Полуприцепы-тяжеловозы и модульные транспортные средства для концентрированных грузов
Собственно, в этом деле не должно быть мелочей.
Ю. Семёнов. Семнадцать мгновений весны
Концентрированный груз подразумевает, что на относительно небольшую опорную поверхность приходится большая масса, которую необходимо распределить, во-первых, на значительное количество осей, поэтому длина транспортного средства превышает длину груза нередко в разы. Во-вторых – распределить по осям равномерно, отсюда возникают высокие требования к жесткости конструкции транспортного средства на изгиб, иначе находящиеся непосредственно под грузом оси будут перегружены, что может поставить под угрозу транспортный проект. Более того, грузовая платформа должна быть и жесткой на кручение для обеспечения достаточной стабильности транспортной системы. Энергетическое оборудование слишком дорогой продукт, сложный и длительный в изготовлении, чтобы подвергать его риску при перевозке. Все нюансы, всё до мелочей должно быть учтено в транспортном проекте.
Именно под такие задачи в свое время и создали модульные транспортные средства. Мощная, жесткая хребтовая или коробчатая рама с огромным запасом прочности, большая площадь стыковочных узлов, независимая подвеска с большим ходом, превосходная маневренность – это то, что нужно для перевозки тяжелого и сверхтяжелого энергетического оборудования.
Выбор между самоходными и несамоходными модульными транспортными средствами в основном зависит от протяженности маршрута, хотя в отечественной практике известен случай, когда на самоходных модулях прошли 160 км – испытание не столько для техники, сколько для персонала.
Тележки, составленные из несамоходных или самоходных модулей, стали основой для специализированного средства для транспортировки трансформаторов весом 400–600 т – грузоподъемных балочных ферм High Girder Bridge, которые решают две проблемы длинного и высокого автопоезда: прохождение под путепроводами, прохождение поворотов и перепадов высот. Мощная балочная конструкция, опирающаяся передним и задним концами на колесные тележки, подхватывает и удерживает груз невысоко над землей. Балки модульные, элементы подбираются в зависимости от размеров груза и способа его захвата. Ширина фермы регулируется гидравлически – максимальная габаритная ширина груза может превышать 6 м. Мощные гидроцилиндры поднимают нижний край фермы на высоту более 2 м, что вкупе с гидроцилиндрами наклона фермы позволяет регулировать дорожный просвет под грузом и следовать профилю дороги. Балочная ферма – продукт очень специальный, их используют крупные транспортно-сервисные компании, такие как Mammoet, а выпускают 1–2 единицы в год или даже меньше.
Компания Goldhofer предлагает для решения транспортных задач в энергетике полный спектр своих модульных несамоходных и самоходных транспортных средств. Груз может располагаться как на самих модулях, состыкованных друг с другом, так и на пониженной грузовой площадке («постель»), установленной между колесными тележками. В этом случае снижается габаритная высота автопоезда. Когда маршрут проходит по пересеченной местности, то полезным может стать включенный в состав автопоезда самоходный модуль с ассистирующей системой »ADDrive«, построенный на базе THP/SL и полностью совместимый с модулями этой серии. При преодолении подъема модуль »ADDrive« принимает на себя функцию дополнительного тягача, затем, когда автопоезд наберет скорость 15 км/ч, привод »ADDrive« автоматически отключится и модуль будет работать как обыкновенный несамоходный THP/SL, не препятствуя автопоезду развить скорость до 80 км/ч.
Ассистирующая система также используется без тягача для маневров в стесненных условиях. Таким образом, система »ADDrive« совмещает преимущества несамоходных и самоходных модулей.
Для перевозок на небольшие расстояния, особенно если необходимо преодолеть значительный и затяжной подъем, например, при подъеме от причала к месту монтажа, а также для подачи под монтаж на тесной площадке или внутри корпуса, Goldhofer предлагает очень маневренные и мощные самоходные модули с электронным управлением с углом поворота колес +/–135°. Тяговое усилие, развиваемое самоходным модулем, значительно превосходит возможности седельно-балластного тягача, не говоря уже о маневренности и длине автопоезда. Как и в случае с несамоходными модулями, груз может укладываться на площадку из состыкованных самоходных модулей либо на «постель» между ними.
Goldhofer также предлагает заказчикам грузоподъемные балочные фермы под маркой Faktor 5 для транспортировки концентрированных грузов, таких как трансформаторы, массой до 600 т.
Торговый Дом ТИИС, поставляющий российским транспортным и сервисным компаниям технику Scheuerle, Kamag и Nicolas, предлагает исчерпывающую гамму несамоходных и самоходных модульных транспортных средств, в том числе с ассистирующей системой. Для тяжелых концентрированных грузов могут использоваться самоходные модули серии Scheuerle-KAMAG K25 H и несамоходные Scheuerle InterCombi с нагрузкой до 45 т на осевую линию при скорости до 10 км/ч и до 16 т при скорости до 80 км/ч. И те и другие модули шириной 3000 мм, с углом поворота колес +/–60° и ходом подвески 650 мм. В каждую серию входят модули с различной нагрузкой на осевую линию: 45 т, 36 т, 20 т. Таким образом, можно составить автопоезд с максимально мощными модулями в центре и самыми слабыми спереди и сзади, чтобы плавно и экономно компенсировать изгибающий момент от груза. Груз может укладываться как на грузовую платформу из состыкованных модулей, так и на «постель» между колесными тележками.
В состав автопоезда совместно с седельно-балластным тягачом может быть включен модуль с ассистирующей системой PowerBooster. Ассистент подключается автоматически и контролирует весь автопоезд, включая тягач, в отличие от аналогичных решений, существующих на рынке. Самый мощный ассистент с силовым блоком в 1000 л.с. разгоняет автопоезд до 25 км/ч и автоматически отключается. Модуль с ассистентом используют совместно с тягачом на перегоне и самостоятельно без тягача при погрузке-разгрузке на площадке, где условия не позволяют маневрировать длинному автопоезду.
Scheuerle также предлагает грузоподъемные балочные фермы грузоподъемностью 230, 300, 350, 550 т и самую мощную от 620 до 1000 т в зависимости от комплектации. Фермы отличаются друг от друга, но построены на общих принципах и состоят из двух несущих продольных балок, распределителей нагрузки на модули, двух опорно-поворотных столов и автономной гидравлической системы. Опорно-поворотные столы устанавливают на колесные тележки, составленные из самоходных или несамоходных модулей, в последнем случае необходимы седельно-балластные тягачи.
Компания Nooteboom выпускает автомобильные полуприцепы-тяжеловозы, которые можно и нужно использовать для транспортировки энергетического оборудования. Так, полуприцепы нового поколения Manoovr идеально подходят для перевозки тяжелых концентрированных грузов весом до 160 т благодаря усиленной раме и низкой погрузочной высоте. Серия Manoovr спроектирована в качестве альтернативы модулям, полуприцеп может работать как с передней тележкой, так и без нее. Время стыковки передней тележки посредством несложных последовательных операций занимает не более 30 минут.
На российском рынке сегодня более известны низкорамные полуприцепы-тяжеловозы серии Eurotrailers, которые также представляют собой превосходное решение для перевозки энергетического оборудования весом до 150 т. Серия также построена по модульному принципу и включает основные задние колесные тележки с гидравлической подвеской осевых агрегатов и гидравлическим рулением, различных «постелей» и гусаков, а также подкатных тележек Interdolly и Jeepdolly. Тележка Interdolly вставляется между грузовой площадкой и гусаком и по сути представляет собой переднюю колесную тележку. Выпускают Interdolly с одной, двумя и тремя осевыми линиями. Тележку Jeepdolly вставляют между тягачом и гусаком. Тележка представляет собой дополнительную ось для восприятия нагрузки, улучшает маневрирование при движении вперед и осложняет его при движении задним ходом.
Российская компания «Уралавтоприцеп» из Челябинска изготавливает под заказ несамоходные модули с числом осевых линий от двух до шести, а также площадки («постели») для перевозки техники и неделимых грузов, опорно-поворотные столы и другую оснастку. В максимальной конфигурации транспортное средство, составленное из поперечно и продольно соединенных модулей, позволяет перевозить груз весом до 2000 т. Гидропривод маятниковой подвески и рулевого управления питается от автономной гидростанции.
В региональных энергетических проектах может принять участие топ-модель линейки автомобильных полуприцепов-тяжеловозов – ЧМЗАП 99908 грузоподъемностью 100 т. У полуприцепа 8 осей с двускатной ошиновкой, гидробалансирный гусак, гидробалансирная подвеска нового поколения компании TRIDEC c осями компании GIGANT, гидравлическая система принудительного управления осями и система рулевого управления прямого действия. Безопасность в движении обеспечивает пневматическая двухконтурная тормозная система с EBS производства Wabco. Полуприцеп проектировали для нефтегазовой отрасли, но ничто не мешает использовать самый грузоподъемный из отечественных тяжеловозов в энергетике.
Полуприцепы компании «Тверьстроймаш» могут использоваться в региональных и местных энергетических проектах, которые не менее важны, чем федеральные. Тем более, что компания готова в разумные сроки и за комфортную стоимость создать индивидуальное транспортное средство для самой уникальной задачи клиента. А в энергетической отрасли специальные полуприцепы, к примеру, такие, которые могут служить основой для монтажа мобильного оборудования, действительно востребованы.
Чаще всего для перевозок в энергетике подбираются модели сверхлегких низкорамных полуприцепов с 5–7 осями, полуприцепы с раздвижной платформой (серия Extendable) и полуприцепы-платформы. Грузоподъемность – от 43 до 77 т, низкорамные. Модель 993950-RL50, к примеру, при собственной массе всего 11 700 кг позволяет перевозить до 50 т техники и оборудования! Грузовая платформа не уступает грузоподъемности: длина – 11 000 мм (не забудьте о дополнительных 1,5 м полезной длины, которую вы получите в исполнении с трапами-аппарелями) и ширина 2530 мм (2990 мм с выдвижными уширителями). Две высоты езды – 890/ 920 мм, продуманная комбинация подруливающих и подъемных осей, система контроля нагрузок на оси (показывает нагрузку на каждую ось отдельно, в тоннах) позволяют управлять подвеской на новом, сверхэффективном уровне. Хорошо знакомый профессионалам термин ECAS (а именно таким типом подвески оснащены легкие тралы «Тверьстроймаш») говорит сам за себя.
Для оборудования с негабаритной длиной производитель рекомендует модели полуприцепов с раздвижной платформой, в первую очередь платформы. Модель 99394E была впервые продемонстрирована на выставке «СТТ-2017» и заслуженно привлекла внимание транспортников не только строительной, но и других отраслей. Впечатляющие длина до 26 300 мм и грузоподъемность 46 т при сниженной собственной массе достигнуты благодаря использованию высокопрочной стали с пределом текучести 700 МПа. Грузовая платформа выполнена из дерева и усилена специальным стальным профилем для повышения ее прочности. Колоссальное количество грузовых петель позволяет надежно закрепить оборудование и технику разнообразных форм и размеров. Безопасность – один из основных принципов производителя. Поэтому полуприцеп, как, впрочем, и все другие транспортные средства «Тверьстроймаш», оборудован тормозной системой последнего поколения EBS Wabco. Для перевозки самоходной техники предусмотрены приставные трапы из легкого сплава. В транспортном положении они размещаются в компактных ящиках под платформой полуприцепа.
Не всегда энергетическое оборудование перевозится по дорогам с твердым покрытием. Зачастую работы ведутся там, куда вряд ли сможет проехать стандартный низкорамник. Для таких перевозок «Тверьстроймаш» предлагает серию Off-road. Это серьезные, выносливые транспортные средства с высоким клиренсом, шинами большого диаметра. При этом современные модели также оснащены пневматической подвеской, чтобы даже при высокой проходимости полуприцеп не терял безупречную управляемость и маневренность.
Компания «Meusburger Новтрак» из Великого Новгорода выпускает низкорамные полуприцепы-тяжеловозы ТР-697 и ТР-7116 с 6 и 7 осями грузоподъемностью 88 т, которые могут применяться в региональных и местных энергетических проектах. Полуприцепы с задним заездом, то есть с неотстегивающимся гусаком и моноблочной, нераздвижной рамой, что наилучшим образом подходит для концентрированных грузов. Рама спроектирована с большим запасом прочности и дополнительно усилена в наиболее нагруженных местах. Погрузочная высота платформы – 900 мм. Гусак рассчитан на стыковку с трехосным тягачом. Система раздвижения предлагается как опция. В ходовой части использованы оси BPW с нагрузкой 12 т на пневматической подвеске и двускатная ошиновка колесами размером 17,5 дюймов. «Meusburger Новтрак» оснащает свои полуприцепы манометрами на каждой оси и системой WABCO SmartBoard. Таким образом, по распределению нагрузки по осям водитель может контролировать правильное расположение груза на платформе при погрузке, а также в дороге.
Компания «Политранс» из Челябинска для региональных и местных энергетических проектов предлагает несколько вариантов, в том числе для транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов по дорогам со слабой несущей способностью. Это высокорамный полуприцеп ТСП 94184-0000073 грузоподъемностью 58,1 т в нераздвинутом положении. Универсальный полуприцеп с задним заездом может использоваться для перевозок строительной техники и других неделимых грузов. Рама рассчитана на эксплуатацию в сложных дорожных условиях и обладает большим запасом прочности. На 4-осном полуприцепе использованы оси SAF на пневматической подвеске с односкатной ошиновкой колесами размером 20 дюймов. Все оси неповоротные, первая – подъемная для движения при перегоне в порожнем состоянии и в груженом по сложному рельефу во избежание вывешивания средних осей. В раздвинутом положении длина полуприцепа достигает 18 м, а грузоподъемность – 50 т. Конструкцией полуприцепа предусмотрена возможность погрузки на гусачную часть и раздвижные коники для надежной фиксации груза.
Для перевозок по дорогам общего пользования предназначены низкорамные раздвижные полуприцепы ТСП 94186-0000060 (05) и ТСП 94184-0000060 (0JR3) грузоподъемностью 72 и 58 т в нераздвинутом состоянии. Полуприцепы с задним заездом и неотстегивающися гусаком, длина грузовой платформы у первого – 11 м, у второго – 10 м. На обеих моделях использованы осевые агрегаты BPW на пневмоподвеске с двускатной ошиновкой колесами размером 17,5 дюймов. Первый полуприцеп шестиосный: 2-я, 3-я и 4-я оси стационарные, 1-я, 5-я и 6-я – подруливающие. Второй полуприцеп 4-осный: 1-я, 2-я и 3-я оси стационарные, 4-я – подруливающая. Нагрузки на оси соответствуют текущим нормам.
Для удобства обслуживания и эксплуатации полуприцепов «Политранс» в базовой комплектации всех моделей устанавливаются металлические инструментальные ящики.
Таким образом, энергетические проекты федерального, регионального и местного уровней обеспечены транспортными средствами необходимой грузоподъемности, габаритных и ходовых параметров. С транспортным обеспечением нет никаких проблем, главное, чтобы энергетические проекты велись, и велись на всех уровнях, тем более, что инфраструктура за последние 30 лет сильно поизносилась и работы с ней непочатый край.