Перевозка крупногабаритных тяжеловесных строительных грузов
С развитием грузоподъемных средств меняется строительная технология. Намного удобнее, надежнее и быстрее изготовить или собрать длинный пролет на земле, в стационарных условиях, а затем поднять и установить на подготовленные опоры, которые в свою очередь также могли быть изготовлены в стационарных заводских условиях и доставлены к месту монтажа специальным транспортом. В зависимости от массы и габаритов груза используют как универсальные раздвижные автомобильные полуприцепы-тяжеловозы, автомобильные полуприцепы модульного типа, модульные транспортные средства, а также балковозы, предназначенные для перевозки длинномеров.
Доставка к месту работ тяжелой строительной машины – это стандартная, хорошо отработанная транспортная задача, для которой имеется достаточно решений. Компании, строящие как сами машины, так и транспортные средства, много работают над упрощением транспортировки. Идеал – это когда со строительной машины не нужно демонтировать никаких частей, но если идеал недостижим, то демонтаж должен быть простым и быстрым и не требовать от персонала высокой квалификации. Погрузка и выгрузка машины должны быть простыми, быстрыми и безопасными, а транспортное средство должно быстро разворачиваться и сворачиваться в транспортное положение.
Компания Goldhofer поставляет на мировой рынок исчерпывающую гамму автомобильных полуприцепов, предназначенных для перевозок крупногабаритных тяжеловесных строительных грузов, и гамму модульных транспортных средств, из которых можно сконфигурировать автопоезд для перевозки какого угодно груза.
Полуприцепы с фронтальным заездом серий STZ-VL, STZ-VH и STZ-VP c числом осей от 2 до 8 представляют собой универсальные транспортные средства грузоподъемностью до 130 т, предназначенные прежде всего для перевозки тяжелой техники. У полуприцепов для этого есть все атрибуты: передний заезд, преднапряженная вверх раздвижная сплошная грузовая площадка, гидравлический гусак, которые обеспечивают простую и безопасную погрузку машины, минимальную габаритную высоту транспортного средства, возможность регулировать дорожный просвет с помощью гусака и хода подвески, маневренность благодаря принудительному рулевому управлению осями. Также для различных грузов доступны бочковозные (раздвигающиеся в длину и в стороны), с двумя внешними коробчатого сечения балками площадки и, конечно, с балкой «под брюхо» для гусеничной техники. Кроме того, раздвижная грузовая площадка в сочетании с дополнительной оснасткой – ложементами – позволяет перевозить тяжеловесные длинномерные конструкции, стальные и железобетонные. Полуприцепы собирают под заказ в различных конфигурациях: с габаритной шириной от 2550 до 3000 мм, разными межосевыми расстояниями, различными исполнениями гидравлического гусака, с нишей для экскаваторной рукояти.
Для перевозок длинномерных тяжеловесных конструкций компания рекомендует облегченные несамоходные модули серий THP/SL-S и THP/SL-L в качестве основы для построения автопоезда. Возможны несколько конфигураций автопоездов, начиная со сплошной площадки из состыкованных друг с другом модулей. Модули также могут образовывать переднюю и заднюю колесные тележки, соединенные грузовой площадкой либо вставками в уровень с модулем. Либо тележки не соединяются непосредственно друг с другом, а через самонесущий груз, уложенные на опорно-поворотные столы. Здесь также есть варианты: с двумя колесными тележками, на которые установлены опорно-поворотные столы и только с задней тележкой, а передний опорно-поворотный стол устанавливается на ССУ тягача.
Преимущества серий THP/SL-S и THP/SL-L – в использовании опорно-поворотного круга для крепления осевого агрегата к раме, равномерно распределяющего нагрузки и не создающего мощного концентратора напряжений, как при шкворневом соединении. А самый низкий собственный вес в своем классе делает эти линейки незаменимыми в нынешних реалиях ужесточающихся правил перевозки. Удобством и преимуществом для эксплуатирующей организации является также то, что компания Goldhofer использует стандартные шины размером 17,5 и 19,5 дюймов. В зависимости от поставленных задач можно выбрать двускатную ошиновку с шинами R17,5 для лучшего распределения нагрузки либо односкатную R19,5 для большей проходимости.
Компания Scheuerle поставляет на рынок гамму несамоходных модульных транспортных средств серий EuroCombi, FlatCombi и InterCombi в трех весовых категориях: легкой, средней и тяжелой, прекрасно подходящих для перевозок крупногабаритных тяжеловесных строительных грузов и тяжелой техники.
Модульные транспортные средства – это превосходное решение для перевозок крупногабаритных грузов массой более 100 т. Их преимущество в большой грузоподъемности и маневренности, а главное, в возможности конфигурировать автопоезд в точном соответствии с параметрами груза. Автопоезд в составе несамоходных модулей приводится в движение седельно-балластным тягачом и может двигаться с достаточно высокой скоростью по дорогам общего пользования. Это эффективное, экономичное решение.
Груз перевозят непосредственно на платформе из состыкованных модулей или на низкорамной площадке, установленной между передней и задней колесными тележками или между гусаком и задней тележкой. Как и в случае с автомобильным полуприцепом с фронтальным заездом, низкорамная площадка может отстегиваться от гусака или передней тележки, чтобы машина могла беспрепятственно заехать, а затем съехать с площадки. Модули стыкуются друг с другом торцевыми и боковыми поверхностями.
Модули серии EuroCombi предназначены для формирования автопоездов грузоподъемностью до 300 т. Модули рассчитаны на нагрузку на осевую линию 13,4 т при скорости 80 км/ч и 20 т при скорости 10 км/ч. Модули поставляют в исполнении с шириной 2430, 2500, 2550 и 2750 мм с 2, 3 и 6 осевыми линиями с односкатной ошиновкой. Модули дополняют гидравлические гусаки, сцепные дышла, опорно-поворотные столы, грузовые платформы («постели») различных конфигураций, включая экскаваторную и периметральную, адаптеры для перевозки секций колонн ветрогенераторов.
Средняя модульная серия FlatCombi рассчитана на нагрузку на осевую линию 14 т при скорости 80 км/ч и 25 т при скорости 10 км/ч. FlatCombi оправдывает свое название тем, что погрузочная высота этих модулей составляет 770 мм, тогда как у EuroCombi – 960 мм. Эти миллиметры могут сыграть роль при выборе транспортного средства для перевозки высокого груза. Модули дополняют платформы («постели»), гидравлические гусаки, дышла, опорно-поворотные столы и другая оснастка.
Для самых тяжелых грузов предназначены несамоходные модули серии InterCombi, на которых можно перевезти целый дом. Выпускают модули шириной 3000 мм с нагрузкой на осевую линию 16 т при скорости 80 км/ч и 45 т при скорости 10 км/ч. Угол поворота колес 60° и ход подвески ±325 мм обеспечат маневренность, проходимость и устойчивость груза на платформе. Как и в других сериях, модули InterCombi комплектуют гидравлическими гусаками, дышлами, платформами, опорно-поворотными столами и достаточно мощными гидравлическими станциями для привода гидравлической подвески и системы рулевого управления.
Нидерландская компания Nooteboom специализируется на автомобильных полуприцепах-тяжеловозах. Компания придерживается того мнения, что автомобильный полуприцеп проще и экономичнее в эксплуатации, нежели модульные транспортные средства, тем более, что основная масса перевозок приходится на грузы массой до 160 т – максимальной грузоподъемности полуприцепов Nooteboom. В деле строительства полуприцепов-тяжеловозов Nooteboom большой, признанный специалист.
Что касается перевозок тяжелых, крупногабаритных, длинномерных строительных грузов и строительной техники, то полуприцепы серии EUROTRAILERS строят именно для них. Это зрелая, отработанная и развитая серия. Полуприцепы построены по модульному принципу и включают основные задние колесные тележки с гидравлической подвеской осевых агрегатов и гидравлическим рулением, площадок различного назначения, гусаков и дышел, а также подкатных тележек Interdolly и Jeepdolly. Тележка Interdolly с одной, двумя и тремя осевыми линиями вставляется между грузовой площадкой и гусаком и служит передней колесной тележкой. Тележку Jeepdolly вставляют между тягачом и гусаком.
Перевозить среднеразмерную и компактную строительную технику предназначены полуприцепы серии OSDS с задним заездом и ровной раздвижной или нераздвижной грузовой платформой с невысоким гусаком. Это полуприцепы на 3 или 4 осях SAF на пневмоподвеске с функцией подъема/ опускания. Использована двускатная ошиновка стандартными «прицепными» шинами размером 17,5 дюймов. Погрузочная высота полуприцепа – 860 мм.
Сегмент полуприцепов с задним заездом представлен серией МСО с числом осей от 2 до 8. Полуприцепы поставляют в различных исполнениях, например, с нишами для колесной техники, с нишей для экскаваторной рукояти или специальной выемкой для колонны ветрогенератора. Платформу выполняют с одно-, двух- или трехкратным раздвижением. При трехкратном раздвижении длина грузовой площадки достигает 45 м. К особенностям полуприцепов МСО также относится вынесенная передняя ось с автоматическим подъемом. Восьмиосный полуприцеп в стандартной спецификации оснащен гидравлическим, компенсационным гусаком.
Компания Kässbohrer создала достаточно обширный и конкурентоспособный модельный ряд, включающий тяжеловозы. Важно заметить, что компания провела адаптацию своей продукции к условиям эксплуатации в России.
Линейка низкорамных универсальных тяжеловозов включает модель K.SLA6 (известен как LB6E) грузоподъемностью 70 т на шести осях. Полуприцеп с задним заездом и неотстегивающимся гусаком. Длина грузовой платформы, выполненной из высокопрочной стали, с учетом однократного раздвижения – 18,3 м (раздвижение 7,3 м), погрузочная высота – 960 мм. Усиленные складные задние трапы поднимаются и опускаются гидроприводом, что облегчает работу водителя. Угол въезда 12° позволяет использовать трал для перевозки большей части колесной и гусеничной техники. Установлены осевые агрегаты SAF на пневматической подвеске с колесами размером 17,5 дюймов. Оси 1-я и 2-я подъемные, оси 1-я, 5-я и 6-я подруливающие для обеспечения маневренности и снижения износа шин.
Специально для перевозки тяжелой техники и концентрированных грузов компания Kässbohrer создала двухосный полуприцеп с фронтальным заездом K.SLL2 грузоподъемностью 30 т. Благодаря низкой платформе на полуприцепе можно перевозить грузы высотой до 3675 мм. Полуприцеп выполнен по классическим канонам этого типа техники: преднапряженная вверх двухбалочная грузовая платформа раздвигается на 5,5 м, длина платформы с учетом раздвижения – 13,3 м, гидравлический гусак позволяет легко отстегнуть, а затем пристегнуть платформу, дорожный просвет регулируется с помощью гусака и гидропневматической подвески осей, гидравлическое принудительное рулевое управление обеспечивает превосходную маневренность.
Новый модельный ряд Kässbohrer, представленный в этом году, включает платформы K.SPA, предназначенные для перевозки тяжеловесных длинномерных грузов, например таких, как пространственные фермные конструкции – общая длина платформы с учетом раздвижения достигает 20,4 м, грузоподъемность платформы – 35 т. Предусмотрены фитинги для крепления стандартных 20- и 40-футовых железнодорожных контейнеров. Полуприцепы-платформы трехосные с подруливающей задней осью и колесами размером 19,5 дюймов.
Компания «Уралавтоприцеп» предлагает интересные транспортные решения для перевозок строительных грузов различного характера. Так, для перевозки длинномерных грузов – леса, труб, железобетонных балок, опор освещения и т. д. – предлагается полуприцеп-балковоз ЧМЗАП-999039 по спецификации 010 грузоподъемностью 60 т. В его состав входят две 2-осные тележки с опорно-поворотными столами с раздвижными захватами. Передняя тележка оснащена гусаком. При перевозке задняя тележка сцепляется с передней дышлом, возможно использование в качестве сцепки самого груза. Использованы оси и рессорно-балансирная подвеска собственного производства «Уралавтоприцепа», конструктивная нагрузка на оси достигает 18 т.
Компания выпускает обширную гамму раздвижных полуприцепов, включая 7- и 8-осные. Семиосный полуприцеп ЧМЗАП 99905-010 с задним заездом и двойным раздвижением грузовой платформы представляет собой универсальное решение для перевозки практически всего спектра строительных грузов, от машин до стальных и железобетонных конструкций и до контейнеров. Максимальная грузоподъемность полуприцепа – 80 т. Система раздвижения позволяет перевозить грузы длиной до 30 м. Маневрирование длинного автопоезда обеспечивает принудительное рулевое управление осей с 3-й по 7-ю и подруливание 1-й оси.
Трехосный полуприцеп ЧМЗАП 99064-042 с задним заездом и платформой длиной 11,1 м – одна из самых востребованных моделей «Уралавтоприцепа». Он предназначен для перевозки техники, неделимых грузов, труб весом до 40 т. Для перевозки труб и леса устанавливают коники, при установке гидравлических трапов с углом заезда 6° можно перевозить фрезы, асфальтоукладчики, катки и другую технику. Компания предлагает широкий выбор опций: механизм раздвижения, контейнерные замки, борта на гусак и платформу, тент, лебедку, уширители, гидростанцию и т. д.
В июне этого года компания «Тверьстроймаш» расширила семейство полуприцепов-тяжеловозов с фронтальным заездом моделью с периметральным гусаком. Грузоподъемность 3-осного полуприцепа – 34 т при собственной массе 10,5 т. По соотношению грузоподъемности к собственной массе «Тверьстроймаш» конкурирует с лучшими европейскими образцами.
Прежние модели Front оснащены гусаком с массивной центральной частью, стыковавшейся с такой же массивной поперечиной грузовой платформы. Периметральный гусак предусматривает стыковку с продольными балками платформы, что требует меньше металла для распределения таких же нагрузок и снижает собственную массу полуприцепа. Главное преимущество – уменьшение общей длины автопоезда. Грузовая платформа состоит из двух продольных балок, преднапряженных вверх. Пространство между балками можно закрыть щитами и уложить на них груз. Положение гусака регулируется гидроприводом, с его помощью происходит стыковка-расстыковка с грузовой платформой и регулирование дорожного просвета под передней частью платформы. Высота задней части регулируется пневмоподвеской осей. На гусаке установлены фары-поисковики на гибких кронштейнах для работы в темноте. На колесной тележке предусмотрена ниша для рукояти экскаватора. Также в комплектации производитель предлагает приставные трапы из легкого сплава для заезда на колесную тележку. Знаки «Негабаритный груз» могут быть установлены в двух положениях: в начале тележки и в самом хвосте автопоезда. Перевозчики негабарита оценят!
В конце 2016 г. компания представила «старшую» модель семейства Rapid Trailer – облегченных полуприцепов, отвечающих текущим нормам. Это 7-осная раздвижная модель 993970-RL60 грузоподъемностью 60 т при собственной массе 14,6 т – рекорд для отечественного машиностроения. Полуприцеп с задним заездом по односекционным механическим трапам. Гидравлические трапы по заказу. Длина грузовой платформы составляет 11 м, погрузочная высота – 950 мм. Возможна перевозка машины полупогрузкой на гусак. Использованы осевые агрегаты Gigant в заказном исполнении с колесами размером 17,5 дюймов. Первые две и последние две оси подруливающие.
А если сегодня вы перевозите строительную технику, завтра контейнеры, а послезавтра длинные металлические конструкции? Для всех этих грузов достаточно иметь в парке один полуприцеп с раздвижной платформой «Тверьстроймаш 99396E-74» грузоподъемностью 74 т при минимальной собственной массе. Длина грузовой платформы 10 м в сдвинутом состоянии и 17 м в полностью раздвинутом. Ширина платформы 2530 мм, то есть в дорожном габарите. При необходимости ширину можно нарастить до 3000 мм с помощью штатных выдвижных уширителей. Погрузочная высота – 895 мм. Для заезда самоходной техники используются приставные трапы, выполненные из легкого сплава. Для частых перевозок тяжелой строительной техники целесообразно заказывать гидравлические трапы двойного сложения, чтобы заезд был максимально удобным и безопасным.
Рама полуприцепа подготовлена и окрашена с соблюдением высоких стандартов качества для предотвращения коррозии. Полуприцепы комплектуют оснасткой для крепления разных типов грузов, включая длинные грузы циллиндрической формы: стойки, предотвращающие смещение груза, мощные грузовые петли и съемные ложементы с деревянными вставками.
Компания «Meusburger Новтрак» из Великого Новгорода предлагает вниманию перевозчиков и строителей 5-, 6- и 7-осные низкорамные полуприцепы с задним заездом. Несущие конструкции полуприцепов выполнены из высокопрочной стали Strenx для защиты груза от излишних нагрузок, особенно при движении по технологическим дорогам. Каждая ось полуприцепа снабжена манометром для контроля нагрузки при размещении груза на платформе и контроля положения груза на маршруте.
Пятиосный раздвижной полуприцеп ТP-585 позволяет перевозить 60–70 т груза в зависимости от раздвижения платформы, длина платформы в сдвинутом состоянии – 11 м, в раздвинутом – 20 м. Заезд на платформу выполняется по трапам с углом 13°, трапы двойного сложения с меньшим углом заезда устанавливают по заказу, что обеспечивает угол заезда в 9°. Полуприцеп оснащают осевыми агрегатами BPW или SAF на пневматической подвеске с колесами размером 17,5 дюймов, последние две оси подруливающие.
На шестиосный раздвижной полуприцеп ТР-697 можно грузить уже до 80 т груза при сдвинутой платформе. Базовая длина платформы у него также 11 м, в развинутом состоянии – 20 м, стандартные трапы также могут быть заменены на трапы двойного сложения, в том числе с гидравлическим приводом. В ходовой части использованы подруливающие оси на 1-й, 5-й и 6-й осях.
Семиосный развижной полуприцеп ТР-7116 может брать на борт до 95 т груза. Платформа раздвигается с 11,5 до 20 м. Ходовая часть построена на осевых агрегатах BPW в усиленном исполнении на пневматической подвеске, при этом 1-я, 6-я и 7-я оси – самоустанавливающиеся и подъемные, 3-я, 4-я и 5-я – стационарные с принудительным рулевым управлением. Такая конфигурация обеспечит маневренность, соответствие требованиям к осевым нагрузкам и экономию резины.
Компания «Политранс» последовательно развивает модельный ряд полуприцепов для перевозок тяжеловесных крупногабаритных строительных грузов и техники. Сравнительно недавно компания пополнила линейку облегченных полуприцепов моделью ТСП 94183-0000010-5AL0 с задним заездом и пониженной грузовой платформой, погрузочная высота которой составляет всего 540 мм, что позволяет перевозить грузы высотой до 3,4 м. Длина грузовой платформы составляет 7 м, грузоподъемность полуприцепа – 32,4 т, снаряженная масса – 9,9 т. Для достижения таких показателей в конструкции рамы полуприцепа применялась сталь с высокими прочностными характеристиками. Использованы осевые агрегаты на пневматической подвеске с шинами размером 235/75 R17,5/ 12+2. Заезд на платформу выполняется по приставным алюминиевым трапам.
Низкорамный трал ТСП 94183-0000042-0300 с фронтальным заездом предназначен для перевозки высокой крупногабаритной колесной и гусеничной техники с небольшим клиренсом и других неделимых тяжеловесных грузов. Трал грузоподъемностью 41 т выполнен с применением сталей с высокими прочностными характеристиками, что позволило снизить его снаряженную массу до 12,1 т.
Особенностью этого полуприцепа является эргономичная схема сцепки-расцепки. Усовершенствована конструкция упоров гусака, что привело одновременно и к снижению массы, и к удобству при сцепке-расцепке. Полуприцеп оснащен быстроразъемными соединениями (БРС) для электро- и пневматического оборудования. Весь процесс сцепки-расцепки происходит за восемь шагов. Длина нижней погрузочной площадки составляет 7560 мм, и в целом габариты полуприцепа не превышают допустимых норм в сцепке с тягачом.
Подвеска полуприцепа 3-осная интегрированная пневматическая с электронно-пневматическим управлением. Она сочетает в себе функции электронной подвески (ECAS) и рычажного привода традиционной пневмоподвески с поворотным краном (eTASC – комбинация системы TASC и электромагнитного клапана ECAS). Несомненное преимущество этой системы в том, что при отсутствии электропитания от тягача пневматической подвеской можно управлять вручную до устранения неисправности. Для контроля осевой нагрузки трал оснащается виброустойчивым манометром.
Для более массивных грузов компания предлагает 7-осную модель ТСП 94187-0000060 грузоподъемностью 90 т в сдвинутом и 60 т в раздвинутом положении. Собственная масса полуприцепа – 21 т, длина грузовой площадки – 11 850 мм, погрузочная высота – 1017 мм, габаритная ширина – 2530 мм. Телескопический механизм увеличивает длину грузовой площадки до 18 850 мм с шагом 1000 мм. Использованы осевые агрегаты зарубежного производства с пневматической подвеской. Самоустанавливающиеся 1-я, 6-я и 7-я оси обеспечивают маневренность автопоезда при движении вперед. Оси 1-я и 2-я могут быть выполнены подъемными для повышения маневренности и уменьшения износа шин.
Таким образом, в диапазоне грузоподъемности до 100 т отечественное машиностроение предлагает широкий выбор решений для перевозок строительных грузов, а свыше 100 т – преимущество у западных партнеров. Экономика слишком слаба, чтобы отечественные предприятия могли инвестировать в высокомаржинальные, но рисковые проекты.