Тягачи с электроприводом для буксировки воздушных судов
В чем преимущества использования аэродромных тягачей? Если для движения воздушного судна используются собственные двигатели, то их драгоценный ресурс расходуется нерационально. Несмотря на то, что тягачи для буксировки воздушных судов не относятся к машинам, которые являются законодателями, достижения в области высоких технологий не обошли и этот сектор. В последние годы все больше внимания привлекает вредное воздействие аэропортов на окружающую среду. Наиболее прогрессивные решения, которые существуют в мире, наглядно демонстрируют, что в борьбе за экологию аэропортов и прилегающих к ним территорий можно добиться существенных результатов, вплоть до нулевого уровня выбросов.
Некоторые эксперты считают, что в период текущего временного снижения спроса на авиаперевозки стоит обратить внимание на инновационные технологии, которые могут быть внедрены до того, как пассажиропоток снова вернется на прежний уровень. Это поможет аэропортам выйти из кризиса, снизив эксплуатационные расходы и улучшив показатели по выбросам. Службы, занятые обслуживанием воздушных судов, несмотря на первоначальные опасения, все больше оценивают преимущества тягачей с электроприводом. Многие специальные аэродромные машины меньшего размера, такие как погрузчики и транспортеры, используются в электрических версиях, при этом в аэропортах начинает формироваться необходимая зарядная инфраструктура. Кроме того, хотя начальная стоимость электрического тягача выше, чем его дизельного аналога, экономия средств на содержание за весь период эксплуатации может доходить до 80%.
Goldhofer (SCHOPF)
Goldhofer AG – признанный мировой лидер среди производителей тягачей буксировщиков воздушных судов, которые эксплуатируются более чем в 1000 аэропортов мира. Компания, историю которой можно проследить начиная с 1705 г., выпускает большой ассортимент аэродромной техники. Тягач Goldhofer F110 являлся одним из самых продаваемых в мире средств для буксировки воздушных судов и используется в различных аэропортах по всему миру. С 2009 г. на рынке была представлена его электрическая версия, F110E, которая не уступает дизельному варианту по своим основным характеристикам и может маневрировать с воздушными судами с взлетной массой до 120 т. Важными преимуществами F110E являлся низкий уровень выбросов и малый уровень шума, кроме того, он намного экономичнее, чем традиционные тягачи.
После того как в компанию Goldhofer вошла компания SCHOPF, ассортимент аэродромной техники Goldhofer значительно обновился. С запуском серий тягачей BISON и PHOENIX с технологией «IonMaster» компания Goldhofer предоставила своим клиентам новые возможности. В электрических тягачах Goldhofer BISON E370 и E620 или безводильных PHOENIX AST-2E используются системы привода, зарекомендовавшие себя в автомобильной промышленности. К отличительным чертам новой серии можно отнести модульную конструкцию со множеством опций, низкую стоимость владения, минимальное количество расходных материалов, максимальный комфорт и минимальное время зарядки. Электропривод хода: электродвигатель, аккумулятор, инвертор и насос системы охлаждения не требуют технического обслуживания.
Передовая технология литий-ионных модульных батарей с напряжением 400 или 680 В обеспечивает более высокую безопасность, производительность и намного более длительный срок службы, чем свинцово-кислотные и низковольтные батареи, также они просты в эксплуатации и не требуют содержания отдельной зарядной инфраструктуры. Встроенная активная система управления контролирует температуру батареи и работу насосов. Технология «IonMaster» запатентована и признана наиболее передовой в отрасли.
Серия XE от TLD
Спрос на аэродромную технику с электроприводом постепенно растет во всем мире. Мир быстро меняется, и сокращение выбросов становится приоритетом повестки дня. Французская компания TLD производит безводильные тягачи с двигателями внутреннего сгорания более 35 лет, а полностью электрические – с 2004 г. TLD обладает обширным опытом работы как с электрическими версиями, так и с гибридными машинами. Используя последние технологические достижения и собственный многолетний опыт в области повышения производительности, компания TLD запустила в производство полностью электрический безводильный тягач TPX-200-XE. Тягач подходит для буксировки всех типов самолетов, таких как AIRBUS А319/ А320/ А321, А300/ А310, А330/ А340, А350, MD80/ MD90, DC10/ MD11, Boeing В737, ВC B757, В767, B787, B777 с рулежной массой до 368 т.
Для конструкции тягача был выбран именно электрический вариант, так как при буксировке воздушного судна коэффициент загрузки машины очень близок к 100%. Таким образом, в этом случае решающую роль играет эффективность трансмиссии, а преимущества гибридного привода, связанные с регенерацией энергии в период низкой загрузки, не могут быть реализованы. Тягач TPX-200-XE является последним дополнением к линейке тягачей и создан на базе TPX-200-MTX с использованием одних и тех же компонентов, что облегчает процесс обучения водителей. Машина обладает уникальной конструкцией с центральным шарниром между передней и задней частью шасси. Автоматический процесс погрузки и разгрузки обеспечивает высокую безопасность при буксировке.
Электрический тягач Trepel
Электрический тягач CHALLENGER 280e рассчитан на работу с широким спектром типов воздушных судов, вплоть до A350 и B787. Как и его дизельный аналог CHALLENGER 280e, он оснащен гидропневматической подвеской, имеет опции обогрева и кондиционирования воздуха в кабине водителя. Компоненты мирового класса, такие как трансмиссия DANA с двумя передачами вперед и назад, обеспечивают низкие эксплуатационные расходы и оптимальный срок службы. Привод хода обеспечивается двумя электромоторами по 46 кВт.
Отдельный электромотор мощностью 11,5 кВт служит для привода системы рулевого управления и тормозной системы. В качестве источника энергии используются две свинцово-кислотные батареи Hawker напряжением 96 В, емкостью 875 А.ч каждая. Из опций можно выбрать централизованную систему смазки, бортовую систему зарядки батарей или кондиционер.
Приоритеты Kalmar
Один из старейших производителей тягачей для буксировки воздушных судов компания Kalmar не стоит на месте. Сохраняя в линейке широкий спектр тягачей с дизельными двигателями, в последнее время компания сфокусировалась на машинах с электрическим и гибридным приводом. Эта тенденция отражается в текущих производственных приоритетах компании. В настоящее время от 30 до 40% мощностей Kalmar занимает изготовление электрических тягачей.
Недавно был открыт новый завод, расположенный всего в нескольких километрах от уже существующего предприятия компании, который обеспечивает больше пространства для производства и тестирования как внутри, так и снаружи. Два года назад датская компания Vestergaard, специализирующаяся на аэродромной технике, приобрела 25%-ную долю в компании Kalmar с целью расширения продаж и увеличения центров обслуживания по всему миру.
Тягачи LEKTRO
Компания JBT добавила к своей линейке семейство тягачей LEKTRO. Слияние JBT и LEKTRO произошло в феврале 2019 г., и теперь JBT предлагает своим клиентам электрические безводильные тягачи LEKTRO, которые подходят для использования в ангарах, а также для работы в коммерческих авиакомпаниях. Это аккумуляторные машины с открытой или закрытой кабиной, с подъемной люлькой-платформой в торце корпуса для зацепа передней стойки воздушного судна. Аккумуляторная батарея располагается внутри корпуса буксировщика.
Отличительной особенностью конструкции лебедки и люльки является простота и минимальное количество механических частей и датчиков. Разные модели LEKTRO могут использоваться как для перемещения небольших самолетов весом до 6800 кг, так и для буксировки коммерческих воздушных судов с рулежной массой до 127 000 кг, например Boeing 757.
Платформы Mototok
Продукция компании Mototok со штаб-квартирой в Германии выделяется среди конкурентов оригинальной конструкцией. Буксирное устройство Mototok представляет собой дистанционно управляемую платформу с фиксируемой упорной поперечной пластиной. Для обслуживания платформы достаточно одного оператора, при сцепке не происходит жесткого механического захвата носовой части самолета. Автоматическое подключение к носовой части осуществляется с помощью гидравлики в течение примерно 10 секунд без применения дополнительного оборудования. Электрические платформы Mototok способны легко маневрировать в небольших ангарах и буксировать самолеты семейств Boeing 737 и A320. Поворот платформы выполняется за счет разных скоростей вращения двух мотор-колес, управляемых контроллером.
Модели Mototok различных категорий и модификаций могут составить конкуренцию большим дизельным тягачам с обычным управлением, но при этом такие устройства требуют меньше расходов на эксплуатацию и на персонал и могут сэкономить место в ангаре. До последнего времени компания Mototok выпускала устройства, способные обслуживать только узкофюзеляжные воздушные суда. Недавно появившаяся платформа SPACER 250 подойдет для буксировки самолетов семейств Boeing 787 или Airbus 350 с рулежной массой до 250 т. С помощью зарядного устройства с микропроцессором батарея заряжается за 6 часов.
Panus с приводом Danfoss
Компания Panus из Таиланда предлагает широкий ряд моделей аэродромной техники, включая тягачи, в том числе серии F1-500, F1-400 и F1-300 с дизельными двигателями. Panus также стремится разрабатывать экологически чистые версии своих тягачей и предлагает модели F1-150, F1-280 и F1-340 с электрическим приводом Danfoss Editron с использованием синхронных электрических двигателей с постоянными магнитами и инверторов Danfoss Drives. Тягач Panus Bliss-Fox F1-340E специально разработан для маневрирования в соответствии с последними требованиями к аэродромной технике. Тягач способен толкать и буксировать самолет массой до 380 т, а это означает, что может обслуживаться все семейство B777.
Будучи полностью электрическим, F1-340E дает много преимуществ по сравнению с существующими дизельными тягачами: изменение крутящего момента без использования коробки передач, 6 часов работы на литиевом аккумуляторе, низкие затраты на техническое обслуживание, плавную работу, нулевые выбросы и низкий уровень шума. Тягач оснащен диагностической системой с сенсорным экраном. Герметичная кабина изготовлена из композитного материала, выдерживающего холодные и жаркие погодные условия.
Инновационный Emover
Инновационный тягач Emover от компании HYDRO Systems с литиево-ионным аккумулятором может буксировать самолеты с максимальной рулежной массой до 600 т. Способность работать c таким широким диапазоном типов самолетов, вплоть до A380, в значительной степени уникальна для тягача с питанием только от батареи. Низкопрофильный дизайн Emover придает этому тягачу элегантный вид и позволяет проезжать под самолетами с низким расположением, такими как Boeing 737. Шесть ведущих и управляемых колес обеспечивают хорошую маневренность Emover. Фактически машина может поворачивать на месте на 180°, что позволяет ей выполнять маневры в стесненных условиях ангара и тем самым максимизировать использование внутреннего пространства. Максимальная скорость Emover составляет 23 км/ч, в кабине предусмотрено место для двух человек помимо водителя.
Помимо автоматической смены захватов (до восьми) в зависимости от типа воздушного судна, Emover измеряет силу тяги и крутящий момент. 2D-сканер определяет тип воздушного судна по мере приближения к нему, а затем система управления сама автоматически выбирает соответствующий профиль настроек. Тягач оснащен новейшими функциями безопасности, в том числе автоматическим позиционированием у шасси воздушного судна и системой предупреждения о столкновениях, которая получает данные от камеры с высоты птичьего полета. Размеры Emover с кабиной 10,35х4,85х1,55 м, и весит он от 52 до 60 т. Аккумуляторная батарея, для зарядки которой требуется один час, обеспечивает емкость 195 кВт/ч. В будущем будет доступен вариант с дистанционным управлением без кабины. Предполагается, что Emover запустят в серийное производство весной 2021 г.
Хотя большинство тягачей, используемых в аэропортах по всему миру, по-прежнему работают на дизельном топливе, существует устойчивая тенденция к переходу на версии с питанием от батареи, и этот процесс в ближайшие годы, скорее всего, только ускорится. Следующий ожидаемый этап – переход на машины с дистанционным управлением.