Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Значительно возросший за последние годы во всем мире парк лесозаготовительных машин сегодня отличается большим разнообразием типов и моделей. Различие технологий лесозаготовки и изменение требований к технике заставляют разработчиков и изготовителей постоянно совершенствовать лесотехнологическое оборудование и лесозаготовительные машины. Основной упор делается на контроль управления с учетом изменений условий работы при выполнении технологических операций.
Есть много мнений относительно того, какой будет лесозаготовительная техника завтрашнего дня. Лесозаготовители, компании – производители этой техники и разработчики, пытающиеся внедрить новые подходы в систему лесозаготовок, придерживаются полярных точек зрения. Большинство специалистов отрасли уверены в том, что техника в том виде, в каком она существует сегодня, вряд ли претерпит существенные изменения в ближайшем будущем.
Конструкция техники для хлыстовой и сортиментной заготовки древесины остается неизменной уже 30...40 лет. Изменения касаются в основном дизайна машин, мощности двигателя и массы, гидравлических систем, органов управления и других узлов. При этом отмечается, что за последнее десятилетие массо-мощностные параметры прогрессировали наиболее заметно.
Производители техники после обновления модельного ряда в период 2001–2005 гг. сосредоточились на унификации своей продукции и расширении производства. Год 2007-й может стать переломным в сознании потребителей, поскольку сейчас имеется широкий выбор лесозаготовительных машин и предложений по совершенствованию как технической базы, так и по оснащению электронными приборами с использованием бортовых компьютеров, исходя из предполагаемых условий эксплуатации.
Анализ номенклатуры лесозаготовительных тракторов и машин показывает, что в настоящее время зарубежные фирмы и заводы стран СНГ предлагают потребителю 211 моделей, из них 48 скиддеров, 97 машин харвестерного типа и 66 форвардеров. Доля тракторов и машин для хлыстовой технологии заготовки древесины составила 35% общего количества. Заводы стран СНГ предлагают 51 модель, или 24% общего количества, из них скиддеров 26, машин харвестерного типа (в основном валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные и сучкорезные машины) 16 и форвардеров 9 моделей. Тракторы и машины на гусеничном шасси составили 53%.
Распределение лесозаготовительных тракторов и машин по классам типоразмерного ряда выглядит следующим образом:
- тракторов и машин легкого класса (масса от 5 до 10 т) было предложено 12 моделей, из них 3 скиддера, 6 харвестеров и 3 форвардера;
- тракторов и машин среднего класса (масса от 10 до 15 т) было предложено 79 моделей, из них 26 скиддеров, 19 харвестеров и 34 форвардера;
- тракторов и машин тяжелого класса (масса выше 15 т) было предложено 120 моделей, из них 19 скиддеров, 72 харвестера и 29 форвардеров.
Современной тенденцией развития лесозаготовительной техники следует считать неуклонное возрастание массо-мощностных параметров. Как следует из анализа, тракторы и машины на колесном шасси (преимущественно зарубежных фирм) преобладают в сравнении с гусеничными – 146 и 65 моделей соответственно.
Отмечается изменение производственных программ ведущих зарубежных фирм по номенклатуре и формированию модельных рядов лесозаготовительных тракторов и машин и появление в Европе новых компаний – производителей техники. По сравнению с 2005 г. продолжилось сокращение модельного ряда тракторов и машин легкого класса на 25% и увеличение в среднем (15%) и тяжелом (23%) классах.
Компания John Deer после закрытия завода Timberjack в г. Вудсток (шт. Онтарио) основное производство лесозаготовительных тракторов и машин для хлыстовой технологии сосредоточила в г. Дюбюк (шт. Айова) и г. Дэвен-порт (шт. Иллинойс) – это колесные скиддеры, валочно-пакетирующие и сучкорезные машины на экскаваторной базе. Филиал компании в г. Йоэнсуу (Финляндия) производит технику для сортиментной заготовки древесины: колесные харвестеры и форвардеры. Сегодня компания предлагает покупателям 26 моделей тракторов и машин массой от 10,8 до 39,9 т с двигателями мощностью от 82 до 219 кВт. Из этого числа 11 моделей для хлыстовой технологии и 15 моделей для сортиментной технологии заготовки древесины.
Компания Caterpillar после продажи лицензии на производство колесной лесозаготовительной техники для сортиментной технологии шведской фирме Eco Log, входящей в концерн Log Max, оставила у себя модельный ряд тракторов и машин в основном для хлыстовой технологии заготовки леса. В настоящее время на рынке предлагается 12 моделей специальной и универсальной лесозаготовительной техники массой от 18,3 до 33,9 т с двигателями мощностью от 96 до 149 кВт. Из них 9 моделей скиддеров, в том числе 4 модели на базе бульдозеров, и 3 модели машин харвестерного типа на экскаваторной базе (валочно-пакетирующие, сучкорезные и валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины).
Другие финские гранды лесозаготовительной техники Valmet и Ponsse традиционно предлагают большую номенклатуру колесных машин, включающую 29 моделей массой от 10,5 до 23,5 т с двигателями мощностью от 99 до 204 кВт. Фирма Ponsse выпускает 15 моделей харвестеров и форвардеров только для сортиментной технологии заготовки древесины. Фирма Valmet в последние годы вышла в лидеры на европейском рынке по производству лесозаготовительной техники для разных технологий заготовки древесины и намерена расширить свое присутствие на рынках России, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
Сегодня фирма предлагает 26 моделей машин, из них на колесном шасси 14 и на гусеничном шасси 12 моделей, в основном на экскаваторной базе. Важный этап деятельности фирмы наступил, когда к ассортименту колесных машин для сортиментной технологии добавились экскаваторы Komatsu массой от 22,3 до 35,4 т с захватно-срезающими и харвестерными головками и двигателями мощностью от 160 до 243 кВт, а также колесный скиддер (модель 765) массой 16 т с двигателем мощностью 153 кВт.
Ведущие зарубежные фирмы работают в сотрудничестве с крупными лесозаготовительными компаниями по формированию конкретных заказов на производство и поставку машин, и только 5...10% продается дилерами на других рынках. Благодаря такой форме работы заказчикам обеспечивается эффективное техобслуживание техники и снабжение запчастями.
Изменение структуры модельных рядов лесозаготовительных тракторов и машин объясняется тем, что в России, США и Канаде в отличие от скандинавских и европейских стран, где две трети объема лесозаготовок обеспечивается за счет сортиментной технологии, до сих пор широко распространены хлыстовые методы заготовки древесины. Условия эксплуатации в США и Канаде близки к российским: сплошная рубка, температурные режимы от +45 до –45 °С, большие уклоны, снежный покров до 1,5 м, каменистый грунт или заболоченные участки. С учетом этих особенностей американская компания Timber Pro предлагает передовые решения в области проектирования колесной лесозаготовительной техники. Модельный ряд машин на шасси 6К6 и 8К8 формируется из 8 моделей: 2 скиддера, 5 машин харвестерного типа, в том числе в комбинации со скиддером или форвардером, и 1 модель форвардера. Базовые машины массой 22...24 т с двигателями мощностью 185 или 222 кВт и грузоподъемностью 16...22 т оснащены комфортабельной кабиной на поворотной платформе с возможностью вращения вокруг своей оси на углы до 360° и выравнивания до 22°.
В последние годы на российском рынке активизировались мелкие европейские фирмы – производители колесной техники для хлыстовой и сортиментной технологий заготовки древесины. Шведские фирмы Rottne, Logman, Gremo и Eco Log предлагают модельный ряд харвестеров и форвардеров из 27 моделей массой 8,5...21,0 т с двигателями мощностью 97...225 кВт, а финские компании Sampo Rosenlev, Harvy Foresteri и Agrosilva – 15 моделей харвестеров и форвардеров массой 8,5...20 т с двигателями мощностью 73,5...220,0 кВт. Фирма HSM (Германия) предлагает 2 модели харвестеров и по одной модели скиддера или форвардера массой 10,3...19,5 т с двигателями мощностью 136...202 кВт. Австрийская фирма МХТ скорректировала модельный ряд харвестеров на экскаваторной базе, исключив по одной модели из легкого (модель 8002HV) и среднего классов (модель 11002HVT), и предлагает 5 моделей массой 11,0...24,7 т с двигателями мощностью 74...168 кВт. Особо следует отметить появление на российском рынке фирмы Metsis (Эстония), специализирующейся на выпуске 4 моделей колесных форвардеров массой 12,0...17,5 т с двигателями мощностью 108...170 кВт.
Эти компании предлагают новые подходы деятельности на рынке за счет индивидуальной работы с каждым клиентом, тогда как ведущие производители лесозаготовительной техники много внимания уделяют оснащению машин электронными приборами и бортовыми компьютерами, осуществляющими контроль работы узлов и агрегатов машины в процессе эксплуатации и комплексную оценку заготовки и транспортировки древесины. Это повышает стоимость техники и приводит к необходимости привлекать для ее эксплуатации высокопрофессиональных специалистов.
Мелкие фирмы решают важные задачи по совершенствованию прежде всего механической части машин и только в последнюю очередь по оснащению электроникой. Их машины просты в эксплуатации и более надежны, что важно для большинства российских потребителей. При создании машин для конкретного потребителя учитывается и их оснащение лесотехнологическим оборудованием в зависимости от технологии заготовки, крупномерности древесины и природно-производственных условий эксплуатации. Разработка машин ведется самостоятельно с использованием узлов, агрегатов и комплектующих ведущих зарубежных фирм.
Согласно исследованиям фирмы Sampo Rosenlev, при заготовке леса в лесонасаждениях с мелкотоварной древесиной затраты на эксплуатацию харвестера легкого класса значительно ниже, чем тяжелой лесной техники. При этом эффективность работы харвестера намного выше, чем техники более высокого класса.
Параметр | Легкий класс (масса 5...10 т) |
Средний класс (масса 10...15 т) |
Тяжелый класс (масса свыше 15 т) |
---|---|---|---|
Скиддеры | |||
Число моделей | 2 | 7 | 13 |
Мощность двигателя, кВт | 52,0...93,0 | 87,0...176,0 | 89,5...222,0 |
Масса, т | 4,6...7,3 | 10,3...13,65 | 15,6...27,5 |
Объем пачки деревьев, м3 | 4...6 | 4,5...7 | 4,5...18,5 |
Харвестеры | |||
Число моделей | 4 | 17 | 60 |
Мощность двигателя, кВт | 73,5...104,0 | 74,0...164,0 | 96,0...243,0 |
Масса, т | 8,5...9,1 | 10,8...15 | 15,1...39,9 |
Диаметр среза дерева, см | 37...46 | 45...68 | 46...110 |
Форвардеры | |||
Число моделей | 1 | 30 | 26 |
Мощность двигателя, кВт | 77,0 | 86,0...176,0 | 126,5...222,0 |
Масса, т | 9,5 | 10,5...15 | 15,1...24,8 |
Грузоподъемность, т | 7,5 | 9...14 | 12,0...22,5 |