Арктическая мощь
Атомные ледоколы проекта 22220
«Якутия» – настоящий гигант, один из мощнейших ледоколов во всем мире. Длина – 170 м, высота – 57 м, а масса – почти 17 000 т. Уже скоро ледокол поступит на службу и присоединится к своим братьям по серии 22220 – «Арктике», «Сибири» и «Уралу».
«Якутия» – четвертый ледокол серии 22220. В данный момент на верфи Балтийского завода идет строительство «Чукотки», следующего судна того же проекта. В планах еще два ледокола: «Камчатка» и «Приморье».
Атомные ледоколы играют ключевую роль в обеспечении судоходства по Северному морскому пути. Ледоколы серии 22220 во многом превосходят своих предшественников. Например, они приспособлены как к мелководью, так и к глубокой воде. Использование современных технологий позволило автоматизировать часть процессов, что привело к уменьшению экипажа. Также у новых ледоколов увеличились скорость и льдопроходимость.
Процесс строительства ледокола – сложная технологическая задача, выполнение которой возложено на топовые инженерные и монтажные компании страны. Одна из таких компаний – ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» (входит в ГК «Спецтяжавтотранс»).
Опыт ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» в строительстве ледоколов серии 22220
«Спецтяжпроект» участвовал в строительстве каждого ледокола новой серии. Специалисты компании занимались монтажом трех элементов: гребных электродвигателей (ГЭД), баков металловодной защиты (МВЗ) и парогенерирующих блоков судовых реакторов.
Работа «Спецтяжпроекта» в ледоколостроении впервые началась весной 2016 г. Специалисты компании смонтировали крупногабаритное тяжеловесное оборудование – два 260-тонных бака металловодной защиты – на головном ледоколе проекта 22220 «Арктика». Руководил проектом начальник отдела монтажа оборудования, выпускник кафедры «Подъемно-транспортных систем» МГТУ им. Н.Э. Баумана Павел Горохов.
После «Арктики» специалисты компании работали с «Сибирью». В 2017 г. «Спецтяжпроект» установил на ледокол два гребных электродвигателя общей массой 560 т и два бака МВЗ массой 275 т каждый.
Во время работы над проектом монтажа оборудования на атомный ледокол «Сибирь» специалисты «Спецтяжпроекта» использовали уникальную монтажную систему MPS-500.
MPS-500 – это модульная портальная система с максимальной грузоподъемностью 500 т и возможностью точного позиционирования груза. Система идеально подходит для работы в стесненных условиях промышленных объектов и комплектуется из различных модулей под индивидуальный проект. MPS-500 была разработана в недрах конструкторского бюро «Спецтяжпроекта».
Благодаря MPS-500 «Спецтяжпроекту» удалось выполнить работу быстро и точно. Установка оборудования проходила в два этапа: 3 февраля 2017 г. началась поочередная погрузка гребных электродвигателей, 3 марта – баков металловодной защиты.
За «Сибирью» последовал «Урал». На этот ледокол в 2018 г. «Спецтяжпроект» устанавливал ГЭДы, баки МВЗ и ядерные реакторы. Установка 200-тонных реакторов по праву считается уникальной операцией: впервые в истории атомного ледоколостроения погрузка такого оборудования производилась в условиях наклонного стапеля.
«Каждая из операций: подъем, перемещение, опускание груза требует, по меньшей мере, 3,5 часа, – рассказывает Павел Горохов, руководитель проекта. – Всё остальное время уходит на подготовку, сборку, калибровку портала и настройку работы системы. MPS-500 устанавливается с правого борта в плоскости мидель-шпангоута корабля. ГЭД правого и левого борта расположены в одной плоскости, поэтому после первого подъема портал не демонтируется, а вот для установки кормового ГЭД его разобрали крупными блоками и переустановили в новое положение. Так как ледокол «Урал» строится на стапеле, во время сборки портала приходится компенсировать уклон стапеля, а также собирать портал разной высоты. Самый низкий уровень сборки – примерно 26 м, почти девятиэтажный дом – был достигнут при погрузке кормового ГЭД. Среднее значение, около 30 м – при подъеме ГЭД. При установке MPS-500 «вырос» до 40 м. Нам удалось смонтировать и настроить портал в рекордные сроки, несмотря на то, что в такой модификации конструкция еще не использовалась ранее. При погрузке реакторов были использованы все модули скольжения для реализации позиционирования груза в трех координатах».
В 2021 г. «Спецтяжпроект» приступил к строительству «Якутии». На «Якутию» специалисты установили тот же комплект оборудования, что и на «Урал». Монтаж также осуществлялся с помощью MPS-500.
В 2022 г. «Якутия» торжественно спущена на воду при участии Президента России, а специалисты «Спецтяжпроекта» продолжают свою работу над ледоколами серии 22220. В августе этого года началась погрузка бортовых секций нового атомного ледокола «Чукотка» на производственных площадках «Лотос» и «ЮЦСС – Красные Баррикады» в Астрахани.
В цеху производственной площадки «Лотос» «Спецтяжпроект» погрузил на баржу 4 секции общим весом 338 т. Еще 5 секций (общий вес – 259 т) погрузили кранами на причале «Красных Баррикад». После погрузки, которая продлилась пять дней, секции отправились на «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге.
На службу атомный ледокол «Чукотка» выйдет в декабре 2026 г.
Будущее наступает
Помимо ледоколов серии 22220 российское судостроение также планирует строить атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер». Эти суда должны обеспечить круглогодичный транзит по Северному морскому пути, так как их мощность и размеры позволят работать в самых тяжелых ледовых условиях.
Первый ледокол проекта «Лидер» получил название «Россия» и был заложен в июле 2021 г. Спуск на воду ожидается к 2025 г. В общей сложности проект «Лидер» предполагает строительство трех ледоколов.
Строительство атомных ледоколов – часть программы «Основы государственной политики страны в Арктике на период до 2035 года», именно поэтому правительство уделяет проекту особое внимание. Еще в 2018 г. Дмитрий Медведев заявлял, что одним из приоритетов развития Арктики является увеличение грузооборота по Северному морскому пути до 80 млн т к 2024 г. и что строительство ледоколов – ключевой этап достижения этой цели.
Освоение Северного морского пути – важнейшая стратегическая задача для России. Это магистраль, соединяющая Европу и Дальний Восток. Традиционный маршрут предполагает проход судов с грузами через Суэцкий канал и Индийский океан, но у Северного морского пути есть ряд преимуществ. Во-первых, он значительно короче. Во-вторых, нет очередей. В-третьих, России не придется платить за проход судна и идти по территориям, пролегающим в зоне контроля ВМС США.
До сегодняшнего дня единственным препятствием для полноценного использования Северного морского пути были суровые условия арктических морей, но теперь, глядя на стремительное развитие атомного ледоколостроения, это препятствие кажется преодоленным.