![«Арктика» – первый ледокол серии 22220](/article/27846-atomnye-ledokoly-proekta-22220-arkticheskaya-moshch/000.jpg)
Арктическая мощь
Атомные ледоколы проекта 22220
«Якутия» – настоящий гигант, один из мощнейших ледоколов во всем мире. Длина – 170 м, высота – 57 м, а масса – почти 17 000 т. Уже скоро ледокол поступит на службу и присоединится к своим братьям по серии 22220 – «Арктике», «Сибири» и «Уралу».
«Якутия» – четвертый ледокол серии 22220. В данный момент на верфи Балтийского завода идет строительство «Чукотки», следующего судна того же проекта. В планах еще два ледокола: «Камчатка» и «Приморье».
Атомные ледоколы играют ключевую роль в обеспечении судоходства по Северному морскому пути. Ледоколы серии 22220 во многом превосходят своих предшественников. Например, они приспособлены как к мелководью, так и к глубокой воде. Использование современных технологий позволило автоматизировать часть процессов, что привело к уменьшению экипажа. Также у новых ледоколов увеличились скорость и льдопроходимость.
Процесс строительства ледокола – сложная технологическая задача, выполнение которой возложено на топовые инженерные и монтажные компании страны. Одна из таких компаний – ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» (входит в ГК «Спецтяжавтотранс»).
![Установка гребного электродвигателя на атомный ледокол «Сибирь». 2017 г.](/article/27846-atomnye-ledokoly-proekta-22220-arkticheskaya-moshch/01.jpg)
Опыт ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» в строительстве ледоколов серии 22220
«Спецтяжпроект» участвовал в строительстве каждого ледокола новой серии. Специалисты компании занимались монтажом трех элементов: гребных электродвигателей (ГЭД), баков металловодной защиты (МВЗ) и парогенерирующих блоков судовых реакторов.
Работа «Спецтяжпроекта» в ледоколостроении впервые началась весной 2016 г. Специалисты компании смонтировали крупногабаритное тяжеловесное оборудование – два 260-тонных бака металловодной защиты – на головном ледоколе проекта 22220 «Арктика». Руководил проектом начальник отдела монтажа оборудования, выпускник кафедры «Подъемно-транспортных систем» МГТУ им. Н.Э. Баумана Павел Горохов.
После «Арктики» специалисты компании работали с «Сибирью». В 2017 г. «Спецтяжпроект» установил на ледокол два гребных электродвигателя общей массой 560 т и два бака МВЗ массой 275 т каждый.
Во время работы над проектом монтажа оборудования на атомный ледокол «Сибирь» специалисты «Спецтяжпроекта» использовали уникальную монтажную систему MPS-500.
MPS-500 – это модульная портальная система с максимальной грузоподъемностью 500 т и возможностью точного позиционирования груза. Система идеально подходит для работы в стесненных условиях промышленных объектов и комплектуется из различных модулей под индивидуальный проект. MPS-500 была разработана в недрах конструкторского бюро «Спецтяжпроекта».
![Установка гребного электродвигателя на атомный ледокол «Урал». 2018 г.](/article/27846-atomnye-ledokoly-proekta-22220-arkticheskaya-moshch/02.jpg)
Благодаря MPS-500 «Спецтяжпроекту» удалось выполнить работу быстро и точно. Установка оборудования проходила в два этапа: 3 февраля 2017 г. началась поочередная погрузка гребных электродвигателей, 3 марта – баков металловодной защиты.
За «Сибирью» последовал «Урал». На этот ледокол в 2018 г. «Спецтяжпроект» устанавливал ГЭДы, баки МВЗ и ядерные реакторы. Установка 200-тонных реакторов по праву считается уникальной операцией: впервые в истории атомного ледоколостроения погрузка такого оборудования производилась в условиях наклонного стапеля.
«Каждая из операций: подъем, перемещение, опускание груза требует, по меньшей мере, 3,5 часа, – рассказывает Павел Горохов, руководитель проекта. – Всё остальное время уходит на подготовку, сборку, калибровку портала и настройку работы системы. MPS-500 устанавливается с правого борта в плоскости мидель-шпангоута корабля. ГЭД правого и левого борта расположены в одной плоскости, поэтому после первого подъема портал не демонтируется, а вот для установки кормового ГЭД его разобрали крупными блоками и переустановили в новое положение. Так как ледокол «Урал» строится на стапеле, во время сборки портала приходится компенсировать уклон стапеля, а также собирать портал разной высоты. Самый низкий уровень сборки – примерно 26 м, почти девятиэтажный дом – был достигнут при погрузке кормового ГЭД. Среднее значение, около 30 м – при подъеме ГЭД. При установке MPS-500 «вырос» до 40 м. Нам удалось смонтировать и настроить портал в рекордные сроки, несмотря на то, что в такой модификации конструкция еще не использовалась ранее. При погрузке реакторов были использованы все модули скольжения для реализации позиционирования груза в трех координатах».
В 2021 г. «Спецтяжпроект» приступил к строительству «Якутии». На «Якутию» специалисты установили тот же комплект оборудования, что и на «Урал». Монтаж также осуществлялся с помощью MPS-500.
В 2022 г. «Якутия» торжественно спущена на воду при участии Президента России, а специалисты «Спецтяжпроекта» продолжают свою работу над ледоколами серии 22220. В августе этого года началась погрузка бортовых секций нового атомного ледокола «Чукотка» на производственных площадках «Лотос» и «ЮЦСС – Красные Баррикады» в Астрахани.
В цеху производственной площадки «Лотос» «Спецтяжпроект» погрузил на баржу 4 секции общим весом 338 т. Еще 5 секций (общий вес – 259 т) погрузили кранами на причале «Красных Баррикад». После погрузки, которая продлилась пять дней, секции отправились на «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге.
На службу атомный ледокол «Чукотка» выйдет в декабре 2026 г.
![Установка реактора на атомный ледокол «Якутия». 2021 г.](/article/27846-atomnye-ledokoly-proekta-22220-arkticheskaya-moshch/03.jpg)
Будущее наступает
Помимо ледоколов серии 22220 российское судостроение также планирует строить атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер». Эти суда должны обеспечить круглогодичный транзит по Северному морскому пути, так как их мощность и размеры позволят работать в самых тяжелых ледовых условиях.
Первый ледокол проекта «Лидер» получил название «Россия» и был заложен в июле 2021 г. Спуск на воду ожидается к 2025 г. В общей сложности проект «Лидер» предполагает строительство трех ледоколов.
Строительство атомных ледоколов – часть программы «Основы государственной политики страны в Арктике на период до 2035 года», именно поэтому правительство уделяет проекту особое внимание. Еще в 2018 г. Дмитрий Медведев заявлял, что одним из приоритетов развития Арктики является увеличение грузооборота по Северному морскому пути до 80 млн т к 2024 г. и что строительство ледоколов – ключевой этап достижения этой цели.
Освоение Северного морского пути – важнейшая стратегическая задача для России. Это магистраль, соединяющая Европу и Дальний Восток. Традиционный маршрут предполагает проход судов с грузами через Суэцкий канал и Индийский океан, но у Северного морского пути есть ряд преимуществ. Во-первых, он значительно короче. Во-вторых, нет очередей. В-третьих, России не придется платить за проход судна и идти по территориям, пролегающим в зоне контроля ВМС США.
![Подготовка секций атомного ледокола «Чукотка» к транспортировке на АО «Балтийский завод». 2022 г.](/article/27846-atomnye-ledokoly-proekta-22220-arkticheskaya-moshch/04.jpg)
До сегодняшнего дня единственным препятствием для полноценного использования Северного морского пути были суровые условия арктических морей, но теперь, глядя на стремительное развитие атомного ледоколостроения, это препятствие кажется преодоленным.