Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
В одном из предыдущих номеров мы публиковали материал о пневмоколесных кранах. Еще раз напомним их отличительные признаки – один общий двигатель на поворотной платформе, приводящий и шасси, и крановую установку. Управление крановой установкой и шасси из кабины крановщика. На шасси два ведущих и управляемых моста, за исключением самых тяжелых моделей с одним передним управляемым мостом. Применяется, как правило, двускатная ошиновка шинами стандартного размера. В общем и целом конструктивно пневмоколесный кран ближе к колесным экскаваторам.
Короткобазные краны также на двухосном пневмоколесном шасси, но они, как и краны класса «сити», имеют больше общих черт с кранами на специальных шасси автомобильного типа. Короткобазные краны разных производителей построены на общих конструктивных принципах. Это двухосные машины с короткой колесной базой, ненамного разнящейся по величине от колеи, из-за чего их и называют короткобазными. Благодаря короткой базе и обеим ведущим и управляемым осям краны эти отличаются высокой маневренностью и проходимостью, что позволяет использовать их на грунтовых площадках и в стесненных условиях с неподготовленным, разбитым подъездом, куда полноразмерному автокрану было бы затруднительно въехать и маневрировать. Ошиновка у них односкатная с колесами большого размера, как правило, с шинами повышенной проходимости, потому западные производители называют этот класс кранов rough terrain (для труднопроходимой местности). Один мост жестко крепится к раме, второй – на балансирной подвеске. Жесткая сварная коробчатая рама шасси устойчива к скручивающим усилиям. Общий с крановой установкой двигатель установлен в заднем свесе шасси и в транспортном положении служит своего рода противовесом выдающейся вперед стрелы. Опоры применяют выдвижные. Кабина, из которой управляют крановой установкой и шасси, установлена на поворотной платформе.
Короткобазные краны отличаются от кранов класса «сити» и кранов на спецшасси автомобильного типа простотой конструкции и соответственно ценой. У короткобазных кранов меньше агрегатов и систем, что также снижает цену и упрощает обслуживание и ремонт. У них также круговая рабочая зона, причем грузоподъемность не зависит от угла поворота платформы. Достоинство этих кранов и в том, что они могут передвигаться с грузом на крюке.
Главное отличие короткобазного крана от крана класса «сити» – цена: «сити» в несколько раз дороже. Этот класс сложных, насыщенных инновационными решениями машин был создан для старых городов Западной Европы с их узкими улочками и горных районов с тоннелями и серпантинами, в которые требуется аккуратно вписываться. В России таких мест немного, рынок узок, о чем свидетельствует статистика ввоза кранов класса «сити» – 7...9 в год, и практически все их можно найти в столице. Преимущество, которое дает кран «сити», в том, что он укладывается в разрешенные габариты и его можно без проволочек перебрасывать между объектами.
Короткобазные краны, за некоторыми исключениями, не вписываются в разрешенные правилами дорожного движения габариты, а их нагрузка на ось превышает допустимую. Модельные ряды короткобазников небольшие, обычно в диапазоне от 35 до 60 т. Самым мощным краном располагает компания Grove – это кран RT 9130E грузоподъемностью (г/п) 120 т. Ходовые качества короткобазного крана противоречивы. С одной стороны, он не отличается устойчивостью, короткая колесная база, значительная высота и выдающаяся далеко вперед стрела вызывают склонность к продольному раскачиванию, особенно при торможении, поэтому их скорость ограничена 40 км/ч. С другой стороны, у них высокая проходимость за счет больших колес, глубокого протектора и трехрежимного рулевого управления – передними колесами, согласованным поворотом передних и задних колес и диагональным ходом. Исходя из этого короткобазные краны целесообразно применять на неподготовленных площадках с необустроенным подъездом, в частности в сельской местности, а тяжелые краны – на объектах, где они могут длительное время работать без перебазирования.
В России короткобазные краны выпускает единственный завод – Юргинский машиностроительный, причем одну модель – КС-5871. Выпуск пневмоколесных кранов КС-4361 и КС-4361А г/п 16 т и короткобазных 20-тонников КС-4372, КС-4372Б, КС-4372В и КС-4372Т прекращен как устаревших.
Кран г/п 25 т оснащен поворотной платформой и крановой установкой, той же самой, что Юргинский завод монтирует на автомобильные шасси. Это выгодно и с технологической точки зрения для завода, и с эксплуатационной для потребителя, так как повышает ремонтопригодность крана, что немаловажно в современных условиях. Трехсекционная коробчатого сечения стрела выдвигается на длину до 20,5 м. Высота подъема крюка с полностью выдвинутой стрелой – 20,5 м, с удлинителем – 27,5 м. Кран может выдвигать стрелу с грузом на крюке до 4,5 т и передвигаться с грузом до 3 т. Но что более важно, у крана круговая рабочая зона без ограничений.
В заднем свесе шасси установлен двигатель ЯМЗ-236. Трансмиссия механическая со стандартной коробкой передач ЯМЗ-236. Оба моста ведущие и управляемые, предусмотрена функция диагонального хода. Транспортная скорость ограничена 40 км/ч. Кабина двухместная, можно возить с собой стропальщика. Полная масса крана – 24 т, нагрузка распределяется по осям равномерно по 12 т, т. е. кран едва вписывается в верхний предел разрешенной нагрузки. Транспортная высота крана – 3,5 м, а потому низкие мосты и тоннели станут для него препятствием.
Львиная доля в импорте кранов приходится на машины б/у. Но если год назад это была техника преимущественно 1990-х годов выпуска, то сейчас на вторичный рынок выставили машины с небольшим сроком эксплуатации. Кроме того, короткобазные краны отличаются долгим сроком жизни на конвейере.
Самая длинная линейка короткобазников у американской корпорации Terex – 17 моделей, но для европейского и российского рынков корпорация предлагает продукцию итальянского завода Bendini – 6 моделей г/п от 31,8 до 60 т на двухосных шасси. Bendini также выпускает гамму гусеничных кранов с теми же крановыми установками.
Краны А300 (г/п 30 т), А350 (г/п 30 т) и RC35 (г/п 35 т) оснащены 4-секционной стрелой коробчатого сечения, конечная секция управляется независимо от остальных трех. Краны моделей RC40 (г/п 42 т) и А600 (г/п 60 т) оснащены 4-секционной стрелой октагонального сечения, а кран RC45 (г/п 44 т) – 5-секционной. На «младшие» модели А300 и А350 установлены двигатели IVECO, на остальные – Cummins. Силовая передача состоит из гидротрансформатора и полуавтоматической двухдиапазонной КП powershift с тремя передачами вперед и тремя назад. Транспортная скорость в зависимости от модели – от 29 до 38 км/ч. Оба моста ведущие и управляемые с трехрежимным рулевым управлением.
Габаритная ширина «младших» моделей А300 и А350 составляет 2500 и 2550 мм. Модели RC35, RC40 и RC45 укладываются в габарит 2550 мм при использовании шин 16.0 R25. С шинами 20.5 R25 ширина превышает это значение. У 60-тонного крана габаритная ширина 3000 мм с любыми шинами. У всех моделей нагрузка на заднюю ось превышает 12 т.
В линейке короткобазных кранов компании Grove, входящей в корпорацию Manitowoc, семь моделей г/п от 30 до 120 т. Средняя часть линейки недавно обновилась, но обновленные модели пока не поставляют, и больший интерес представляют как раз предшествуюшие модели. Краны RT530E (г/п 30 т), RT540CE (г/п 35 т), TR600E (г/п 45 т) оснащены 4-секционной стрелой, а кран RT890E (г/п 80 т) – 5-секционной коробчатого сечения. У кранов RT700E (г/п 55 т), RT875E (г/п 75 т) 4-секционная стрела Megaform многогранного сечения из гнутого профиля, у RT9130E (г/п 120 т) она 5-секционная. Все модели оснащены двигателями Cummins. У «младших» 30- и 35-тонных кранов двигатель агрегатирован с КП с переключением под нагрузкой, остальные укомплектованы автоматическими КП Clark и Spicer. В достоинства 55, 75, 80 и 120-тонных кранов Grove входит наклоняемая на угол около 20° кабина. В габарит по ширине укладывается только 35-тонная модель RT540CE и только с шинами 16.0 R25. Ширина всех остальных моделей и RT540CE c другими шинами превышает это значение. Также у всех кранов нагрузка на заднюю ось превышает 12 т.
В линейке кранов японского производителя Tadano четыре модели г/п 12, 30, 55 и 70 т. В Россию ввозят 30-, 55- и 70-тонные краны. Американская линейка отличается и шириной – 5 моделей и грузоподъемностью. Кран GR-300EX г/п 30 т оснащен 4-секционной стрелой коробчатого сечения, двигателем Cummins и автоматической КП. Краны GR-550EX (г/п 55 т) и GR-700EX (г/п 70 т) комплектуют 5-секционной стрелой шестигранного сечения со скругленными углами, двигателями Mitsubishi и автоматическими КП. Все три модели шире 2550 мм, и нагрузки на ось превышают 12 т. Транспортная скорость 55- и 70-тонных кранов – до 39 км/ч, а 30-тонного – 47 км/ч.
Но настоящими спринтерами можно считать краны Kato. У крана модели SR-300L (г/п 30 т) транспортная скорость 49 км/ч, у кранов KR-250 (г/п 30 т) и KR-300 (г/п 30 т) скорость 57 км/ч, у крана KR-500 (г/п 50 т) – 53 км/ч. Кран SR-300L – свежая модель, она разительно отличается современным дизайном. Внешний облик остальных моделей подсказывает, что их выпускают без изменений с момента образования Kato Works. SR-300L оснащен 4-секционной стрелой коробчатого сечения со скругленными углами, двигателем Mitsubishi и автоматической КП. Ширина машины – 2620 мм, нагрузка на переднюю ось – 13 т, на заднюю – 14 т. Интерьер и оснащение кабины также модернизированы. Джойстики управления крановым оборудованием установлены по бокам кресла. В панель управления встроен сенсорный монитор для визуального контроля за нагрузкой.
Краны KR-250 (г/п 25 т), KR-300 (г/п 30 т) оснащают 4-секционной стрелой, KR-500 (г/п 50 т) – 5-секционной традиционного коробчатого сечения. Двигатели Mitsubishi агрегатированы с полуавтоматической КП powershift. Кабины этих кранов по своему внешнему виду и интерьеру как будто пришли из середины прошлого века, однако надо отдать должное их эргономичности. Кресло с подголовником, рычаги управления крановыми операциями удобно установлены по бокам кресла. Кран KR-250 вписывается в требования по габаритам и нагрузке на ось – его ширина 2490 мм, нагрузка на оси – по 11,5 т. У крана KR-300 такая же ширина, но он на 3 т тяжелее. «Старшая» модель KR-500 и новая SR-300L этим требованиям не соответствуют.
Kobelco выпускает две модели короткобазных кранов с телескопической стрелой RK250-6 и RK500-2 г/п 25 и 51 т и МК500 с решетчатой стрелой г/п 50 т. Сейчас эти машины с небольшим пробегом появились на нашем вторичном рынке, пополнив большой выбор кранов этой марки предыдущих лет выпуска. Краны серий RK250 и RK500, выпущенные в 1980-е и 1990-е годы, хорошо известны российским строителям.
Японские краны, как и автомобили, «праворульные». У них кабина справа от стрелы. Для экспорта в страны с правосторонним движением японские компании выпускают «леворульные» краны с кабиной слева.
Широкую линейку короткобазных кранов выпускает американская фирма Link-Belt, но их в Россию не поставляли. Komatsu прекратила выпуск короткобазных кранов, и машины этой марки можно найти на вторичном рынке, преимущественно за Уралом.
Короткобазные краны занимают определенную технологическую нишу, и в ряде случаев их трудно заменить отечественными автокранами, благо «бэушные» японские короткобазники конкурируют с автокранами по цене и пользуются спросом. Полностью соответствуют требованиям к движению по дорогам общего пользования только КС-5871, его предшественники и некоторые импортные краны аналогичной грузоподъемности. Тем, кому нужна подлинная мобильность при большой грузоподъемности и вылете стрелы, стоит обратить внимание на краны на специальных шасси автомобильного типа или на краны класса «сити».