Российский рынок самосвалов в 2017 году
Особенностью 2017 г. стал ускоренный рост доли европейских марок, что связано со стабилизацией российской экономики, укреплением рубля и ставкой потребителей на технику с большей остаточной стоимостью. В предыдущие годы средний сегмент, представленный азиатскими производителями, сократился, что и случается в сложные времена, когда потребители среднего сегмента переходят в бюджетный сегмент или вообще уходят с рынка. Доминирование нижнего бюджетного и верхнего премиального сегментов – явный признак кризисных и посткризисных времен.
2017 год стал годом тягача. Основу рынка составили именно магистральные тягачи, а драйвером роста был отложенный спрос. Первыми начали обновляться сегменты с быстрой оборачиваемостью капитала – перевозчики потребительских товаров. В 2018 г. ожидается ускоренный рост сегмента самосвалов, примерно на 20% на фоне роста активности в ряде отраслей, в том числе строительной, и крупных инфраструктурных проектов.
На рынке грузовых автомобилей ситуация сложилась следующим образом: лидируют грузовики КАМАЗ, на которые приходится треть продаж, за ними следует «ГАЗ», за ГАЗелями довольно плотной группой идут Volvo Trucks, Scania и Mercedes-Benz, далее с отрывом MAN, МАЗ, Isuzu, DAF и «Урал». Структура такова, что в ней учтены мало- и среднетоннажные грузовики, а если мы говорим о самосвалах, то в подавляющей массе своей это автомобили полной массой более 16 т. Рынок новых самосвалов 2017 г. можно оценить чуть более чем 14 тыс. единиц. С большим отрывом лидирует ПАО «КАМАЗ», за ним следует МАЗ, далее плотной группой Scania, Mercedes-Benz, Volvo и MAN, затем с большим отставанием «Урал», Iveco и Renault. Как видим, не набралась даже десятка лидеров, у остальных участников рынка не набирается и по полсотни проданных самосвалов. Данный отчет не претендует на полноту и стройность, так как ряд поставщиков отказались предоставить информацию о своих продажах. Возможно, потому, что нечего предоставить.
Основную долю, около 70%, составили самосвалы на шасси КАМАЗ, что на 4% больше, чем в за 2016 г. Основные причины превосходства автомобилей КАМАЗ кроются в их сравнительной доступности по цене, самой низкой стоимости владения и, что важно, государственной поддержке. В 2017 г. ПАО «КАМАЗ» отгрузило потребителям около 7300 единиц самосвалов и самосвальных автопоездов. Наибольшей популярностью пользовались 3-осные самосвалы КАМАЗ-6520 грузоподъемностью 20 т с двигателем КАМАЗ-740 Euro 5 мощностью 400 л.с. Их доля в общей отгрузке составила 50%. Дочернее предприятие ПАО «НЕФАЗ» отчиталось в отгрузке 9263 единиц самосвальных установок. Таким образом, в объемах отгрузок ПАО «КАМАЗ» почти 30% пришлось на самосвальные автопоезда. В течение года КАМАЗ представил тяжелые самосвалы семейства 6580 нового модельного ряда, призванных дополнить линейку -6520: КАМАЗ-6580 6х4, КАМАЗ-65801 8х4 и КАМАЗ-65802 6х6. Новое семейство отличается повышенной грузоподъемностью, усиленным шасси и самосвальной платформой. На автомобили устанавливают мощные двигатели Daimler OM 457, агрегатированные с КП ZF, современную, комфортабельную кабину. Грузоподъемность КАМАЗ-6580 6х4 составляет 25,45 т, а КАМАЗ-65801 – 32,44 т. По своим техническим и потребительским свойствам автомобили КАМАЗ вплотную приблизились к европейским конкурентам.
По косвенным данным, «Минский автомобильный завод» в 2017 г. продал на российском рынке более 1900 самосвалов – половину от всех поставленных ОАО «МАЗ» грузовиков.
В мае Минский завод представил два самосвала новой линейки Euro 5 – МАЗ-6501Е9-584-000 6х4 и МАЗ-6516С9-521-005 8х4. Трехосный самосвал оснащен двигателем Mercedes-Benz ОМ501LA.V Euro 5, агрегатированным с 6-диапазонной АКП Allison 4500, впервые примененной на серийном минском самосвале. Полная масса автомобиля – 33,5 т, допустимая грузоподъемность достигает 20,35 т, вместимость самосвальной платформы – 15,4 м3.
Полная масса автопоезда в составе 4-осного самосвала достигает 65 т, полная масса самого самосвала – 44,8 т, а грузоподъемность – 26,9 т. На него установлен двигатель ЯМЗ-653.10 Euro 5 мощностью 420 л.с., 16-ступенчатая МКП ZF 16S2520TO серии ZF-Ecosplit четвертого поколения, самосвальная платформа вместимостью 21 м3.
По официальным данным, в течение 2017 г. российским потребителям отгрузили 1113 полнокомплектных самосвалов Scania, из них 324 карьерных и 789 дорожных самосвалов для строительного сегмента. Карьерные самосвалы получили 70 компаний по всей территории РФ. Этот объем обеспечил Scania долю рынка в 48% среди европейских производителей в этом сегменте, что на 3% больше, чем в 2016 г.
Строительные самосвалы собирают на предприятии Scania в Санкт-Петербурге. По итогам года марка Scania лидирует в строительном сегменте среди европейских производителей с долей 27%.
В октябре Scania представила новый тяжелый самосвал Scania Heavy Tipper с колесными формулами 6x4 и 8x4, предназначенный в первую очередь для карьеров Южной Америки и Азии. В России старт продаж Scania Heavy Tipper намечен на вторую половину 2018 г. Это самосвалы нового поколения, и они спроектированы для самых тяжелых условий работы, во все компоненты заложен большой запас прочности: усиленные оси и мосты, усиленная роботизированная коробка передач, повышена надежность тормозной и рулевой систем и подвески. Благодаря техническим усовершенствованиям грузоподъемность самосвалов увеличена до 40 т – на 25% больше, чем у самосвалов предыдущего поколения.
Говоря о самосвалах, трудно не упомянуть об амбициозном проекте тяжелых самосвальных автопоездов для ПАО «Алроса», стартовавшем еще в 2014 г. Суть проекта в том, что «Алроса» по каким-то причинам решила использовать вместо железнодорожного автомобильный транспорт для подвоза алмазосодержащей руды с Верхне-Мунского месторождения на Удачнинский ГОК. Плечо подвоза – 170 км по специально построенной технологической дороге. В проект вовлечены Scania, Volvo Trucks, Машиностроительный завод «Тонар», кузовные компании «Meusburger Новтрак» и «ИнтерПайп Ван». Параметры проекта: очень тяжелые дорожные и климатические условия, нет ограничений на полную массу, габариты автопоезда и нагрузки на оси.
В феврале 2017 г. «Алроса» провела первый прогон груженого автопоезда Scania R620 грузоподъемностью 92 т в Якутии от г. Удачный до Верхне-Мунского месторождении. На Муну доставили груз щебня, а обратно, на Удачнинский ГОК, алмазосодержащую руду. Пробный прогон туда-обратно занял 48 ч. Для работы на Верхне-Мунском алмазном месторождении, которое планируется запустить в промышленную эксплуатацию в IV квартале 2018 г., «Алроса» намерена приобрести 68 автопоездов грузоподъемностью 90 т каждый. Вероятно, не все из них будут Scania. По состоянию на июнь 2018 г. на маршруте работали 3 автопоезда Scania.
По официальным данным, в 2017 г. на российский рынок поставили чуть менее 1000 полнокомплектных самосвалов Mercedes-Benz, предназначенных для строительства и добычи нерудных материалов.
На выставке «КомТранс-2017» в рамках смены поколений представили новые самосвалы Arocs 4142К полной массой 41 т (распределение нагрузок по осям 7,5/ 7,5/ 13/1 3) и Arocs 3345К полной массой 33 т (9/ 13/ 13).
На 4-осный самосвал установлен кузов Meiller объемом 16,5 м3, на 3-осный – объемом 14 м3. На оба самосвала установлен двигатель R6 объемом 12,8 л: на 4-осный мощностью 310 кВт (421 л.с.), на 3-осный мощностью 330 кВт (449 л.с.). Двигатель агрегатируют с усиленным сцеплением и 12-ступенчатой коробкой передач с автоматическим переключением Mercedes PowerShift 3. На обеих моделях использована кабина ClassicSpace шириной 2,3 м с кондиционером и жидкостным отопителем, 16-тонные задние рессоры, бескамерные шины 315/80 R22,5.
По косвенным данным, Volvo Trucks поставила на российский рынок 860 самосвалов, в основном это модель FMX с колесной формулой 6х4 российской сборки. Самосвалы предназначены для строительства и добычи нерудных материалов.
С момента своего эффектного появления на выставке «КомТранс» в 2010 г. линейка FMX полностью сформировалась и включает все возможные колесные формулы: 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4 в двух вариантах, 8х6, 10х4. За это время семейство FMX пережило рестайлинг и множество модернизаций.
Для российского рынка основные исполнения самосвалов FMX это 6х4 и 8х4. Компания регулярно пытается разбавить их другими вариантами. Так, на «КомТранс-2017» вниманию публики был предложен самосвал 8х4 с трехосной задней тележкой Tridem и кузовом Wielton объемом 16 м3, ориентированный на строительный сектор. Главная особенность тележки Tridem в подъемной и управляемой задней оси с односкатной ошиновкой. Техническая нагрузка на заднюю тележку составляет 36 т, что представляет определенный интерес для грузоперевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей. Также к сравнительно новым техническим усовершенствованиям относятся автоматическая КП I-Shift и система динамического рулевого управления.
Второй представленный на выставке самосвал демонстрирует интерес компании к горной отрасли, поскольку это FMX 6x6 с усиленным кузовом Meiller объемом 16 м3 с козырьком, накрывающим 2/3 кабины. Плюс к этому 24-дюймовые колеса, увеличенный дорожный просвет, 13-литровый двигатель мощностью 420 л.с., автоматическая 6-диапазонная КП с гидротрансформатором Powertronic.
Эта тема получила дальнейшее развитие в самосвалах FMX с традиционной колесной формулой 8х4 со скальным кузовом KH-Kipper объемом 21 м3 и кузовом Meiller объемом 25 м3 для перевозки угля. Эти самосвалы получили двигатели мощностью 460 л.с., усилитель лонжеронов от двигателя до конца рамы и моторный тормоз Volvo VEB+.
Как и другая шведская компания, Volvo участвует в проекте «Алроса», упомянутом выше. Volvo вступила на этот суровый путь осенью 2016 г. в альянсе с кузовостроителем «ИнтерПайп Ван». Это был первый самосвальный New FH16 с двигателем мощностью 750 л.с. с 21-кубовым кузовом и 4-осным полуприцепом IPV. Осенью 2017 г. на место событий прибыли два автопоезда в составе 4-осного Volvo FH с кузовом и 4-осным прицепом «Meusburger Новтрак». Есть также вариант автопоезда с кузовом и прицепом «Тонар».
По не совсем точным данным, компания MAN поставила 766 самосвалов. Марка MAN удерживает лидерство в сегменте полноприводных самосвалов с колесной формулой 6х6 с долей 48% и 8х8 с долей 78%, по данным компании. На российском рынке ООО «МАН Трак энд Бас РУС» предлагает широкую гамму самосвалов семейства MAN TGS, которая включает в себя самосвалы с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4 и 8х8. Самосвальные кузова изготавливаются в сотрудничестве с несколькими кузовными компаниями, включая Meiller, KH-Kipper, Wielton и «Бецема». Таким образом, компания MAN присутствует во всех сегментах тяжелых самосвалов, предназначенных как для эксплуатации на дорогах общего пользования, так и на технологических дорогах, включая карьеры. В течение 2017 г. компания не выводила на рынок новые модели самосвалов.
Самосвалы MAN выполняются в дорожном габарите, могут двигаться по дорогам общего пользования. Несущие элементы – рама, подвеска, мосты – усилены, гидропривод адаптирован к низким температурам, а унификация по таким узлам, как двигатель и трансмиссия, сокращают затраты на техническое обслуживание.
«Автомобильный завод «УРАЛ» реализовал более 300 самосвалов. Продажи выросли на 168% по сравнению с 2016 г., преимущественно за счет поставок проекту «Сила Сибири». Доля «УРАЛ» в сегменте полноприводных самосвалов составила 45%, поднявшись на 28 процентных пунктов.
В мае 2017 г. завод представил полноприводные автомобили «Урал» для строительной отрасли, в том числе самосвал «Урал-6370» с газовым двигателем (CNG).
Полноприводный самосвал «Урал-6370» 6х6 полной массой 33,5 т и грузоподъемностью 18,5 т обладает повышенным эксплуатационным ресурсом. Применена оригинальная рама с лонжеронами из легированной стали толщиной 10 мм. Конструкция рамы обеспечивает пониженное расположение самосвальной платформы для повышения устойчивости автомобиля при движении в сложных дорожных условиях. Грузоподъемность автомобиля также обеспечена конструкцией ведущих мостов с разнесенной главной передачей. По итогам 2017 г., было реализовано 36 единиц в структурные подразделения ПАО «Газпром».
В сентябре 2017 г. АЗ «УРАЛ» представил автомобили дорожного семейства, в том числе дорожный самосвал «Урал». Полная масса одиночных автомобилей достигает 25 т, что позволяет использовать их на дорогах общего пользования. На автомобиль установлены двигатель ЯМЗ-536 Euro 5 мощностью 330 л.с. и 9-ступенчатая КП ZF 9S 1515. Запуск в серию этой модели намечен на второе полугодие 2018 г.
По официальным данным, компания Iveco продала 140 самосвалов, включая как импортные самосвалы Trakker с колесными формулами 6х4 и 8х4 и полноприводные самосвалы 6х6 и 8х8 собранные в Миассе заводом «ИВЕКО-АМТ». При этом компания недовольна результатами, и как заявил бизнес-директор направления Iveco в России и Республике Беларусь Массимилиано Перри, в 2018 г. приоритетом для Iveco станет тяжелая гамма – тягачи и самосвалы.
В 2017 г. компания не выводила на российский рынок новых моделей самосвалов.
«ИВЕКО-АМТ» также связана с ПАО «Алроса». Два автопоезда в составе шасси Astra 8x8 c 560-сильным двигателем, с кузовом и 4-осным прицепом с левосторонней разгрузкой испытываются в Якутии.
По неофициальным данным, компания Renault Trucks поставила 83 самосвала строительной гаммы. Текущую линейку грузовой техники, в том числе строительную серию К, компания Renault Trucks представила в 2013 г. и с тех пор наращивала выбор опций и комплектаций. В 2017 г. публике показали самосвал серии К 8х4 с кузовом Wielton объемом 20 м3. Автомобиль с усиленным шасси оснащен двигателем DXi11 Euro 5 мощностью 460 л.с., моторным тормозом Optibrake, 14-ступенчатой механической КП, системой помощи при трогании на подъеме, усиленным парковочным тормозом. Самосвал рассчитан на повышенные нагрузки, например, при эксплуатации в горной местности.
Таким образом, рынок самосвалов в 2017 г. продемонстрировал посткризисное состояние с практически полностью вымытым среднеценовым сегментом. В 2018 г. ожидается некоторый рост, но это не более чем предположение.
Самосвальные полуприцепы Grünwald
Имя бренда коммерческой техники Grünwald давно и прочно ассоциируется с высококлассными самосвальными полуприцепами. За последнее десятилетие самосвальные полуприцепы Grünwald стали символом развернувшегося масштабного строительства – новые жилые районы, инфраструктурные объекты, развитие дорожной сети. Во всех проектах, в любых климатических зонах и погодных проявлениях техника Grünwald подтверждала свою высокую надежность и готовность к работе в самых сложных условиях.
Модельный ряд калининградских полуприцепов объединяет принципиально разные модели, способные решать практически любые транспортные задачи. Наиболее востребованными на российском рынке остаются самосвальные полуприцепы Grünwald со стальными кузовами объемом 27, 31 и 34 м3, выполненными по технологии Half-pipe. Перевозчики ценят эти модели за исключительную выносливость и продуманную до мелочей конструкцию. Большой и вместительный кузов позволяет использовать технику не только для перевозки строительных материалов, но и аграрных, промышленных и других насыпных грузов. При производстве сварных рам применяется сплошная полоса шведской высоколегированной стали Ovako, сохраняющей эластичность при низких температурах. Лонжероны рамы при сборке провариваются с двух сторон.
Как взгляд в ближайшее будущее компания Grünwald предлагает профессионалам транспортной сферы модель легкого самосвального полуприцепа со стальным кузовом объемом 22 м3, предназначенную для экономически эффективной перевозки грузов при строгом весовом контроле. Этот компактный и легкий стальной полуприцеп получил оптимизированную по весу сварную раму. Для изготовления полок лонжеронов рамы используется высокопрочная сталь S700. Собственная масса транспортного средства не превышает 6500 кг, что в полной мере соответствует европейским стандартам для легких самосвальных полуприцепов.
В 2018 г. компания представила еще одну новинку для строительной отрасли – первый самосвальный полуприцеп Grünwald с алюминиевым кузовом объемом 27 м3. Это еще более смелый прогноз дальнейшего развития российской самосвальной техники. Самосвальный полуприцеп с алюминиевым кузовом станет закономерным выбором для перевозчиков, стремящихся получить конкурентное преимущество. Основополагающим фактором здесь выступает более низкая удельная масса алюминиевого кузова. Собственная масса полуприцепа без учета запасного колеса составляет всего 5,6 т. Это позволяет в каждодневной работе без нарушения норм закона перевозить больше груза, чем аналогичные полуприцепы с кузовами из стали. При этом полуприцеп рассчитан на работу со строительными материалами (песок, щебень мелких фракций, песчано-гравийная смесь) и для перевозки сельскохозяйственных грузов. Высокая полезная нагрузка обеспечивает первоклассную производительность.