Импорт самосвалов в Россию
За январь–ноябрь 2018 года на территорию России было ввезено 2537 самосвалов* разной грузоподъемности (включая мини-самосвалы и карьерные самосвалы) общей стоимостью $425,1 млн. По отношению к аналогичному периоду 2017 года импорт самосвалов вырос. В натуральном выражении прирост импорта составил 13,4%, в денежном исчислении – 9,1%, что говорит о снижении средних цен.
* На основании данных таможенной статистики без учета торговли со странами ЕАЭС. Тематическая выборка по позиции ТН ВЭД 8704.
Основу импорта самосвалов составляет новая техника. При этом, если по итогам 2017 года доля ее составила 89,9%, то за 11 мес. 2018 года импорт лишь на 5% состоял из самосвалов, бывших в эксплуатации.
По итогам 11 месяцев 2018 года на территорию России были ввезены самосвалы производства 23 стран. Бесспорным лидером среди стран-производителей на протяжении последних лет в импорте самосвалов является Китай. Так, за январь–ноябрь 2018 года объем импорта китайских самосвалов составил 1478 ед. техники, или 58,3% от всего количества ввезенных машин. Годом ранее доля Китая была чуть меньше – 55,8%. На втором месте в рейтинге стран-производителей разместилась Швеция, на долю которой пришлось всего 8,4% импорта. На российский рынок за 11 месяцев 2018 года поступило 214 самосвалов, выпущенных в данной стране. По итогам 2017 года доля шведских производителей была значительно ниже – 3,8% от общего объема импорта самосвалов, или 97 ед. техники. Тройку лидеров замкнула Япония с долей в общем объеме ввоза 7,6% против практически такого же результата – 7,5% в 2017 году.
За 11 месяцев 2018 года на территорию России было ввезено 194 самосвала японского производства. На четвертой строчке рейтинга разместилась Франция. Доля ее по итогам января–ноября 2018 года составила 6,6%, а количество ввезенной техники – 168 самосвалов – почти вдвое больше, чем за весь 2017 год. Пятое место в рейтинге стран-производителей досталось Нидерландам – главному «неудачнику» 2018 года. По итогам 11 месяцев 2018 года доля голландских производителей составила 6,1% при количестве ввезенных самосвалов 154 ед. техники. Отметим, однако, что в 2017 году на долю Нидерландов пришлось 14,2% от всего ввезенного количества машин, что обеспечивало им как стране-производителю второе место в рейтинге.
Далее следуют: США (76 шт., 3%), Чехия (74 шт., 2,9%), Великобритания (54 шт., 2,1%), Польша (36 шт., 1,4%), Финляндия (24 шт., 0,9%) и др.
Импорт самосвалов в январе–ноябре 2018 года был представлен машинами более 70 брендов. При этом на первую десятку представителей пришлось 86,7% от общего объема импорта. Так как китайские производители занимают больше половины всего количества ввезенной техники, неудивительно, что в первую десятку брендов вошли сразу четыре китайских представителя, три из которых расположились на первых трех строчках рейтинга.
Итак, лидером по итогам 11 месяцев 2018 года стали самосвалы марки SHAANXI (SHACMAN). На российский рынок поступило 606 самосвалов данного бренда, что составило 23,9% от общего объема импорта. По итогам 2017 года самосвалы SHAANXI также лидировали, но доля их была чуть ниже – 19,8%. На втором месте расположись самосвалы FAW с долей от общего количества ввезенных машин в январе–ноябре 2018 года 18,6% (471 ед. техники). В 2017 году доля самосвалов FAW составляла 15,6%. Тройку лидеров замыкают самосвалы марки HOWO, которых было завезено в январе–ноябре 2018 года в количестве 268 ед. техники, что составило 10,6% от общего объема импорта. Отметим, что в 2017 году на территорию России поступило всего 199 самосвалов HOWO, или 7,7% от общего количества ввезенной техники.
Следующие три места достались представителям «большой европейской семерки»: SCANIA, VOLVO, RENAULT. На долю самосвалов SCANIA, по итогам 11 месяцев 2018 года, пришлось 7,4% от общего объема импорта, или 187 ед. техники. В 2017 году самосвалы данной марки замыкали тройку лидеров с долей в импорте 14,3%. На долю самосвалов VOLVO в январе–ноябре 2018 года пришлось 7,2% (183 шт.) от общего объема импорта против 3,3% в 2017 году. Самосвалам RENAULT досталось 6,6% (167 шт.) от всего количества импортированных машин против 3,2% в 2017 году.
Далее следуют: KOMATSU (134 шт., 5,3%), TATRA (73 шт., 2,9%), CATERPILLAR (72 шт., 2,8%), DONGFENG (38 шт., 1,5%) и др.
Несмотря на присутствие в России собственного производства самосвалов (их выпуском занимается около десяти компаний), импорт данной техники играет важную роль на российском рынке. В настоящее время объемы импорта на 3–5% превышают объемы производства самосвалов, и скорее всего, в ближайшее время эта тенденция сохранится.