Мастера-универсалы (ч. 2)

Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки

И. Варывдин
В прошлый раз мы рассматривали гидравлические краны-манипуляторы, устанавливаемые на автомобили с бортовой платформой, так называемые «универсальные» КМУ, применяемые для погрузки-разгрузки различных грузов и реже для ряда строительных операций: монтажа конструкций и бурения скважин. Сегодня остановимся на машинах с манипулятором и специализированной навеской узкого применения из разных групп спецтехники: ломовозах, эвакуаторах, лесовозах. Если транспортным организациям приходится перевозить определенный груз, им подойдет далеко не каждый кран-манипулятор.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самосвал IVECO EuroCargo ML150E25W (4х2) с КМУ Ferrari 708 F1 компании «АВТОполюс»
Полноприводный бортовой автомобиль IVECO Daily 44S18W (4х4) с КМУ Ferrari 330 F3 ETR 12V компании «АВТОполюс»
 

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 6, 2012 г.)

Пожалуй, самая нелюбимая у автомобилистов – нарушителей ПДД – КМУ это автоэвакуатор с краном. Статистика показывает, что его редко вызывают сами хозяева автомобилей, отправляемых вместо гаража на штрафстоянку. За этой машиной даже закрепилось название «полицейского эвакуатора», и совершенно напрасно. Гоняясь за дешевизной, люди набирают автоэвакуаторы с лебедкой, со сдвижной платформой, а потом жалуются то на ненадежное оборудование, то на неудобство погрузки. Очень часто встречаются ситуации, когда аварийный автомобиль нельзя катить или машина глохнет в узком проезде, куда нельзя подать платформу. А как быть с автомобилем, оказавшимся в овраге или за ограничительным бетонным бортом автобана? Еще ситуация: если дорога идет под горку, то при обрыве троса лебедки машина с разгона перескочит башмаки и наделает еще тех дел. В общем, говоря откровенно, автоэвакуатор без крана это и не эвакуатор даже, а автовоз, используемый для эвакуации. Но даже если рассматривать автоэвакуатор с КМУ только как средство, помогающее дорожной инспекции устранять заторы и освобождать тротуары, и то ему работы хватит. Более того, в крупных городах налицо явная нехватка таких спецавтомобилей! Главное, чтобы у нарушителя не оказались корочки более красного цвета, чем у инспектора.

Пожалуй, главное отличие крана-манипулятора для автоэвакуатора от своих «собратьев» – это отсутствие среднего звена, к вертикальной колонне здесь непосредственно крепится телескопируемая часть стрелы. Для подъема автомобиля на платформу и обратно этого достаточно, особая подвижность КМУ тут не нужна. Важнейший элемент автоэвакуаторного манипулятора – Х-образная рамка, подвешиваемая к стреле вместо крюка. К ее четырем плечам крепятся тросы, на концах которых расположены колесные замки, позволяющие перемещать автомобиль, не нанося ему никакого ущерба, кроме морального вреда его хозяину – обладателю «желтых штанов». На рамку выведен дополнительный гидропривод для питания цилиндра, позволяющего при необходимости наклонять подвешенный на рамке автомобиль, чтобы ставить его одновременно на все колеса (передок ведь у легковушек обычно тяжелее, и машина заваливается на нос). Наличие у автоэвакуатора крана-манипулятора позволяет проще подходить к выбору шасси (не обязательно применять только современные низкорамные среднетоннажники) и при желании даже обойтись без специальной платформы, оборудовав крепления для колес хоть в бортовом кузове. По крайней мере, выдвижные «лыжи» в ее задней части нужны разве что в качестве бонуса, чтобы машину можно было использовать и в качестве автовоза для автомобилей на собственном ходу. С помощью телескопируемой основной стрелы получается вытаскивать автомобиль из второго ряда, то есть спрятаться на тротуаре за рядом припаркованных на обочине машин автохаму не удастся. Также можно вынимать их из-за небольших городских заборов и прочих малых архитектурных форм. Ну а в случае аварий нет вопросов с тем, в каком состоянии автомобиль и в каком положении он находится. Главное, подобрать кран с подходящими характеристиками вылета и грузоподъемности.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» в рамках эксклюзивного дилерского соглашения с немецкой компанией ATLAS Maschinen GmbH осуществляет установку КМУ. Высокое качество исполнения и эксплуатационные характеристики КМУ ATLAS зарекомендовали себя не только в Европе, но и в России.

Больше всех автомобилей-эвакуаторов с КМУ AmcoVeba выпускает сегодня предприятие «Чайка-Сервис». Ни один российский и собираемый в РФ импортный среднетоннажник специалисты компании не обошли вниманием. Тем не менее большинство моделей рассчитано на перевозку автомобилей массой до 3 т, что достаточно для массово распространенных легковушек.

В полицейские же гаражи лучше приобретать автоэвакуаторы большей грузоподъемности, например КМУ Palfinger PK12000T максимальной грузоподъемностью (г/п) 4,8 т на среднетоннажных шасси полной массой 10–12 т. Пусть цвета штанов автоинспектора будет недостаточно для каждого «загорающего» на автобусной остановке «Гелика» или «Крузера», с «пепелацами» попроще можно будет разобраться без труда. К примеру, снять с маршрута неисправную «ГАЗель» или арестовать незадачливый грузовичок до пяти тонн полной массы, проскочивший под запрещающий знак.

В эксплуатирующих организациях Москвы и других городов работают также эвакуаторные манипуляторы Hiab 122 и 144. Эвакуаторные модификации Hiab 122 и 144 оснащены универсальными колесными захватами и подъемной гидравлической (или механической) траверсой. Краны-манипуляторы Hiab 122, Hiab 144 подходят для установки как на отечественные, так и на зарубежные модели шасси.

Благодаря быстрой работе гидравлики крана процесс погрузки автомобиля занимает максимально короткое время, таким образом, эвакуатор не препятствует движению других транспортных средств и выполняет большее количество рейсов за рабочую смену.

Плавная стартовая и конечная скорость крана позволяет оператору не раскачивать автомобиль, работать в стесненных условиях или вытаскивать автомобиль со второго ряда.

Два вида специальной техники вследствие особенностей погрузки материалов, для которых они разработаны, предъявляют идентичные требования к манипулятору-погрузчику. Речь идет о таких востребованных нашей промышленностью машинах, как лесовозы-сортиментовозы и ломовозы-металловозы. Кран здесь должен быть на высокой колонне, увенчанной креслом оператора. Вторая секция стрелы очень длинная, а вот последняя телескопируемая часть, наоборот, относительно короткая. Кинематика работы крана заключается в многократно повторяющихся операциях: поднял, повернул, положил. И так до тех пор, пока или машина не заполнится под завязку, или груз не кончится. Телескопировать стрелу, как правило, не приходится, автомобиль обычно подается вплотную к штабелю бревен или куче строительных отходов. Все различие между ломовозом и лесовозом (кроме кузова, конечно) в навеске. Для древесины это челюстной захват, а для лома и различных отходов – лепестковый грейфер. Длина «руки» манипулятора отражается на способе его укладки в транспортном положении, он простирается над грузом на всю длину кузова, хотя описанная конструкция не единственная нашедшая применение, по крайней мере, при перевозке лома. Это хорошо видно на примере двух отечественных ломовозов, выпускаемых ООО «ВЕЛМАШ-С». У модели ЛМ-1 манипулятор ОМТ-97М, так сказать, классического типа, а у ЛМ-2 – ОМТ-120М-01, складывающийся Z-образно, работать которым, может, и не так удобно, зато компактные размеры в сложенном состоянии позади кабины привлекают ряд покупателей. Компания LIV Hidravlica, эксклюзивным дистрибьютором которой на территории России является ЗАО «Коминвест-АКМТ», специализируется на КМУ для вторичного сырья и леса. Для погрузки металлолома используются КМУ серий NZ поперечного сложения за кабиной и K продольного складывания. Главное их отличие от других продольно-складываемых КМУ – наличие усиленной рычажной передачи между главной и второй стрелой, что позволяет значительно повысить подъемный момент в горизонтальном положении.

Для лесозаготовительной промышленности LIV Hidravlika выпускает КМУ в исполнении On-road и Off-road. Поперечно складываемые КМУ в транспортном положении занимают минимальную площадь и в то же время имеют отличные эксплуатационные характеристики. Они специально были разработаны для короткого лесоматериала и имеют одну или две телескопические стрелы. Оснащаются дополнительным оборудованием и приспособлениями для безопасной и удобной работы. Серия Off-road представлена КМУ типа T, предназначенными для монтажа на тракторы, прицепы, форвардеры. Они зарекомендовали себя как надежные и прочные КМУ при выполнении лесозаготовительных работ и особенно подходят для эксплуатации в труднодоступных местах.

В России пока еще нечасто можно встретить ломовозы, оснащенные металлозахватами корейской фирмы Kanglim Co., Ltd. А между тем Kanglim является крупнейшей компанией в Южной Корее, производящей металлозахваты, и в этой стране сложно встретить ломовоз, который был бы оснащен гидроманипулятором другой марки. Практически фирма Kanglim монополизировала корейский рынок оснащения ломовозов, ее продукция пользуется непревзойденной популярностью у корейского потребителя.

В России грейферные краны Kanglim могут монтироваться на шасси как российского, так и зарубежного производства. Установкой этих кранов занимается ряд предприятий, причем не только в Москве, но и в различных регионах, поскольку продукция Kanglim при хорошем качестве и большой скорости работы отличается относительно невысокой ценой.

Немаловажно и то, что металлозахваты Kanglim сертифицированы в России и имеют полный пакет всей необходимой для применения документации.

Лесозаготовительная промышленность нашей страны одной из первых ощутила все те преимущества, которые предлагает кран-манипулятор, установленный на автомобильное шасси. Ведь возможность самостоятельно загружать и разгружать себя как нигде была востребована при перевозке леса. О специальных лесных машинах с гидравлическим оборудованием, харвестерах и форвардерах мы тогда слыхом не слыхивали, так что «самозагружающие» лесовозы у нас пошли на ура, это была первая массовая спецтехника на просторах бывшего Союза, где кран-манипулятор нашел свое истинное признание. Кому из специалистов не знакомы такие имена, как «Синегорец», «ВЕЛМАШ», «Соломбалец», «Атлант». КМУ на лесовозы чаще устанавливают в заднем свесе грузового автомобиля, так легче загружать–разгружать еще и прицеп. Но такая установка вносит ограничения на длину перевозимого сортамента. Установка крана за кабиной принципиально не отменяет возможности грузить собственный прицеп. Только в данном случае придется расцепляться, и на временных подъездах лесозаготовок это не всегда будет удобно. У ломовозов же основной тип установки – за кабиной, их кузова, даже те, что установлены с помощью погрузочного механизма типа «мультилифт», разгружаются назад.

Ковшовая навеска, конечно, не превратит автомобиль с КМУ в аналог экскаватора, годится она только для насыпных материалов, поэтому заменяет скорее ковшовый погрузчик. Представить, что самопогрузка песка в 16-кубовый кузов большого самосвала может быть выгодной, достаточно сложно. Придется гадать, что закончится быстрее – рабочая смена или терпение оператора. Так что КМУ с ковшами – в других направлениях, далеких от большого строительства. Первое – это малый бизнес, фермеры, малоэтажное строительство. Шасси среднетоннажные, с небольшими стальными кузовами с разгрузкой на все стороны или установленными с помощью погрузочного устройства типа «мультилифт». Соотношение размеров ковша, грузоподъемности манипулятора и размеров платформы лучше подбирать из того расчета, что автомобиль загрузит сам себя за 10 «махов» и менее. Возможно, сегодняшняя Россия пока далеко не идиллия для малого и среднего бизнеса, здесь скорее эпоха расцвета суперкорпораций, но тем не менее пусть полулегально, но частник в ней существует. А не найти в сезон работы для самосвала-трехтонника, да еще со своим краном?! Вот хороший пример: не особо афишируемый, но особо популярный у дачников товар – коровий навоз. Уже догадались – сам нагрузил, привез, выгрузил, и не надо искать по деревне двух пьяных мужиков, что согласятся кидать его вручную. Да такая «воровайка» японским еще фору даст по окупаемости!

Другое направление, где ковши с КМУ будут востребованы, – перевозка сыпучих грузов в труднопроходимой местности. Там наши типовые трехосные вездеходы: ЗИЛ-131, «Урал», КрАЗ с самосвальным бортовым кузовом и манипулятором с ковшовой навеской придутся кстати, без оглядки на наличие или отсутствие какого-либо бизнеса, равно как и такая навеска, как бур. Его часто можно видеть в сочетании с краном с тросовой подвеской крюка, где они хорошо дополняют друг друга, но манипулятор с навесным буром справляется не хуже. Добавьте в набор еще люльку для рабочих – и можно ехать, «давать свет»!

Еще одна диковинная пока в России навеска – гидравлический крюк-ключ для мусорных контейнеров селективного сбора отходов, например стекла. С ее помощью кран цепляет контейнер и отрывает его «секретное» распашное дно. Работает манипулятор в комплекте с ломовозным кузовом.

Компания «Центртранстехмаш» (Центр ТТМ), дилером которой в Москве является компания «АВТОполюс», предлагает автомобили IVECO, оснащенные КМУ Ferrari, – автомобиль-самосвал IVECO EuroCargo ML150E25W (4х2) (самосвальный кузов Cantoni с 3-сторонней разгрузкой) с КМУ Ferrari 708 A1 и полноприводный бортовой автомобиль IVECO Daily 55S18W (4х4) повышенной проходимости (односкатная ошиновка, борт стальной – 1700х2200х600мм, кабина Double) c КМУ Ferrari 330 A3 ETR 12 V.

Компания «АВТОполюс» является официальным дистрибьютором краноманипуляторных установок итальянской корпорации F.lli Ferrari Corporation S.p.A в России. На автомобили по желанию заказчика могут устанавливаться КМУ Ferrari – от самых легких и простых, так называемой «300-й» серии, с грузовым моментом от 1,27 т.м, до достаточно мощных КМУ «700-й» серии с грузовым моментом до 44,7 т.м и с максимальным вылетом стрелы от 4,18 до 22 м.

Ну и напоследок пара слов о другом весьма специфичном использовании КМУ. Пусть специальной навески тут нет, обычный крюк на тросах, зато это уже чисто российское изобретение. Установка КМУ вместо грузовых шасси на родной МТЗ-82 «Беларус»!

И еще одна универсальная сельскохозяйственная машина ПМН-30 на базе трактора МТЗ-82 выпускается на «ВЕЛМАШ-С». Манипулятор можно использовать и с грейфером для сыпучих грузов, и с вилочным захватом, и с захватом для погрузки леса.

Вот уж действительно получается «мастер на все руки», для которого поговорка «и сеет, и пашет, и краном машет» звучит дословно. В свое время очень не хватало на селе такой навески к трактору.