Такие необходимые краны-пауки
Сдерживающим фактором распространения кранов-пауков в Европе и США, по имеющимся исследованиям, является недостаточное понимание того, на что они способны. Кроме Японии, являющейся общепринятой родиной этих машин, в которой трудится около 10 тыс. кранов-пауков, всего несколько стран также активно внедряют эту технику в строительные и иные технологии. Расхожее мнение о консерватизме Великобритании в случае с кранами-пауками явно ошибочно. Эта страна с оптимизмом восприняла новые возможности, открывающиеся при использовании данного оригинального оборудования.
Реставрационные работы в лондонском Музее вертолетов
Экспонат музея вертолетов после реставрации
Устанавливать массивные стеклопакеты совсем несложно, если есть кран-паук
Монтаж навесов на Центральном вокзале в Праге
Остекление – наиболее частая работа крана-паука
Maeda MC285
Восстановление древних надгробий на кладбище в Бирмингеме
Зажим, не повреждающий шлифованную поверхность надгробных плит
Монтаж творения Рокси Пейна на крыше Metropolitan Museum
Многотонная «Память» Аниш Капура
Maeda MC104CER
Maeda MC305CRM
Jekko SPD 527
Пульт управления на Jekko Spider cranes
Резиновые гусеницы кранов Jekko
В Европе впервые обратили внимание на необычную крановую конструкцию в конце 1990-х гг. За последнее время только японскими компаниями, главными на рынке кранов-пауков, было реализовано 700 единиц кранов. Европейский дистрибьютор японского производителя, предприятие Elе’vateur France Germany, уже реализует краны-пауки под брендом Mighty Crane («Могучий кран»). Бренд Mighty Crane также появился и на российском рынке. С каждым годом наращивают свое присутствие на рынке целый ряд европейских производителей, быстро расширяющих круг своих контактов в Европе и США. Монтаж без вредных выбросовНавесные фасады, монтаж металлоконструкций и остекление традиционно являются сферами использования кранов-пауков. Собственно, благодаря участию в проектах по остеклению высотных зданий эти машины получили известность в Европе. Компактные размеры идеально подходят для работ в ограниченном пространстве, а также на слабой опорной поверхности. В России также, пожалуй, рядовые граждане впервые могли наблюдать работу кранов-пауков именно в ходе монтажных работ на городских стройках. С успехом применяются мини-краны, укомплектованные специальным вакуумным захватом Glass Boy, в Санкт-Петербурге. Недавно жители наблюдали, как в центре города, на Невском проспекте, в строящемся бутике Chanel деловито и аккуратно специалисты монтировали массивные витражи, а на грандиозном строительстве «Охта-центра» с помощью кранов-пауков в рекордные сроки, не повредив ни одной монтажной детали, монтажники обшили сэндвич-панелями длиной 7 м один из центральных объектов будущего делового квартала. Но остекление – это далеко не все, на что способен кран-паук. Есть другие сферы, где эти машины нашли себя. Огромным преимуществом мини-кранов-пауков является возможность их использования там, где невозможна работа машин с двигателями на жидком топливе. Краны-пауки, работающие на газе, привлекают к работе в торговых центрах, в зданиях аэропортов и в частных строениях. На строительстве т. н. «города будущего» Масдар-Сити в Объединенных Арабских Эмиратах используются только «экологичные» машины, поскольку проект предполагает создание экологически чистой зоны в городе и его окрестностях. Заказчиков из ОАЭ устроили только мини-краны, работающие на сжиженном газе. В 2010 г. удалось решить большую проблему, стоявшую перед Британском музеем вертолетов. Музею срочно нужно было провести реставрационные работы, причем они должны были выполняться в помещении, и дизельный или бензиновый привод в привлекаемом оборудовании исключался. В здание музея был доставлен мини-кран, ширина которого составляла 1,28 м, г/п – 2,98 т, высота подъема – 12,52 м, и с его помощью удалось быстро отреставрировать два наиболее ценных экспоната музея. В перечень необходимых работ, например, входил подъем на высоту более 3 м 700-килограммовой головки несущего винта противолодочного вертолета Westland. Монтажные операции осуществлялись точно и аккуратно, а дистанционное управление позволило выполнить работы максимально безопасно. Кран имеет и дизельный двигатель, и электромотор, которые могут исходя из ситуации использоваться в качестве главного привода. Какая свадьба без…кранаТрудно даже представить себе все многообразие возможностей применения современных кранов-пауков. Кто бы мог подумать, что эта спецтехника может быть задействована при обслуживании бракосочетания английского принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Раскрашенные в цвета британского флага гусеничные краны-пауки г/п 2,4 т с габаритной шириной всего 0,6 м использовались для установки ограждений, упорядочивающих движение большого скопления людей, присутствующих на церемонии, краны привлекались для монтажа телеэкранов вокруг Вестминстерского аббатства, чтобы все желающие могли увидеть церемонию венчания. А ведь на территории вокруг аббатства в обычном нашем понимании «не развернуться». Аутригеры крана-паука устроены таким образом, что обеспечивают упор машине, даже попадая на газон, и выдерживают горизонтальное положение установки даже при занятии позиции на ступеньках храма. В жизни так устроено, что самые радостные события происходят рядом с печальными. Это утверждение находит подтверждение в деятельности кранов-пауков. Насколько их использование помогло проведению брачной церемонии английского двора, настолько же успешным является применение их при восстановительных работах на мемориальных кладбищах. Современные памятники, как правило, значительно меньше по размеру, а главное, по весу по сравнению с памятниками викторианской эпохи. Огромные размеры и масса представляли для работников при реставрационных работах всегда большую опасность. Тем более что памятники весом 500–1500 кг приходится поднимать во время демонтажа на высоту нескольких метров. У английской компании Cardiff Memorial Services, занимающейся с 1821 г. возведением и демонтажом каменных памятников, в 2009 г. возникла необходимость в демонтаже крупного, высотой около 4 м и массой более 1025 кг, памятника. Традиционный метод подъема автокраном был невозможен из-за узких проходов на кладбище, мог быть нанесен непоправимый ущерб историческим сооружениям. Cardiff предложили воспользоваться краном-пауком г/п 2,85 т, шириной 0,75 м и с высотой подъема до 8,7 м. Крана с такими характеристиками оказалось более чем достаточно для выполнения задач Cardiff Memorial Services. Cardiff приобрела этот кран и в настоящее время рассматривает вопрос покупки еще нескольких таких же кранов-пауков. На кладбище Key Hill в Бирмингеме при работах, развернувшихся в 2010–2011 гг., мини-краны оказались идеальными устройствами для выравнивания поваленных и наклоненных массивных мраморных надгробий. Опоры кранов устанавливали в тесных проходах между могилами, и они не причинили ни малейшего повреждения памятникам истории. А специальный плоский зажим с резиновым покрытием внутренней поверхности захвата надежно удерживает плиты массой в несколько тонн и не повреждает при этом шлифованную поверхность. Краны на автомобильных шасси не смогли бы подъехать к месту работы, не повредив соседние захоронения. Щепетильная работа с древними плитами, которую продемонстрировал кран-паук, оказалась востребованной в самых разных ситуациях. Так, Хантерианский музей в Лондоне недавно использовал маленький и легкий кран-паук (г/п 0,995 т, а 4-секционная стрела выдвигается на 5,49 м) для установки римских надгробных плит, необходимых для оформления новой выставки в музее. «Сад Королевского общества садоводов Великобритании», одно из наиболее посещаемых туристами мест в Лондоне, воспользовался одним из наиболее мощных мини-кранов для перемещения гранитных плит массой более 1 т каждая. Г/п крана составляет 3,03 т, а 6-секционная стрела шестигранного сечения может достигать длины 14,45 м. Кроме небольших габаритов и уникальной возможности устойчиво размещаться на неровных площадках мини-краны обладают замечательным свойством – они могут комплектоваться электроприводом. Это качество по достоинству оценили работники музеев, люди искусства, далекие, казалось бы, от передовой техники. Так, современный авангардный скульптор, выходец из Индии, проживающий в Лондоне, Аниш Капур на последней своей выставке в Берлине представил публике скульптуру «Память». Произведение искусства представляет собой 24-тонный эллипсоид из стали толщиной 8 мм. Администрация музея Гуггенхайма поставила условие, что произведение, собираемое из фрагментов массой 1,0–2,2 т, должно монтироваться при соблюдении тишины и всех требований безопасности, без каких-либо вредных выбросов. Эта задача была выполнена внутри помещения музея двумя кранами-пауками г/п по 2,85 т, работающими от электрического тока. Три года назад на крыше Metropolitan Museum в Нью-Йорке была установлена скульптура «Водоворот» американского концептуального художника Рокси Пэйна. Неизвестно, как было получено разрешение на установку такого массивного произведения из нержавеющей стали массой более 7 т на крыше, но пожарная служба Нью-Йорка категорически запретила привлекать к установке любую технику, работающую на дизтопливе, бензине или газе. В результате были использованы 2 крана-паука массой 2,2 т, каждый с питанием от АКБ. Переплетение из примерно 10 тыс. деталей на площади около 40 кв.м, высотой 13,7 м было воздвигнуто. Один кран собирал конструкцию, а второй, оборудованный люлькой, обслуживал сварщика, соединившего все части произведения сварными швами. Данная модель крана-паука может работать не только от АКБ, но и от электросети напряжением 380 В, возможна также комплектация дизельным двигателем. Стрела имеет вылет (с гуськом) до 14 м, г/п – 1,4 т. Отличными помощниками оказались краны-пауки для реставраторов. Park Hotel Vitznau – швейцарский замок, открытый в 1903 г. и расположенный в удивительно красивом месте у подножья горы Рижи на берегу озера Люцерн. В 2009 г. при очередном ремонте было принято решение о реставрации антикварных люстр. Рут Ходел, представитель компании Nello's Repair Service, которая демонтировала люстры, рассказал, что это была сложная работа. В старинном здании при выполнении грузоподъемных операций всегда существует вероятность повредить кирпич стен, деревянную обшивку и т. д. Перед началом работ были проведены расчеты, в которых учитывались высота потолка, масса люстры, а также нагрузка, которую способен выдержать пол. Для тонкой работы был выбран миниатюрный кран-паук г/п 0,995 т. Габаритная ширина 0,6 м позволила крану пройти через дверные проемы, а полностью закрытый электромотор с воздушным охлаждением 5,5 кВт, питающийся от трехфазного источника 380 В не создал ни вредных выбросов, ни высокого уровня шума. Для снижения давления на древний деревянный пол (собственная масса крана 950 кг) поверхность пола была накрыта толстым листовым металлом. Р. Ходел рассказал еще об одной работе. При демонтаже части органа массой 300 кг в швейцарском монастыре Bellelay возникла необходимость снятия части перил, находящихся на высоте более 15 м. Для работ был привлечен кран-паук, а для увеличения рабочей высоты дополнительно установлен гусек. Пол древней обители накрыли металлическими плитами, поскольку масса крана составляла 3900 кг. В России краны-пауки используют только на строительстве. Пока...Наша строительная отрасль тоже не осталась в стороне от расширяющегося присутствия в индустриальных и коммунальных сферах кранов-пауков. С 2011 г. мини-краны уже являются обычной техникой на крупнейших строительных объектах страны. Важнейшие транспортные задачи Санкт-Петербурга призвано решить создание Западного скоростного диаметра. Ответственные технологические операции – установку мачт освещения, а также монтаж конструкций на пункте взимания платы выполняли краны-пауки. Их небольшие габариты и высокая грузоподъемность дали возможность выполнить оперативно задачи, которые ранее представлялись решаемыми только при комплексном использовании тяжелой техники. Сроки и материальные затраты при этом, безусловно, были существенно сэкономлены за счет применения этой инновационной техники. Еще один яркий пример: два мини-крана осуществили монтаж и демонтаж опалубки электростанции в поселке Сколково. Кран-паук имеет характеристики крупного строительного крана несмотря на небольшие габариты: вылет стрелы до 18 м, г/п – 2,7 т, при этом ширина машины всего 1,1 м. Уникальность работ заключалась в том, что электростанция находилась на дне узкого котлована, и даже теоретически не представлялось возможным прежними методами в установленные сроки выполнить производственную задачу. То, что подобное оборудование незаменимо в вопросах остекления больших площадей, а также при монтаже массивных конструкций непосредственно внутри помещений, еще раз подтвердило использование крана-паука на строительстве крупнейшего торгово-развлекательного комплекса «МореМолл» (г. Сочи). Необходимо было выполнить монтаж светопрозрачных конструкций внутри помещения, причем масса стеклопакетов превышала 300 кг. В результате ни один стеклопакет не пострадал, а высокая точность движений рабочих органов мини-крана позволила выполнить работы в рекордные сроки. Коммерческий директор компании, предоставившей краны-пауки, в недавнем интервью сказал: «Без сомнения, глобальный экономический спад оказал и будет оказывать влияние на развитие нашего бизнеса, но занимаемая нами ниша становится с каждым годом все более и более емкой. Даже в кризис спрос на наши краны продолжал расти. И чем ситуация в экономике становится стабильнее, тем выше спрос на нашу продукцию. Краны-пауки – продукт, пользующийся сегодня спросом». Как мы видим, возрастающие масштабы урбанизации заставляют все чаще сталкиваться с необходимостью решать различные нестандартные задачи, связанные с перемещением значительных масс внутри или снаружи городских построек, причем проведение самих работ, как правило, имеет значительный перечень ограничений. В то же время развитие рынка кранов-пауков, и в частности в России, как говорилось вначале, страдает от недостаточной осведомленности потенциальных пользователей, причем некомпетентность присутствует даже среди крупных подрядчиков. А ведь, согласно Ротшильду, «кто владеет информацией – владеет миром». Актуальность сказанного в XVIII в. видится даже в современной ситуации с кранами-пауками. |