«Мультилифт» vs Самосвал (ч.2)

Заменят ли машины с системой быстрой смены кузова автомобили-самосвалы?

И. Варывдин
Предприятия, занимающиеся содержанием и благоустройством городских дорог и парков, по праву считаются самыми консервативными, в их техническом арсенале доминируют самосвалы. Найдется ли там место «мультилифтам»?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Продолжение, начало см. «ОС» № 2, 2013 г.)

Не только для снега

Преимущество автомобилей с системой быстрой смены кузовов «мультилифт» – в широком наборе возможностей, предоставляемых сменным оборудованием. Но если в мало- и среднетоннажном секторах это неоспоримый факт, то в среде большегрузных машин, к которым тяготеют работники наших коммунальных предприятий, самосвалы уступать пальму первенства пока не собираются. Но, конечно, не самосвалы вообще, а определенные модели, изначально создававшиеся для работы в сфере благоустройства и содержания дорог. Так ли уж много задач должны решать эти машины? Вывоз снега зимой, мусора и смета летом, обработка дорожного полотна песко-соляной смесью, солевым раствором или водой, буксировка несамоходных уборочных или ремонтных машин, участие в ямочном ремонте дорог: доставка материалов и техники.

Даже для шасси с капитально установленным оборудованием на сезон работы хватит, а зимние и летние комплекты поочередно меняют два раза в год. Однако в России погода часто преподносит сюрпризы: уже две недели вы на своей бочке поливали чистый асфальт, как вдруг ваша вода превращается в лед. В общем, необходимость быстрой смены оборудования очевидна. По этой причине от установки надстроек «намертво» сегодня отказываются, чаще предусматривается простая замена оборудования. Под надстройку заводятся стойки, она отделяется от шасси и остается на них, шасси же «выныривает» из-под оборудования и заезжает под другой «комплект».

Такую схему предлагает, в частности, ЗАО «Коминвест-АКМТ». Но возможности такой машины остаются небольшими, сыпучие грузы не ней не повозишь, поэтому в коммунальном и дорожном хозяйстве у нас большее распространение получили специальные виды техники на основе самосвалов. Что представляет собой типичная комбинированная дорожная машина ЭД, КО или МКДС? В основе ее автомобиль-самосвал, чаще большегрузный, 6х4 с невысокими бортами, плоским днищем и съемным задним бортом. Хотя российские предприятия даже в кузова с загнутым «задком» и с высокими, наращенными бортами умудряются устанавливать «пескачи» и бочки! В свободном же от навесного оборудования состоянии автомобиль эксплуатируется как самосвал и тягач.

Как сэкономить зимой...

Основной «товар» зимой – это снег, излишки которого приходится вывозить с обочин. Схема, когда самосвалы работают с лаповым погрузчиком, отработана: погрузчик идет по собранному грейдером валу против движения, самосвал при погрузке пятится задом, а заполненный уходит по направлению потока. Если не считать заминок при перестроении и замене самосвалов, вся цепочка работает непрерывно и не мешает движению транспорта. А вот при использовании для погрузки снега фронтальных ковшовых погрузчиков возникают трудности. Когда машины работают во дворах, они никому не мешают. Но когда они выходят на дороги, пара самосвал–погрузчик может перегородить не одну полосу, нередко самосвалы встают под загрузку на газоны и тротуары.

Мини-погрузчики часто не могут достать до краев высоких бортов самосвалов или грузят только с одной стороны, тогда в кузов отправляется рабочий и лопатой перебрасывает снег на другую сторону (когда самосвал стоит вдоль полосы). В таком случае пригодились бы погрузчики с телескопической стрелой, да только где их взять?! Вот и приходится мучиться, многие ведь видели механизацию по-русски: катится мини-погрузчик, а в ковш ему лопатами кидают снег или песок…

А между прочим, сменные кузова системы «мультилифт» могли бы помочь сбору снега без использования специальных лаповых погрузчиков. И не нужно было бы в страду в срочном порядке искать дополнительные подвижные единицы в сторонних организациях, ведь один автомобиль-«мультилифт» может заменить 2–3 обычных самосвала.

Итак, вы привозите кузов к снежной куче, оставляете его, едете за вторым, привозите его к другому месту, едете за третьим, если мини-погрузчики уже загрузили первый, оставляете им третий, если им не хватило, а с первым отправляетесь на разгрузку. В общем, дальше «дело техники», точнее, грамотной логистики и толкового диспетчера. Кузова стоят на земле, любой погрузчик загружает их без проблем, а кузова-то эти куда с более высокими бортами, чем у любых самосвалов, масса их меньше, ведь для снега, даже уплотненного, кузова особой жесткости не требуется. Таким образом, эффективнее идет погрузка, экономя время и топливо, и больше снега вывозится в расчете на транспортную единицу.

Так было бы правильно экономить бюджетные средства. И не надо забывать, что при такой уборке снега не нужны не только лаповые погрузчики, но и грейдеры. А для погрузки используются мини-погрузчики, они же применяются и для очистки обочин дорог и тротуаров от снега. Учитывая тот факт, что лаповые погрузчики – это сезонная техника, грейдеры – громоздкие для городских улиц машины, а мини-погрузчики, напротив, в деле 365 дней в году, получается, что применение для вывоза снега зимой автомобилей с системой «мультилифт» позволяет уменьшить не только парк грузовиков, но также спецтехники!

...и летом

Кроме мусора и смета летом самосвалам приходится вывозить обрезь деревьев, здесь система «мультилифт» тоже пришлась бы кстати. Сменные кузова можно оставлять вблизи места обрезки, попиленные чурки работники сразу складывают в кузов, их не надо забрасывать на двухметровую высоту кузова самосвала. Если же применяются навесные дробилки для дерева на трактор или мини-погрузчик, в сменные кузова можно собирать опилки, а не разбрасывать их по территории.

У коммунальных предприятий, которые используют для подметания проезжей части машины типа Scandia, летом всегда есть необходимость в тягачах. Для этой роли самосвалы подходят лучше всего, «мультилифтам» здесь нечего противопоставить. Самосвал буксирует подметальную машину и собирает смет в кузов. Песок, собранный Scandia, попадает в кузов по ленточному транспортеру, поэтому у самосвала должен быть высокий передний борт и низкий задний, боковые борта лучше наращивать деревянными досками. Наши автомобилестроители могли бы предусмотреть соответствующие крепления для этого, а то коммунальщикам приходится обходиться своими силами. И если используется сменный кузов с аналогичными характеристиками, тогда самосвал вполне может быть заменен «мультилифтом».

Что же касается доставки на объекты дорожного ремонта различной специальной техники, самосвалы обычно буксируют компрессоры, бочки с битумом, прицепы с мини-катками и мини-погрузчиками. Видел кто-нибудь, как в самосвале перево­зят колесный экскаватор-погрузчик? Самосвал потихоньку его стравливает, а тот, упираясь стрелой в землю, постепенно выползает из кузова. Поговорка гласит: «Голь на выдумку хитра», но дилеру, инженеру по технике без­опасности и страховому агенту на такие трюки лучше не смотреть.

А между тем легко и просто перевозится любая спецтехника массой до 20 т на специальной открытой платформе для крюкового погрузчика. Подходящие манипуляторы грузоподъемностью от 20 до 24 т предлагают все основные производители этого оборудования в партнерстве с их российскими представителями: VDL – ЗАО «Коминвест-АКМТ», Hyva-lift – Waste Systems, Palfinger, Ecopress, HIAB – «Карготек», МЗОК. На одну платформу можно взять сразу пару экскаваторов-погрузчиков – и никаких головокружительных трюков. И не надо будет приобретать специальные прицепы для техники.

КДМ и «мультилифт»

Ну как бы то ни было, комбинированную дорожную машину (КДМ) мы чаще видим с бункером для распределения песко-соляной смеси в кузове. Не только крупные заводы освоили выпуск таких сменных бункеров, в стране много малых предприятий, выпускающих подобную продукцию.

Вся конструкция покоится на четырех ножках, передняя пара складная, задняя – подъемная. В передней части любого бункера обязательная деталь – ролики, на которых он закатывается в кузов самосвала, движущегося задним ходом. На замену бункера уходит от 15 до 30 минут. Ну, пусть даже 1 час, этого вполне достаточно, чтобы перевооружиться при смене погоды. С системой «мультилифт» замена выполняется быстрее, но существует ведь и финансовый вопрос. Самосвал для такой работы обойдется дешевле. Аргумент, что у самосвала при работе с распределителем кузов является балластной массой, повышающей расход топлива, может быть, и справедлив, но актуален только для летней эксплуатации. Дело в том, что зимой дорожная машина редко только посыпает полосу, как правило, эта работа сочетается со сдвиганием свежевыпавшего снега отвалом к обочине. А при бульдозерных работах лишняя масса лишней не бывает, в этом смысле КДМ на основе дорожного самосвала выглядит выгоднее установки оборудования жестко на раму или с помощью крюкового «мультилифта».

К тому же в хозяйстве, доставшемся от советского прошлого, полно самосвалов. Они часто занимаются расчисткой проезжей части. Но при желании можно оборудовать и автомобиль-«мультилифт» любыми навесными элементами, сделать это у машин ряда производителей даже проще, чем присоединяться к гидросистеме реликтового самосвала.

Возможность менять навески превращает даже простой самосвал в универсальную многофункциональную машину, летом место снежных плугов занимают щетки и аппаратура для полива. И то, какую долю в будущем среди коммунальных и дорожных машин займут автомобили с системой «мультилифт», зависит прежде всего от производителей, от того, как активно они будут внедрять технологии быстрой смены кузовов в готовые модели КДМ.

компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru
компании по теме статьи