Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
На неизменный вопрос о том, какие сельскохозяйственные тракторы – отечественные или зарубежные – более надежны в эксплуатации в российских условиях, читатель получит объективный ответ, прочитав материалы этой актуальной статьи.
Надежность тракторной техники – комплексный показатель, включающий в себя в соответствии с ГОСТ 27.002 безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность, наряду с функциональными показателями в значительной степени определяет потребительские качества сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), поскольку от нее зависят и годовая наработка, и продолжительность простоев тракторов в пиковые периоды, и эффективность использования тракторов в с.-х. производстве, и своевременное выполнение комплекса работ в требуемые агросроки.
Если сравнивать отечественные тракторы с зарубежными в схожих условиях, то бытует мнение, что уровень надежности большинства моделей российских тракторов, особенно мощных, в том числе новых или разработанных в последние годы, в начальный период эксплуатации значительно – до 3 раз – ниже, чем зарубежной тракторной техники. Поэтому первостепенное значение приобретает достоверность данных по объективной оценке фактической надежности исправной техники, которые могут быть получены на основе испытаний и обследований в сопоставимых условиях реальной эксплуатации в хозяйствах конкретных почвенно-климатических зон, в том числе в результате наблюдений и обследований на машиноиспытательных станциях (МИС). Такие испытания гарантируют проверку соответствия заложенных в конструкцию тракторов параметров требованиям стандартов, технических заданий и технических условий, а также являются необходимым этапом при разработке мер по устранению причин повторяющихся и наиболее тяжелых по последствиям отказов для создания совершенной, конкурентоспособной тракторной техники.
После распада Советского Союза система плановых периодических испытаний отечественных тракторов практически не существует, а все заинтересованные стороны по существу лишились возможности получать важную достоверную информацию. Доступная информация фирм – производителей зарубежной тракторной техники по надежности носит отрывочный характер и в периодической печати почти отсутствует. Получение заслуживающей доверия проверенной информации по надежности тракторов, в том числе зарубежных, позволит потенциальным покупателям такой техники в России более взвешенно подходить к выбору модели при покупке.
Безотказность, т. е. свойство техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки, характеризуют средней наработкой на сложный (значимый) отказ, когда нарушается работоспособность узлов и агрегатов тракторов, или на вероятные отказы II или III группы сложности (по признаку доступности к местам ремонта или замены), при этом отказы III группы сложности являются более каверзными, и все эти отказы возникают между аналогичными отказами, для которых нормативом сейчас является длительность работы не менее 1000 мото-ч. Так, ко II группе сложности относят отказы, проявившиеся в деформации деталей (валов, осей и т. п.), расположенных в легко доступных местах. Их устраняют в полевых условиях или в ремонтных мастерских. Отказы III группы сложности, а это, например, трещины или изломы рамы трактора или основных сборочных единиц (двигателя в сборе со сцеплением, коробки передач и т. п.), устраняют в стационарных условиях ремонтных мастерских. Например, излом по сварочному шву рычага включения переднего моста мощных полноприводных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой – это отказ I группы сложности, трещины трубок масляного радиатора гидросистемы – отказ II группы сложности, износ подшипника вала ходоуменьшителя – отказ III группы сложности.
Для выявления реальных показателей надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов ниже представлена их номенклатура, в частности, наиболее распространенных колесных тракторов классической полноприводной 4К4а компоновочной схемы и с шарнирно-сочлененной рамой схемы 4К4б'. Эти компоновочные схемы характерны для тракторов высокой мощности в диапазоне от 270 до 435 л.с., разработанных в России и за рубежом в последние годы и получивших распространение в агропромышленном производстве, в основном на работах общего назначения и севе, по которым имеются результаты контрольных испытаний на МИС и в хозяйствах АПК (табл. 1).
Трактор | Эксплуатационная мощность, л.с. | Год выпуска | Число испытанных тракторов, ед., на МИС/ в реальной эксплуатации | Наработка, мото-ч, на МИС/ в реальной эксплуатации |
---|---|---|---|---|
Отечественный (4К4а) | ||||
АТМ-5280 | 280 | 2005–2009 | 1/ 6 | 940/162-1900 |
Зарубежные аналоги (4К4а) | ||||
Fendt 930 Vario | 300 | 2005 | 1/ 5 | 1750/ 3782–5725 |
John Deere 8430 | 295 | 2007 | 1/ 24 | –/ 523–4000 |
New Holland T8040 | 303 | 2006 | 1/ 11 | –/ 21–1192 |
Case International Magnum 310 | 314 | 2008 | 1/ – | 2220/ – |
Отечественные (4К4б') | ||||
К-744Р2/Р3 | 340/ 420 | 2006–2008 | 5/ 48 | 1106–874/ 59–3420 |
Зарубежные аналоги (4К4б') | ||||
John Deere 9420 | 425 | 2003 | 1/ 2 | 1482/ 1860–1920 |
John Deere 9430 | 431 | 2007 | 1/ 2 | –/ 211–3118 |
New Holland T9040 | 435 | 2008 | –/ 3 | –/ 1000–1350 |
Bühler Versatile 2425 | 425 | 2007 | –/ 12 | –/ 460–4500 |
Гусеничный* | ||||
Challenger MT855B | 412 | 2006 | 1/ – | 5507/ – |
Источники: Протоколы МИС эксплуатационных испытаний отечественных и зарубежных с.-х. тракторов за 2005–2009 гг.; Оценка надежности с.-х. тракторов 2006–2008 г.в. по результатам эксплуатационных испытаний на МИС, периодических наблюдений и разовых обследований в реальных условиях. *Справочно (аналоги в РФ отсутствуют). |
Oтечественные тракторы и их зарубежные аналоги указанной в табл. 1 номенклатуры испытывались в 2005–2009 гг. на МИС, в том числе Поволжской, Северо-Кавказской, Северо-Западной, Центрально-Черноземной, Кубанской, Алтайской, Амурской, Владимирской, а также обследовались в реальных условиях эксплуатации в разных регионах РФ (табл. 2).
Анализ представленных в табл. 2 результатов испытаний, а также периодических наблюдений и разовых обследований показал, что наработка на сложный отказ II и III групп сложности отечественного трактора АТМ-5280 (4К4а) составила соответственно 470 и 650 мото-ч (т. е. эти наработки являются довольно близкими), а тракторов К-744Р2/Р3 (4К4б') – соответственно 415 и 265 мото-ч.
Трактор | Исходные данные | Контрольная наработка, мото-ч | Число тракторов, ед., общее/ расчетное, проработавших контрольную наработку | Среднее число отказов, ед., по группам сложности II/ III | Наработка на сложный отказ II и III групп сложности, мото-ч, единичного трактора/ (средняя по партии) |
---|---|---|---|---|---|
Отечественный (4К4а) | |||||
АТМ-5280 | Испытания | 1000 | 1/ 0,94 | 2/ 0 | 470/ – |
Наблюдения | 1000 | 6/ 2,6 | 2,4/ 0 | –/ 650 | |
Зарубежные аналоги (4К4а) | |||||
Fendt 930 Vario | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | 1750/ – |
Наблюдения | 1000 | 5/ 5 | 1/ 2 | –/ (835/ 1665) | |
2000 | 5/ 5 | (2,2/ 1,4)/ (0,2/ 0) | –/ (835/ 1430) | ||
3000 | 5/ 5 | (3,6/ 2,2)/ (0,2/ 0) | –/ (790/ 1365) | ||
4000 | 5/ 4,8 | (5,1/ 3,2)/ (0,4/ 0,2) | –/ (725/ 1175) | ||
John Deere 8430 | Наблюдения | 1000 | 24/ 23,5 | 0,09/ 0 | –/ 11 100 |
2000 | 24/ 20,6 | 0,39/ 0 | –/ 5130 | ||
3000 | 24/ 13,5 | 0,61/ 0,07 | –/ 4400 | ||
4000 | 24/ 5,5 | 0,61/ 0,07 | –/ 5880 | ||
New Holland T8040 | Наблюдения | 1000 | 11/ 8,8 | 1,2/ 0 | –/ 835 |
Case International Magnum 310 | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | 2220/ – |
2000 | 1/ 1 | 2/ 0 | 1000/ – | ||
Отечественные (4К4б') | |||||
К-744Р2/Р3 | Испытания | 1000 | 5/ 5 | 2,4/ 0 | –/ 415 |
Наблюдения | 1000 | 48/ 28,4 | 3,6/ 0,2 | –/ 265 | |
Зарубежные аналоги (4К4б') | |||||
John Deere 9420 | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | 1482/ – |
Наблюдения | 1000 | 2/ 2 | 0/ 0 | –/ 1880 | |
2000 | 2/ 1,9 | 0/ 0 | –/ 1880 | ||
John Deere 9430 | Наблюдения | 1000 | 2/ 2 | 0,5/ 0 | –/ 2000 |
2000 | 2/ 2 | 0,5/ 1 | –/ 1333 | ||
3000 | 2/ 1,97 | 0,5/ 1 | –/ 1974 | ||
New Holland T9040 | Наблюдения | 1000 | 3/ 3 | 1/ 0 | –/ 1000 |
Bühler Versatile 2425 | Наблюдения | 1000 | 12/ 10,7 | 0,9/ 0,1 | –/ 1000 |
2000 | 12/ 6,2 | 1,4/ 0,1 | –/ 1335 | ||
3000 | 12/ 5,0 | 1,8/ 0,3 | –/ 1430 | ||
Гусеничный* | |||||
Challenger МТ855В | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | Более 5500 |
2000 | 1/ 0 | 2000* | |||
3000 | 2/ 0 | 1500* | |||
4000 | 2/ 1 | 1333* | |||
5000 | 2/ 1 | 1667/ – | |||
Источники: Протоколы МИС эксплуатационных испытаний отечественных и зарубежных с.-х. тракторов за 2005–2009 гг.; Оценка надежности сельскохозяйственных тракторов 2006–2008 г.в. по результатам эксплуатационных испытаний на МИС, периодических наблюдений и разовых обследований в реальных условиях. *Справочно (аналоги в РФ отсутствуют). |
У зарубежных аналогов полноприводного трактора АТМ-5280 классической компоновки указанные наработки на сложный отказ оказались следующими:
- у единичного трактора Fendt 930 Vario (4К4а) и средняя по партии составляли соответственно больше 1750 мото-ч; при этом в связи с неудовлетворительной подготовкой трактора к эксплуатации в реальных условиях РФ уровень наработок без отказов этого весьма надежного трактора был заметно снижен;
- у John Deere 8430 (4К4а) и New Holland Т8040 средние наработки на сложный отказ соответственно за контрольные наработки от 10 000 до 40 000 и 10 000мото-ч составили 4000 и 835 мото-ч;
- у единичного трактора Case International Magnum 310 (4К4а) ориентировочные оценки наработок на сложный отказ за контрольные наработки 1000 и 2000 мото-ч составили соответственно 2220 и 1000 мото-ч.
У зарубежных аналогов тракторов К-744Р2/Р3 с шарнирно-сочлененной рамой указанные наработки на сложный отказ были следующими:
- у единичного трактора John Deere 9420 (4К4б') ориентировочная наработка на сложный отказ по результатам испытаний за контрольную наработку 1000 мото-ч составила более 1482 мото-ч, тогда как ориентировочная средняя по партии наработка на сложный отказ за ту же контрольную наработку была более 1880 мото-ч;
- у трактора John Deere 9430 (4К4б') ориентировочная наработка на сложный отказ за контрольные наработки 1000, 2000 и 3000 мото-ч составила соответственно 2000, 1333 и 1974 мото-ч или для этого трактора средняя наработка на сложный отказ по партии была 1769 мото-ч;
- у New Holland Т9040 (4К4б') ориентировочная средняя наработка на сложный отказ для трех этих тракторов за контрольную наработку 1000 мото-ч составила 1000 мото-ч;
- у Bühler Versatile 2425 (4К4б') средняя наработка на сложный отказ за контрольные наработки в течение 2000 и 3000 мото-ч за контрольную наработку 1000 мото-ч составили соответственно 1335 и 1430 мото-ч.
На диаграммах показаны наработки, в том числе средняя по партии, на сложный отказ единичных тракторов 4К4а и 4К4б' высокой мощности за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, а также их ориентировочные средние наработки на сложный отказ по результатам разовых обследований.
Для зарубежного гусеничного Challenger МТ-855B наработка на сложный отказ (испытания на Кубанской МИС с импортными орудиями, преимущественно на основной обработке почвы) в данной статье представлена справочно как дополнительная информация о высокой надежности мощных тракторов с резиноармированными гусеницами этой фирмы. Наблюдаемые по этому трактору отказы II и III групп сложности в основном касались разрушения резинового бандажа опорного катка (на 2000 мото-ч) подшипника сайлентблока правой полуоси с течью масла под резиновую втулку, а также обрыва соединения вала КП с маховиком (на 3520 мото-ч) и замены гусениц (на 5500 мото-ч), выработавших за 2 года эксплуатации нормативный ресурс.
Таким образом, проведенный мониторинг надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов с большой степенью точности достаточно убедительно свидетельствует о достоверности оценки наработки на сложный отказ за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, которая характерна только для отечественных тракторов К-744Р2/Р3.
По остальным тракторам испытывались единичные образцы, поэтому полученные для них оценки безотказности являются по существу ориентировочными. Тем не менее можно с большой степенью вероятности констатировать, что уровень безотказности зарубежных тракторов (см. табл. 2) в несколько раз выше, чем отечественных. Так, у отечественных тракторов указанные наработки на сложный отказ находятся в диапазоне 415–470 мото-ч, тогда как у зарубежных тракторов аналогичные показатели – в диапазоне 1480–5500 мото-ч.
Показатели безотказности по результатам наблюдений в реальной эксплуатации свидетельствуют о достоверности данных по тракторам К-744Р2/Р3, John Deere 8420 и 8430, а также Bühler Versatile 2425, поскольку их объем выборок является вполне достаточным.
У остальных зарубежных тракторов, у которых (кроме трактора New Holland T8040) объемы выборок являются явно недостаточными, однако существенно выше, чем у отечественных тракторов, при примерно равных мощностях их двигателей (1700–2500 против 1000 мото-ч у отечественных тракторов).