
Про «сказки» о моторных маслах, или Эксперты из Phoenix Lubricants развеивают мифы
Сотрудники Phoenix Lubricants, в прошлом работавшие в таких компаниях, как Shell, Total Energies, Valvoline, опираясь на результаты многолетней экспертизы, имеют большой опыт в оценке эксплуатации смазочных материалов международных брендов в российских условиях. Постоянное рабочее взаимодействие с производителями тягачей и тяжелой, в том числе внедорожной техники, такими как Scania, Volvo, MAN, John Deere, IVECO, New Holland, CASE, Mercedes, позволило напрямую участвовать в разработке продуктов, их внедрении, испытаниях техники, в мониторинге масел для самой популярной дорожной и внедорожной техники в России.

Развеиваем популярные мифы о маслах
Делать выводы о качестве смазочных материалов по цвету и запаху не стоит. И более светлое на вид масло совсем не обязательно означает сделанное из более чистой базы. В современных моторных маслах, например, до 20% составляет пакет присадок. Присадки – различные химические соединения, которые имеют свой цвет. Например, моющие присадки могут выглядеть как черный порошок. Чем больше присадок, чем более современный пакет, тем сильнее он будет влиять на цвет товарного продукта. Светлее всего выглядят минеральные масла уровня API CD как раз потому, что концентрация присадок в них совсем небольшая.
По этой же причине при использовании бесцветных прозрачных синтетических базовых масел моторные масла с самыми современными пакетами присадок имеют довольно темные оттенки янтарных цветов. Выбирать масло необходимо не по цвету и запаху, а по уровню эксплуатационных свойств, и в этом помогут указанные на этикетке спецификации и допуски производителей техники.
Однако совсем без внимания внешний вид оставлять не стоит. Однозначно о низком качестве и/или нарушении условий производства или хранения говорит наличие в бочке или канистре с продуктом белого осадка, крупных сгустков, видимых механических загрязнений.
До 2022 г. российский рынок смазочных материалов был довольно стабильным и понятным. Импортные производители, такие как Shell, Mobil, Castrol были лидерами среди международных брендов. Локальные производители смазочных материалов старались в своих премиальных линейках использовать европейские и американские пакеты присадок и импортные базовые масла. В 2022 г. крупные международные игроки рынка смазочных материалов и присадок покинули российский рынок. Освободившиеся объемы довольно быстро смогли заместить. Количество то же, но как изменилось качество?
Импорт в 2023–2024 гг. представлен большим количеством различных брендов. По данным таможенной статистики, в 2023 г. было импортировано 182 бренда смазочных материалов, в основном из Турции, ОАЭ, Китая и Азии. Далеко не все бренды адаптировали свой портфель под потребности и климатические условия российского рынка. Многие продукты производятся на арабских и азиатских базовых маслах и китайских пакетах присадок.
Локальные производители масел уже не могут полагаться на импортные базовые масла и присадки от Lubrizol или Infineum, что привело к необходимости экстренной разработки новых рецептур на локальной базе и китайских пакетах присадок. Разработка новых рецептур смазочных материалов обычно занимает несколько лет, так как необходимо пройти тестовые программы различных производителей двигателей и полевые испытания в реальных условиях эксплуатации. В случае с китайскими пакетами и отечественными базовыми маслами работоспособность новых рецептур тестируется в реальном времени с пока неочевидными результатами.

Чтобы разобраться в изобилии брендов, выбрать для себя подходящий по цене и по качеству, требуется много времени и ресурсов. Но стоит ли проводить эксперименты над техникой, если качественные продукты, сделанные международными производителями и официально одобренные ОЕМ, по-прежнему доступны? Компания Phoenix Lubricants инвестировала много ресурсов в выбор надежных поставщиков и партнеров, которые предоставляют высококачественные смазочные материалы торговых марок Shell, Mobil, Total и др. Это масла, которые десятилетиями успешно проходили разные тестовые программы во всех секторах промышленности и климатических зонах России.
При использовании качественных и правильно подобранных с учетом требований ОЕМ смазочных материалов и корректном выборе интервала замены нет необходимости промывать двигатель после замены масла. Если же по каким-то причинам двигатель загрязнен, использовать для промывки рекомендуется моторное масло. Процедура простая: заливаем моторное масло в двигатель, даем поработать вхолостую, потом сливаем масло и меняем фильтр. При необходимости можно повторить. Для промывки подойдет простое моторное масло. Например, полусинтетика 10W-40 отлично справится с этой задачей.
Такой подход выглядит слишком простым и не учитывает много подводных камней. Например, время гоночного заезда «Формулы-1» составляет всего 1,5–2 часа в зависимости от трассы. Интервал замены масла очень и очень короткий. При этом никому не придет в голову залить минеральное масло 15W-40 в двигатель гоночного болида. Это экстремальный пример. Но он говорит о том, что существует много высокотехнологичных агрегатов, для которых масло должно обладать совершенно определенными эксплуатационными характеристиками. Как правило, производители таких агрегатов, двигателей, трансмиссий или гидросистем разрабатывают свои допуски и спецификации, таким образом сообщая нам о том, что любое масло не подойдет. Также важно помнить про условия эксплуатации (нагрузки, уклон рельефа, качество дорожного покрытия, запыленность) и климатические особенности региона.

Это заблуждение из начала 2000-х годов, когда европейские автомобили с сажевыми фильтрами уже появились, а многие российские НПЗ еще не закончили реконструкцию мощностей по выпуску топлива высокого экологического класса. И автомобили класса Евро-4 или Евро-5 заправляли обычным бензином или дизельным топливом с достаточно высоким содержанием серы. По рекомендации ОЕМ для двигателей класса Евро-5 в большинстве случаев рекомендованы малозольные масла. И если использовать их, заправляя автомобиль топливом с высоким содержанием серы, на нейтрализацию кислых продуктов сгорания топлива будет уходить весь запас щелочности масла, и на отмывание отложений ничего не останется. Это заблуждение живо и сейчас, при этом повсеместно используется и бензин, и дизельное топливо класса Евро-5 с содержанием серы менее 10 ppm. На предприятиях и в крупных сетях АЗС налажены процессы контроля качества топлива. Малозольных масел бояться уже не стоит.
Это распространенное заблуждение, и есть, как минимум, три причины использовать качественные масла для китайской техники. Во-первых, не секрет, что двигатели китайской техники – это в большинстве своем MAN, Cummins, Cursor, Volvo, Deutz. Коробки передач ZF, Allison, Eaton. Соответственно требуются масла с определенными допусками. А допуск MAN 3277, требуемый автопроизводителем Sitrak, подразумевает применение только полностью синтетических моторных масел 5W-30 и 10W-40. Конечно, китайские агрегаты Weichai, FAST и Hande тоже встречаются. Но и для них работает то же самое правило: качественные смазочные материалы повышают срок службы агрегатов. Во-вторых, китайская техника работает в том числе и в тяжелых условиях эксплуатации. Пиковые нагрузки, перегруз, длительная работа на холостом ходу – условия, в которых двигателю нужна дополнительная защита и масло с запасом прочности. И наконец, китайская техника оказывается в наших климатических условиях с долгими и холодными зимами. Нужно, чтобы масло обеспечивало стабильный запуск двигателя в мороз.
При отсутствии официального одобрения и наличии формулировки «соответствие требованиям» самый главный вопрос: кто и на каком основании решил, что масло этим требованиям соответствует? И есть несколько вариантов ответа.
- Вариант хороший. Международный производитель присадок (Lubrizol, Afton, Infineum и пр.) разработал свой пакет присадок и далее рецептуру моторного масла с этим пакетом, своими силами провел испытания рецептуры у автопроизводителей и получил их официальные одобрения. После этого различные производители масел могут купить этот пакет присадок и вместе с ним рецепт, как сделать товарный продукт. В рецепте указаны несколько вариантов базовых масел, например, Mobil, Neste или SK, и определенные загустители. Если точно следовать рецептуре, полученное масло будет соответствовать требованиям тех ОЕМ, чьи одобрения получил производитель присадок. Производитель масла может либо получить официальное одобрение автопроизводителя при поддержке присадочной компании, либо не тратить время и ресурсы и указать просто «соответствует требованиям».

2. Вариант намного более распространенный. Производитель масла смотрит в техническое описание продукта, например, Shell Rimula R6 MS 10W-40, официально одобренного Scania, Mercedes, MAN и многими другими производителями техники, берет локальные базовые масла, китайские пакеты присадок и загустители и старается попасть примерно в такие же физико-химические характеристики. И если получились похожие плотность, вязкость, щелочное число и температура застывания, то переписывает допуски ОЕМ с этикетки исходного продукта.
Проблема такого подхода в том, что реальные свойства масла невозможно охарактеризовать 5–10 показателями, которые измеряются в лаборатории. Для получения одобрения VW необходимо протестировать 22 параметра масла в лаборатории и более 40 параметров в тестах в реальных бензиновых и дизельных двигателях VW. Для получения одобрения Scania моторное масло после стендовых испытаний проходит два интервала замены по 120 тыс. км или три интервала по 90 тыс. км в двигателях реальных грузовиков, которые после испытаний разбирают, чтобы оценить состояние поршней, цилиндров, вкладышей и всех остальных смазываемых деталей. Но об этом хитрый производитель масла вам не расскажет.
И если вы точно не знаете, какой вариант «соответствия требованиям» реализовал очередной производитель масла, всегда есть возможность не экспериментировать со своей техникой и выбрать проверенный продукт с официальными допусками.
На сегодняшний день рано говорить о работоспособности новых рецептур на локальных базовых маслах и китайских пакетах присадок. Для этого попросту нет статистически достоверных данных. Масла Shell или Mobil десятилетиями тестировались на российском рынке. Накоплено множество примеров использования их в парках техники в течение всего срока службы до капремонта. Новые рецептуры в ходу всего два года, и судить о том, как они повлияют на ресурс двигателей, пока очень рано. Но уже можно отметить некоторые отличия. Например, многие автовладельцы при использовании масел на китайских пакетах сразу сократили интервал замены, допустим, перейдя на 7500 км вместо 15 000 км в легковых автомобилях или на 45 000 км вместо 60 000 км в парках грузовых автомобилей. С новыми рецептурами отечественных масел необходимо проводить ту же самую работу, которую проводили международные игроки: постоянно мониторить состояние масла и техники, делать анализы в специализированных лабораториях, корректировать интервал замены. А если такую работу проводить не хочется или не получается, всегда есть вариант – заливать проверенные продукты с официальными допусками и одобрениями.

Официальные поставки от представительств крупных производителей были замещены компаниями, которые занимаются параллельным импортом оригинальной продукции ушедших брендов с предоставлением полного пакета сопроводительной документации, подтверждающей оригинальность и легальность ввоза продуктов в РФ.
Компания Phoenix Lubricants работает с надежными поставщиками и партнерами, которые предоставляют высококачественные смазочные материалы торговых марок Shell, Mobil, Total и смазочные материалы под оригинальными торговыми марками производителей техники (ОЕМ).