Универсальный самоходный модуль Goldhofer с системой »ADDrive« (4 осевые линии) + модульный прицеп Goldhofer THP/SL 10 (3+3+4)
«Индивидуальный подход»

Особый путь развития техники для перевозок тяжеловесных негабаритных грузов

Узок сегмент перевозок тяжеловесных негабаритных грузов, производители техники и перевозчики хорошо друг друга знают, все основные, типовые задачи давно решены, и отрасль может развиваться, решая специфические задачи заказчика, либо под давлением меняющегося национального и международного законодательства. Сегодня на наш сегмент автомобильных полуприцепов-тяжеловозов такое давление оказывают ограничения полной массы и нагрузок на оси.

Мы помним, как совсем давно введенный было размер утилизационного сбора вызвал полную остановку продаж тяжеловозов и волну негодования. Глобально самое сильное воздействие на автопром, на строительное и сельскохозяйственное машиностроение оказывают нормы токсичности выхлопов и шума. Европейские производители самоходных модульных транспортных средств обязаны их соблюдать. У нашего законодателя до этого пока, к счастью, не дошли руки.

Модульные транспортные средства – продукт не массовый в принципе. Модули собирают под заказ по спецификациям заказчика небольшими сериями. При этом крупные транспортные и сервисные компании, такие как Mammoet, накапливают парки в тысячи осевых линий. Эти парки неоднородны, сформированы из модулей различных серий и конфигураций. Модули, оснастку, силовые блоки, седельно-балластные тягачи заказывают для решения определенных транспортных задач. Например, для перевозки тяжелых концентрированных грузов, таких как трансформаторы весом 400 и более тонн, строят грузоподъемную балочную ферму (High Girder Bridge), концы которой опираются на тележки из модулей. Это сложный комплекс оборудования не повседневного использования, он очень специальный и специфический, но в ряде случаев без него невозможно обойтись. Все разнообразие транспортных задач можно в той или иной степени структурировать и создать типовые решения, такие как балочная ферма, которые при этом будут оставаться специфическими, нишевыми. Задача структурирования осложняется тем, что на конфигурацию транспортного средства влияет не только характер груза, но и маршрут, дорожные и климатические условия. В этом деле нет конечного набора решений.

Сегодня в сегменте модульных транспортных средств актуальны системы, ассистирующие тягачу. Как и в любой другой отрасли, возникновение того или иного вектора развития связано с совершенствованием базовых технологий. Для модулей и тяжелых полуприцепов такой базовой технологией стал гидромеханический привод, позволяющий передавать на ведущее колесо огромный крутящий момент в скоростном диапазоне от 0 до 25 км/ч без перегрева и разрушения, а по достижении определенной скорости автопоезда привод автоматически отключается.

Самоходный модуль Goldhofer PST/ES-E (24 осевые линии) c  функцией разворота осевых агрегатов на 180°

Так, у компании Goldhofer ушло три года на разработку ассистирующей системы, получившей название »ADDrive« (именно так, с неправильными кавычками) и представленной общественности на выставке BAUMA 2016 в Мюнхене. Суть этой разработки в том, что при необходимости ассистирующая система включается и помогает тягачу пре­одолеть подъем, а после того, как автопоезд наберет скорость 15 км/ч, автоматически отключается. Ассистирующая система также используется без тягача для маневров в стесненных условиях. Автопоезд может двигаться на скорости до 80 км/ч с отключенной системой »ADDrive«. Гидромоторы полностью отсоединяются от приводных колес, рабочая жидкость прекращает циркулировать, гидросистема не перегревается и не расходует энергию. Таким образом, система »ADDrive« дает возможность сочетать в одном автопоезде преимущества самоходных и несамоходных модулей. Фактически нужен один седельно-балластный тягач, обеспечивающий движение автопоезда по ровной дороге, а на сложных участках ему помогает система »ADDrive«.

Модуль »ADDrive« стыкуется с любыми модулями THP/SL, так как построен на той же базовой раме. В зависимости от требований заказчика это может быть модуль с шестью осевыми линиями, из которых приводные две, три или четыре, либо это модуль с четырьмя осевыми линиями, из которых две приводные. Силовой блок навешивается на торцовую поверхность модуля либо устанавливается сверху на платформу.

Второе решение, которое хотелось бы упомянуть, это система Double Rotating Axles (DRA). Это весьма специальное, узкого применения решение. Суть его в том, что колеса модуля могут разворачиваться на 180° в обе стороны, что само по себе уже является нетривиальным решением. Но это еще не всё. При развороте за счет того, что осевой агрегат несколько смещен от вертикальной оси вращения, увеличивается колея модуля – с 1510 до 1810 мм, а ширина по колесам – с 2430 до 2730 мм. За счет этого возрастает опорный контур, и модуль может перевозить груз, больший по ширине или с более высоким центром тяжести, без необходимости стыковки дополнительного модуля или «половинки». Модули с системой »ADDrive« и с системой DRA доступны для заказа по всему миру.

Универсальный самоходный модуль Goldhofer с системой »ADDrive« (4 осевые линии) + модульный прицеп Goldhofer THP/SL 10 (3+3+4), буксируемые тягачом MAN

В 2016 г. компания Scheuerle разработала высокотехнологичную систему для одной из крупнейших европейских транспортных и сервисных компаний Mammoet, которая, кстати, участвует и в российских проектах, в частности на полуострове Ямал. Mammoet поставила перед Scheuerle задачу разработать и построить ассистирующую систему с грузоподъемностью 1000 т, которая заменила бы 10 тягачей. Была создана уникальная система на базе самоходной версии К25. Модуль переделали практически полностью, оставив без модификации только раму. Автопоезд составляется из модулей, состыкованных в колонну по два, в так называемую четырехлинейную систему. На передние и задние модули навешены силовые блоки мощностью по 1000 л.с. каждый, суммарная мощность силовых установок – 4000 л.с. Силовые блоки отличаются от серийных, они больше по высоте и смонтированы в усиленных рамах.

Дышло устанавливается посередине между силовыми блоками. Функция тягача заключается в плавном рулении, в том, чтобы оператору было удобно, чтобы он находился в привычной для себя обстановке. Таково было желание заказчика, надо полагать, что он знает, во что инвестирует. Было бы точнее сказать, что это тягач ассистирует системе, а не наоборот.

Были также разработаны определенные технические решения, позволяющие автопоезду с нагрузкой 1000 т двигаться со скоростью до 25 км/ч длительное время. Автопоезд может двигаться и без тягача, например, при маневрировании на грузовой площадке.

Систему представили общественности на выставке BAUMA 2016. Заказчик планирует использовать ее на территориях, где недоступен водный транспорт и приходится перевозить негабаритные грузы на большие расстояния посуху.

Самоходная модульная платформа K25 Scheuerle-Kamag с силовым блоком на 1000 л.с. Самоходная модульная платформа K25 Scheuerle-Kamag развивает скорость до 25 км/ч Самоходная модульная платформа K25 Scheuerle-Kamag развивает скорость до 25 км/ч

Еще один постоянный и активный участник выставки BAUMA – компания Nooteboom из Нидерландов. На BAUMA 2016 компания была удостоена награды ESTA Awards of Excellence за разработку инновационного опорно-поворотного узла для полуприцепа Manoovr. Сам полуприцеп Manoovr был показан в октябре 2015 г. и представляет собой низкорамный раздвижной тяжеловоз с погрузочной высотой 780 мм. Фактически это высота колеса. Применена гидропневматическая маятниковая подвеска с ходом 500 мм, нагрузка на осевую линию – 12 т. Осевая линия – два осевых агрегата с парными колесами, угол поворота колес 70° в обе стороны. Применен ряд инновационных решений в рулевом управлении. Выдающиеся характеристики подвески и рулевого управления обеспечивает чрезвычайно компактная и одновременно прочная конструкция опорно-поворотного узла. Плюс к этому минимальный пробег шин – 300 тысяч км, как обещает разработчик полуприцепа.

Nooteboom Manoovr MPL-150-37(V)

Manoovr – это целая серия низкорамных раздвижных полуприцепов с ровной по всей длине платформой с числом осевых линий от 3 до 10, а также в двух вариантах габаритной ширины: 2550 и 2750 мм. Более того, серия развивается: на BAUMA 2016 показали раздвижной полуприцеп с 10 осевыми линиями и отсоединяемой тележкой «долли». В такой конфигурации полуприцеп Manoovr может конкурировать с модульным транспортным средством. Преимущество Manoovr перед модульным транспортным средством в том, что Manoovr намного более прост в управлении и обслуживании, в частности процесс отсоединения (или присоединения) тележки занимает максимум 30 минут, что позволяет достаточно быстро сделать из 10-осного полуприцепа 7-осный или наоборот.

В 2016 г. компания Noote­boom успешно защитила дизайн выемки под экскаваторную стрелу, и теперь эта выемка становится атрибутом для полуприцепов Manoovr с числом осевых линий до шести включительно, для остальных исполнений полуприцепов выемку делают под заказ. В зависимости от габаритной ширины платформы ширина выемки будет 800 и 950 мм.

Nooteboom Manoovr MPL-145-37(V)
Nooteboom Manoovr MPL-145-37(V)

Низкорамный полуприцеп позволяет перевозить экскаваторы, другую строительную технику без демонтажа частей рабочего оборудования, что существенно сокращает время на передислокацию и запуск техники в работу. Стоит заметить, что серия Manoovr оказалась востребованной рынком, в 2016 г. продали 500 осевых линий, а всего с момента запуска в конце 2015 г. – более 750 осевых линий, для тяжеловозов это достаточно большой тираж. Так нишевой продукт, предложенный в подходящее время в подходящем месте, может создать большой объем продаж.

Отечественные производители автомобильных полуприцепов также создают нишевые, специализированные продукты. Челябинский «Урал­автоприцеп» показал на «СТТ» новую разработку – двухосный низкорамный полуприцеп ЧМЗАП 93853-037-В грузоподъемностью 25 т с так называемой «ломаной» рамой, который укладывается в требования к полной массе и нагрузкам на оси за счет того, что оси разнесены на 2000 мм и разрешенная нагрузка на них по 9,5 т. Между колесами полуприцепа устроены выемки для колес погрузчика, трактора или комбайна, для перевозки которых и предназначен этот полуприцеп. Таким образом, эта модель решает две задачи: укладывается в нормативы и позволяет возить на нем колесную технику, не демонтируя кабину.

ЧМЗАП 99908-010 – низкорамный трал-телескоп, г/п 100 т Устройство гидробалансирного гусака полуприцепа ЧМЗАП 99908-010

В 2016 г. завод запустил в производство высокотехнологичный продукт, ориентированный на нефтегазовый сектор: низкорамный телескопический 8-осный тяжеловоз ЧМЗАП 99908-010 грузоподъемностью 100 т. Полуприцеп получил рычажную гидробалансирную подвеску нового поколения компании TRIDEC c осями компании GIGANT, гидравлической системой принудительного управления осей и системой рулевого управления прямого действия. Плюс к этому гидробалансирный (плавающий) гусак. Телескопическая рама с двойным раздвижением, увеличивающим длину грузовой площадки с 11 730 до 25 730 мм. В комплектацию входят механические уширители – то есть на полуприцепе можно перевозить различные крупногабаритные неделимые грузы, от строительных машин до химического и энергетического оборудования.

ЧМЗАП 93853-037-В низкорамный трал с ломаной рамой комбинированного типа, г/п 25 т

Компания «Тверьстроймаш» старается не только не отстать от рынка, но и быть на шаг впереди. На «СТТ-2016» компания показала новые, облегченные модели Rapid Trailer. Полуприцепы этой серии с числом осей от 3 до 7 не только укладываются в нормативы по массе и нагрузкам на оси, они снабжены инструментом для контроля нагрузок. От каждой оси выведен манометр, и водитель может в режиме реального времени контролировать нагрузку на каждую ось в отдельности прямо во время погрузки и на основании показаний манометров корректировать положение груза. Равномерное распределение нагрузки не только позволит проходить весовой контроль на дорогах, но и предотвратит быстрый, неравномерный износ шин, обеспечит управляемость автопоезда и предсказуемое торможение.

Полуприцеп Тверьстроймаш 99393E с раздвижной платформой

И конечно, Тверьстроймаш продолжает создавать специальные транспортные средства по запросу клиентов для перевозки конкретных типов грузов. Например, в декабре был выпущен так называемый «комбайновоз». Полуприцеп 99393L-L30 имеет сниженную высоту погрузки, всего 670 мм, что позволяет эффективно перевозить большие по высоте сельскохозяйственные машины. Прежде всего полуприцеп будет интересен перевозчикам комбайнов.

В отличие от других моделей серии Low (серия объединяет в себе полуприцепы с малой высотой погрузки) грузовая платформа этого полуприцепа одинаково занижена по всей своей длине.

Специальный полуприцеп Тверьстроймаш для перевозки сельскохозяйственной техники

С точки зрения веса и маневренности новая модель также приятно удивит покупателя. Рама выполнена из высокопрочной стали, что дает желанную легкость и гарантирует надежность и долговечность. А место расположения осей продумано таким образом, чтобы обеспечить наилучшую маневренность и управляемость при перевозках тяжелых и крупногабаритных комбайнов. Длина платформы весьма солидна – 12 500 мм. Ширина – 2530 мм (2990 мм с выдвижными уширителями). Возможна и установка двойных уширителей.

Полуприцеп пополнил внушительный ряд специальных транспортных средств, созданных Тверьстроймаш в 2016 г. Инте­ресные решения воплотились как в новых, специальных моделях полуприцепов (например, для перевозки вертолета, мобильной электростанции, батискафа и т. д.), так и в отдельных опциях базовых транспортных средств (индивидуальные ниши для колес, гусак изогнутой формы и облегченный гусак, решетчатый настил).

Сверхлегкий полуприцеп Тверьстроймаш – выгодные перевозки

Завод полуприцепной техники SPECPRICEP всегда стремился быть на острие прогресса. Еще в 2015 г. в серию запущена целая линейка тяжеловозов с собственной массой от 7,5 т. Этому событию предшествовала скрупулезная работа на протяжении двух лет в кооперации с итальянскими и голландскими партнерами. Ее итогом стало создание сверхлегких тралов, на которых можно перево­зить грузы массой от 28 до 47 т. Детально проработан каждый элемент облегченных полуприцепов: собственная масса предельно снижена, при этом учтены динамические нагрузки, которые ждут спецтранспорт на российских дорогах. Благодаря масштабной работе ведущих конструкторов теперь заказчики компании SPECPRICEP экономят сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Например, для перевозки груза до 28 т можно использовать 5-осный полуприцеп L5 весом 7,5 т и с платформой длиной 10 м. Как плюс – он не требует разрешений.

Для перевозки груза до 41 т используйте 6-осный полуприцеп L6. Собственная масса прицепа – 12 т. При максимальной загрузке необходимо разрешение за незначительное превышение общей массы автопоезда. Грузы до 47 т перевезет 7-осный полуприцеп L7 с собственной массой 13,9 т. Для него также необходимо разрешение за превышение общей массы автопоезда при максимальной загрузке.

В 2015 г. SPECPRICEP наладил выпуск сверхлегких полуприцепов-тяжеловозов с собственной массой от 7,5 т

В конце 2016 г. SPECPRICEP представил единственный подобный в линейке российских полуприцепов для перевозки балок и мостовых конструкций балковоз грузоподъемностью 100 т. Длина рабочей площадки изменяется с 12 до 33 м, ширина стандартная – 2,5 м. Движение порожнего полуприцепа по дорогам общего пользования не требует оформления разрешений.

Оси с принудительным управлением обеспечивают маневренность полуприцепа в стесненных условиях. Применяются они и в работе другой громкой новинки ушедшего года – уникального для России полуприцепа с трехступенчатым раздвижением: платформа раздвигается до 26, 33 и 40 м. Заказчиком полуприцепа выступила организация, работающая далеко за Полярным кругом. Новая модель «трехосника» перевозит грузы длиной до 40 м и массой до 40 т.

Уникальный полуприцеп с тремя секциями раздвижения до 40 м. Разработан SPECPRICEP

Среди наиболее перспективных разработок компании – применение гидромоторов. Для создания тягового усилия на колеса полуприцепов устанавливаются гидромоторы по 45 кВт. Полуприцеп с активными осями преодолеет любые преграды: гололед, грязь, колейность. Его скорость в толкающем режиме на бездорожье – до 20 км/ч, по дороге – до 90 км/ч. В Европе компания, представившая самосвальный полуприцеп со схожей технологией, получила премию «Инновация года». SPECPRICEP запустил линейку подобных машин несколькими месяцами раньше, сейчас к ним проявили большой интерес и в военной промышленности, где стали активно внедрять современные технологии.

В 2017 г. компания поставила новую планку и готовится представить еще больше уникальных для российских машиностроителей разработок.

Уникальный полуприцеп с тремя секциями раздвижения до 40 м. Разработан SPECPRICEP
 

Таким образом, отрасль транспортных средств для тяжеловесных негабаритных грузов развивается, показывает интересные решения. В модульных транспортных средствах это ассистирующие системы, хотя это не единственное направление в разработке оригинальных решений, представленных в 2016 г. Для российских производителей автомобильных полуприцепов главное направление текущей работы – это снижение собственной массы полуприцепа. Фактически это смена подходов в конструировании, поиск новых решений с материалами, технологиями и комплектующими.

компании из статьи
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
Nooteboom Trailers B.V.
Производитель полуприцепов для перевозки негабаритных грузов
www.nooteboom.com
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
Nooteboom Trailers B.V.
Производитель полуприцепов для перевозки негабаритных грузов
www.nooteboom.com
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
компании по теме статьи