Автокраны и краны на специальных шасси
Невозможно представить современное строительство без самоходных кранов. Сложилось несколько основных направлений в развитии шасси для них – автомобильные, специальные шасси (автомобильного типа), пневмоколесные, гусеничные, рельсоколесные.
Наиболее популярны в России краны на автомобильных шасси. Достоинства автокрана – доступность, высокая транспортная скорость, быстрое развертывание в рабочее положение и унификация с существующим парком грузовых автомобилей – были и остаются основой популярности этого вида техники.
С освоением отечественным автопромом многоосных шасси появилась возможность создавать краны с улучшенными грузовысотными характеристиками, грузоподъемность «старших» моделей выросла до 50 т, и это расширило возможности и сферы применения автокранов. Если раньше 7...16-тонные краны можно было использовать для перемещения грузов ограниченной массы, в малоэтажном строительстве и коммунальном хозяйстве, то современные автокраны большой грузоподъемности и с большой высотой подъема крюка применяют в высотном строительстве, на монтаже крупных объектов, при подъеме-опускании тяжелых грузов на значительную высоту и глубину. Одновременно возросшие габаритные размеры шасси и опорный контур ограничивают свободу действий автокранов на тесных площадках, в плотной городской застройке. Спрос также смещается в сторону большей грузоподъемности. Сегодня, потеснив прежнего лидера – 16-тонный кран, наибольшей популярностью пользуется автокран грузоподъемностью (г/п) 25 т, хотя спрос на краны г/п 16, 17, 20 т сохраняется.
В советское время основными поставщиками шасси для автокранов гражданского строительства были ЗИЛ и МАЗ. Реже встречались автокраны на шасси КрАЗ и КамАЗ. Кременчугский завод был единственным поставщиком шасси для кранов и экскаваторов, предназначенных для армии. Сегодня структура поставщиков шасси изменилась. Большинство автокранов выпускают на шасси КамАЗ. За ним следует Минский автозавод. Освоили монтаж крановых установок на шасси автозавода «Урал». Среднетоннажные шасси ЗИЛ больше не востребованы: эту нишу заняли краны-манипуляторы. Краны на шасси КрАЗ поставляют украинские, т. е. зарубежные заводы – Дрогобычский завод автомобильных кранов и «Краян».
В 2008 г. проявилась тенденция адаптировать крановые установки к шасси из дальнего зарубежья – идея, давно витавшая в воздухе. Как показывает практика, шасси изнашивается значительно быстрее, чем крановая установка. С импортным шасси ресурс выравнивается. Ульяновский механический завод № 2 освоил шасси Ford Cargo. Клинцовский автокрановый завод разработал техническую документацию и стратифицировал краны на шасси Isuzu и Hyundai. Общее падение спроса остановило это движение, но при восстановлении рынка Клинцовский автокрановый завод готов удовлетворить запросы на такие краны.
Основной поставщик шасси для отечественных крановых заводов – ОАО «КАМАЗ», и в структуре поставок львиная доля приходится на трехосные шасси 6х4, идущие под монтаж 25-тонных кранов КамАЗ-53229 и КамАЗ-65115, а также полноприводное шасси КамАЗ-53228 с двускатной ошиновкой на задней тележке. Ульяновский механический завод № 2 устанавливает на шасси КамАЗ-53228 и КамАЗ-53229 краны г/п 30 т.
Не так давно крановые заводы освоили армейское шасси КамАЗ-43118 (6х6) с односкатной ошиновкой. Ивановский «Автокран» устанавливает на него 16-тонный кран, клинцовский завод – 20- и 25-тонный краны, Галичский завод – 25-тонный. Армейское шасси КамАЗ-63501 8х8 Галичский завод использует для кранов г/п 32 т.
Появление у Камского автозавода двухосных шасси КамАЗ-43253 и КамАЗ-53605 открыло автокрановым заводам возможность предложить потребителю компактные, маневренные и доступные по цене краны г/п до 20 т.
Четырехосное шасси КамАЗ-6540 (8х4) служит базой для 32- и 40-тонных кранов Галичского и Клинцовского заводов, на шасси КамАЗ-65201 Галичский завод монтирует кран г/п 50 т – самый мощный сегодня кран на стандартном автомобильном шасси отечественного производства. На выставке «СТТ' 2008» компания Liebherr показала интересный гибрид – кран LTF 1045-4.1 г/п 45 т с автономным двигателем на шасси КамАЗ-65201. Основной недостаток шасси КамАЗ – недостаточная для крановой установки жесткость рамы – преодолен за счет жесткой неповоротной, или обвязочной, платформы. Вместе с тем мощная высокая платформа утяжеляет конструкцию, высокий центр тяжести негативно сказывается на ходовых качествах автокрана, не говоря о прочих недостатках конструкции и сборки челнинских автомобилей.
Прочные и мощные минские шасси всегда пользовались популярностью, хотя в последние годы было много нареканий на качество сборки. Минский автозавод поставляет двух- и трехосные шасси. На двухосные Клинцовский завод монтирует краны г/п 16, 20 и 25 т, Ивановский завод – 16-тонники, Ульяновский завод – 20-тонники. Трехосное шасси МАЗ-630303 поступает в Иваново и Галич под монтаж 32-тонных кранов, шасси МАЗ-630308 – под монтаж 25-тонных кранов. На шасси МАЗ-6303А3 завод «Могилёвтрансмаш», входящий в РУП «МАЗ», монтирует кран г/п 25 т.
«Эмиграция» Кременчугского автозавода лишила российскую армию поставщика мощных шасси большой грузоподъемности, отличающихся прочностью, высокой проходимостью и простотой в эксплуатации. Со временем им нашлась замена – шасси автозавода «Урал». Для кранов г/п от 16 до 25 т используют шасси «Урал-43202 и «Урал-5557». Бо'льшая часть кранов поступает в открытую продажу.
Все отечественные автокраны выполнены по общей схеме – гидропривод установки приводится от двигателя шасси. Европейские краностроители Liebherr, Sennebogen, Luna выпускают автокраны г/п 35...70 т с крановыми установками, оснащенными автономным двигателем. В Западной Европе автокраны есть, но гораздо популярнее краны на специальных шасси. Сегмент грузоподъемности менее 35 т заполнен кранами-манипуляторами.
Доступность автошасси имеет обратную сторону – это ограниченная грузоподъемность и необходимость в обвязочной платформе с выдвижными опорами, на которую монтируют крановую установку, утяжеляющую конструкцию и повышающую центр тяжести. Этих недостатков лишены специальные шасси автомобильного типа. Для этого класса техники г/п от 35 до 1200 т характерны следующие признаки. Рама шасси выполнена заодно с платформой крановой установки и несет выдвижные опоры. У шасси и крановой установки автономные двигатели и кабины. Гидросистема выдвижения опор приводится от двигателя шасси. В зависимости от массы машины у шасси от двух до девяти осей. Подвеска гидропневматическая, позволяющая регулировать дорожный просвет. Подвеска и односкатная ошиновка обеспечивают высокую проходимость. На многоосных шасси все оси ведущие и управляемые за исключением средних.
Краны на спецшасси предлагают высокую транспортную скорость – до 80 км/ч. Следует учесть, что нагрузка на ось 12 т (разрешенная нагрузка на ось на трассах федерального значения колеблется от 5 до 11,5 т), а краны большой грузоподъемности не вписываются в разрешенные габариты и требуют специального разрешения и сопровождения для движения по дорогам общего пользования. Противовес перевозят отдельным транспортом, монтаж и демонтаж противовеса проводится самим краном без использования других грузоподъемных средств. У самых больших кранов демонтируют и перевозят отдельно секции стрелы. Для преодоления участков с ограничениями по нагрузке на ось приходится демонтировать и перевозить отдельно стрелу, а порой и опоры.
Фактически краны на специальных шасси как класс появились в 1981 г., когда компания Liebherr получила от Машиноимпорта заказ на 330 телескопических кранов. Заказчик оговорил жесткие условия по проходимости и климатической адаптации. Именно в ходе исполнения «контракта 330» родился новый тип мобильных кранов – вседорожный с односкатной ошиновкой, предназначенный для движения по дорогам всех категорий. До этого мобильные краны были шоссейные с двускатной ошиновкой. Впоследствии это техническое решение переняли другие европейские краностроительные фирмы – Demag и FAUN, а затем американские и японские. Сфера применения кранов на спецшасси – высотное строительство, погрузка и монтаж тяжелых и крупногабаритных объектов.
Модель шасси | Двигатель | Мощность, кВт | Снаряженная масса, кг | Полная масса, кг | Грузоподъемность крана, т |
---|---|---|---|---|---|
КамАЗ-43253 (4х2) | 740.31-240 | 165 | 6200 | 15 200 | До 20 |
КамАЗ-53605 (4х2) | 740.30-260 | 191 | 7000 | 16 500 | До 20 |
КамАЗ-53229 (6х4) | 740.51-240 | 165 | 7250 | 24 000 | 25; 30 |
КамАЗ-65115 (6х4) | 740.51-260 | 180 | 7650 | 25 200 | 25 |
КамАЗ-43118 (6х6) | 740.30-260 | 191 | 8600 | 20 750 | До 25 |
КамАЗ-53228 (6х6) | 740.51-240 | 165 | 8280 | 24 000 | 25; 30 |
КамАЗ-6540 (8х4) | 740.51-260 | 180 | 8850 | 31 000 | 32; 40 |
КамАЗ-65201 (8х4) | 740.50-360 | 255 | 10 850 | 35 000 | 50 |
КамАЗ-63501 (8х8) | 740.50-360 | 255 | 10 750 | 26 900 | 32 |
«Урал-4320» (6х6) | ЯМЗ-236НЕ2 | 169 | 8000 | 17 300 | 25 |
«Урал-5557» (6х6) | ЯМЗ-236НЕ2-3 | 169 | 8555 | 21 300 | До 20 |
МАЗ-533702 (4х2) (Euro 2) | ЯМЗ-236НЕ2 | 169 | 6250 | 18 000 | 16 |
МАЗ-5337A2 (4х2) (Euro 3) | ЯМЗ-6563.10 | 169 | 6250 | 18 000 | 16; 20; 25 |
МАЗ-6030308 (6х4) (Euro 2) | ЯМЗ-238ДЕ2 | 243 | 9600 | 26 500 | 25 |
МАЗ-630303 (6х4) (Euro 2) | ЯМЗ-236БЕ-2 | 183 | 9200 | 26 700 | 25; 30; 32 |
МАЗ-6303A3 (6х4) (Euro 3) | ЯМЗ-6562.10 | 183 | 9200 | 24 700 | 25 |
Ford Cargo 3430 D (6х4) | Ford-Ecotorq | 220 | 8985 | 26 000 | 30 |
Isuzu CYZ 51K (6х4) | Isuzu 6WF1 ТС | 270 | 11 490 | 28 495 | 25 |
Для российских заводов «Автокран» и «Газпром-кран» специальные шасси поставляют Брянский автозавод и Минский завод колесных тягачей. Ивановский «Автокран» выпустил уже несколько единиц крана КС-8973 г/п 100 т на брянском спецшасси КШ-8973. Первый такой кран был представлен в 2004 г. Гидропневматическая подвеска пятиосного шасси позволяет регулировать дорожный просвет. Управляемых мостов четыре: первый, второй, четвертый и пятый. Шасси способно маневрировать на узкой площадке, используя согласованный поворот передних и задних колес либо диагональный ход, при этом средний, третий мост поднимается и не мешает движению. Шасси оснащено дизелем ЯМЗ 8424.10-08 мощностью 345,5 кВт с турбонаддувом и автоматической коробкой передач.
Производство 50-тонных кранов «Ивановец» КС-6476 на шасси МЗКТ-69234 и КС-6478 на специальном шасси БАЗ-80291 передано по лицензии на камышинский завод «Газпром-кран» летом 2006 г. Шасси МЗКТ-69234 (8х4х4) предназначено для монтажа и привода кранов г/п до 50 т, гидравлических подъемников с высотой подъема до 50 м и их транспортировки по дорогам всех категорий. Шасси оснащено двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 243 кВт, механической трансмиссией, рессорной подвеской. Три насоса приводят гидравлические механизмы крана от двигателя шасси. Максимальная скорость шасси – 50 км/ч, длина – 10 800 мм, радиус поворота – 14 м, т. е. шасси не отличается компактностью и маневренностью.
В 2007 г. гамму техники «Автокрана» пополнил КС-6478 на шасси БАЗ-80291 (8х4х4). Это шасси также оснащено рессорной подвеской, двигателем КамАЗ-740.30-260 мощностью 191 кВт и механической трансмиссией. Максимальная скорость шасси – 70 км/ч.
В 2006 г. «Автокран» представил 32-тонный кран КС-59712 на двухосном шасси БАЗ-8027 (4х4). Управляемый мост передний, радиус поворота шасси при длине 8830 мм и ширине 2540 мм по внешнему колесу составляет 9,3 м. Как опция предусмотрен вариант с обоими управляемыми осями. Независимая гидропневматическая подвеска, блокировка межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке, широкопрофильные шины КАМА-1260 425/85 R21 с регулируемым давлением обеспечивают высокую проходимость и комфортное вождение. Двигатель шасси ЯМЗ-236БЕ20-16 обеспечивает мощность 184 кВт и максимальную скорость 70 км/ч.
Не забыты и самые популярные 25-тонные краны. Для них Брянский автозавод разрабатывает специальные трехосные шасси – альтернативу шасси КамАЗ. В феврале 2007 г. началось серийное производство шасси БАЗ-8029, предлагающего целый ряд преимуществ. Шасси выполнено как одно целое с нижней платформой, и за счет этого значительно понижен центр масс машины и улучшились ее ходовые качества – устойчивость и управляемость. На выставке «СТТ' 2008» «Автокран» представил 25-тонный кран КС-54712 с новой кабиной крановщика на шасси БАЗ-80311 (6х4) с кабиной зарубежного производства (китайской), а также кран КС-54711Б на том же шасси, но с кабиной брянского производства.
Компания Liebherr, краны которой у нас наиболее популярны, выпускает на спецшасси собственной разработки и производства краны серии LTM с телескопической стрелой, для которых используются шасси с числом осей от двух до девяти в зависимости от модели крана, и краны серии LG с решетчатой стрелой на восьмиосных шасси.
Модель | Грузоподъемность крана, т |
Колесная формула |
Двигатель | Мощность, кВт |
---|---|---|---|---|
Краны с телескопической стрелой | ||||
LTM 1030-2.1 | 35 | 4х4х4 | MB OM 906 LA | 205 |
LTM 1040-2.1 | 40 | 4х4х4 | MB OM 906 LA | 205 |
LTM 1050-3.1 | 50 | 6х6х6 | Liebherr D936L A6 | 270 |
LTM 1055-3.2 | 55 | 6х6х6 | Liebherr D936L A6 | 270 |
LTM 1070-4.2 | 70 | 8х6х8 | Liebherr D936L A6 | 270 |
LTM 1090-4.1 | 90 | 8х8х8 | Liebherr D846 A7 | 350 |
LTM 1095-5.1 | 95 | 10х8х10 | Liebherr D 846 TI A7 | 370 |
LTM 1100-4.2 | 100 | 8х8х8 | Liebherr D 846 TI A7 | 350 |
LTM 1100-5.2 | 100 | 10х8х10 | Liebherr D 846 TI A7 | 370 |
LTM 1130-5.1 | 130 | 10х8х10 | Liebherr D 846 TI A7 | 370 |
LTM 1150-6.1 | 150 | 12х8х10 | Liebherr D9508 A7 | 400 |
LTM 1160-5.1 | 160 | 10х8х10 | Liebherr D 846 TI A7 | 370 |
LTM 1200-5.1 | 200 | 10х8х10 | Liebherr D 846 TI A7 | 370 |
LTM 1220-5.2 | 220 | 10х8х10 | Liebherr D 846 TI A7 | 370 |
LTM 1250-6.1 | 250 | 12х8х10 | Liebherr D9508 A7 | 450 |
LTM 1300-6.1 | 300 | 12х8х10 | Liebherr D9508 A7 | 450 |
LTM 1400-7.1 | 400 | 14х8х14 | Liebherr D9508 A7 | 450 |
LTM 1500-8.1 | 500 | 16х8х12 | Liebherr D9508 A7 | 500 |
LTM 11200-9.1 | 1200 | 18х8х18 | Liebherr D9508 A7 | 500 |
Краны с решетчатой стрелой | ||||
LG 1550 | 550 | 16х8х12 | Liebherr D9508 A7 | 440 |
LG 1750 | 750 | 16х8х16 | Liebherr D9508 A7 | 500 |
Основные несущие конструкции шасси сварены из высокопрочной стали STE 960 c пределом прочности 960 Н/кв.мм, качество швов задокументировано после проверки ультразвуком. Гидропневматическая подвеска Niveaumatic с программными режимами «Установка крана на опоры», «Передвижение крана с оснасткой», «Движение крана по дороге» автоматически устанавливается в требуемое положение и обеспечивает вертикальное перемещение мостов +150...–100 мм. Гидроцилиндры подвески необслуживаемые, штоки защищены специальными кожухами. За счет гидравлических связей гидроцилиндров разных мостов обеспечена устойчивость крана от опрокидывания. В электрогидравлическом рулевом управлении реализовано пять программных режимов – «Движение по дорогам общего пользования», «Минимальный радиус поворота», «Диагонально-боковой ход», «Объезд без заноса кормовой части», «Независимое управление задними мостами». На скорости свыше 30 км/ч задние мосты автоматически фиксируются в положении прямолинейного движения.
В качестве силовых установок для шасси и крана Liebherr использует собственные двигатели, которые выпускает завод в Бюлле (Швейцария), за исключением 35- и 40-тонных кранов – на них установлены двигатели Mercedes-Benz. Двигатель смонтирован за кабиной и в зависимости от модели крана агрегатирован либо соединен карданной передачей с автоматизированной КП ZF. У кранов г/п 35...70 т гидравлика крановой установки приводится от двигателя шасси, крановые установки большей грузоподъемности снабжены автономным двигателем Liebherr.