XCMG

И снова о выборе манипуляторов

Разъяснение терминов, методика подбора, рекомендации экспертов

Часть 1     Часть 2

Выбор стрелы

Стрела – основной рабочий компонент манипулятора. Ее прочность определяет грузоподъемность и протяженность рабочей зоны всей установки.

Тип складывания КМУ. Пожалуй, наиболее распространенными и популярными в нашей стране являются манипуляторы с L-образной стрелой, представляющие собой небольшой классический подъемный кран: на телескопической стреле крепится лебедка с тросом и грузоподъемным крюком. Такие манипуляторы используются для самопогрузки автомобиля-носителя, могут также нагружать и прицеп автопоезда или использоваться вместо автокрана для подъема небольших грузов в местах, где полноразмерный кран не про­едет. Манипуляторы со стрелами такого типа часто имеют большой вылет стрелы (до 20 и более метров), благодаря наличию лебедки способны доставлять и брать грузы из помещений через окна, опускать груз ниже уровня земли до глубины 25 м, из-за стен и заборов, поднимать и опускать грузы по вертикальной траектории, например, в колодец, и, что немаловажно, за счет гидропривода опускать грузы очень медленно и плавно.

АНТ

Специалисты утверждают, что за счет коротких концевых телескопических секций L-образная стрела быстрее разворачивается для работы на длинном плече. Некоторые тросовые манипуляторы штатно оборудованы комфортабельным сиденьем оператора с пультом управления у основания стрелы.

Как недостаток специалисты отмечают неспособность конструкции компактно складываться. Стрела располагается над кабиной по ходу автомобиля, будет перегружать переднюю ось и провоцировать интенсивный износ шин. Располагаясь над кузовом против хода автомобиля, стрела хоть и не нагружает переднюю ось шасси, но ограничивает высоту груза в кузове. Еще отмечают необходимость достаточно часто менять трос лебедки. Также отмечается сильная раскачка габаритных грузов при перемещении L-образными стрелами, которая не компенсируется плавностью работы телескопического механизма стрелы.

КМУ с шарнирно-сочлененными трехзвенными стрелами, складывающимися наподобие буквы Z (у нас их еще называют «кранами в три сложения»), в транспортном положении компактно располагаются в поперечной плоскости автомобиля за кабиной. Лебедка не используется, грузовой крюк крепится к концу крайнего телескопирующегося звена стрелы.

Преимущества данных манипуляторов – груз при транспортировке мало раскачивается благодаря жесткому креплению крюка к стреле; более высокая по сравнению с L-образными универсальность и грузоподъемность, а также высокая точность позиционирования грузов, способность обходить некоторые препятствия, недоступные L-образным стрелам, за счет возможности сгибаться и поворачиваться в шарнирах. Такие манипуляторы подходят для автомобилей, перевозящих любые грузы. Подобно L-образным «коллегам», Z-образные КМУ также способны опускать грузы ниже уровня земли на 3–5 м, особенно если груз подвешивается на стропах. Чем длиннее стрела Z-образного КМУ, тем ниже он может опустить груз.

Динтек

К сожалению, при расположении за кабиной вся масса Z-образного манипулятора приходится на переднюю ось, т.е. возможна ее перегрузка – характерная «болезнь» многих автомобилей с КМУ. При этом опытные коллеги предупреждают: недобросовестные установщики могут поставить за кабину автомобиля чрезмерно тяжелую КМУ и даже не предупредить вас, что это чревато скорым выходом из строя переднего моста, его подвески, шин, а также потерей гарантии на шасси.

Как отмечают специалисты, для Z-образной КМУ достаточно проблематично зацеплять крюком грузы, располагающиеся возле бортов автомобиля и у самой колонны. Поэтому на вторую секцию стрел Z-образных КМУ часто устанавливают дополнительную крюковую подвеску для работы с тяжелыми грузами на небольших вылетах. При этом работает только первая секция. L-образная установка выполняет подобную операцию гораздо проще.

Сравнение Z и L. Выбор между Z- и L-образным краном – непростой вопрос. При сравнении достоинств КМУ с Z- и L-образными стрелами мнения экспертов расходятся. Одни говорят, что у L-образных КМУ в отличие от Z-образных меньшее количество узлов и шарнирных соединений, поэтому их конструкция более проста и надежна. Другие на это возражают: у L-образных КМУ достаточно сложная конструкция механизма телескопирования, поэтому ремонт цилиндров выдвижения может быть сложным и затратным. В общем, Z-образные установки стоят дороже L-образных, но в каждом конкретном случае надо проверять цену того и другого, учитывая их возможности, возможности шасси при установке той или иной КМУ и выбирать оптимальный по цене и бюджету вариант.

Сложно сказать определенно, какая из конструкций тяжелее: L- или Z-образная. Из-за наличия «перекрывающихся» участков телескопическая стрела L-образной КМУ может быть тяжелее Z-образной, по­этому Z-образные установки малой грузоподъемности (с грузовым моментном до 8–10 тм) имеют преимущество в собственной массе над тросовыми. Но это преимущество исчезает при увеличении грузового момента из-за утяжеления усиленных шарниров. Поэтому в каждом конкретном случае при выборе КМУ его массу следует тщательно проверять. Для мощных Z-образных КМУ требуются более мощные и дорогие шасси, чем для L-образных КМУ аналогичной грузоподъемности.

ГАКЗ

L-образный КМУ для увеличения грузоподъемности должен постоянно увеличивать угол подъема стрелы, таким образом, для переноса габаритного груза потребуется очень длинная стрела. У Z-образных КМУ подъем груза осуществляется путем складывания/ раскладывания секций. Для них сложно работать с тяжелыми грузами вблизи колонны, потому что после складывания стрелы ее сложно разложить. В общем случае L-образные КМУ лучше справляется с тяжелыми, но компактными грузами, а с габаритными грузами лучше работают Z-образные КМУ. L-образные КМУ более узкоспециализированные.

Модели «смешанного» типа. У многих производителей имеются модели КМУ, совмещающие в себе преимущества конструкций типа L и Z. Как правило, у таких манипуляторов первая и вторая секции стрелы имеют соединение шарнирного типа, и вторая секция телескопируемая, как у стрел L-образного типа. У такой КМУ больше степеней свободы, чем у классической L-образного.

Выбор параметров стрелы. Кроме грузового момента и грузоподъемности КМУ необходимо также учитывать возможности стрелы манипулятора: ее максимальный и минимальный вылет, а также грузоподъемность, максимальную и минимальную (при максимальном вылете стрелы). Эксперты советуют, чтобы вылет стрелы был хотя бы на 1–2 м длиннее кузова. Но если кузов длинный – под перевозку длинных швеллеров или труб, то говорят, что достаточно, чтобы стрела доставала до середины кузова или чуть дальше. На отечественном рынке наибольшей популярностью пользуются манипуляторы с вылетом стрелы 8–10 м, на седельные тягачи – 12 м (до 80–90% от общего числа).

ИНМАН

У самых тяжелых манипуляторов можно встретить стрелы длиной до 30 м. Часто производители предлагают для увеличения базовой длины стрелы манипулятора до трех дополнительных секций с ручным выдвижением. Нужно предупредить, что в эксплуатации такие секции весьма неудобны: перед началом работы нужно опускать стрелу, выдвигать и фиксировать дополнительные секции стрелы вручную, а после работы снова расфиксировать и задвигать. Предлагаются и дополнительные гидравлические секции для установки, но они стоят довольно дорого. Предлагаются и гуськи. Они могут иметь сложную конструкцию, с шарнирами, телескопическими секциями, для привода которых требуется прокладка дополнительной гидролинии по стреле. Экзотика для нашей страны – специальные гуськи для работы под мостом: автомобиль с КМУ стоит на мосту, стрела опускается вниз, и гусек с рабочей платформой заводится под мост.

Большое значение имеет высота подъема, которую может обеспечить манипулятор, а в некоторых случаях и глубина опускания ниже опорной поверхности, если груз надо будет опускать, например, в котлован. Совет от опытного коллеги: если предполагается работать с монтажной люлькой, востребованной у энергетиков, установщиков кондиционеров и т.д., следует выбирать стрелы с количеством телескопических секций не менее четырех, чтобы была возможность поднимать люльку повыше, примерно до пятого этажа.

Майкопский машиностроительный завод

Также следует обращать внимание на порядок выдвижения секций стрелы. Если секции выдвигаются последовательно, самые тонкие и слабые используются реже всего, в последнюю очередь, что продлевает общий срок службы и повышает надежность стрелы. Недостатком такой конструкции является более высокая цена. Дешевле стрелы с произвольным выдвижением секций, когда первыми выдвигаются секции, которые оказывают наименьшее сопротивление в этот момент.

Еще один важный параметр стрелы – форма поперечного сечения (профиль). В манипуляторах используются стрелы прямоугольного, 5-, 6-,8- и 10-гранного профиля. Чем больше граней в профиле, тем эффективнее распределяется напряжение по сечению, стенки можно сделать потоньше и соответственно стрела получается прочнее и легче по сравнению со стрелами аналогичной грузоподъемности с коробчатым, например, профилем. С другой стороны, чем больше граней в профиле, тем сложнее производство и дороже стрела. Поэтому в стрелах небольшой грузоподъемности используются секции простейшего прямоугольного сечения либо трапециевидные – с широкой стороной снизу или сверху. Встречаются и треугольные стрелы. Оптимальным же с точки зрения цена-качество считается 6-гранный (гексагональный) профиль. Как отмечают эксперты, использование шестигранного профиля позволяет применять в телескопическом механизме пластины скольжения большого размера, что повышает плавность движений манипулятора, а также снижает механический износ стрелы благодаря меньшему давлению на телескопируемые секции.

УММ UMM

Выбор автомобильного шасси

Чтобы краноманипуляторная установка была максимально рентабельной, кроме правильного подбора ее характеристик важно еще корректно подобрать для нее шасси-носитель. Манипуляторы могут устанавливаться на бортовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи, прицепную технику и тракторы. В нашей статье мы будем в основном рассматривать установку КМУ на бортовые автомобили или седельные тягачи – как самую распространенную практику. Кстати, по статистике наибольшую часть отечественного парка составляют грузовые автомобили с КМУ полной массой до 12 т.

Масса и грузоподъемность КМУ относительно грузоподъемности автомобиля. Масса самого манипулятора «съедает» часть полезной грузоподъемности автомобиля. Поэтому, если автомобиль с КМУ предназначен для перевозки грузов, рекомендуется, чтобы масса манипулятора составляла не более 20–30% грузоподъемности шасси. Если у автомобиля будет другое назначение, масса КМУ по потребности может быть и больше 25% грузоподъемности или, наоборот, очень небольшой. Грузоподъемность КМУ советуют подбирать примерно равной 50% от оставшейся «чистой» грузоподъемности автомобиля, на который она устанавливается. То есть если грузоподъемность автомобиля 5 т, вычитаем массу КМУ – 1 т, оставшиеся 4 т делим пополам – 2 т, это рекомендуемая грузоподъемность манипулятора.

XCMG

Полноприводное или неполноприводное шасси. Если предполагается, что автомобиль с манипулятором будет ездить за городом по бездорожью, конечно, предпочтительно выбирать подноприводное шасси. Для эксплуатации в городе следует выбрать более экономичный неполноприводный автомобиль. Причем, когда предполагается использовать автомобиль с манипулятором и в качестве эвакуатора автотехники, специалисты советуют выбирать транспортное средство с кузовом не менее 4,5–5 м длиной (и КМУ с соответствующей длиной и грузоподъемностью стрелы). Эвакуация автомобилей – круглогодично востребованная и доходная услуга в городах, подчеркивают бывалые профессионалы. Для перевозки насыпных и навалочных грузов оптимальной будет самосвальная бортовая платформа с двух- или трехсторонней разгрузкой. Если же манипулятор приобретается для транспорта, осуществляющего дальние перевозки грузов между городами, рекомендуется выбрать в качестве базы тягач.

Квалифицированный монтаж. Некоторые малоопытные покупатели манипуляторов совершают большую ошибку: стремясь сэкономить, монтируют КМУ на шасси своими силами. В результате неквалифицированно выполненных работ высока вероятность возникновения серьезных неполадок в работе установки при полной потере гарантийной поддержки от производителя КМУ.

Прочее оборудование, опции

Лебедка – один из важнейших компонентов КМУ L-образного типа, поэтому при выборе манипулятора нужно внимательно ее изучить. Выясните марку и модель лебедки. Лебедка может быть установлена на колонне, на первом (нетелескопируемом) звене стрелы.

Но если лебедка установлена на оголовке последнего звена стрелы, ее масса «съедает» некоторую часть грузоподъемности КМУ. Производитель это понимает и подбирает не очень тяжелую (относительно грузоподъемности манипулятора) лебедку. Преимуществом такой конструкции является возможность быстро заменить лебедку (установленную на быстродействующем креплении) на другое сменное рабочее оборудование. Заметим, что системы безопасности (ограничения грузоподъемности) лебедки и манипулятора связаны и допустимая грузоподъемность КМУ на определенных вылетах стрелы может ограничиваться грузоподъемностью лебедки. Длина троса лебедки выбирается по потребности, причем рекомендуется выбирать трос минимальной необходимой длины. Некоторые производители лебедок ограничивают возможность выбора длины троса лишь стандартной величиной.

АНТ

Дополнительное оборудование, опции. На стрелы манипуляторов могут устанавливаться многие сменные навесные орудия, механические (например, палетные вилы, бадья для бетона и платформа высотного доступа) и гидрофицированные (прежде всего грейфер, гидробур и разнообразные захваты). Для привода последних на стреле прокладывается дополнительный гидравлический контур. Таким образом можно сделать из КМУ универсальный рабочий инструмент. Часто в качестве дополнительного оборудования для манипулятора предлагается охладитель масла, исключающий возможность перегрева масла при интенсивной работе с мощным гидравлическим оборудованием, например, гидробуром. Для малых КМУ как опция иногда предлагается автономная гидростанция с приводом от электродвигателя, который работает от электросети автомобиля.

Весьма полезная опция: траверсы между первой и второй секциями стрелы, с которыми соединяется гидроцилиндр подъема. Такая конструкция обеспечивает отрицательный угол складывания между секциями. Благодаря этому крюк движется вверх почти вертикально. Таким образом, траверса первой стрелы позволяет поднимать более тяжелый груз при работе под колонной. При использовании траверс изменяется вылет, на котором манипулятор способен поднять определенный груз, т.е. изменяется не грузоподъемность, а диаграмма, но достигается эффект – как будто увеличилась грузоподъемность!

Динтек

Аутригеры. Для увеличения устойчивости (и снятия нагрузки с подвески) автомобили с манипуляторами оснащаются аутригерами. Обращайте внимание на способ складывания аутригеров в транспортном положении. Фиксированные аутригеры при движении автомобиля остаются направленными вниз и могут задеть за выступающие препятствия. Поворотные аутригеры закидываются вверх. Аутригеры почти всех моделей манипуляторов на автомобилях, которые эксплуатируются в России, поворачиваются вручную. Это нелегко, поэтому довольно популярны варианты аутригеров, которые поворачиваются на 50° и располагаются в транспортном положении вдоль машины. Существуют также «самоповорачивающиеся» опоры: при выдвижении-втягивании балки аутригера шестеренка прокручивается, и опора поворачивается на 180º.

У «бюджетных» манипуляторов выдвижение аутригеров производится вручную. В более дорогих версиях КМУ аутригеры выдвигаются гидравлически. Все основные производители манипуляторов предлагают переворачиваемые аутригеры с гидроприводом, но это дорогая опция. Следует учитывать, что при установке манипулятора на задний свес потребуются дополнительные опоры, компенсирующие ухудшение устойчивости автомобиля при такой конфигурации.

Длина аутригеров может быть разной в зависимости от высоты шасси. Рекомендуется выбирать аутригеры такой длины, чтобы можно было вывесить подвеску и колеса шасси. Подкладки под опоры аутригеров следует использовать обязательно, чтобы подстраховаться от проседания грунта при подъеме груза, которое может привести к опрокидыванию автомобиля.

FG СМАРТЭКО

Органы управления, дистанционное управление. Самый дешевый тип управления КМУ: рычаги с двух сторон автомобиля. Они могут быть расположены перекрестно или параллельно (второе менее удобное, так как в этом случае рычаги с противоположных сторон располагаются в обратном порядке). Существуют также модели с ручным управлением с платформы. Такой вариант дороже, но удобнее – сверху оператору хорошо виден кузов. Управление с сиденья, расположенного на колонне манипулятора, еще удобнее и дороже.

Но самой дорогой является опция: дистанционное радио­управление с выносного пульта, при помощи которого можно на безопасном расстоянии управлять краном. При этом в резерве всегда предусмотрено одностороннее ручное управление. Специалисты не рекомендуют переоборудовать готовые манипуляторы под радиоуправление. Управление радиопультом требует определенного опыта, у не­опытного оператора могут получаться слишком резкие движения стрелы, если гидросистема манипулятора не была изначально рассчитана на радиоуправление. Такая специальная гидросистема должна иметь увеличенный расход масла (70–90 л/мин) и оснащаться гидронасосами с регулируемой подачей, а также пропорциональными гидрорас­пределителями с компенсацией потоков, обеспечивающими плавную работу гидросистемы. В системе должен устанавливаться маслоохладитель, потому что расходы большие и масло интенсивно нагревается. Все это дополнительное оборудование существенно удорожает систему. Гораздо практичнее и дешевле сразу приобретать манипулятор с дистанционным управлением, если он требуется для работы. При необходимости радиопульт можно соединить с системой управления манипулятора кабелем и управлять по кабелю.

Впрочем, существует и упрощенное «дешевое радиоуправление», похожее на пульт тельфера. Таким пультом невозможно выполнять две операции одновременно. Гидросистема работает на обычных гидрораспределителях и без маслоохладителя.

ГАКЗ

Рекомендации по эксплуатации КМУ

Правила эксплуатации категорически запрещают корректировать положение груза при опускании путем оттяжки троса или раскачивания груза на крюке. Тем более неприемлемо использование такого «рабочего приема», как подтягивание груза за трос. При перечисленных выше действиях изменяются направления приложения сил, и на конструкцию манипулятора начинают действовать нетипичные нагрузки, на которые она не рассчитана. Возможен выход из строя шарниров стрелы, могут изогнуться штоки гидроцилиндров. Специалисты сервисных центров, занимающихся ремонтом КМУ, часто сталкиваются с подобными неисправностями.

Специалисты не рекомендуют ремонтировать погнувшиеся стрелы путем рихтовки и сварки. В результате местного нагрева металла при рихтовке и сварке неизбежно и существенно уменьшится прочность стрелы, при первой же большой нагрузке стрела в этом месте «поплывет». В качестве бюджетной альтернативы рихтовке и сварке эксперты рекомендуют попытаться найти с «разборки» такую же секцию стрелы на замену, естественно, тщательно проверив, не подвергалась ли она ремонту.

ИНМАН

Гидравлическая система манипулятора. Прежде всего напомним каждому владельцу манипулятора: масло и фильтр в гидросистеме (как и прочие «расходники» в установке) заменяются либо по истечении определенного срока наработки в моточасах, либо по истечении времени, смотря что наступит раньше. Поэтому в периоды, когда ваш манипулятор используется мало, не стоит ориентироваться на количество отработанных им моточасов. Заменяйте масло и фильтр, как только наступит календарный срок замены, чтобы максимально сохранить ресурс гидросистемы и всей краноманипуляторной установки.

Еще существуют некие универсальные сорта масел, якобы пригодных для использования и в качестве моторных, и гидравлических. Некоторые производители краноманипуляторов даже допускают использование таких масел в своих установках. Однако специалисты категорически не советуют пытаться сэкономить и использовать универсальное масло вместо специального гидравлического, которое лучше всего будет защищать компоненты гидросистемы КМУ от преждевременного износа.

Порой в эксплуатации случаются необъяснимые на первый взгляд явления: после очередной замены масла и заправки нового масла, вроде бы соответствующего требованиям документации производителя КМУ, в гидросистеме КМУ безупречно надежные до этого уплотнения вдруг теряют герметичность. Или наоборот, также после замены масла вечно «потеющие» уплотнения вдруг начинают герметизировать стыки, как новые.

Майкопский машиностроительный завод

Специалисты объясняют эти «чудеса» реакцией материалов уплотнений (каучука, неопрена и т.п.) на контакт с гидравлическим маслом. Одни материалы при контакте с гидравлическим маслами, изготовленными на разных основах и с разными пакетами присадок, разбухают (и плотнее герметизируют стыки), а другие словно «высыхают» и отчасти начинают пропускать масло.

Если при техническом обслуживании гидросистемы манипулятора используются исключительно рекомендованные заводом-изготовителем масла и оригинальные уплотнения, изменения размеров уплотнений и никаких течей быть не должно. Если же для ТО берутся масла или уплотнения не оригинальные, а «аналоги» ненадежного происхождения, возможны «сюрпризы» наподобие описанных выше.

Если гидроаппаратура манипулятора проходила капитальный ремонт с заменой уплотнений, причем не в фирменном сервисном центре (где по регламенту используют только оригинальные запчасти и масла), необходимо досконально выяснить, для работы с какими именно маслами рекомендуется использовать эти уплотнения.

Некоторые владельцы КМУ пытаются «улучшить» их грузовысотные характеристики путем повышения давления в гидросистеме за счет перенастройки предохранительных клапанов. Установка действительно начинает работать несколько быстрее и развивает более высокую мощность. Но вскоре, под действием повышенного давления, уплотнения начинают пропускать масло, а то и вовсе выдавливаются из посадочных мест. Особенно эти явления характерны для КМУ, операторы которых используют неправильные приемы работы: поднимают грузы резко, да еще и не прогрев как следует манипулятор после стоянки на холоде. В итоге «повышение производительности» выливается в дорогостоящий досрочный ремонт установки.

УММ UMM

Эксплуатация зимой. В зимнее время эксперты рекомендуют не скупиться на лишние затраты и при возможности держать автомобиль с манипулятором в теплом помещении. Так он всегда будет готов оперативно выехать на работу и не нужно будет тратить время на прогрев гидросистемы.

Кроме того, в холодный период в результате перепада температур из воздуха в гидробаке конденсируется влага и попадает в масло. Гидравлический фильтр задерживает капли воды. Вода впитывается в бумагу, из которой изготовлен фильтрующий элемент. При стоянке на морозе эта вода превращается в лед, расширяется и делает в бумажном фильтрующем элементе множество микроразрывов. Через эти разрывы в гидросистему начинают проникать загрязнения, усиливая износ всех компонентов гидросистемы, и в том числе уплотнений. Поэтому опытные профессионалы настоятельно рекомендуют почаще удалять отстой из гидробака, особенно если машина остается на стоянку на морозе.

Также следует обязательно прогреть гидросистему манипулятора перед тем, как давать ей нагрузку. Иначе холодное масло может выдавить уплотнения. Чтобы масло в гидросистеме прогрелось, достаточно дать гидронасосу поработать на холостом ходу 15–20 минут, а потом, осмотрев штоки гидроцилиндров и счистив с них грязь и наледь, сделать несколько осторожных движений стрелой без груза. Эти несложные действия позволят сохранить уплотнения и избежать появления течи в гидросистеме.

XCMG

Б/у или новая КМУ?

Качественный манипулятор от хорошего бренда при правильной эксплуатации (это важно!) мало изнашивается и может прослужить очень долго, лет 20 и более. К тому же обслуживание КМУ довольно несложно, и некоторые специалисты считают, что владелец может выполнять ТО простого по конструкции манипулятора самостоятельно: почти все, что нужно делать, это регулярно менять масло и фильтр. Поэтому манипуляторы в нашей стране предпочитают эксплуатировать до полной выработки ресурса и б/у манипуляторы мало кто продает. Попутно заметим, что современные усовершенствованные модели манипуляторов с достаточно сложной конструкцией нужно все же обслуживать в специализированных сервисных центрах.

Приобретение б/у манипулятора. Из всего вышесказанного следует неутешительный вывод, что приобретение б/у манипулятора представляет собой определенный риск. Далеко не всегда возможно установить истинную наработку и состояние такого манипулятора, идентификационные таблички и документы могут «корректироваться». Сравнительно новые манипуляторы могут продавать потому, что в процессе эксплуатации у них возник серьезный дефект, устранение которого обойдется дорого и владелец решил, что проще будет купить себе новую установку, а старую продать вместе с ее проблемами.

Не менее опасно приобретать манипуляторы у арендных компаний. Понятно, что они постарались «выжать» из техники все возможное и избавляются от установки неспроста. КМУ использовали арендаторы, не заинтересованные в ее сохранении. Что можно ожидать от такого приобретения, кроме проблем?

Не забывайте, что у манипулятора с наработкой шасси тоже не новое, и порой именно шасси отечественной марки изнашивается сильнее, чем иностранный манипулятор. В этом тоже может заключаться большая проблема приобретения манипулятора б/у.

Осмотр и проверка. Чтобы не приобрести за свои же деньги проблемы вместо техники, нужно осматривать и проверять б/у манипулятор исключительно внимательно и тщательно. КМУ от арендных компаний, как уже говорилось выше, отметаем сразу.

Первым делом выясните, долго ли простаивает без эксплуатации манипулятор: со временем масла и смазки окисляются, манжеты и сальники высыхают и отверждаются, пластмассовые детали охрупчиваются и т.д. Понятно, что никто не будет тратить деньги на замену гидравлического масла в манипуляторе, который не эксплуатируется. А масло в системе давно окислилось, вобрало в себя влагу из воздуха. Если техника ставится на длительную зимнюю стоянку и будет вновь эксплуатироваться весной, в нее могут заправлять консервирующее масло. Но если манипулятор собрались продавать – кто будет его консервировать?

Чайка NR

Один из опрошенных нами профессионалов подчеркнул: если вы видите, что стрела б/у манипулятора сияет новой краской, в то время как шасси явно сильно поношено, велика вероятность, что дефектную стрелу отремонтировали, заварили, отшлифовали и покрасили для продажи и прочность ее, как уже говорилось, гораздо ниже, чем у новой. А у КМУ азиатских брендов, имеющих срок эксплуатации свыше 10 лет, стрелы гарантированно «устают» и теряют более 30% своей грузоподъемности. Чтобы восстановить номинальную грузоподъемность такой стрелы, потребуется достаточно дорогой ремонт.

И еще один простой, но очень важный совет от практика: нельзя покупать манипулятор б/у, не испытав его в деле: обязательно попробуйте поднять манипулятором известный, достаточно тяжелый груз (поддон с бордюрным камнем или биг-бэг с песком, например) на небольших и больших вылетах и углах подъема стрелы и посмотреть, соответствует ли результат грузовысотной диаграмме. Иногда на новое шасси монтируется манипулятор б/у, а вся машина оформляется в документах как новая. Всё нужно тщательно проверять.

 

Итак, напоследок еще несколько рекомендаций от экспертов. Помните, что качество выполненных манипулятором работ будет напрямую зависеть от того, насколько правильно подобран манипулятор. Приобретая КМУ или гидроманипулятор, тщательно проверяйте документацию (сертификаты, разрешение Ростехнадзора). При выборе предприятия-надстройщика, устанавливающего манипулятор, обращайте внимание на наличие сервисной сети по обслуживанию приобретаемых установок. В процессе эксплуатации своевременно проводите квалифицированное техническое обслуживание манипулятора.

FG СМАРТЭКО

В любом случае помните, что манипулятор – это «самопогрузчик», то есть «сам себя погрузил и повез». Манипулятор не рассчитан на длительную работу стрелой в качестве автокрана. Манипулятор с буровым оборудованием не заменит собой полноценную буровую установку, манипулятор с люлькой не заменит полноценную автовышку. Не стоит связывать с ним слишком большие ожидания. Но если вы выбираете универсальную многофункциональную машину, то автомобиль с манипулятором – идеальный вариант.