|
Исторически российская шинная промышленность создавалась под производственные нужды отечественных автозаводов и примерно соответствовала их потребностям с учетом объема и структуры имеющегося в стране парка автомобильной техники. В настоящее время свои коррективы в объемы и структуру рынка шин вносит внешняя торговля, главным образом импорт. Точно определить объем российского рынка шин, особенно с учетом экспорта и импорта невозможно (если объемы ввоза-вывоза шин официальными дилерами можно учесть достаточно точно, то «серый» объем можно лишь оценивать с определенной степенью точности). В целом объем отечественного рынка шин может быть оценен в 50 млн. шт., или в стоимостном выражении более 100 млрд. руб. С определенной достоверностью можно говорить лишь об объемах производства, да и то данные производителей расходятся с официальными данными Росстата.
Как видно из табл. 1, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. рост производства шин в целом составил 106,9%. При этом рост выпуска шин для грузовых автомобилей был выше, чем рост производства шин для легковых автомобилей: 107,2% против 106,5%. Однако еще больший рост продемонстрировал рост шин для сельского хозяйства: 123,1%. В структуре российского производства шин порядка 68% занимают шины для легковых автомобилей, 27,5% – шины для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, 3,5% – шины для с.-х. машин и 1% – шины для мотоциклов и мотороллеров.
Среднегодовая загрузка мощностей предприятий по производству шин, %
1992 г. – 78 1995 г. _ 43 2000 г. – 41 2002 г. – 77 2003 г. – 83 2004 г. – 79 2005 г. – 82 2006 г. – 82 2007 г. – 77 В настоящее время основными отечественными производителями шин являются ООО «СИБУР – Русские шины», которое объединилось с Amtel-Vredestein N.V. и ОАО «Нижнекамскшина». По итогам I квартала 2008 г. доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в холдинг «Сибур» составила 35%. Доля шин ОАО «Нижнекамскшина» составила 32%. Доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в компанию «Амтел» (ООО «Амтел-Черноземье» (Воронеж), ОАО ШК «Амтел-Поволжье» (Киров), ЗАО «МШЗМ» (Москва) составила 28%. Даже до объединении с Amtel «СИБУР – Русские шины» был крупнейшим производителем шин в Центральной и Восточной Европе. По итогам 2006 г. компания вошла в двадцатку крупнейших шинных компаний мира, заняв 5-е место в списке крупнейших шинных компаний Европы. По итогам 2007 г. продукция компании занимает более 20% российского шинного рынка. За 2007 г. консолидированная выручка холдинга увеличилась на 17% по сравнению с 2006 г. и составила 26,8 млрд. руб. Рентабельность холдинга выросла за тот же период в три раза и составила около 2,5 млрд. руб. Всего в 2007 г. «СИБУР – Русские шины» произвел и реализовал 12,4 млн. шин, в том числе 7,5 млн. легковых и легкогрузовых шин, 4,3 млн. шин для коммерческого транспорта и 0,6 млн. других шин (мото-, авиашины и др.). В 2007 г. по сравнению с предшествующим годом выручка от реализации шин увеличилась на 23%, в том числе: • по грузовым на 24% (в том числе ЦМК шинам на 38%); • по сельскохозяйственным на 37%; • по легкогрузовым на 28%; • по легковым на 11%. 29 августа этого года на очередном собрании акционеров компании Amtel-Vredestein N.V., состоявшемся в Нидерландах, принято решение об одобрении транзакции с ОАО «СИБУР Холдинг». В отношении транзакции акционерами приняты решения об обмене акциями с ОАО «СИБУР Холдинг», проведении частного размещения новых акций на сумму 150 млн. USD, а также об отказе в условии обязательного выкупа акций. В состав холдинга входят: ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Омскшина», ОАО «Волтайр-Пром», ООО «Уралшина», СП ЗАО «Матадор-Омскшина» (совместное предприятие компаний «СИБУР – Русские шины» и Continental Matador Rubber), ОАО «Саранский завод «Резинотехника», завод по производству РТИ, ОАО «Сибур – Волжский», специализирующийся на производстве синтетического корда. Холдинг «СИБУР – Русские шины» производит широкую гамму легковых, грузовых, индустриальных, сельскохозяйственных и авиационных шин для всех отраслей промышленности – всего свыше 400 моделей. В производстве многих типов шин компания является бесспорным лидером. Ее доля в российском производстве авиационных шин составляет 60% , шин для с.-х. техники – 33%, для грузовых автомобилей – более 40%, легковых шин – 12%. Объемы производства ОАО «Нижнекамскшина» в 2007 г. составили 12,4 млн. шин, что на 208 тысяч больше, чем годом ранее. Грузовые шины произведены в количестве 4,6 млн. шт., легковые – 7,5 млн., в том числе почти 1,6 млн. шин «Кама-Евро» по технологии компании Pirelli. Объем производства последних вырос в 2007 г. на 50%. В этом году компания запустила инвестиционную программу развития шинного производства завода массовых серий. Еще одним крупным проектом, реализуемым на базе ОАО «Нижнекамскшина», станет строящийся завод цельнометаллокордных шин для грузовых автомобилей. В июне 2007 г. компания начала реализацию нескольких проектов. 1 июня в Нижнекамске состоялась торжественная закладка камня под фундамент нового завода по производству ЦМК шин, который будет строиться совместно с фирмой Continental. Заключив соглашение с фирмой Continental об оказании технической помощи, компания получит от немецкой фирмы ноу-хау, базовый инжиниринг, рекомендации в подборе оборудования. Производство ЦМК шин будет оформлено в отдельное юридическое лицо в составе управляющей компании «Татнефть-Нефтехим», инвестором проекта выступает ОАО «Татнефть». Объем инвестиций – 10,5 млрд. руб. Производственная мощность будущего завода составит 1 млн 200 тыс. шин в год. Нижнекамск станет первым городом в России, где появится цех резиносмешения мирового класса. Тогда же, 1 июня 2007 г., в ОАО «Нижнекамскшина» в торжественной обстановке завершился этап строительства линии по производству шин «Кама Евро» по технологии Pirelli. Таким образом, начиная с этой даты, производство шин марки «Кама Евро» обеспечено с нулевого цикла с соблюдением всех экологических норм. В новых резиносмесях будет применяться кремнезем («белая сажа») для производства экологически безопасных «зеленых» шин. Мощность нового производства составит 27 тыс. т резиновых смесей в год, что обеспечит выпуск шин по технологии Pirelli до 3 млн. шт. в год. Стоимость объекта составила около 25 млн. евро, инвестором проекта выступило ОАО «Татнефть». Также 1 июня 2007 г. произошло событие, последствия которого в недалеком будущем окажут существенное влияние на развитие шинной индустрии России. В этот день между фирмой Pirelli и ОАО «Нижнекамскшина» был подписан договор. Предмет договора – производство на мощностях Нижнекамского шинного завода зимних шин под маркой Pirelli Formula по системе off-take. До конца года по полному технологическому циклу выпущено 100 тыс. зимних шипованных шин. Начиная с 2000 г. наблюдается постоянный устойчивый рост цен производителей на автомобильные шины. Как видно из приведенных в табл. 4 данных, за период с 1998-го по 2007 г. в наибольшей степени выросли средние цены производителей на шины для грузовых автомобилей – рост 290,2%. Рост цен на шины для легковых автомобилей составил 254,6%, и меньше всего выросли цены на шины для сельскохозяйственных машин – рост составил 247,6%. В 2007 г. цены на легковые шины выросли на 6,1%, на грузовые – на 6,2%, на шины для с.-х. машин – на 2,2%. Как отмечалось выше, на российский рынок шин оказывает большое влияние внешняя торговля. В 2007 г. совокупный объем импорта шин (по данным ФТС) в натуральном выражении вырос по отношению к аналогичному периоду 2007 г. на 25%, с 12 млн. шт. до 15 млн. шт., что составило в стоимостном выражении 955 млн. USD. В тройку лидеров по объемам импорта в натуральном выражении вошли: • Continental (1890 тыс. шин общей стоимостью 105,2 млн. USD); • Bridgestone (1838 тыс. шин общей стоимостью 171,5 млн. USD); • Michelin (1749 тыс. шин общей стоимостью 167,2 млн. USD). В 2007 г. импорт грузовых шин показал рост на 39%, объем импорта шин для карьерной техники увеличился на 29,5%. Совокупный объем российского экспорта можно оценить в 22% от объемов производства, т. е. 9,5 млн. шт. (По данным ФТС, в 2007 г. из России экспортировано 9322 тыс. шин, что в стоимостном выражении составило 636,7 млн. USD). В 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос экспорт шин для карьерной техники – 150%, шин для сельхозтехники – 109,5 %, для строительной и промышленной техники – 112%. Импорт шин растет значительно быстрее экспорта. По итогам 2007 г. по сравнению с 2006 г. совокупный импорт шин вырос на 30%, а экспорт – на 5%. При общем росте шинного рынка в 2008 г. наблюдается снижение доли отечественной продукции. Современные шины должны обладать высокими эксплутационными характеристиками, обеспечивать высокую степень безопасности, четкую прямую и обратную связь между водителем и шиной, хорошую управляемость и топливную экономичность, а по критерию цена/ качество отечественная продукция недостаточно конкурентоспособна. Единственный сегмент, в котором отечественная продукция в настоящее время вполне конкурентоспособна, – это шины для грузовых автомобилей и строительной техники. У российского шинного рынка высокий потенциал, и это привлекает на него иностранных производителей. Бурно растет рынок легковых шин, но еще больший потенциал у сегмента коммерческих шин – грузовых, индустриальных, сельскохозяйственных, где сформирован большой отложенный спрос и где возрастает влияние так называемых нацпроектов государства в области сельского хозяйства, дорожного строительства и др. Предполагается, что в ближайшие годы рост отечественного рынка шин замедлится, но общая тенденция сохранится. К 2010 г. аналитики ожидают роста рынка до 65…70 млн. шт. при опережающей динамике роста в денежном выражении. Основными тенденциями рынке шин являются ужесточение конкуренции, в том числе со стороны зарубежных производителей, снижение эффективности ценовой конкуренции, а также поиск свободных продуктовых, отраслевых и региональных ниш.
|