7-я международная выставка «ТрансРоссия 2002»

В. Салыгин

Проходившая в конце марта в московском спорткомплексе «Олимпийский» выставка «ТрансРоссия 2002» по общему признанию стала лидирующим транспортным форумом России, стран СНГ и Балтии. Крупнейшее мероприятие в области транспортной индустрии выставка стала местом интересных встреч грузоперевозчиков и грузовладельцев – как отечественных, так и зарубежных. В этом году в ее работе приняли участие более 300 фирм из 26 стран мира. Выставочная площадь составила 7 000 м2. Здесь были представлены практически все государства Европы.

Транспортный минский Д-260 можно превратить в дизель-генератор

Об успешном развитии процесса интеграции России в международное транспортное сообщество свидетельствуют позитивные показатели работы российских транспортников. В частности, по итогам 2001 г. грузооборот отечественной транспортной системы вырос, по данным Госкомстата РФ, на 2,6% и составил 3 712,7 млрд. ткм. По-прежнему преобладают перевозки железнодорожным и трубопроводным транспортом. По итогам прошедшего года наибольший рост (свыше 5%) отмечен на автомобильном и внутреннем водном транспорте. Более чем на 10% увеличились объемы переработки грузов в морских портах страны. Развитию отрасли в значительной мере способствуют и мероприятия Правительства РФ по модернизации транспортной системы страны, проводимые в соответствии с целевой федеральной программой.

Свои услуги и продукцию на многочисленных стендах выставки продемонстрировали компании, занимающиеся экспедированием, перевозкой грузов и их складированием, производством подвижного состава и оборудования, а также страхованием и охраной грузов, разработкой и внедрением новейших технологий в области логистики.

Болгарские погрузчики «Димекс» активно продвигаются на российском рынке

Были широко представлены транспортные и экспедиционные агентства, как отечественные, так и зарубежные. Российские фирмы осуществляют практически все виды перевозок внутренних, внешнеторговых и транзитных грузов через территорию России и стран СНГ, а также экспресс-доставку с использованием различных видов транспорта. Существенная доля рынка транспортных услуг принадлежит таким компаниям как «Северстальтранс» (Москва), «Союзвнештранс» (Москва), «Атлант-Регион» (Калининград), «СТИМ» (Москва), «СКАТ – группа компаний» (Новороссийск), «Ф.Е. Транс» (Москва).

По мнению специалистов, российский рынок транспортно-экспедиционных услуг фактически сформировался, и в течение 2001 г. оставался относительно стабильным как по объемам, так и по направлениям перевозок. Дестабилизирующее воздействие на него оказывал ряд факторов, в том числе резкие изменения мировых цен на сырье и некоторые виды готовой продукции (в частности, снижение цен на нефть, химпродукты, уголь), а также изменение тарифов на экспортно-импортные перевозки через российские порты.

Трубопроводы – тоже транспорт

В настоящее время одной из преобладающих тенденций развития рынка транспортных услуг стал заметный рост числа операторов. Расширение спектра услуг за счет приобретения экспедитором (в собственность или аренду) подвижного состава, как показывает практика, удобнее клиенту и выгоднее экспедитору. Наличие автотранспорта, складского хозяйства, а также возможность таможенного обслуживания позволяют осуществлять перспективный вид перевозок «от двери до двери». По статистике к настоящему времени более 50 крупных российских компаний-операторов имеют свыше 30 тыс. единиц собственного подвижного состава и до 25 тыс. – арендуемого.

Наряду с отечественными фирмами довольно успешно на рынке транспортных услуг работают зарубежные, в том числе «Хамина эйдженси» (Финляндия), «УКРФЕРРИ» (Украина), «ТРАНЕКС Лтд.» (Белоруссия), «Трейд транс» (Польша), «Пенске логистикс» (Нидерланды), «КАЗТРАНССЕРВИС» (Казахстан) и др.

Новинкой для России продолжает оставаться сегмент экспресс-перевозок. В последние 2 года его рост замедлился и составлял 3 – 4%. Господствуют на нем по-прежнему иностранные фирмы – здесь присутствуют почти все крупнейшие мировые компании-перевозчики, в том числе DHL, TNT Express Worldwide, Federal Express, UPS. Основным оператором является DHL. Ее доля на сегодняшний день превышает 50%. Дальнейший рост рынка курьерских услуг специалисты связывают с общими темпами развития российской экономики, а также с совершенствованием таможенного законодательства, в первую очередь разделов, касающихся скорости таможенного оформления грузов.

Погрузчики «Тойота»

Многочисленный отряд преимущественно небольших автомобильных транспортных фирм, а также индивидуальных владельцев автотранспорта на выставке был представлен коллективно – своими ассоциациями, в том числе российские – Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП), литовские –
»ЛИНАВА». Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков, основанная 10 лет назад, сегодня объединяет около 1 650 транспортных предприятий и активно лоббирует интересы своих членов.

Посетителей выставки заинтересовала работа довольно крупных компаний, специализирующихся главным образом на автоперевозках, в том числе московских «Делтранс» и «НЭК», санкт-петербургской «Карго экспресс». «Делтранс», в частности, предоставляет транспорт для перевозки стандартных и негабаритных контейнеров, автомобили с объемом кузова 82 – 120 м3 и 120 – 150 кубометровые автопоезда. «Карго экспресс» располагает значительным парком современных грузовиков и осуществляет регулярную перевозку консолидированных грузов между Санкт-Петербургом и Москвой, сборные автоперевозки из Европы в столицу и регионы, а также доставку грузов автотранспортом по территории страны методом «частичной доставки».

«Юнгхайнрих» – неизвестный немецкий производитель складской техники

По данным АСМАП России, объем международных автоперевозок в прошедшем году превысил 18 млн. т (4,3% от общего объема международных перевозок всеми видами транспорта). В стоимостном выражении это составило $27,8 млн., т.е. более 26% от общей стоимости грузов в международных перевозках. За последние 3 года доля отечественных автоперевозчиков выросла с 23% рынка до 40. По оценке Минтранса РФ, количество перевозчиков, участвующих в международных автоперевозках на регулярной основе, превышает 2 тыс., а количество автотранспортных средств – более 10 тыс. единиц.

Современное состояние автопарка не удовлетворяет потребностям рынка, как по численности, так и по структуре и технико-экономическим характеристикам. В частности, узкая специализация российских автотранспортных предприятий и отсутствие надежной техники привело к тому, что ряд крупных отечественных производителей ГСМ, продукции химической промышленности предпочитают заключать контракты исключительно с зарубежными перевозчиками.

Liebherr предпочел представить свою продукцию макетами

Ускоренному развитию рынка транспортных услуг, по мнению специалистов, может способствовать совершенствование транспортной, таможенной и пограничной инфраструктур. Определенные надежды возлагаются на реализацию Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», принятой Правительством РФ в декабре 2001 г. Общий объем финансирования оценивается в 4,5 трлн. руб. (в ценах 2001 г.). В соответствии с программой, рассчитанной на период до 2010 г., наибольшие затраты (около 45%) предположительно будут сделаны на совершенствование автомобильных дорог.

Растет число участников выставки «ТрансРоссия», представляющих морской и речной транспорт: администрации портов, терминалы, судоходные и стивидорные компании. Предполагаемый объем перевозимых грузов к 2010 г. должен возрасти до 147 млн. т (115% по сравнению с нынешним), объем тоннажа – до 14,9 млн. т (125%). Основная проблема – финансирование. А пока Минтранс РФ ищет инвесторов на реконструкцию российских портов, быстрыми темпами идет смена их собственников.

Bumar тоже демонстрировал макеты

Вернемся к выставке. Слабее всего на ней был отражен авиационный транспорт. Среди участников преобладали российские авиакомпании и экспедиторы, в том числе компания «Полет», использующая самолеты Ан-124-100 «Руслан» для перевозки крупногабаритных и сверхтяжелых грузов, «МИТМ фрахт» (экспортно-импортные перевозки авиационным транспортом), «Шенкер Россия» (широкий спектр услуг по международным авиаперевозкам) и др.

Из производителей техники, работающих в интересах автотранспорта, можно выделить известную германскую фирму МAN B&W Diesel, предлагающую, помимо автомобильных двигателей, семейство современных мощных среднеоборотных дизелей (в том числе главные судовые дизели L 40/50, V 48/60, дизель-генераторные установки, стационарные электростанции). Многих посетителей привлекла экспозиция болгарской фирмы «Энергия» – производителя стационарных и специальных аккумуляторных батарей, широко используемых в технике, в том числе панцирных типа PrS ко всем типам автопогрузчиков.

Распределение грузооборота по видам транспорта

Среди изготовителей погрузо-разгрузочного оборудования традиционно выделялся стенд японской фирмы «Тойота индастриэл эквипмент». Известная в мире компания (головной завод в г. Такахама в Японии, производственные предприятия в США и Франции) предлагает новые модели дизельных вилочных погрузчиков серии 7 FD грузоподъемностью от 1,0 до 5,0 т; серию вилочных автопогрузчиков грузоподъемностью от 6,0 до 16,0 т, а также трех- и четырехопорные электропогрузчики грузоподъемностью от 0,9 до 3,5 т. Для работы на пищевых заводах и складах выпускаются высокоэффективные бензиновые двигатели модели 4Y, работающие и на сжиженном газе.

Широкий ассортимент авто- и электропогрузчиков грузоподъемностью от 1,0 до 5,0 т и высотой подъема до 7 м предлагает крупнейшая фирма Болгарии «Димекс». Среди новых моделей – электропогрузчики серии «Компакт» и «Пиколо», дизельные и газовые – серии «Оптимал» и «Рекорд 2S».

Распределение затрат Федеральной программы модернизации транспортной системы РФ

Известный в мире производитель складской техники немецкий концерн «Юнгхайнрих» предлагает современные ручные и электрические гидравлические тележки, напольные вилочные штабелеры, электрические, дизельные и газовые вилочные погрузчики.

В рамках выставки прошли 7-я международная конференция «Транспорт и логистика», а также ряд семинаров, посвященных наиболее важным вопросам деятельности транспортного комплекса, в том числе «Решение транспортных проблем. Логистический подход», «Логистика как инструмент повышения эффективности деятельности предприятий». В них приняли участие руководители министерств и ведомств не только России, но и ряда зарубежных стран, в частности Польши, Венгрии, Казахстана, а также «топ-менеджеры» крупных отечественных и иностранных компаний.

По словам министра транспорта РФ С. Франка, «экспозиция и доклады, представляемые на выставках и конференциях «ТрансРоссия», точно отражают, а во многом и предвосхищают тенденции развития транспортной системы, изменение характера требований к транспортным услугам».