Аэродромная техника: выход из зависимости
В 2022 г. российские авиакомпании перевезли около 96 млн пассажиров, не дотянув до плановых 100 млн из-за 11 закрытых аэропортов на юге России. Из них 80 млн пассажиров совершили внутренние перелеты, а 16 млн – международные. Чтобы поддержать перевозчиков, российские власти в 2022 г. выделили 172 млрд рублей, из них 100 млрд рублей авиакомпаниям на внутренние рейсы, 19,54 млрд рублей на возврат пассажирам стоимости билетов, 2,9 млрд рублей грузовым авиаперевозчикам, 15 млрд рублей на поддержку системы организации воздушного движения, 7,5 млрд рублей временно закрытым аэропортам юга России. Более 27 млрд рублей направили на программы субсидирования региональных перевозок, перевозок наименее социально защищенных категорий граждан и субсидирование дальневосточного перевозчика «Аврора». По сообщению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, без этой помощи годовой объем перевозок снизился бы до 74 млн пассажиров.
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» представляет собой единственный источник импортозамещения в сегменте аэродромных тягачей. На сегодняшний день предприятие освоило полную линейку водильных дизельных тягачей для буксировки воздушных судов взлетной массой от 7 до 600 т.
Основа линейки – серийно выпускаемый с 1997 г. водильный тягач БЕЛАЗ-74212 для транспортировки судов 3-й категории взлетной массой до 260 т. Тягач комплектуют двигателем Тутаевского моторного завода 8424.10 мощностью 312,5 кВт и гидромеханической коробкой передач собственного производства, что может послужить поводом для продления сроков его производства и сроков разработки его замены – тягача БЕЛАЗ-64020.
Вторая серийная модель – водильный тягач БЕЛАЗ-7427 для транспортировки воздушных судов взлетной массой до 600 т, выпускаемый в трех модификациях:
- с одной 3-местной кабиной спереди;
- с двумя 3-местными кабинами: спереди подъемная, сзади неподъемная;
- с двумя кабинами: спереди 3-местная, сзади 1-местная.
Выбор модификации зависит от воздушных судов, с которыми работает конкретный аэропорт. Так, для аэропорта Внуково была разработана модификация с двумя полноценными кабинами спереди и сзади. В агрегатную базу тягача входят двигатель Deutz мощностью 330 кВт, автоматическая гидромеханическая трансмиссия собственного производства с четырьмя передачами переднего хода и тремя заднего и блокируемым межосевым дифференциалом. Двигатель Deutz, тем более такой мощный, в перспективе может потребовать замещения и доработки конструкции тягача под новый агрегат. В принципе, компоненты, получаемые из недружественных стран, потребуют замещения, что может отодвинуть планы по запуску новых моделей. Так, летом 2021 г. проходили испытания аэродромного водильного тягача БЕЛАЗ-54010 для самолетов взлетной массой до 150 т с двигателем Deutz мощностью 136 л.с., с электронной системой управления и автоматической гидромеханической трансмиссией ZF, ведущие мосты NAF. С лета 2022 г. тягач эксплуатируется в международном аэропорту им. Б.В. Волынова в Новокузнецке. Тягач представляет определенный интерес как для региональных, так и для крупных международных аэропортов. Качественные, проверенные европейские агрегаты и системы обеспечили бы высокие технические параметры, такие как маневрирование на низких скоростях, надежную эксплуатацию, но под вопросом доступность самих агрегатов.
Также в аэропортах ждут тягач БЕЛАЗ-34010 для буксировки багажных и контейнерных телег и тягач БЕЛАЗ-34020 для буксировки средств наземного обслуживания. Эти машины будут комплектовать двигателем мощностью 60 кВт, автоматической гидромеханической коробкой передач, полным приводом с отключаемым передним мостом.
На фоне сокращения перевозок не так заметны проблемы с авиапарками, связанные с запретом США и ЕС на поставку в Россию гражданских воздушных судов, запчастей и связанных с ними услуг. Перевозчики потеряли возможность приобретать новые воздушные суда, а обслуживание техники зарубежного производства подорожало из-за параллельного импорта запчастей через третьи страны.
Правительство РФ в целях преодоления зависимости отрасли от импорта одобрило комплексную программу авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г., которой предусмотрено строительство 1036 гражданских самолетов и 764 вертолета, включая 270 МС-21 и 142 Superjet-New.
Тем не менее сегодня необходимо обслуживать и ремонтировать оставшиеся воздушные суда, а в перспективе их заменять и пополнять парки, и если нет возможности быстро построить требуемое количество воздушных судов, то хотя бы отремонтировать и вернуть в эксплуатацию те, что были. Так, авиакомпания Red Wings планирует вернуть в строй в 2023 г. один Ту-204 и один Ту-214. Еще два таких же самолета будут переданы Объединенной авиастроительной корпорацией в 2024 г. На какое-то время Red Wings решат свои проблемы, а там подоспеет и российское авиастроение, которое вынуждено проводить внеплановое импортозамещение комплектующих в проектах Superjet 100 и МС-21, а также ряда вертолетных проектов.
Очень актуальны сейчас программы восстановительного ремонта аэродромной техники. Компания «АэроТрансТехника» активно ведет деятельность в данном направлении (SCHOPF, Goldhofer и другие бренды). Программа включает качественные запасные части и квалифицированные услуги специалистов, что позволяет в значительной степени восстановить исходные параметры и предоставить технике путевку в новую жизнь. Сервисные инженеры компании «АэроТрансТехника» являются экспертами с многолетним опытом в данной области, способными дать вторую жизнь неисправным или изношенным элементам конструкции, восстановить их до состояния, близкого к новому, а также модернизировать путем внесения новейших технологических решений. Восстановительный ремонт производится в полном соответствии с требованиями заводов-изготовителей техники и ее отдельных компонентов, установленных для данного вида работ. Аэродромная техника с более чем десятилетним сроком службы и с наработкой свыше 15–20 тыс. моточасов после проведения восстановительного ремонта будет продолжать качественно выполнять свою работу каждый день еще в течение многих последующих лет.
Постепенно восстанавливается рынок аэродромной техники. После ухода западных поставщиков импорт переориентировали на восток, в основном на КНР, есть также варианты с техникой из Турции, Индии, с Тайваня. Предложение практически восстановилось, но спрос растет медленнее из-за длительных финансовых проблем, начавшихся в ковидном 2020 г.
АО «Завод специальной техники» (АО «ЗСТ») основано в 2010 г. и специализируется на разработке, производстве, поставке, техническом обслуживании аэродромной техники. Вся продукция завода выпускается в соответствии с ГОСТ Р, сертификатом соответствия ИСО 9001. На площади 4000 м2 располагаются современные производственные цеха; персонал предприятия составляет более 200 сотрудников, включая конструкторский отдел в составе 15 человек.
Продукция и услуги завода востребованы как аэропортами московского авиационного узла, так и множеством региональных аэропортов, а также предприятиями, входящими в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». С 2010 г. основными направлениями деятельности завода были ремонт и техническое обслуживание авиационной наземной техники. В то же время завод постоянно занимался разработкой техники собственного производства.
В настоящий момент АО «ЗСТ» разработаны и внедрены в серийное производство следующие виды аэродромной техники:
- самоходный трап АТрС-01;
- подкатной трап АТР-07;
- универсальный мобильный подогреватель УМП-01;
- аэродромный источник питания АПА-01:
- аэродромный агрегат покоса травы АПТ-460;
- аэродромный ленточный транспортер АЛТ-01;
- контейнерная телега ТК-2;
- палетная тележка ТП-7;
- тележка багажная ТБ-2;
- стремянки авиационные различных модификаций;
- стенды (тележки) транспортировки авиационных двигателей.
В 2022 г. АО «ЗСТ» почувствовало повышенный спрос со стороны авиационных предприятий как на ремонт аэродромной техники иностранного производства (с учетом ухода зарубежных производителей и нарушения логистических цепочек), так и на закупку отечественной техники, производимой заводом. Завод является надежным поставщиком комплектующих, деталей и агрегатов иностранного производства, смог заново наладить логистические цепочки, а также сотрудничает с предприятиями промышленности по вопросам разработки и изготовления изделий российского производства.
Учитывая все обстоятельства 2022 г., АО «ЗСТ» планирует в следующие три года усилить направление производства техники собственной разработки. Так, в плане 2023 г. завершение постановки на серийное производство следующей техники:
- заправщик воздушного судна азотом/ кислородом;
- аэродромный заправщик самолетов питьевой водой;
- машина для обслуживания туалетных отсеков ВС.
Участие в государственной программе «Производительность труда», проводимой Федеральным Центром Компетенций (Министерство экономического развития РФ), позволило улучшить качество выпускаемой техники, сократить сроки изготовления, уменьшить трудоемкость работ и расход материала, и соответственно клиенты стали получать технику по более низкой цене.
В 2023г. завод планирует расширение малярного цеха и заготовительного участка.
В планах на несколько лет – создание цеха мехобработки.
В ближайшие три года задача – увеличение выручки на 30– 40% ежегодно.
Цель АО «ЗСТ» – быть производителем авиационной наземной техники № 1 в России.
Активизировались российские производители аэродромной техники. Так, Мценский «Завод специальной техники», занимавшийся с 2010 г. крупноузловой сборкой зарубежной техники, сейчас активно развивает производство собственной линейки аэродромной техники. Как оказалось, порядка 80% аэродромной техники российское предприятие может строить само. К этому стоит прибавить программу капитального ремонта. Завод как ремонтирует клиентскую технику, так и выкупает технику, бывшую в эксплуатации, для последующего восстановления и продажи на рынке по цене 30–40% от новой с гарантией как на новую. Машины, например перронные автобусы, полностью разбирают, восстанавливают силовую передачу, кузов, окрашивают, устанавливают новые сиденья. В случае сложного ремонта агрегатов или обработки металла привлекают подрядчиков-специалистов. Необходимые запчасти для импортных машин поставляют через третьи страны.
К счастью для российских аэропортов, ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» выпускает линейку аэродромных тягачей и сохраняются хорошие отношения с Республикой Беларусь. Речь идет не только о поставках тягачей и их сервисе, но и об организации производства на территории России, о чем было объявлено в декабре 2022 г. Производство наладят в Грозном и на начальном этапе будут собирать аэродромные тягачи.
Оптимизм внушает и внутреннее производство аэродромных топливозаправщиков. Так, «Грабовский автомобильный завод» выпускает малые и средние топливозаправщики на автомобильных шасси, средние и большие полуприцепные топливозаправщики и поставляет их во многие, как малые и региональные аэропорты, так и в крупнейшие международные. Еще в начале 2000-х гг. завод сориентировался на этот сегмент рынка, разработал конструкции самонесущих полуприцепных цистерн чемоданного типа, освоил сварку крупных листов из алюминиевого сплава, наладил поставки комплектующих. Кроме топливозаправщиков завод застраивает автомобильные шасси специальным оборудованием, таким как диспенсер с подъемной платформой для заправки отфильтрованным и обезвоженным топливом для реактивных двигателей, для уборки топлива после заправки воздушного судна. В комплектации используют импортные насосные агрегаты, фурнитуру, счетно-дозирующие системы, фильтры, для которых может потребоваться замещение.
Таким образом, отечественное машиностроение совместно с дружественным белорусским и при поддержке могучего китайского в состоянии удовлетворить спрос на аэродромную технику в достаточно короткие сроки. А чтобы в перспективе не наступить на грабли импортозамещения еще раз, целесообразно стимулировать собственное производство всех видов техники для обслуживания воздушных судов, взлетных полос, аэропортов. Как показала практика, параллельный импорт целесообразен только для самой дорогой техники и экономически нецелесообразен для среднего и бюджетного сегментов.