, здесь могут быть вопросы с оплатой определенных партий. Клиенты из России постоянно ищут выходы из сложившейся ситуации и какие-то заказы могут оплачиваться дольше обычного, из-за чего также поддерживают определенный запас.

А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Наша компания приняла решение поддерживать складской запас на 3–4 месяца. Значение не изменилось, так как у нас постоянные и равномерные поставки. Были определенные сложности с расчетами, но наша компания оперативно решила эти вопросы.

И. Канивец, «Кама АВТО»: При расширении линейки техники как импортной, так и отечественной заметен рост потребности в качественных запчастях. Запасы наших клиентов немного выросли по сравнению с временами пандемии и ввода санкций. Приходится принимать новые решения по логистике, расчетам цен и срокам поставки. Стараемся удовлетворять спрос и адаптироваться к новым тенденциям рынка.

К. Модников, Sotrans Parts: С учетом роста цен, связанного с динамикой курсов валют, мы рекомендуем иметь запас запчастей минимум на один месяц, поскольку удешевления комплектующих в ближайшей перспективе ждать не стоит.

Сегодня небольшие компании, как правило, сокращают складские запасы из-за неуверенности в завтрашнем дне. При этом они не рассчитывают свои будущие расходы с учетом перспективы роста цен. В свою очередь крупные клиенты планируют работу на длительный период, поэтому продолжают делать заказы с запасом.

Проблемы с проведением расчетов влияют как на цены, так и на сроки поставки, поскольку агентские схемы оплаты требуют отчисления определенного процента. По­этому создается некоторый дефицит и просадки склада по определенному ассортименту, но ситуация постепенно выравнивается.

«Кама АВТО»
Запасные части для отечественной техники: насколько высока потребность в российских запчастях, в полном ли объеме и как быстро российские производители машин, агрегатов и систем обеспечивают своих пользователей запчастями?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Ситуация с запчастями у российских производителей не самая хорошая. Связано это с тем, что ушли многие европейские поставщики, которые поставляли комплектующие на сборочные конвейеры. Пришлось переходить на других поставщиков, но, к сожалению, не всегда наши российские производители техники закупают расходные материалы и запчасти для этих агрегатов. Потому что это затраты, а послепродажная поддержка у российских производителей слабовата. И многие клиенты сами ищут выходы из сложившихся ситуаций и ищут запчасти либо по размерам, либо по применимости к другой технике. Их находят, потому что в России много поставщиков, которые ввозят запасные части в формате мультибренда, и у них есть понимание кроссировки, замен, аналогов, и на российскую технику у многих есть подобная информация.

К. Модников, Sotrans Parts: Если рассматривать отечественную технику таких производителей, как «КАМАЗ» и «УРАЛ», то сегодня есть некоторые сложности с поставками определенного ассортимента запчастей из-за приоритетов заводов, которые работают на оборонную промышленность.

«СюйГун Ру»
Запасные части для китайской техники: улучшилось ли положение с каталогами, можно ли заказать запчасть по идентификационному номеру машины? Есть ли сегодня проблемы с поставками и платежами, как долго идет поставка? Ускорилось ли прохождение российской границы?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Ситуация с каталогами улучшается, но у крупных производителей, у которых есть возможности и ресурсы разрабатывать свою информационную базу и налаживать работу с каталогами, сервисными мануалами и прочей дополнительной информацией для послепродажного обслуживания.

Так, в группе компаний XCMG функционирует завод по производству компонентов для ходовой части. Он закрывает полностью все позиции: гусеничные ленты, опорные и поддерживающие катки, ведущие звездочки, башмаки – в общем, полный спектр. И этот завод обеспечивает всю линейку XCMG. Сейчас мы ведем работу по кроссировке, применимости продукции этого завода к сторонним производителям. Качество продукции не вызывает никаких сомнений и используется для сборки техники ведущих мировых производителей.

Далее, на нашем складе в наличии шины трех самых популярных размеров, которые перекрывают широкую линейку техники XCMG, а в начале 2025 года наш портфель пополнят еще пять шинных продуктов.

В группе компаний XCMG есть два крупных завода гидрооборудования. Один специализируется на клапанах и гидроцилиндрах среднего, малого и большого размера. Второй – на производстве гидронасосов, гидромоторов, бортовых редукторов и клапанов. Оба завода поддерживают тесную связь с европейскими подразделениями XCMG – заводом Flextronics и заводом АМКА. Совместно с научно-исследовательским институтом XCMG они разрабатывают все продукты и проводят их всестороннее тестирование.

В группе компаний XCMG есть также завод по производству элементов трансмиссии: мостов в сборе, коробок передач, поворотных редукторов, грузовых лебедок и редукторов различного назначения. Все разработки данного завода тесно связаны с научно-исследовательским институтом XCMG и европейско-американским центром НЕОКА XCMG.

Согласен, иногда запчасти могут идти дольше запланированных сроков. Ситуация на границе в последнее время не выровнялась, она ухудшается из-за увеличения товарооборота.

А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Каталоги по запасным частям SANY на хорошем уровне, можно найти и подобрать необходимую запасную часть по идентификационному номеру машины. Поставки сейчас в среднем идут 90–120 дней, проблему с расчетами наша компания оперативно решила. Сейчас конец года, горячий сезон, начали появляться заторы на границе, но этот фактор имеет сезонный характер.

И. Канивец, «Кама АВТО»: По теме китайских производителей есть улучшения в каталогах и информации по применению и аналогам продукции. Но проблемы остаются. Наши специалисты постоянно мониторят новых поставщиков запчастей. С каталогами также сохраняются некоторые проблемы.

По вопросу платежей и сроков поставки есть проблемы увеличения как цены, так и сроков поставки и прохождения таможни.

К. Модников, Sotrans Parts: Ситуация с каталогами и подбором деталей намного не улучшилась, поэтому приходится пользоваться своими практическими наработками, которые приходят с опытом. Что касается платежей, то в первую очередь это зависит от страны и конкретного банка, через который проводится оплата поставщикам. Задержки в поставке в основном связаны с необходимостью введения агентских схем и составляют сегодня, как правило, от двух недель до месяца, в редких случаях больше месяца. Также мы не наблюдаем существенных изменений в сроках прохождения границы.

«Кама АВТО»
Запасные части для японской техники: полностью ли прекращены поставки из Японии, как прямые, так и параллельные? Поставляют ли китайские партнеры японские запчасти к своей технике с японскими агрегатами? Что предполагается делать, когда эти пути перекроют?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Не прекращены поставки запчастей, которые не попадают под санкции. В основном клиенты из России пользуются параллельным импортом либо запасными частями-аналогами, заменой оригинальных от ОЕМ производителей.

Запчастей японская техника требует на достаточно больших серьезных пробегах или наработках. Сохраняется возможность заказать эти запчасти у китайских производителей техники.

Заводы концерна XCMG могут рассмотреть возможность производства продукции под заказ. Конечно, нужен серьезный объем для запуска такой эксклюзивной продукции, чертежи и технические условия, при которых будут работать данные компоненты. Либо это ходовая часть, либо трансмиссия, либо гидравлика. Мы в состоянии обеспечить достаточно высокое качество и уровень производства, сроки, ну и конечно, в зависимости от объемов цены варьируются.

Со временем заводы XCMG перейдут на полное самообеспечение, то есть на производство собственных компонентов, которыми будут полностью снабжать свою технику.

К. Модников, Sotrans Parts: За последние несколько лет стало очевидным, что всегда можно найти путь поставки тех или иных запчастей. Вопрос остается только в том, сколько запасная часть будет стоить внутри РФ для конечного потребителя.

Phoenix Lubricants
Запасные части для южнокорейской техники: идут ли сегодня поставки запчастей и масел из Южной Кореи и заводов южнокорейских брендов в Китае? Что предполагается делать, когда эти пути перекроют?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Также идут запчасти из Южной Кореи, которые не попадают под санкции, а вот с маслами ситуация все хуже и хуже.

В Китае южнокорейские бренды являются конкурентами китайских производителей, поэтому скорее всего мы будем получать эту продукцию непосредственно от китайских производителей. Если даже каналы поставок перекроют. Южная Корея не делает каких-то эксклюзивных продуктов либо запчастей, которые не могли бы заменить китайские производители.

К. Модников, Sotrans Parts: Повторюсь, что пути поставок остаются, но во главу угла встает вопрос стоимости. Покупатель сегодня становится все более чувствителен к росту цен и конечной стоимости покупки. На первую позицию выходит соотношение цены и качества.

Sotrans Parts
Запасные части для европейской и американской техники: насколько они доступны сегодня? Что делать, когда они закончатся?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Европейской и американской техники на российском рынке достаточно много. Если мы говорим о популярных моделях, то запчасти ОЕМ-производителей и аналоги доступны. На рынке сильная инерция в отношении наличия этих запасных частей, так как много игроков и конкурентов продают данную продукцию. Остаются вопросы с эксклюзивным, штучным оборудованием, которого не так много. Вот здесь есть определенные проблемы.

И. Канивец, «Кама АВТО»: Запчасти из Европы проходят по параллельному импорту или по ранее согласованным контрактам, и надеяться на изменение ситуации не приходится.

К. Модников, Sotrans Parts: Запчасти для европейской и американской техники не закончатся, поскольку уже сего­дня мы видим на рынке большое число аналогов из Китая.

«СюйГун Ру»
Возможна ли организация производства качественных фильтров для всего спектра агрегатов на российской территории?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: К сожалению, это невозможно, так как у европейских, американских, японских производителей агрегатов очень высокие требования к качеству фильтрующих элементов. Например, к бумаге, которая используется для американских фильтров, к сожалению, доступ закрыт. Даже если такие возможности были бы у наших производителей, то нет такой мощной информационной базы по размерам, по взаимозаменяемости, по условиям, в которых эти фильтры должны работать, по пропускной способности и прочим характеристикам, так как производители техники закладывают определенные стандарты для фильтрующих элементов и информация об этих стандартах не всегда доступна конечным производителям. Они указывают только то, что товар определенного бренда, как правило, он из той же страны-производителя может быть использован для обслуживания данной техники, но не раскрывают информацию о фильтрующей бумаге и ее свойствах. Мы можем сделать в России копию данного фильтра, но, к сожалению, ее характеристики будут отличаться от оригинальной продукции и могут возникнуть проблемы с агрегатом. Он может выйти из строя, если использовать фильтры, которые не отвечают характеристикам производителя агрегата.

А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Теоретически нет ничего невозможного, этот продут не является технологически сверхсложным. Главный вопрос в цене готового продукта, сможет ли он конкурировать с зарубежными аналогами, окупятся ли вложенные в него инвестиции.

К. Модников, Sotrans Parts: На территории России становится все больше предприятий, занимающихся производством фильтров-аналогов. Но остается вопрос качества используемой в производстве бумаги. Как правило, российские производители используют китайское сырье.

«Кама АВТО»
Эксплуатационные материалы: соответствуют ли масла и смазки спецификациям импортной техники? Если нет, то в чем проблема и устранима ли она?

А. Воронин, «СюйГун Ру»: Если говорить о спецтехнике XCMG, то для своей техники мы обеспечиваем потребности в полном объеме. Это технологические жидкости, масла и консистентные смазки. Вся продукция производится под нашим брендом на ведущем заводе производителя. В нашей линейке есть все необходимые продукты для обслуживания техники. В 2025 году мы запускаем в разработку арктические масла и специальные смазки. Рынку мы можем предложить продукты, которые используются чаще всего на строительной технике, исключая узкоспециальные продукты, которые могут использоваться на технике Cat, Volvo, у которых спецификации сделаны именно под определенные штучные агрегаты.

А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Тот набор материалов, который использует наша компания, прошел все согласования с заводом-изготовителем и полностью подходит для эксплуатации нашей техники.

М. Чусов, Phoenix Lubri­cants: Сотрудники Phoenix Lub­ricants имеют большой опыт работы с производителями техники. При разработке машины инженеры таких компаний закладывают определенные требования к смазочным материалам, которые наилучшим образом сказываются на работе узлов и агрегатов конкретной модели техники. Часто требования к таким продуктам выше, чем отраслевые стандарты. Как для импортной, так и для отечественной техники мы рекомендуем использовать качественные оригинальные смазочные материалы, которые продлевают срок службы узлов и агрегатов машин. Импортная продукция, которую поставляет Phoenix Lubricants, имеет одобрения автопроизводителей, а не просто соответствие требованиям.

Своим клиентам Phoenix Lubricants подбирает смазочные материалы, исходя из состава парка, возраста и ресурса техники. Подтвержденная документами оригинальность портфеля гарантирует качество продукции и высокие эксплуатационные свойства. Компания рекомендует потребителям ГСМ проверять продукцию на оригинальность и качество вне зависимости от того, где она была приобретена. Добросовестные поставщики в состоянии предоставить сопроводительные документы и результаты тестов, подтверждающие оригинальность. Будьте бдительны и внимательны к своей технике и как итог к результатам своего бизнеса.

К. Модников, Sotrans Parts: Пока мы не наблюдаем серьезных проблем с маслами, поскольку остаются каналы доставки брендовых производителей. При использовании аналогов совет остается неизменным: необходимо чаще делать ТО.

Phoenix Lubricants
Поступают ли к нам сегодня эксплуатационные материалы зарубежного производства? Что будем делать, когда этот источник иссякнет?

А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Пока поток не иссяк. В условиях рыночной экономики, если есть устойчивый спрос, всегда найдется предложение. Если же смотреть глубже, то, конечно, вопрос сложнее, но при определенных гарантиях и долгосрочных инвестициях со стороны государства заместить производство эксплуатационных материалов вполне возможно.

К. Модников, Sotrans Parts: Зарубежные эксплуатационные материалы продолжают поступать, но рынок все больше переориентируется на отечественный сегмент.

Sotrans Parts
компании по теме статьи
компании по теме статьи