Шинный бизнес

Перезагрузка

М. Сигаева
Объемы продаж легковой и грузовой техники до кризиса росли, ежегодно удваиваясь. Естественно, параллельно рос рынок автомобильных комплектующих и оказания услуг. Мы хотим рассказать, что же происходило до кризиса в шинном бизнесе в России и что изменилось с его начала. Подробно о ситуации на этом рынке нам рассказал Владимир Иванович Чибирёв, руководитель проекта «На колесах.RU». Компания занимается продажей автошин и колес, а также оказывает шиномонтажные услуги.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начиная с 2004 г. на российском рынке стало более заметно, что зарубежные представительства шинных заводов начали проводить программы по увеличению собственной доли на шинном рынке России. Причем не просто проводить, а интенсивно бороться за него. Поскольку продажи автомобилей росли день ото дня, продажи шин стали расти в геометрической прогрессии. Крупные иностранные торговые марки играли на этом рынке ведущую роль.

Между иностранными шинными концернами шла жесткая конкурентная борьба, в результате которой российские фирмы-продавцы имели возможность получать хорошие условия при покупке товара. Такое лояльное отношение к российским продавцам позволяло им увеличивать объемы продаж, брать на себя бремя кредитных займов в банках и далее кредитовать уже своих клиентов. Конечно, в такой ситуации рынок отечественных производителей оттеснялся. К примеру, в Москве продажей отечественных шин заниматься было попросту неинтересно. Каждая зарубежная корпорация старалась как можно больше реализовать своих шин в России – главное, чтобы был охват рынка. Шла массированная атака, которая давала положительные результаты. Зарубежные производители каждый год предлагали на рынке новые модели шин, рос список типоразмеров, перекрывающих весь модельный ряд автомобилей. Российский автолюбитель всеяден, и к нам везли машины из всех стран, а потому и ассортимент шин должен был соответствовать.

Некоторые производители пошли дальше, чем просто реализация шин: Michelin и Nokian в это золотое для продаж время задумались о производстве на территории России. Именно тогда было принято решение построить здесь свои заводы, которые уже сейчас выпускают шины с надписью «Сделано в России». Впрочем, ценовая политика для российского потребителя ненамного улучшилась. Да и почему она должна стать лучше? То, что сегодня выпускает российский производитель, еще не скоро сможет конкурировать с Nokian, а раз нет конкурента – цены ставлю такие, какие хочу. Результат – шины Nokian самые дорогие зимние шины на рынке.

Что же происходит с крупными шинными компаниями в России во время кризиса?

– Основные игроки – это представительства зарубежных заводов в России. И все они, выполняя поручения головных офисов, ведут себя по-разному. Кто-то, не обращая внимания на кризис, продолжает проводить агрессивную политику по увеличению доли рынка. Есть те, кто требует предоплату, поручительства и банковские гарантии, теряя в продажах, но пытается обложить себя гарантиями. Есть и такие, кто вообще разговаривает только после оплаты, ссылаясь на приказ из «центра».

Многие производители сейчас могут потерять те позиции, что завоевывались много лет, но ситуация в их «головных офисах», возможно, гораздо хуже, однако эта информация закрытая. Кроме того, у производителей меняется ценовая политика, все опять привязывается к валютам. Это опять же ударяет по нашему покупателю, так как многим сократили зарплату, тогда как цены пошли вверх. Пропасть между возможностями и потребностями ширится с каждым днем.

А что же наши российские фирмы-продавцы,  работающие на шинном рынке?

– Всех подкосил кризис, банки в одночасье ужесточили условия игры, и схема, работавшая как часы, начала давать сбои. Неплатежи обрушились на отрасль и повлекли за собой недоверие в схеме поставок: представительства зарубежных заводов ограничили поставки крупным оптовикам, а те в свою очередь более мелким покупателям. В этот весенний сезон может возникнуть ситуация, очень неожиданная для самих продавцов шин, а тем более для покупателей. Сбой в системе поставок и уход с рынка ряда компаний, имеющих пусть и небольшую долю, повлечет за собой некоторый дефицит шин. При этом не исключено затоваривание на складах крупных дистрибьюторов, но этот товар не попадет на полки магазинов по той же причине недоверия, магазины не получат товарные кредиты, а собственных средств в период банковского «бойкота», чтобы обеспечить магазины полным ассортиментом, может не хватить. В такой ситуации покупатели будут вынуждены «переобувать» свои автомобили не в то, во что хотелось бы, а в то, что можно будет купить. Конечно, все могло бы оставаться по-старому, учитывая, что покупательская способность клиентов в январе и феврале была на высоком уровне, но с конца 2008 г. многие пересмотрели свои взгляды на риски. Думаю, что шинный рынок ждет ряд серьезных преобразований. Не знаю почему, но уверен: преобразования пойдут нам на пользу.

Даже в хорошие времена не все компании, подписывающие какие-либо контракты, были платежеспособными. Кризис эту ситуацию просто усугубил. Кто-то списал все на кризис, а кто-то и правда пострадал. Но ошибкой крупных компаний в шинном бизнесе было то, что кредиты, которые они получали, перераспределялись далее более мелким компаниям, не всегда способным рассчитаться по счетам.

Теперь западные компании сократили поставки, «без денег» товар ни на каком этапе получить невозможно. Мелкие шинники либо сейчас закрываются, либо рыщут по стране в поисках товара и кредитов, потому что банки денег не дают. Получается, что самое удачное время, чтобы открыть собственное производство, российские производители опять упустили. Те, кто пару лет назад смог организовать свои заводы, сейчас внакладе не останется. Правда, я знаю только о новом производстве колесных дисков. К сожалению, за эти годы никому из продавцов шин не удалось построить шинный завод. Так уж все сложилось в России – было гораздо выгоднее заниматься куплей-продажей, чем производством. Почему? Думаю, этот вопрос надо задать не мне. Рынок разделился на тех, кто прекрасно понимает, что нужно рынку, и тех, кто на заводах, приобретенных в ходе приватизации, производит отечественные шины такого качества, что они становятся темой для анекдотов, и по этой причине их доля на рынке сокращается с каждым годом.

Кто же лидер российского шинного рынка?

– Сейчас о лидерстве не может идти речь, так как многие компании избрали тактику «главное не потерять». Все пытаются сократить издержки, вернуть долги и очень аккуратно работают с покупателями. Это сейчас напоминает не движение вперед за лидерство, а глубокую оборону. Ситуация усугубится, если банки не перейдут к более мягкой политике, однако, если все вернется на рельсы 2008 г., это все равно не выход. Сейчас лидером сможет стать тот, кто задумается о серьезном производстве, но лидером он будет не сегодня, а завтра, когда российский завод станет производить востребованные в стране шины и через разветвленную собственную сеть продавать их в России и странах СНГ – вот это будет лидерство. Это будет настоящий, а не дутый лидер.

Несколько слов об утилизации шин...

– Этой темой в России начали понемногу заниматься. Раньше за сдачу старых шин шинным компаниям платили деньги, потом шины стали брать бесплатно, а сейчас шиномонтажным мастерским приходится платить за их утилизацию. Насколько это выгодно, сказать не могу. Откровенно говоря, я не знаю ни одного миллионера в этой области.

Как  подготовилась  ваша компания к предстоящему сезону?

– Мы готовились очень серьезно. Нас в меньшей степени задели проблемы оптовых компаний, поскольку у компании розничная сеть и наш клиент это конечный потребитель. Такой покупатель самый сложный, но и самый преданный. Кроме всего, преследуя коммерческие цели, наша компания решает важную социальную задачу: открывает магазины шаговой доступности для москвичей. В условиях сложного передвижения по Москве, используя Интернет как средство информации, мы, находясь рядом, позволяем экономить время нашим клиентам. Мы не подведем своих покупателей и приготовили ряд антикризисных предложений.