Такие разные, но оба хороши
Экскаваторы и бульдозеры: сравнение функционала
В эргономичной кабине с большой площадью остекления устанавливается регулируемое подрессоренное сиденье, есть кондиционер, система очистки воздуха и отопитель. Управление современное, электронное, с широким монитором и функцией самодиагностики, с джойстиками. Многие рабочие операции автоматизированы. Оператор может выбирать любой из трех режимов работы экскаватора.
Машины комплектуются ковшами из сталей разных марок, предназначенными для работы с разными грунтами: твердыми скальными, среднеабразивными, а также с мягкими и сыпучими.
В штатную комплектацию входит автоматическая система предпускового подогрева двигателя.
Штатное рабочее оборудование
Экскаваторы. Как известно, основное, то есть штатное рабочее орудие экскаватора – это «глубокий» ковш (с зубьями или режущей кромкой, в строительной отрасли емкостью до 4 м3 и более), которым он может копать или «вынимать» грунт (а также камни) и переносить на небольшое расстояние, равное длине стрелы, либо сразу грузить на транспортное средство, причем на достаточно большую высоту (до 6,5 м и более). Экскаватор может выкопать глубокую яму, котлован, траншею, насыпать высокий штабель материала, основание дорожного полотна или дамбу.
Однако недавно в связи с известными обстоятельствами на предприятии постепенно стали возникать трудности с некоторыми комплектующими. Но ОМГ СДМ быстро нашла альтернативное антикризисное решение: компания уже осваивает серийное производство двух «импортонезависимых» моделей колесных экскаваторов. Это E145W массой 13,6 т и E185W (17,0 т). Они созданы на основе ранее выпускавшихся машин, и поэтому величайшим по нынешним временам достоинством этих моделей является практически полная независимость от поставок из-за границы – все комплектующие производятся в России (или в «дружественных» государствах). Изготовлены первые предсерийные образцы E145W и E185W для отладки конвейерного производства, а само производство планируется запустить в июне-июле.
А прочие модели линейки гусеничных экскаваторов UMG изготавливаются по-прежнему, пока есть старые запасы комплектующих. Компания активно ищет новых поставщиков компонентов, в основном в Китае. Уже к осени планируется создать первые опытные образцы моделей с новыми комплектующими.
Если разрабатываемый грунт находится выше уровня стоянки экскаватора, рациональнее выполнять разработку ковшом прямой лопаты, причем если разрабатываются горные породы с применением взрывных работ, то высота забоя может в 1,5 раза превышать высоту забоя в обычном грунте (до 15 м и выше). Разработку грунта ниже уровня стоянки экскаватора обычно выполняют ковшом обратной лопаты.
Также они справляются с подъемом и перемещением тяжелых объектов, таких как трубы, стальные балки и пр., зачастую используя тот же ковш – строп цепляется за зуб.
Эргономичные кабины экскаваторов LiuGong оснащены защитой ROPS/FOPS, автоматической системой климат-контроля, новый многофункциональный ЖК-монитор обеспечивает оператора всей необходимой информацией о работе машины и данными диагностики. В кабине имеется большое пространство для ног даже рослого оператора.
В системе управления двигателя имеется функция автоматического снижения оборотов холостого хода ДВС после определенного времени работы без нагрузки, которая помогает экономить топливо. У экскаваторов более крупных типоразмеров интеллектуальная система управления обеспечивает высокую производительность благодаря возможности выбора из 6 режимов работы машины (полная мощность, экономичный, повышенной точности, крановый, гидромолот, сменное навесное оборудование), что позволяет оптимизировать работу техники и расход топлива.
Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки, что также способствует экономии топлива. За счет широкого ассортимента навесного оборудования экскаваторы LiuGong представляют собой превосходную многофункциональную технику.
Бульдозеры относятся к типу землеройно-транспортных машин, и основным оборудванием бульдозеров является отвал. Бульдозер развивает высокую производительность при «бульдозеровании», т.е. перемещении отвалом больших масс и объемов материалов, о которых экскаватор не может и мечтать. Однако, как это обычно бывает, у любого положительного качества есть и обратная сторона: отвал бульдозера не способен выполнять работы с «миллиметровой» точностью, тогда как у экскаваторов точность выполнения работ может быть существенно выше, чем у бульдозеров.
Бульдозеры ЧЕТРА оснащаются отвалами (прямой, поворотный механический, полусферический, сферический), рыхлителями (1 и 3 зуба), лебедками.
Удобная кабина с электрогидравлическим управлением и системой управления микроклиматом обеспечивает высочайший комфорт работы оператора, возможна установка опционального оборудования: системы самодиагностики, видеообзора, лесной защиты, люка в крыше кабины, сиденья с микроподрессореванием и пневмоподвеской, двойного стеклопакета, зависимого или независимого отопителя кабины.
Бульдозеры могут комплектоваться системами предпускового подогрева двигателя, автоматического пожаротушения, централизованной смазки, быстрой заправки топливом и другим оборудованием. Для некоторых моделей предлагается «мелиоративное» исполнение ходовой части – с увеличенной шириной башмаков гусениц.
В конструкции бульдозеров ЧЕТРА использовались некоторые комплектующие, с поставкой которых сейчас возникли трудности, но руководство компании заверяет, что замена им уже находится и выпуск бульдозеров для российского потребителя не прекратится.
Сервисная сеть «Промтрактор» состоит из 45 российских и 6 зарубежных центров, где спецтехника ЧЕТРА обслуживается на протяжении всего жизненного цикла.
К тому же бульдозеры с отвалами не приспособлены для рытья глубоких, узких траншей для прокладки трубопроводов, что с успехом выполняют экскаваторы.
Однако бульдозер своим отвалом может разравнивать материалы по площадке, чего не может делать экскаватор, а также разравнивать дно котлованов, отрытых экскаватором, выполнять обратную засыпку траншей и котлованов гораздо быстрее и эффективнее экскаватора. Бульдозер может послойно снимать грунт и в итоге также может выкопать глубокий котлован, как и экскаватор, но эффективность (т.е. соотношение производительности работы и затрат) может быть как в пользу бульдозера, так и в пользу экскаватора в зависимости от многих факторов, например, формы и объема котлована, условий вывоза грунта и др.
Бульдозеры комплектуются отвалами: прямым поворотным и неповоротным, полусферическим, сферическим (угольным), железнодорожным и т.д., а также рыхлителем 1- и 3-зубым.
Кабина одноместная каркасная шестигранная повышенной жесткости с двойными стеклопакетами, с регулируемым подрессоренным сиденьем «Пилот», с улучшенными шумо-тепло-виброизоляционными свойствами, герметизированная с избыточным давлением, со сдвижными боковыми окнами, оператору обеспечиваются комфортные условия и круговой обзор.
Особняком в линейке бульдозеров ЧТЗ стоит бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400, на котором впервые в практике отечественного тракторостроения применена электромеханическая трансмиссия с вентильно-индукторными электромашинами (ВИД) и электронной системой управления. Мощность силового агрегата 375–420 л.с. Эксплуатационная масса бульдозера с тяговой лебедкой – 48,12 т.
Система управления с бортовым компьютером и графическим дисплеем в кабине обеспечивает автоматическое регулирование работы электромашин. Такой электропривод обеспечивает практически идеальную тяговую характеристику.
Бульдозер способен насыпать штабель или дамбу высотой до 2 м и больше, но в отличие от экскаватора не может загружать грунт в транспортные средства. Бульдозеры могут использоваться при разрушении сооружений, для расчистки дорог и уборки снега, для работы с ТКО на полигонах. Бульдозер, как и экскаватор, пригоден для выполнения планировки откосов котлованов и насыпей, причем опять-таки эффективность может быть как в пользу бульдозера, так и в пользу экскаватора в зависимости от конкретных условий работы.
Мощность бульдозеров «ДСТ-УРАЛ»: от 180 до 400 л.с., масса – от 17,7 до 51,8 т. Машины оснащаются отвалами прямого и полусферического типов, а также многими специальными. Устанавливаются 1-и 3-зубые рыхлители.
В новой откидываемой шестигранной кабине оператору обеспечены комфортные условия работы. Кабина подрессоренная, с двойным остеклением, с климатической системой. Управление бульдозером и оборудованием осуществляется двумя джойстиками. Сиденье регулируемое, порессоренное с гидроамортизатором, с поясничным подпором, с подогревом спинки и подушки.
Гидросистема бульдозеров комплектуется аксиально-поршневым насосом. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц.
Модель бульдозера D9 – новинка 2022 г. Мощность двигателя – 180 л.с., масса машины – 17,7 т. Трансмиссия гидростатическая бесступенчатая. Корпус тележек ходовой части цельносварной, герметичный, обеспечивающий беспрепятственную и долговечную работу механизма натяжения, исключая возможность попадания внутрь механизма грунта и влаги. Катки со смазкой на весь срок эксплуатации, на подшипниках скольжения (втулках).
Мобильность при работе
Экскаватор работает «не сходя с места», бульдозер при работе постоянно перемещается на своих гусеницах или колесах.
Бульдозер перемещает грунт обычно на 20–25 м, но возможно и на 70 м, и даже до 200 м (ограничением здесь служит процент потерь грунта из отвала при перемещении), экскаватор не может перемещать грунт так далеко. Мобильность бульдозеров обусловила некоторые их специфические применения, в общем недоступные для экскаваторов. Бульдозеры часто выступают в роли исключительно эффективных тягачей для другой техники.
Кабина шестигранная, звукоизолированная, оснащенная регулируемым сиденьем, оборудована системой вентиляции и отопителем. По заказу возможна установка кондиционера, защиты ROPS.
Серия бульдозеров SHEHWA SD оснащается ходовой частью с поднятым бортовым редуктором (по типу CAT). У машин серии SHEHWA TY ходовая традиционной конфигурации.
В настоящее время производятся усовершенствованные бульдозеры серии TY третьего поколения с полуавтоматической гидромеханической трансмиссией (3/3 передачи переднего и заднего хода) и с бортовым редуктором с двойной шестерней.
Бульдозеры оснащаются модернизированным прямым отвалом с гидроперекосом, новым устройством сепарации и предварительного подогрева топлива (для холодного климата). Возможна комплектация сферическим отвалом («угольным») увеличенной вместимости. Отвалы данного типа не имеют цилиндра перекоса и боковых подрезных ножей.
По заказу для бульдозеров SHEHWA предлагается предпусковой подогреватель двигателя жидкостный дизельный (ПЖД), одно- и трехстоечный рыхлитель, жесткое прицепное устройство для буксировки с нагрузкой до 15 тс, лебедка с гидравлическим приводом с тяговым усилием 15 т для установки мачт ЛЭП, дополнительная защита кабины от падающих деревьев («лесное» исполнение бульдозера), отвал тип HW с защитной решеткой (для полигонов ТБО).
Также работы по расчистке участка под строительство эффективнее выполнит бульдозер, ведь расчистка предполагает не только удаление кустарника, деревьев с корчеванием пней (для выполнения этой функции бульдозер может комплектоваться отвалом-корчевателем), а также камней, но и, возможно, удаление верхнего слоя почвы с травой и разравнивание грунта и гравия по территории. Все эти работы предполагают интенсивное передвижение техники по участку, а как мы уже отмечали выше, экскаватор предназначен в основном для работ, которые выполняются «не сходя с места».
В просторной звукоизолированной кабине с защитой ROPS (FOPS – по спецзаказу), с эргономичным регулируемым сиденьем и укомплектованной кондиционером (или системой климат-контроль) оператору обеспечен отличный обзор отвала. Управление джостиковое.
Машины оснащаются автоматической централизованной системой смазки. Практически вертикальное расположение рабочих цилиндров отвала повышает КПД заглубления.
Для многих моделей в дополнение к комплектациям стандартного типа доступны комплектации для работы на слабонесущих грунтах (с гусеницами увеличенной ширины) и на полигонах ТБО.
Опционно предлагаются прямой поворотный, полусферический и сферический отвалы, одностоечный рыхлитель как с механическим фиксатором, так и с гидроприводом, что позволяет оператору менять максимальную глубину рыхления, не выходя из машины, трехстоечный рыхлитель, автономная система подогрева двигателя, кабины и топливопроводов, дополнительный топливный фильтр и дополнительная двунаправленная гидролиния.
Компания утверждает, что бульдозеры LiuGong потребляют топлива на 5–8% меньше по сравнению с аналогичными машинами других брендов своего класса.
Впрочем, экскаваторы также используются для расчистки участков от деревьев и кустарника. Технология в этом случае соответствует меньшей подвижности экскаватора по сравнению с бульдозером. Экскаватор обкапывает пень со всех сторон, по возможности обрывая корни. Затем ковшом, зубом-рыхлителем или грейфером цепляет пень и выворачивает его из земли. При такой технологии даже небольшие экскаваторы справляются с пнями диаметром 30–60 см. Недостатком такой «экскаваторной» технологии являются большой объем работ и, как следствие, бòльшие затраты рабочего времени на расчистку участка по сравнению с работой бульдозера.
Универсальность (многофункциональность)
Современная спецтехника становится все более универсальной и благодаря навесному оборудованию готова выполнять самые разнообразные функции.
Экскаватор намного более универсальная машина по сравнению с бульдозером. При помощи обширной гаммы сменного навесного оборудования экскаватор может выполнять десятки работ разного типа, в том числе буровые, монтажные и сваебойные, в разных отраслях: строительной, горной, коммунальной и т.д.
Еще более универсальными экскаваторы делают быстродействующие соединители сменного навесного оборудования (квикаплеры) и наклонно-поворотные устройства (тилтротаторы), которые еще называют «запястьем». Они действительно, как запястье руки, позволяют поворачивать рабочее оборудование на рукояти экскаватора.
Бульдозер – техника более узкоспециализированная. Набор рабочего оборудования для него гораздо скромнее, кроме рыхлителей это главным образом отвалы различных типов, механизмы перекоса и сменные ножи (в том числе с зубьями), боковые щитки, козырьки на отвал. Бульдозеры могут оснащаться лебедкой высокой мощности, которая расширяет функционал машины. Бульдозеры прекрасно выполняет свои задачи, но в достаточно узком по сравнению с экскаватором диапазоне работ.
Масса машин около 19 т, они оснащаются двигателем ЯМЗ мощностью 180 л.с. и механической трансмиссией.
Кабина 6-гранная, с защитой FOPS (опция), подрессоренная, шумоизолированная с улучшенным обзором с места оператора, с двойными стеклопакетами, приточной вентиляцией. Сиденье эргономическое, пневмоподрессоренное.
Точность работ и техобслуживание
Рабочее оборудование экскаватора может выполнять более точные работы, с более жесткими допусками по размерам (например, размеры ям, насыпей, объемы перемещенных материалов и т.д.).
Бульдозеры и экскаваторы по желанию клиентов могут оснащаться автоматическими системами нивелирования. Эти системы не только повышают производительность работы машин, но и значительно увеличивают точность их работы, отчасти исправляя данную особенность бульдозера.
По мнению специалистов отрасли, техническое и сервисное обслуживание экскаватора обходится гораздо дешевле, нежели ТО бульдозера.
В современной кабине располагается подрессоренное регулируемое сиденье, есть система вентиляции и кондиционирования, широкий монитор и автономная система отопления. Электронное управление ходом и рабочим оборудованием осуществляется эргономичными джойстиками. Текущие параметры работы бульдозера выводятся на монитор. Имеется система бортовой диагностики.
Машины комплектуются прямоугольными универсальными сферическими отвалами малой или большой вместимости с поворотом и гидроперекосом, нижняя кромка отвала оснащается режущими ножами. Возможна установка угольных и других отвалов, 1- или 3-зубых рыхлителей, системы автоматического натяжения гусениц и централизованной автоматической системы смазки.
В заключение еще раз подчеркнем: нельзя сказать, что один вид спецтехники лучше другого. Экскаватор и бульдозер – это просто разные машины и имеют различное назначение. И экскаватор, и бульдозер не те машины, у которых «один размер подходит для любых работ», т.е. нужно подбирать типоразмеры экскаваторов и бульдозеров в зависимости от объема конкретных работ, которые предстоит выполнять, а также от условий работы машины на вашем строительном объекте: есть ли достаточное пространство для работы машин, с грунтами какого типа предстоит работать и т.д.
Также из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оптимальный вариант – это когда окончательный выбор в пользу применения бульдозера или экскаватора для каждой конкретной задачи делается специалистами. Они помогут подобрать машины, которые выполнят работы оптимально: в кратчайшее время, с максимальной производительностью и минимальными эксплуатационными затратами.
В современной звукоизолированной шестигранной кабине оператору созданы комфортные условия работы. Сиденье регулируемое, на пневмоподвеске (опция – подогрев сиденья). Имеется климатическая система. Управление осуществляется джойстиками. Электронная система управления бульдозеров обеспечивает возможность выбирать режимы работы: стандартный или экономичный, а также программирование и автоматическое выполнение ряда рабочих функций. Имеется бортовая система диагностики. Производительность гидросистем бульдозеров SHANTUI автоматически регулируется в зависимости от нагрузки.
Для уменьшения трудоемкости и стоимости технического обслуживания в конструкции бульдозеров SHANTUI предусмотрена возможность откидывания кабины на 45°, воздушные, масляные и топливные фильтры расположены в легкодоступных для обслуживания местах. У моделей с гидростатической трансмиссией количество деталей трансмиссии уменьшено более чем на 70%, соответственно количество точек потенциальных отказов также значительно меньше по сравнению с моделями с традиционными трансмиссиями.