Российский рынок автогидроподъемников
Главное назначение автогидроподъемников – подъем людей для проведения работ на высоте, а так как видов высотных работ великое множество, автогидроподъемники нельзя отнести к определенной категории спецтехники. Их используют на пожарно-спасательных, строительно-монтажных, аварийно-ремонтных работах и даже при обслуживании самолетов. Люлька автогидроподъемников может быть электроизолирована, что делает такую спецтехнику пригодной для проведения ремонтных работ на линиях электропередачи без отключения тока. Автогидроподъемники классифицируют либо по типу стрелы, либо по высоте подъема. По типу стрелы они делятся на телескопические, локтевые и вышки вертикального подъема. По высоте подъема – на маловысотные, средневысотные и высотные. Телескопические подъемники, как это явствует из названия, имеют телескопическую стрелу, состоящую из нескольких секций. У локтевых подъемников стрела состоит из двух или трех сочлененных колен. Вышка вертикального подъема оборудована лестничной телескопической стрелой. Стрела выдвигается вертикально до необходимой высоты после установки выдвижных опор и размещения персонала в люльке. Конструкция очень компактная и не требует большого пространства для приведения ее в рабочее положение. Подъемники с высотой стрелы до 17 м относятся к маловысотным. Их применяют в основном для обслуживания и ремонта дорожных знаков, светофоров и рекламных щитов. В качестве базовых шасси для маловысотных подъемников используют «ГАЗель», ЗИЛ «Бычок» и УАЗ. Средневысотные подъемники позволяют поднимать персонал с грузом на высоту от 17 до 30 м. Они широко используются коммунальными службами, строительными организациями и при обслуживании линий электропередачи. В качестве ходовой части средневысотных подъемников, как правило, используют шасси грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ грузоподъемностью (г/п) свыше 3 т. Подъемники с высотой стрелы более 30 м относятся к разряду высотных. В основном их эксплуатируют строители и пожарные. В качестве шасси для высотных подъемников используют большегрузные автомобили КамАЗ и «Урал». В России автогидроподъемники выпускают ОАО «Пожтехника» (Торжок), ОАО «Автогидроподъемник» (С.-Петербург), завод «Ремстроймашина» (Магнитогорск), «Мехпромстрой» (Краснодар), Завидовский экспериментально-механический завод, Казанский электромеханический завод и еще около десяти предприятий. Единой системы в обозначении моделей нет. Каждый производитель маркирует свою продукцию в силу сложившихся традиций, применяя различные аббревиатуры – АКП, АПК, АГП, АПГ, АПТ. Цифры в наименовании обычно обозначают высоту подъема. Автоподъемники, предназначенные для подъема людей на высоту с целью проведения ремонтных, электромонтажных и строительных работ в соответствии с классификацией подъемников с рабочей платформой по ГОСТ Р 52045–2003 с 01.01.2004 г. обозначаются как ПСС-1Х1.ХХЭ, где 1Х1 – обозначение типа автоподъемника (коленчатый, телескопический, смешанный, вертикальный), ХХ – высота подъема люльки, Э – наличие электроизоляции. До кризиса импорт автогидроподъемников* рос на фоне строительного бума и достиг максимума в 2008 г., когда в страну ввезли 1228 машин. Однако уже в 2009-м объемы импорта упали сразу в 4 раза – до 305 ед., а в 2010 г. – еще в 2,6 раза, или до 117 ед. Примечательно, что на фоне такого серьезного сокращения объемов импорта в натуральном исчислении объемы закупок с наступлением кризиса снизились лишь в 2,3 раза – с $16 560 тыс. до $7199 тыс., а в прошлом году даже выросли на 19%, достигнув $8557 тыс. Причиной этого стал резкий рост доли новых автогидроподъемников в общем объеме импорта. Если в 2008 г. доля новых машин составляла всего 11,4%, то в 2009-м она выросла более чем в 2 раза, составив 22%, а в 2010 г. – в 4 раза, достигнув 89%. Стоит заметить, что увеличение доли новых автогидроподъемников произошло не за счет роста их импорта, а за счет сокращения ввоза машин, бывших в употреблении. Если в 2008 г. в Россию было ввезено 1088 подержанных и 140 новых автогидроподъемников, то в 2009-м уже 239 подержанных и 66 новых, а в прошлом году всего 13 подержанных и 104 новых. Основным поставщиком новых автогидроподъемников на территорию России является украинское ГПЗМ «Гидромаш». До кризиса на его долю приходилось 97% импорта новой спецтехники. В 2008 г. на самом пике строительного бума европейские производители несколько потеснили «Гидромаш», отвоевав у него 15% рынка. Но уже в 2009 г. доля «Гидромаша» выросла до 77%, а в 2010 г. составила 78% всей импортируемой в Россию новой спецтехники. В связи с ростом доли новой техники европейского производства и произошел рост объемов импорта в денежном выражении. Если средняя контрактная цена автогидроподъемника украинского производства в 2010 г. составляла $38 тыс., то немецкого – $215 тыс. До кризиса на рынке подержанных автогидроподъемников практически безраздельно властвовала японская техника. В общем объеме импорта ее доля превышала 90%, что в общем-то неудивительно. Надежные и недорогие машины стоимостью $3,8…4,8 тыс. пользовались спросом, несмотря на солидный «возраст» 20…25 лет. Европейская техника была, как правило, «моложе» и раз в восемь дороже. Однако после введения заградительных пошлин с целью поддержки отечественного автопрома б/у автогидроподъемники практически исчезли с российского рынка. В 2010 г. в Россию ввезли всего 13 машин, причем все импортированные автогидроподъемники не старше 2006 г.в. То есть сравнительно «свежие» и соответственно дорогие – средняя цена автогидроподъемника немецкого производства составляет $90 тыс. Экспорт российской техники специального назначения осуществляется в основном в страны СНГ, и автогидроподъемники не исключение. Объемы поставок на протяжении последних пяти лет достаточно стабильны и предсказуемы. Как и в случае с импортом, количество б/у техники сокращается, а новой растет. Соответственно объемы поставок в натуральном исчислении падают, а в денежном исчислении растут за счет более высоких цен на новую технику. В среднем до кризиса отечественные производители поставляли в ближнее зарубежье примерно 140 автогидроподъемников в год. Несколько выбивается из общей картины 2009 г. Причиной резкого скачка объемов экспорта как в натуральном, так и денежном исчислении является одна-единственная поставка автогидроподъемников в Туркмению по госконтракту. В апреле 2009 г. в эту страну была экспортирована 331 машина на общую сумму $21 807 тыс. Основным покупателем российских автогидроподъемников является Казахстан. До кризиса туда ежегодно поставляли порядка 95 машин. В 2008 г. объемы упали почти на 40%, а в 2009-м еще в два раза. В 2010 г. ситуация стала выправляться, но со второго полугодия в связи с подписанием договора о едином экономическом пространстве поставки в Казахстан больше не отображаются в статистике ФТС. В ближайшие пару лет внешнеэкономический рынок автогидроподъемников восстановится, по крайней мере в денежном выражении. Тем более что тенденция уже наметилась. А вот в количественном… Ожидать таких же объемов поставок, как до кризиса, и таких же низких цен уже не приходится. Доступ к дешевой подержанной технике закрыли, и, похоже, навсегда. *Тематическая выборка по позициям ТН ВЭД 8704, 8705, за исключением пожарных машин. |