Goldhofer »PHOENIX« AST-2E

Слуги титановых птиц

Новинки средств наземного обслуживания самолетов в аэропортах

Производство оборудования для наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах – отрасль нишевая и весьма консервативная. Новинки здесь появляются нечасто. Тем не менее инновации в этой отрасли есть, и порой очень интересные. Наша статья познакомит читателя с инновациями последнего времени, появившимися в этой технике.

Аэродромные тягачи

Goldhofer: новые тягачи, дизель и электропривод

BISON D1000. В феврале 2021 г. компания Goldhofer AG, один из основных поставщиков различной аэродромной техники на нашем рынке, впервые представила в России свой аэродромный тягач нового поколения BISON D1000.

Это представитель модельного ряда тягачей BISON классического водильного типа полной массой 28,5 т, второй в линейке по грузоподъемности: рассчитан на буксировку самолетов со взлетной массой до 300 т. Возможно и более тяжелое исполнение, когда сам тягач весит 46 т и предназначен для самолетов массой до 400 т. Буксировочные устройства расположены впереди и сзади тягача и снабжены демпфером. Данная техника имеет модульную конструкцию, благодаря которой их можно оснащать дизельным либо электрическим двигателем с возможностью обратной конверсии. Одним из преимуществ модульной технологии является унифицированная кабина BISON с единой эргономикой рабочего места, что значительно повышает безопасность при работе оператора на тягачах разных моделей. Особенность тягачей этой компактной серии в том, что их можно догружать балластом, который монтируется по бортам.

BISON D1000 имеет длину чуть более 7 м. Стальные панели корпуса сдвоены и имеют общую толщину более 20 см. Машина полноприводная, обе оси управляемые (есть даже режим «крабового» хода), радиус поворота чуть больше 6 м. Тягач оснащен двигателем Deutz мощностью 200 кВт и 6-ступенчатой АКП ZF Ergopower с плавным переключением передач без разрыва момента. Максимальная скорость – 30 км/ч. Кабина снабжена кондиционером и подъемным устройством, обеспечивающим максимальную высоту подъ­ема 2640 мм. BISON D1000 может быть оборудован четырьмя интегрированными гидравлическими домкратами.

Goldhofer »BISON« E620

PHOENIX E. В апреле 2021 г. компания Goldhofer заявила об успешном завершении тестовой эксплуатации в аэропорту Мюнхена (Германия) безводильного тягача нового поколения PHOENIX AST-2Е с системой электрического привода IonMaster с питанием от литий-ионных батарей 700 В. Техника подтвердила заложенные характеристики и готова к круглосуточному использованию.

Электрический тягач PHOENIX AST-2E проходил эксплуатационные испытания в разных аэропортах. Данная модель демонстрирует такую же производительность, как и дизельные аналоги, но отличается в разы меньшими эксплуатационными затратами и увеличенными интервалами техобслуживания.

Тягачи способны развивать мощность до 240 кВт и буксировать воздушные суда, в том числе широкофюзеляжные, взлетной массой до 352 т со скоростью до 32 км/ч.

Тормозная система трехконтурная, обеспечивает высокую безопасность.

Емкость батарей тягачей PHOENIX AST-2E составляет от 66 до 165 кВт.ч. Имеется также решение с гибридным приводом с батареями емкостью 66 кВт.ч.

Концепция электрического привода IonMaster: тягачи могут заряжаться от станций переменного и постоянного тока мощностью до 150 кВт. Система TMS (Thermo Management System) обеспечивает очень короткое время зарядки батареи. По сравнению с дизельными аналогами система обеспечивает исключительно высокую экономию энергии и общую экономическую эффективность электрической машины.

Электрический привод IonMaster уже доступен к заказу на следующих моделях Goldhofer: это два тягача из серии BISON, безводильный тягач PHOENIX AST-2Е и все модели из серии SHERPA.

ОАО «БЕЛАЗ»

ОАО «БЕЛАЗ» расширяет линейку аэродромной техники

БЕЛАЗ-54010. В АО «БЕЛАЗ» из дружественной Беларуси еще в конце 2020 г. был собран испытательный образец аэродромного тягача БЕЛАЗ-54010, способного буксировать воздушные суда с взлетной массой до 150 т. В июне 2021 г. начались его испытания.

Масса машины варьируется от 12 до 18 т в зависимости от съемного балласта, расположенного между осей. Тягач оснащается силовым агрегатом Deutz мощностью 100 кВт с электронной системой управления и автоматической гидромеханической трансмиссией ZF с шестью передачами переднего и тремя заднего хода, с надежными карданными валами. Гидравлический рулевой механизм обеспечивает четыре режима рулевого управления, большой угол поворота колес позволяет легко маневрировать и позиционировать тягач в очень узких пространствах и при сложной траектории движения. Новинка получит усиленные ведущие мосты от NAF (Германия) с многодисковыми тормозами, имеющими длительные интервалы техобслуживания.

Кабина аэродромного тягача унифицирована по эргономике, функционалу и шумоизоляции с кабиной тягачей серии БЕЛАЗ-7427. Большая площадь остекления кабины обеспечивает отличный обзор. Удобное регулируемое сиденье на пневмоподвеске. Рулевое колесо также имеет регулировку по вылету и углу наклона. На электронной панели приборов с жидкокристаллическим дисплеем отображаются все рабочие параметры машины, имеется функция диагностики двигателя и коробки передач, рулевого управления, тормозной системы. На дисплей передается сигнал с камеры заднего вида при движении машины задним ходом. Комфортные условия водителю обеспечат эффективные системы кондиционирования и отопления. В базовую комплектацию тягача входит зимний пакет (электрообогрев зеркал, кабины, топлива, охлаждающей жидкости двигателя), система пожаротушения, кнопки аварийного останова.

О завершении сертификационных испытаний пока сообщений не было.

ОАО «БЕЛАЗ»

Серия БЕЛАЗ-7427. Серия тягачей БЕЛАЗ-7427 будет состоять из трех модификаций, отличающихся числом и конфигурацией кабин. Пока предлагаются к продаже две модификации. Базовая модель БЕЛАЗ-74270 была представлена еще в 2016 г. Она оснащена одной трехместной кабиной.

Модель БЕЛАЗ-74271 появилась в начале 2021 г. Она разработана по специальному заказу московского аэропорта Внуково и оснащается двумя (спереди и сзади) полноценными трехместными кабинами с органами управления. Задняя кабина идентична передней, но передняя может подниматься. Обе машины комплектуются двигателем Deutz мощностью 330 кВт и способны буксировать самолеты массой до 600 т. Масса БЕЛАЗ-74271 – 67,7 т. Габаритная длина машины больше, чем у базовой модификации, на 1,3 м. Колесная база осталась прежней – 3630 мм.

В остальном всё так же, как у БЕЛАЗ-74270. Применяется автоматическая гидромеханическая трансмиссия собственного производства «БЕЛАЗ» с четырьмя передачами переднего хода и тремя заднего и блокируемым межосевым дифференциалом. Максимальная скорость переднего хода – 35 км/ч, заднего хода – 22 км/ч. Ведущие и управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне. Рулевой механизм обеспечивает четыре режима рулевого управления: отдельно каждым из мостов, движение «крабом», передние и задние колеса «след в след». Кабины просторные, с панорамным стеклом, кондиционером. Панель приборов с жидкокристаллическим дисплеем. Есть камера заднего вида.

Модификация БЕЛАЗ-74272 пока находится в разработке. В дополнение к передней трехместной кабине она оборудуется дополнительной одноместной задней управляемой кабиной. Свободное место на задней площадке может быть использовано под установку специального оборудования по требованию заказчика. Для обеспечения безопасности все органы управления в неактивной кабине блокируются, исключая их одновременное приведение в действие из двух кабин.

ОАО «БЕЛАЗ»

БЕЛАЗ-64020. На предприятии также проектируется машина для буксировки воздушных судов с взлетной массой до 260 т (БЕЛАЗ-64020), которая в перспективе полностью заменит серийно выпускаемую модель БЕЛАЗ-74212. В ближайшее время планируется изготовить ее рабочий прототип. Тягач получит систему полного привода с отключаемыми передними мостами.

БЕЛАЗ-34010, БЕЛАЗ-34020. На предприятии заканчивается изготовление опытных образцов тягача для буксировки багажных и контейнерных телег БЕЛАЗ-34010 и тягача средств наземного обслуживания БЕЛАЗ-34020, а также другого аэропортового оборудования. Упомянутые машины оборудуются двигателем мощностью 60 кВт, полным приводом с автоматической гидромеханической передачей, отключаемым передним мостом и колесной формулой 4х4. БЕЛАЗ-34010 развивает тяговое усилие 32 кН, БЕЛАЗ-34020 – 40 кН.

Kalmar Motor AB

Электрический тягач Kalmar Motor AB

В августе 2020 г. в международный аэропорт Копенгагена (Дания) поступил новый аэродромный тягач FB 600EL с полностью электрическим приводом, изготовленный шведской компанией Kalmar Motor AB. После успешного завершения опытной эксплуатации в марте 2021 г. было объявлено, что этот экологичный тягач водильного типа будет использоваться в полной мере для буксировки широкофюзеляжных воздушных судов массой до 600 т.

У тягача FB600EL масса составляет 60 т. Электропривод получает питание от литиевых батарей, которые обеспечивают непрерывную работу тягача в течение четырех часов. В кабине с центрально расположенным местом оператора находится цветной графический дисплей, на котором визуализируются все важные параметры работы машины. Системы управления агрегатами тягача связаны шиной CAN. Сиденье оператора, а также рулевое колесо и органы управления могут разворачиваться на 180°. Это очень удобно оператору. Электронная система F.A.C.T. автоматически контролирует силы тяги и торможения тягача. FB600EL отличается уникальной газово-гидравлической системой подвески, обеспечивающей плавное комфортное движение. Эксплуатационные затраты у FB600EL гораздо ниже, чем у аналогичных дизельных тягачей.

Kalmar Motor AB

Trepel Airport Equipment GmbH – первый безводильный тягач

В конце 2021 г. немецкая компания Trepel Airport Equipment выпустила новый аэродромный тягач CHARGER 380 безводильного типа – первый в своей производственной линейке.

Машина оснащена автоматическими системами предотвращения столкновений и выявления препятствий и независимой гидропневматической передней подвеской. Тягач CHARGER 380 – один из самых мощных в своем классе, способен работать с воздушными судами типа B777 и A340, прекрасно справляется с буксировкой на дальние расстояния. На выбор предлагаются два двигателя мощностью 309 или 231 кВт экологического класса Stage V. Возможна и установка тех же двигателей в исполнении Stage III. Трансмиссия гидростатическая.

Trepel Airport Equipment GmbH

Пожарные автомобили

АО «БАЗ» – новинка после долгого перерыва

В конце 2020 г. АО «Брянский автомобильный завод» (входящее в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей»), представило новый стартовый аэродромный пожарно-спасательный автомобиль (СПСА) АА 12,5-70/100, созданный на шасси БАЗ-8080 (колесная формула 6х6.1). С тех пор предприятие неоднократно демонстрировало этот образец на разных выставках.

Автомобиль уникален для нашей промышленности – больше ни одно предприятие не имеет в своей производственной линейке пожарной машины, полностью соответствующей требованиям международной организации гражданской авиации ICAO. Машина предназначена для быстрого прибытия на место и тушения пожаров на воздушных судах и наземных объектах аэропорта, а также для проведения аварийно-спасательных работ. Поэтому она обладает повышенными динамическими характеристиками и высокоэффективной системой пожаротушения (2 лафетных ствола, дальность подачи воды 75 м).

АО «БАЗ»

Мощный силовой агрегат (515 кВт) позволяет разгонять машину полной массой до 85 км/ч за 40 сек. Тяговый двигатель находится сзади, кабина боевого расчета на 4 человека впереди, а модуль пожаротушения в середине автомобиля. Все агрегаты, системы и оборудование автомобиля расположены так, чтобы обеспечить минимальную высоту центра тяжести машины, что позволяет быстро прибыть к месту вызова со скоростью до 115 км/ч. Независимая подвеска и широкопрофильные шины позволяют двигаться даже по пересеченной местности. Трансмиссия СПСА обеспечивает работу насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от одного тягового двигателя прямо на ходу при различных скоростях движения.

Пожарный автомобиль создавался совместно несколькими предприятиями. БАЗ выступил в качестве головного исполнителя опытно-конструкторской работы и заказчика для прочих участников работ.

Очевидно, что как специфический нишевый продукт СПСА  АА 12,5-70/100 будет изготавливаться БАЗом по предварительным заказам.

АО «БАЗ»

Самый большой в мире аэродромный пожарный автомобиль NAFFCO FZCO

В январе 2020 г. на выставке в Дубае (ОАЭ) международная компания NAFFCO FZCO (National Fire Fighting Manufacturing FZCO со штаб-квартирой в г. Дубай), производитель противопожарного оборудования, продемонстрировала самый большой в мире пожарный автомобиль для аэропортов Falcon 8x8, флагман линейки NAFFCO Falcon.

Автомобиль был разработан и изготовлен в Дубае. Кабина, панели кузова и цистерна Falcon 8x8 выполнены из поли­эфирного стеклопластика. Машина оснащена двумя двигателями, развивающими суммарную мощность более 1030 кВт и обеспечивающими автомобилю Falcon 8x8 разгон от 0 до 80 км/ч менее чем за 25 сек. Так разогнаться сможет не всякий спортивный автомобиль, а Falcon 8x8 весит свыше 54 т!

NAFFCO FZCO

В цистерне помещается более 18 000 л воды. Имеется автоматическая система пенного пожаротушения Around-the-Pump. Автомобиль также оснащен порошковыми огнетушителями, заправленными порошком на основе фосфата аммония, который эффективно гасит и обычное пламя, и возгорание от замыкания в электрооборудовании, и горящие жидкости. Falcon 8x8 соответствует международным нормам для пожарных автомобилей аэропортов NFPA 414 и ICAO.

В настоящее время в серию Falcon входят три модели разной производительности. Автомобиль может быть укомплектован шасси европейского или американского производства. В зависимости от требований заказчика рулевое колесо располагается в центре, в центре справа или слева.

Oshkosh Corporation

Oshkosh Corporation – первый электрический пожарный автомобиль

В июне 2021 г. Oshkosh Corporation (США) объявила о создании платформы электрических пожарных и спасательных автомобилей Volterra и инновационного аэродромного пожарно-спасательного автомобиля Striker Volterra, первого электрического пожарного автомобиля в США.

Автомобиль оснащен гибридным приводом параллельного типа с запатентованной технологией электромотора с питанием от батареи Oshkosh Corporation Battery Electric Vehicle (BEV). Также в составе привода 12,7-литровый дизельный двигатель Scania DC13 (365 кВт, турбонаддув), обеспечивающий непрерывное снабжение энергией привода и подпитку батареи. Расход топлива ниже до 40% по сравнению с аналогичным чисто дизельным автомобилем. Ходовая часть и оборудование машины могут получать энергию от двигателя либо от двигателя и от батареи вместе (ход – электрический, насос работает от дизеля), либо только от батареи. Энергии полностью заряженной батареи хватает для движения автомобиля в течение одного часа. На шасси имеется система регенерации при торможении, от которой подзаряжается батарея. Также батарея может заряжаться на станциях зарядки электромобилей.

В новой кабине оператору обеспечивается улучшенный обзор, сиденье оператора располагается по центру кабины, имеется бортовая система диагностики автомобиля и боковые подушки – шторки безопасности. В кабине 5 мест для экипажа. Трансмиссия бесступенчатая, электромеханическая. Автомобиль разгоняется от 0 до 80 км/ч за 25 сек. Безопасность хода автомобиля повышает электронная система курсовой устойчивости ESC. Подвеска всех колес независимая, фирменной конструкции Oshkosh TAK-4.

Пожарное оборудование – самое современное, с интеллектуальным управлением. На шасси установлена цистерна для воды емкостью 12 000 л, цистерна для пены на 1680 л, водяной насос с подачей 7570 л/мин, а также порошковая система пожаротушения с запасом сухого химического порошка 225 кг. Предлагаются варианты автомобиля на шасси с колесной формулой 6х6 или 4х4. Автомобиль Striker Volterra соответствует требованиям международных норм NFPA 414 и ICAO.

Oshkosh Corporation

Прочая техника

Vestergaard – первая в мире электрическая машина для противо­обледенительной обработки

Еще в конце 2019 г. датская компания Vestergaard (Дания) представила электрический вариант своей машины для противообледенительной обработки воздушных судов Elephant e-BETA. В декабре 2020 г. Vestergaard и компания Aéro Mag (Канада), которая специализируется на противобледенительной обработке воздушных судов, представили совместно созданный инновационный вариант первого в мире гибридного (электродизельного) автомобиля для противообледенительной обработки ВС Elephant e-BETA. Начались эксплуатационные испытания машины в аэропорту Монреаля (Канада). В течение 2021 г. Elephant e-BETA также поступила на испытания в аэропорты Осло, Мюнхена и других городов Европы.

Машина подъезжает к самолету на дизельном двигателе, а затем приступает к противообледенительной обработке, маневрируя вокруг воздушного судна, уже на электроприводе. С полностью заряженными литий-ионными батареями новый деайсер способен обработать 15–20 самолетов без подзарядки и использования ДВС шасси. Если в аэропорту имеется такая возможность, e-BETA Hybrid может работать, получая питание по электрическому кабелю (через встроенное зарядное устройство). Аккумуляторные батареи могут также заряжаться от дизельного двигателя шасси машины. Батарея полностью заряжается за 2–6 часов, затем машина может работать на одной зарядке в течение 8–12 часов в зависимости от температуры окружающего воздуха и других факторов.

Vestergaard

Создатели заявляют, что у Elephant e-BETA количество вредных выбросов сократилось на 87% по сравнению с дизельным аналогом. Также существенно сокращается расход дизтоплива при обработке ВС.

На шасси деайсера установлена цистерна емкостью 4000 л и еще две цистерны по 2000 л каждая (возможен вариант оборудования машины цистернами общей емкостью 10 000 л). Производительность насосов 1-го, 2-го и 3-го баков составляет соответственно 250, 100 и 100 л/мин. Смешивание гликоля с водой производится на борту машины автоматически, оператор лишь задает пропорцию, которая зависит от температуры воздуха. Противообледенительная жидкость подогревается, после достижения заданной температуры подогреватель отключается. Жидкость в цистерне остывает всего лишь на 1 °С в час. Устанавливается компрессор для удаления снега и льда с ВС струей воздуха со скоростью 170 м/мин. Возможно изменение характеристик согласно требованиям заказчика.

Vestergaard

Elephant e-BETA оснащена комфортной 2-местной кабиной с отопителем. Оператору обеспечивается обзор на 360°. Кабина может подниматься (максимальная высота положения глаз оператора – 11,5 м). Управление осуществляется джойстиками. Длина стрелы – 14 (или 12) м. Максимальная высота подъема форсунки – 21 м. Имеется система PPS (Precise Positioning System), в составе которой радар и видеокамера со стеклоочистителем, установленные на стреле. Они помогают точно на оптимальном расстоянии от самолета позиционировать форсунку, сокращая потери тепла жидкостью. Система автоматически поддерживает оптимальное расстояние даже когда оператор перемещает машину.

Toyota – 3TE25, электрический тягач нового поколения для багажных тележек

Toyota Industries Corporation, входящая в Toyota Group, выпустила тягач, который позиционирует как «предназначенный для складов и аэропортов». Продажи 3TE25 начались в октябре 2021 г., и многие аэропорты Японии сразу стали их закупать.

Toyota Industries Corporation

Тягач оснащен двумя электромоторами мощностью по 11,2 кВт каждый, развивает тяговое усилие 2,5 т и способен буксировать багажные тележки массой до 27 т в течение 60 мин без подзарядки на батареях емкостью 620 А.ч. Трансмиссия автоматическая. Тягач оснащен системой, которая определяет, когда машина движется на подъем, и автоматически переключает режим движения тягача с транспортного на режим повышенной мощности. Без нагрузки тягач может развивать скорость до 25 км/ч. Имеется задняя «ползущая» скорость.

В некоторых источниках предполагают, что тягач может буксировать и небольшие самолеты, однако в материалах компании Toyota про буксировку ВС нигде не говорится. Да и кабины у тягача нет, не очень удобно для работы на поле аэродрома. Видимо, все же тягач предназначен для багажных тележек в соответствии со своим «складским» назначением. Правда, по заказу 3TE25 может быть оборудован металлической кабиной с отопителем.

Toyota Industries Corporation
компании по теме статьи
компании по теме статьи