«ИНМАН»

И снова о выборе краноманипуляторов

Разъяснение терминов, методика подбора, рекомендации экспертов

Часть 1     Часть 2
Вопросы выбора краноманипуляторной установки не раз поднимались на страницах нашего журнала. Однако тема эта остается злободневной всегда, тем более, что в последнее время состав игроков российского рынка КМУ кардинально изменился. Если раньше можно было выбирать технику, ориентируясь на знакомые надежные бренды, то теперь большинство из них ушли из нашей страны и на смену им заходят новые. Поэтому рекомендации по квалифицирован­ному подбору краноманипулятора для конкретных работ и условий вновь являются насущными.

Выбор КМУ – дело непростое. На рынке предлагается много моделей, вариантов и опций, из которых можно составить конфигурацию, смонтированную на различных шасси и оптимальную практически для любой конкретной работы. Впрочем, чтобы сделать правильный выбор, надо очень хорошо разбираться в этом многообразии.

Конечно, лучше доверить подбор КМУ специалисту, но покупатель тоже должен понимать назначение различного краноманипуляторного оборудования. Мы постараемся познакомить читателей с основными понятиями в данной области.

«ИНМАН»
АО «ИНМАН» (входит в состав «ПАЛФИНГЕР СНГ», г. Ишимбай, Республика Башкортостан) производит краны-манипуляторы «ИНМАН» с Z-образным складыванием и L-образного типа. Все стрелы имеют 6-гранный профиль. Количество телескопических секций, выдвигаемых гидроцилиндрами, может достигать шести. Использование в гидравлике пропорциональных распределителей обеспечило плавную, надежную работу с регулированием скорости движения и точным позиционированием.

В линейке КМУ «ИНМАН» модели грузоподъемностью 990–10 000 кг с вылетом стрелы от 3,1 до 19 м. В зависимости от пожелания заказчика управление КМУ может осуществляться с сиденья на колонне или с земли с двух сторон. Автомобиль с тяжелым манипулятором на заднем свесе рамы по заказу может быть оборудован дополнительными опорами. Возможна комплектация бурильным оборудованием (максимальная глубина бурения 3 м, диаметр шнека 360–630 мм) или люлькой для высотных работ (одно- или двухместная, гравитационный механизм горизонтирования, грузоподъемность 250 кг, высота подъема до 18 м).

«ИНМАН»

Терминология: КМУ и гидроманипуляторы

Манипуляторы в отечественной технической литературе делятся на два класса, принципиально отличающихся по конструкции и функциям: краны-манипуляторы (КМУ, краноманипуляторы) и гидроманипуляторы.

Гидроманипуляторами называют специфические манипуляторы, использующиеся в основном в лесозаготовительной отрасли и для перегрузки металлолома, а также еще в некоторых областях. Гидроманипуляторы, как и следует из их названия, работают с навесными гидравлическими орудиями, обычно с грейферами и иногда с буровыми установками. Они рассчитаны на многократное интенсивное и быстрое выполнение однообразных операций – например, погрузку бревен, металлолома или стройматериалов (одинаковые грузы, одинаковые маховые движения первой и второй секциями стрелы). Специалисты указывают интенсивность: порядка 1400 циклов в неделю. Соответственно к гидроманипуляторам предъявляются повышенные требования по надежности.

XCMG
Компания XCMG поставляет на российский рынок широкий модельный ряд манипуляторов разных типов: больше всего классического L-типа, но также есть модели типа Z и «совмещенного», с шарнирным сочленением 1-й и 2-й секций стрелы и телескопируемыми следующими секциями.

Манипуляторы XCMG по своей технологичности не уступают ведущим мировым брендам подобной техники. Установки способны поворачиваться на 360°. Грузоподъемность манипуляторов находится примерно в диапазоне от 3 до 20 т.

В ассортименте имеются установки, укомплектованные буровым оборудованием и имеющие отрицательный угол складывания секций. Опоры КМУ XCMG позволяют изменить угол наклона грузовика, тем самым обеспечивая удобство погрузки грузов сложной конфигурации. Кроме того, позволяют работать на грунтах различной плотности, предотвращая возможность опрокидывания по время работы. Управление манипулятором осуществляется рычагами с уровня земли с двух сторон автомобиля. Иногда машины комплектуются радиодистанционным управлением.

XCMG

Стрела у гидроманипуляторов чаще всего L-образного типа, первая секция длинная, вторая секция короткая с небольшой телескопической частью (для того, чтобы при необходимости перенести груз дальше, чем обычно). Установки обычно монтируются за кабиной, но не могут складываться за ней, так как выходят за габарит и поэтому в транспортном положении просто укладываются на специальный кронштейн, расположенный спереди или сзади автомобиля. Иногда гидроманипуляторы устанавливаются ближе к задней части грузовика. Однако в последние годы стали появляться гидроманипуляторы со стрелами с «обратным Z-образным складыванием»: у них последняя секция с грейфером располагаются сверху и, таким образом, помещается в габарит автомобиля. Модели с «обратным Z-образным складыванием» имеют сравнительно небольшой грузовой момент. Считается, что расходы в гидросистемах гидроманипуляторов достигают 70–90 л/мин, но при сравнительно низком давлении: до 20 МПа.

Согласно Правилам Госгортехнадзора ПБ 10-257-98 лесным гидроманипуляторам не требуется регистрация.

XCMG

Краноманипуляторные установки. Изначально к краноманипуляторным относили установки, перемещающие грузы с помощью крюковой подвески и в отличие от гидроманипуляторов не имеющие гидравлического привода к рабочему органу. Однако многие современные модели КМУ оснащаются (в штатной комплектации или опционно) гидрофицированным оголовком стрелы, позволяющим использовать гусек и гидравлическое навесное оборудование, такое как грейферные захваты, буры и т.п.

«Майкопский машиностроительный завод»
ООО «Майкопский машиностроительный завод» – один из ведущих российских производителей гидроманипуляторов для леса и металлолома, а также КМУ под брендами «МАЙМАН» и «Атлант» Z- и L-образного типов. Техника изготавливается из высокопрочной стали S500. В линейке предприятия манипуляторы для установки на автомобили, тракторы и стационарные установки.

Гидроманипуляторы для леса имеют грузовой момент от 5 до 14 тм, максимальный вылет стрелы 7,4–10 м и максимальную грузоподъемность 1,57–4,5 т. У гидроманипуляторов для металлолома грузовой момент составляет от 10 до 14 тм, вылет стрелы 7,5–7,8 м и грузоподъемность 3,3–4,5 т. По заказу гидроманипуляторы могут комплектоваться подъемной кабиной.

КМУ Z-образные, характеризуются грузовым моментом от 2 до 15 тм; вылетом стрелы 3,8–12,8 м и грузоподъемностью 1,25–4,6 т. КМУ могут комплектоваться тросовой гидравлической лебедкой. Возможно управление КМУ с сиденья на колонне, с земли с двух сторон или с дистанционного пульта.

Все манипуляторы уже в базовой комплектации имеют гидравлическое выдвижение балок опор и систему контроля и безопасности М-STAR.

«Майкопский машиностроительный завод»

КМУ – гораздо более универсальные по назначению механизмы по сравнению с гидроманипуляторами. Они рассчитаны на выполнение великого множества работ, но с меньшей интенсивностью по сравнению с гидроманипуляторами: погрузка на борт, перевозка груза и затем разгрузка на месте назначения, а также на самые разнообразные работы (за счет использования сменного навесного оборудования) в сферах коммунального, лесопаркового, сельского, энергетического и прочих хозяйств. Для КМУ на первом месте не быстрота работы, а высокая грузоподъемность и точность позиционирования груза, поэтому КМУ оснащаются гидросистемами, работающими медленно (по сравнению с гидроманипуляторами), но зато с высокой точностью. При этом масса самой установки должна быть минимальной. Расходы в гидросистемах КМУ в общем существенно ниже, чем у гидроманипуляторов: порядка 10–45 л/мин, зато давление выше: от 25 до 33 МПа. Благодаря повышенному давлению в гидросистеме КМУ успешно компенсирует динамические нагрузки, возникающие в ходе погрузочно-разгрузочных работ, что способствует увеличению рабочего ресурса установки. По цене КМУ в общем дешевле аналогичных по грузоподъемности гидроманипуляторов до 40%.

Все КМУ и гидроманипуляторы (за исключением лесных) грузоподъемностью выше 1 т и с грузовым моментом свыше 4 тм подлежат регистрации в Ростехнадзоре.

В данной статье мы будем рассматривать только КМУ, а гидроманипуляторы оставим на будущее.

«Ижевский крановый завод»
ООО «Ижевский крановый завод» (г. Ижевск) производит КМУ под брендом «Динтек» (Dintek). Это краны-манипуляторы узловой сборки из шведской листовой стали Strenx и южнокорейских комплектующих (Kanglim). В линейке Dintek три L-образных модели КМУ грузоподъемностью 7–10 т, с горизонтальным вылетом 18,7–20,3 м и высотой подъема 21,7–23,3 м.

Стрелы телескопические 6-гранного профиля, 4-секционные, с отрицательным углом наклона. Установки оснащаются верхним сиденьем для управления. Возможна комплектация КМУ 2-местной рабочей платформой высотного доступа массой 140 кг, грузоподъемностью 200 кг и габаритными размерами 1400х900х1100 мм. Предлагается модель с бурильной установкой грузоподъемностью до 8000 кг и вылетом стрелы 20 м.

В качестве шасси предлагаются различные модели КАМАЗ, но возможен монтаж и на любые другие пригодные автомобили. Автомобили оснащаются четырьмя гидравлическими выдвижными аутригерами. Рабочий ход аутригеров – 421 мм, максимальная нагрузка – 10 т. Возможно гидравлическое опускание опор (отдомкрачивание), комплектация гидравлическими замками двустороннего действия. Положение стойки регулируется с шагом 50 мм.

«Ижевский крановый завод»

Рабочие характеристики

Грузоподъемность, грузовой момент. Вполне естественно начать подбор краноманипулятора с грузоподъемности. Что такое грузоподъемность КМУ? В техдокументации указывается максимальная грузоподъемность, то есть масса груза, которую способна безопасно поднять установка при минимальном вылете стрелы. Заметим, что практически весь отечественный рынок КМУ приходится на долю моделей грузоподъемностью до 30 т. Установки грузоподъемностью свыше 30 т – редкий нишевый продукт.

Чем больше вылет, тем меньше масса груза, который может поднять краноманипулятор. Поэтому подбирать КМУ следует не только по массе самого большого возможного груза (+запас), но и по максимальным габаритам возможного груза: чтобы краноманипулятор мог поднять груз на достаточном расстоянии, не задевая борта автомобиля, аутригеры и другие возможные препятствия. Кроме того, если груз нужно куда-то переместить, это расстояние тоже нужно принимать в расчет.

УЗПМ
ООО «Уральский Завод Подъемных Механизмов» (УЗПМ, Челябинская обл., г. Миасс) является производителем краноманипуляторных установок марки «АНТ». В гидроприводе предусмотрены гидрозамки, чтобы груз не опустился неожиданно при разрыве РВД.

В линейке шарнирно-сочлененных Z-образных КМУ «АНТ» из стали 09Г2С установки с количеством телескопируемых секций от 1 до 5, грузоподъемностью от 990 до 9000 кг, с грузовым моментом от 1,83 до 27 тм, вылетом стрелы 3,57–8 м, высотой подъема 4,66–13,63 м и глубиной опускания 1,54–9,6 м. Угол поворота колонны 390–420 °С. Опоры выдвигаются механически или гидравлически. Для КМУ предлагаются многочисленные опции: гидростанция, дистанционное управление, дополнительная гидролиния, бурильное оборудование, лесной захват, грейферы разные, гидравлическая лебедка и т.д.

Тросовые (L-образные) КМУ АНТ имеют 5 выдвижных секций, грузоподъемность 7050 и 7500 кг, грузовой момент 15 и 21 тм, вылет стрелы 19–20,3 м.

УЗПМ

Пример: КМУ нужно поднять поддон с кирпичами и металлическую «лодочку» емкостью 8 м3 для сбора отходов. Допустим, что масса этих грузов примерно одинакова, но размеры совершенно разные. Чтобы поднять «лодочку», стрелу придется вытянуть на расстояние вдвое большее, чем при подъеме палеты с кирпичом. Сможет ли КМУ поднять на увеличенном вылете стрелы такой же груз, как на малом – нужно точно выяснить!

Произведение массы груза в тоннах на величину вылета стрелы в метрах, как известно, называется грузовым моментом. Максимальный грузовой момент – основная характеристика краноманипулятора. Производители КМУ обычно помещают грузовысотную характеристику установки (диаграмму, отражающую соотношения массы поднимаемого груза, вылета стрелы и высоты подъема) не только в техдокументации, но и непосредственно в форме таблички на стреле. Специалисты не рекомендуют при выборе краноманипулятора ориентироваться только на схему стрелы, на которой указываются вылеты и грузоподъемность. Грузовысотная диаграмма предоставляет более полную и объективную картину возможностей КМУ с высотой подъема крюка, что порой тоже весьма важно.

«Галичский автокрановый завод»
АО «Галичский автокрановый завод» (Костромская обл., г. Галич) выпускает единственную модель краноманипулятора с гидравлическим приводом «Галичанин» КМУ-150/ КМА-150 максимальной грузоподъемностью 7 т во множестве комплектаций и исполнений.

Стрела способна телескопироваться с грузом; максимальный вылет L-образной 6-секционой стрелы – 19 м; максимальный грузовой момент – 15 тм; максимальная глубина опускания – 20,9 м, угол поворота колонны 360°, угол опускания стрелы ниже горизонта 15°; пост управления с сиденьем, возможно оснащение дистанционным управлением; аутригеры выдвигаются гидравлически, независимо, база опор составляет 5,6 м. Установки оснащаются оцинкованными трубопроводами. Температурный диапазон эксплуатации: от –40 до +40 °С.

КМУ-150 может комплектоваться буровой установкой с глубиной бурения до 8 м и рабочей платформой высотного доступа с высотой до 24 м.

Предприятие обеспечивает гарантийное обслуживание КМУ в течение 24 месяцев с момента передачи потребителю, но не более 1000 моточасов наработки. К услугам клиентов более 110 сервисных центров по России и СНГ.

«Галичский автокрановый завод»

Эксперты отрасли советуют подбирать характеристики КМУ с определенным «запасом», чтобы в случае непредвиденных обстоятельств (например, резкий рывок в результате порыва ветра, ошибка при подсчете массы груза и т.п.) не перегружать установку. Если КМУ будет постоянно работать не на пределе возможностей, она будет надежнее и прослужит дольше. С другой стороны, «запас» не должен быть слишком большим, иначе краноманипулятор будет работать с недостаточной рентабельностью, автомобиль будет тратить лишнее топливо на перевозку слишком тяжелого механизма и т.д.

«Уральский машиностроительный завод»
ООО Группа компаний «Уральский машиностроительный завод» (г. Екатеринбург) производит многофункциональные краноманипуляторные и крано-буровые L-образные тросовые установки под собственным брендом «Уральские многоцелевые машины» (УММ, UMM).

В производственной линейке предприятия ряд моделей и модификаций с грузовым моментом 15 и 22,1 тм, максимальным вылетом стрелы 18,7 и 19,4 м и грузоподъемностью 7000, 7600 и 8000 кг. Имеется комплектация с рабочей платформой и тракторный кран-манипулятор УММагро грузоподъемностью 3000 кг, с вылетом стрелы 5,5 м и высотой подъема 6,7 м.

Предприятие предлагает КМУ на полноприводных и заднеприводных автомобильных шасси отечественного и иностранного производства.

По индивидуальным заказам техника может комплектоваться опорами с пневмоцилиндром, обеспечивающим ручной поворот, дистанционным управлением, стабилизирующей системой, системой ограничения подъема крюка, датчиком размотки троса, наружным управлением с сиденья, системой подогрева сиденья, кабиной для наружного управления.

«Уральский машиностроительный завод»

Угол поворота краноманипулятора. У современных моделей краноманипуляторов угол поворота обычно составляет 360° или не ограничен (то есть колонна КМУ может сделать в одном направлении сколько угодно оборотов). Однако после монтажа на автомобиль у краноманипулятора может появиться зона неустойчивости: обычно это сектор над кабиной порядка 140°. Заходить в этот сектор с большим грузом стрела КМУ не должна, иначе автомобиль может опрокинуться. Таким образом, остается угол поворота в 220°. При ручном управлении из соображений безопасности угол поворота краноманипулятора рекомендуется ограничивать установкой в поворотном механизме либо механических упоров, либо концевых электрических выключателей.

Специалисты замечают, что на некоторых автомобилях зоны неустойчивости нет и краноманипулятор может с любым допустимым грузом поворачиваться на 360°. Кроме того, когда КМУ установлена на заднем свесе шасси, иногда ей тоже необходим угол поворота в 360°.

«СМАРТЭКО»
ООО «СМАРТЭКО» (г. Нижний Новгород) в партнерстве с южнокорейской компанией производит тросовые КМУ на территории РФ под собственным брендом FG. КМУ изготавливаются из высокопрочной стали S500 и S700.

На сегодняшний день к продаже доступны 7 моделей тросовых краноманипуляторов массой от 1400 до 2700 кг, грузоподъемностью от 3030 до 7000 кг на минимальном вылете с грузовым моментом от 7,88 до 18,3 тм. Максимальный рабочий радиус 9,84–19 м, количество секций у стрел от 4 до 6. Максимальная высота подъема крюка 11,4–21 м. Размах аутригеров 4,4–5,64 (передние) м. Управление – нижнее с постами двух сторон либо верхнее с сиденья.

Возможно оснащение КМУ рабочей платформой высотного доступа, а также буровой установкой со шнеком диаметром 350 мм и длиной 2300–3400 мм, гидровращатель развивает номинальный момент 6 кН.м.

Компания предоставляет на КМУ гарантию на два года без ограничения моточасов (у одной модели гарантия один год или 1000 моточасов). К услугам клиентов 69 сервисных центров от Калининграда до Владивостока.

«СМАРТЭКО»

Будьте бдительны! И в заключение этого раздела несколько советов от опытных коллег: подходите к выбору краноманипулятора исключительно внимательно, всё тщательно проверяйте, особенно если приобретаете технику неизвестной марки у малознакомой фирмы. Реклама КМУ может быть недостоверной, грузовые характеристики краноманипулятора недобросовестно завышены, температурный диапазон работоспособности указан шире реального. При выборе краноманипулятора учитывайте ремонтопригодность, доступность сервиса и запчастей для него.

«Чайка-Сервис»
АЗ «Чайка-Сервис» (г. Нижний Новгород) разработал собственную линию краноманипуляторных установок «Чайка NR». В линейке пять Z-образных моделей и одна L-образная.

Для увеличения срока службы крана все шарнирные соединения оснащены самосмазывающимися втулками скольжения. Боковые зазоры между секциями стрелы регулируются винтами. КМУ имеют грузовой момент от 2,6 до 26 тм, горизонтальный вылет стрел от 6,75 до 10,3 м, максимальная грузоподъемность составляет 800–8450 кг, угол поворота установок от 370 до 410° и собственная масса от 475 до 2500 кг.

Самая мощная модель – NR280, в настоящее время находится в разработке. У нее будет грузовой момент 72 тм, горизонтальный вылет до 11,6 м, грузоподъемность 22 000 кг, угол поворота не ограничен и собственная масса до 4800 кг.

По заказу КМУ «Чайка NR» могут оснащаться радиодистанционным управлением, дополнительной секцией с ручным выдвижением, «северным пакетом» оборудования для эксплуатации при температурах до –50 °С, а также сменным навесным оборудованием: буром, различными грейферами и траверсой для подъема автомобилей до 3,5 т.

«Чайка-Сервис»
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin