Выбор пневматических шин для спецтехники – ответственное дело
Подобрать шины для спецтехники, работающей на строительстве, весьма сложно, так как по шинам практически любого бренда у практиков-строителей имеется негативный опыт. От них часто можно услышать подобные суждения: «поставили на погрузчик шины дорогого/ бюджетного бренда – порвались и прокололись очень быстро». К сожалению, от проколов мощной арматурой, осколками бетона и т. п. предметами не застрахована ни одна резина.
Далее мнения специалистов-практиков расходятся. Одни считают, что «покупать резину дорогих брендов – пустая трата денег: арматуре, гвоздям и обломкам бетона все равно, какую резину рвать». Вместо одной дорогой шины можно купить две бюджетные и без сожалений их поменять после разрыва/ прокола. У других строителей подход иной: «я не хочу терять дорогое рабочее время на частые ремонты/ замену шин, тратиться на шиномонтаж, я должен быть уверен в своих шинах и поэтому не могу себе позволить использовать бюджетные шины. Ведь скупой, как известно, платит дважды». А вот еще мнение строителя: «На шинах экономлю только если более дешевая шина обладает другими достоинствами: мягче едет, выше тяговое усилие или меньше склонна к проколам». Поэтому выбор марки шин остается за конкретным покупателем и зависит от его предпочтений, подхода к работе, опыта и т.д.
Теперь рассмотрим некоторые аспекты выбора шин подробнее.
Подбор шин в зависимости от вида и условий работ
Когда шины подбираются для спецтехники крупного строительного объекта или горнодобывающего предприятия, характер использования каждой машины можно предусмотреть – будет ли она ездить по мягким или скалистым грунтам, совершать поездки с коротким или длинным плечом, каковы длительность рабочего цикла и величины уклонов на местности, какие материалы нужно будет перевозить. Советуют проанализировать, от каких основных причин выходят из строя шины на работающей спецтехнике – износ, порывы, порезы? Можно ли устранить какие-то из причин – улучшить состояние дорог и т.п.? Со всей этой информацией руководителям машинных парков проще подобрать шины для своей спецтехники. При подборе шин для целого парка спецтехники можно поэкспериментировать: установить новые шины на одну/ несколько машин и проверить в условиях реальной эксплуатации.
Если же шины подбирает индивидуальный предприниматель или владелец небольшой фирмы, которая сдает технику в аренду или берет подряды на самые разные работы, следует выбирать универсальные шины, так как сегодня спецтехника будет трудиться на сносе здания и ездить по строительным отходам, а завтра – прокладывать траншеи в поле на мягком топком грунте. К тому же выбор шин следует делать на основе самых сложных и тяжелых из предполагаемых условий эксплуатации.
Вот практический пример неправильного подбора шин. В одной из российских горнодобывающих компаний новые шины на карьерных самосвалах полностью вышли из строя менее чем за 600 моточасов работы. Шины были подобраны в соответствии со скоростями, нагрузками и расстояниями, на которые выполняются перевозки. Но не было учтено, что шины постоянно ездят по высокоабразивному материалу и по лужам. Использовались шины с очень агрессивным рисунком: высокие грунтозацепы, которые были не нужны, энергично погружались в абразивный грунт и сильно изнашивались, даже рвались. Кроме того, материал шин, достаточно теплостойкий, хорошо выдерживает нагрев при езде по технологическим дорогам, но постоянная влажность сделала шины из этого материала весьма нестойкими к порезам.
Когда погрузчик сгребает мусор в кучу, передние колеса будут постоянно наезжать на мусор, а задние – нет. На погрузке щебня погрузчик набирает материал из кучи, щебень рассыпается из ковша, и передние колеса постоянно на него наезжают, а задние – нет. Следовательно, необходимо особое внимание обратить на выбор прочных передних шин.
Выбор рисунка протектора
Ограниченные размеры статьи не позволяют дать развернутые рекомендации по множеству типов рисунков протектора для спецтехники, тем более, что у каждого производителя типовые рисунки имеют свои особенности. В общем случае нужно следовать рекомендациям по использованию типов рисунка протектора в конкретных условиях и помнить, что не бывает ничего идеального: каждый тип рисунка выигрывает в одних качествах, но проигрывает в других. Например, рисунок протектора с хорошей проходимостью уступает в качестве езды по асфальту и т.д.
В 2020 г. компания вывела на рынок новый бренд индустриальных радиальных ЦМК шин Forcerra Industry, которые предназначены для комплектации карьерных самосвалов с жесткой и сочлененной рамой, а также прочей тяжелой карьерной и строительной техники. Шины имеют современный карьерный рисунок и обладают усовершенствованными техническими характеристиками: повышенной проходимостью и устойчивостью к порезам, увеличенным сопротивлением сдвиговым деформациям и механическим повреждениям в условиях карьера, увеличенными по сравнению с шинами диагональной конструкции индексами грузоподъемности и скорости.
Под брендом Belshina в 2020 г. выпущены сверхкрупногабаритные шины, обеспечивающие пониженный расход топлива, повышенное сопротивление износу, порезам и сколам, увеличенную грузоподъемность и долговечность, снижение теплообразования и износа протектора.
Отзывы потребителей о шинах производства ОАО «Белшина» хорошие, отмечается выгодное соотношение цена-качество.
Вот пример из практики. Для работы в карьере погрузчики были оснащены шинами типа L5 (со сверхглубоким рисунком протектора для каменистой поверхности). Казалось бы, это был оптимальный выбор. Однако вскоре боковины шин стали расслаиваться. Шины заменили на тип L3 (с рисунком протектора обычной глубины для каменистой поверхности), которые дешевле на 50–60%, и проблема была решена. При условии, что машины выполняли бы только погрузку материала в карьере, шины L5 работали бы идеально. Но поскольку погрузчики использовались также для перевозки материала на сравнительно длинные расстояния и на высоких скоростях, толстые шины L5 перегревались и резина расслаивалась. Если бы при выборе шин руководители горнодобывающего предприятия были внимательнее, им не пришлось бы переплачивать втрое, купив сначала шины L5, а потом – L3.
Распространенная ошибка владельцев строительной спецтехники – применение шин для грузовиков повышенной проходимости либо для сельхозмашин. Протекторы этих шин могут обеспечивать хорошую проходимость, но скорости, нагрузки и износостойкость, на которые рассчитаны данные шины, могут не соответствовать потребностям строительных машин.
Размеры элементов шины
Большие трудности вызывает у владельцев спецтехники подбор шин примерно такой же высоты и ширины, как те, которыми была укомплектована машина с завода. При неквалифицированном подборе новые шины могут оказаться выше прежних и задевать крылья колес, не позволять полностью поворачивать колеса и даже задевать стрелу у погрузчика. Порой новые шины оказываются слишком узкими или широкими для дисков. Если неправильно выбраны шины на одну из осей, когда ориентируются только по посадочному диаметру и не учитывают высоту профиля шины, иногда получается, что при включенном полном приводе скорости вращения передних и задних колес различаются, трансмиссия испытывает большие нагрузки, увеличивается расход топлива и интенсивность износа шин.
Владельцы пытаются сравнивать старые и новые шины, примитивно измеряя их рулеткой. На самом же деле все необходимые параметры рассчитываются при грамотном прочтении обозначения шины, нужно только обратиться к соответствующим справочным материалам. Дополнительную неопределенность вносит то обстоятельство, что производители порой неточно выдерживают размеры шин, указанные в их маркировке. Поэтому нужно учитывать при установке на машину, что размеры шин от разных производителей, имеющих одинаковое обозначение, могут отличаться на десятки миллиметров.
Как хранились шины?
Перед покупкой шины следует внимательно осмотреть. Конечно, если покупка совершается через интернет и шины прибывают с транспортной компанией, осмотреть их заранее и тем более выяснить, в каких условиях они хранились, не удастся. Тут можно рекомендовать приобретать шины в проверенных интернет-магазинах (где клиент имеет гарантии качества и право в некоторых случаях вернуть шину) и хотя бы по возможности не оплачивать шины заранее, а делать это лишь при получении, после тщательного осмотра. Если резина вся в мелких трещинах, скорее всего, шины хранились под открытым небом, под воздействием солнечных лучей и влаги. Если борта шин сплюснуты, значит, они хранились «стопкой» и забортировать такую резину можно будет только варварским методом «взрыва».
Прочие факторы
Делая выбор, постарайтесь собрать сведения о ремонтопригодности выбранных шин: как сваривается резина, как держатся приклеенные заплатки, насколько герметично заклеиваются проколы протектора жгутами, ведь от этого зависит общая стоимость эксплуатации шины.
При выборе шин нужно принимать во внимание сроки гарантии и доступность послепродажной поддержки.
При обнаружении дефектов в купленных шинах сразу обращайтесь к продавцу (а для этого чеки на покупку шин следует сохранять) и проконсультируйтесь у юриста о порядке предъявления рекламаций.
Давление в шинах
И вот шины тщательно выбраны и установлены на машины, но расслабляться их владельцу нельзя. 90% случаев неисправностей шин происходит из-за неправильного давления. Опрос операторов и владельцев спецтехники показал, что они порой не знают, какое точно давление должно быть в шинах. Шины часто приобретаются через интернет, без прямого диалога с менеджером-продавцом, и никто не подсказывает покупателю, какое должно быть давление в новых шинах. Далеко не всякий владелец проявляет настойчивость и выясняет в справочниках или обращаясь напрямую к дилерам/ производителям шин информацию о правильном давлении в шинах данной конкретной модели.
Если машине приходится переезжать на достаточно далекие расстояния, от операторов часто поступают жалобы на неприятную и утомительную «прыгучесть» машины, от которой не застрахована даже техника на дорогих шинах. В таких случаях весьма эффективно использование системы SRS («демпфирования раскачивания ковша и стрелы»), а не поиски «более ровной резины», и уж тем более нельзя уменьшать давление в шинах ниже положенного «для мягкости» на 0,5–1 атм. При недостаточном давлении возникает неправильный износ, а также перегрев шин и в дальнейшем – расслаивание. Считается, что при уменьшении давления ниже нормального на 1–2 бара срок ходимости шины сокращается в среднем на 20–30%.
Не следует и увеличивать давление в шинах больше того, на которое они рассчитаны. Нередко операторы перекачивают передние шины, когда приходится поднимать и возить в ковше большие грузы и шины при этом сильно проминаются. Такие «модернизации» чреваты разрывами корда. Если приходится возить в ковше (или на вилах, в захвате) грузы на пределе грузоподъемности (а то и выше), поставьте на перед шины большей грузоподъемности и соответственно нормы слойности и давления. Заметим, что при изменении характера эксплуатации может потребоваться изменить и давление в шинах. Помните, что указанные в документах производителей значения нагрузки, давления и скорости для шин действительны для определенной температуры окружающей среды, например +20 °C.
Учтите, что производители и дилеры хорошо знают характерные признаки неисправностей, произошедших из-за неправильного давления, и при наличии таких признаков рекламации на дефекты шин от клиентов не принимаются. К сожалению, не все клиенты об этом осведомлены.
В машинном парке должен быть образцовый манометр для поверки всех манометров, которыми операторы измеряют давление в шинах. Рекомендуется ежедневно проверять давление в шинах, а также исправность шин, состояние протектора и боковин, удалять застрявшие предметы.
Компания Titan International Inc., которая является управляющим инвестором российской компании АО «Волтайр-Пром», приобрела лицензию у компании GOODYEAR на производство и продажу сельскохозяйственных шин бренда GOODYEAR FARM TIRES. Некоторые из этих шин имеют двойное назначение по условиям эксплуатации – для сельского хозяйства и дорожно-строительного направления.
Шины GOODYEAR выпускаются на производстве в г. Волжский Волгоградской обл., а также в Турции. Отзывы клиентов о резине GOODYEAR для строительных и промышленных машин хорошие, но соотношение цена-качество довольно высокое, ценовой диапазон близок к премиальному.
Правильный подбор шин для спецтехники – это реальная экономия на производственных издержках, ведь только затраты на шины составляют 10–30% от всех расходов на эксплуатацию парка техники, а еще потери рабочего времени, перерасход топлива.
Даже правильно подобранные шины не смогут долго работать, если с ними будет плохо обращаться оператор. Общеизвестен факт: когда за рулем хозяин, шины ходят намного дольше. Операторы должны следить, чтобы шины не перегружались, избегать езды по острым обломкам, мусору и другим опасным поверхностям, воздерживаться от резких поворотов и торможений и не поворачивать колеса, когда машина стоит на месте.