«Мультилифт» vs Самосвал (ч.7)
Заменят ли машины с системой быстрой смены кузова автомобили-самосвалы?
Сфера деятельности, где требуется перевозить большие объемы грузов и где «мультилифты» уже существенно потеснили самосвалы, – это вывоз отходов и мусора. Не только в «жадной» старушке Европе, но и в «щедрой» молодой России снаряжают караваны из грузовика с крюковым погрузчиком, двух сменных контейнеров и специального прицепа для них. Да и конкуренция с самосвалами тут уже небольшая.
Углевоз на четырехосном шасси Scania с объемом кузова 32 м куб.!
Все больше четырехосных самосвалов участвует в российских автомобильных выставках
Седельный тягач Scania с 2-осным самосвальным полуприцепом
Трехосные прицепы для контейнеров на европейском шасси, R17,5
Ломовоз с манипулятором Palfinger Epsilon и кузовом производства «Штурман-Кредо»
Много предприятий в России и Европе выпускают самосвальные полуприцепы на трехосном шасси с пневматической подвеской
Полуприцеп-тяжеловоз с двускатной ошиновкой «Носорог» производства ЧМЗАП
Углевоз на шасси FAW J5M
Трехосный полуприцеп
Автопоезд-ломовоз
Самосвальный автопоезд-ломовоз на шасси МАЗ с гидроманипулятором ОМТ-97М
Все больше четырехосных самосвалов работает в российских карьерах
Современный полуприцеп на пневматической подвеске производства «Нефаз»
(Продолжение, начало см. в «ОС» № 2, 4, 7, 10, 2013 г., 1, 3, 2014 г.) Сменные контейнеры могут быть и не открытыми сверху, похожими на самосвальные, а полностью закрытыми съемными бункерами от стационарных пресс-компакторов, собирающих отходы производства. Разгружаются они хоть и самосвально, в обычном самосвале столько спрессованных отходов не увезешь. Но там, где контейнеры открытые, сравнение с самосвалами вполне оправданно, все-таки сначала появился самосвал, и в него грузили все, что могли закинуть руками или лопатами, а потом уже двум добрым финским молодцам пришла идея скидывать на землю кузов. «Мультилифт» с прицепом эффективен даже при «коротком плече» перевозок. По городу он передвигается без прицепа, собирает заполненные контейнеры, оставляет на стройках или в местах сбора отходов пустые. На базе ставит один контейнер на прицеп, едет за вторым, подсоединяет прицеп, едет к месту разгрузки, возвращается – цикл повторяется, можно обслуживать большое число точек, и требуется всего два пустых оборотных контейнера, чтобы сбор отходов или мусора шел непрерывно. Еще вариант: вывоз сортированных отходов и строительного мусора с линий сортировки. Сбор в данном случае осуществляют разными машинами разные организации и частные лица, допустим, даже на «ГАЗелях» привозят старые демонтированные двери и рамы. После сортировки, переработки в дробильных установках отходы загружаются в соответствующие для каждого типа контейнеры, после чего вывозятся или к потребителю, или на полигон для захоронения. Большое количество отходов и даже бытового мусора можно так перерабатывать на сортировочных комплексах, главное, не смешивать их с органическими остатками с кухни. Делить мусор в домашних хозяйствах придется всего на два пакета, и в местах сбора организовывать две группы контейнеров, а не пять или шесть. Для вывоза продукции с такого комплекса потребуется пара усиленных контейнеров небольшого объема для кирпичного и бетонного боя, металлов, стекла, пара больших контейнеров для всех «легких» материалов (древесины, тканей, пластиков, пенопласта) и пара съемных бункеров для пресс-компактора (бумага, картон, упаковочный полиэтилен), ну и один автомобиль-«мультилифт» с прицепом будет все это очень эффективно и выгодно вывозить. И не только сбор отходов является той сферой, в которой у «мультилифтов» большой потенциал. Перспективным направлением становится сельское хозяйство. Крюковые системы быстрой погрузки позволяют подавать зерно и фураж непосредственно в том кузове, в который их засыпал комбайн на поле. Сельскохозяйственный колесный трактор вывозит контейнеры на специальном тракторном прицепе, оборудованном крюковым погрузчиком, оставляет их на хорошей дороге. К месту сбора контейнеров подъезжают грузовики-«мультилифты» с прицепами, берут по два контейнера на автопоезд – и айда прямиком на мукомольный завод, никаких токов, никаких перевалочных баз, никаких перегрузок, никаких сытых грызунов. Конечно, не у каждого фермерского хозяйства хватит объемов для организации системы вывоза урожая до ворот оптовых покупателей автомобилями-«мультилифтами», но крупным производителям сельхозпродукции такой метод вполне подойдет. Что же до небольших угодий, то мало кто из частников может построить себе хорошее современное овощехранилище, например. Они могли бы скооперироваться, построить его вскладчину на приличном удалении от каждого и свозить туда свои корнеплоды «мультилифтами». На поле же никакие дорожные самосвалы при этом выезжать не будут. Результат – не будет простоев, связанных с тем, что машины в поле часто вязнут в распутицу, меньше будет утаптывания плодородного слоя почвы узкой дорожной резиной в сухое время. Ну и асфальтированные дороги будут чище. Прибавив к этому экономию топлива и отсутствие потерь, неизбежных при складировании, понимаешь, что «мультилифты» могут существенно увеличить прибыльность сельскохозяйственного производства. Конструкция прицепов для сменных контейнеров очень простая, проще, чем у самосвальных прицепов, здесь нет гидроцилиндров для подъема кузова, тяжелый бункер передвигается крюковым погрузчиком автомобиля-тягача. На раме прицепа есть лишь направляющие для контейнера и пневмозамки для его фиксации. Так что сцепка-расцепка для погрузки-разгрузки не занимает много времени. Прицепы для «крюк-лифтов» предлагают сегодня как на отечественных шасси с резиной 12,00R20, так и на импортных европейских 235/75R17,5. Оба варианта с двускатной ошиновкой, грузоподъемность двухосного прицепа составляет 16 т, трехосного – 25 т. Существуют также и четырехосные прицепы, порой с очень длинной базой, на которые устанавливают сразу два сменных контейнера, но из-за своей громоздкости и неповоротливости широкого применения они не находят, трех- и двухосные встречаются чаще. В Европе, бывает, строят прицепы для сменных бункеров на шасси от полуприцепа с пневмоподвеской, на трехосной тележке с одинарной ошиновкой. Переднюю часть рамы укорачивают, и прицеп «не падает», его таким образом можно цеплять «пальцем», а не на седло. Но все-таки там предпочитают «низкорослые» прицепы на 17,5-дюймовых дисках. Меньше погрузочная высота, меньше лобовое сопротивление, ниже центр тяжести, меньше опасность опрокидывания, выше безопасность перевозок, ниже затраты на топливо, меньше парниковых газов, больше рост экономики, выше внешний долг... и т. д. Но дело еще и в том, что в «еврозоне» все больше применяют автомобили с «низкорамным» расположением «мультилифта», и если «лыжи» прицепа будут выше линии, по которой крюк катает контейнер, переставить его с грузовика на прицеп не получится. У нас прицепы на «двадцатых» дисках проблем в эксплуатации не создают. Большая часть шасси повышенной грузоподъемности «обувается» сегодня в покрышки на дисках R22,5, там же, где применяются колеса той же размерности, что и у прицепа, высота все равно немного выше. Однако производители «крюк-лифтов» и всевозможных контейнеров к ним вовсе не собирались останавливаться на прицепах, вовсю идет установка систем быстрой смены кузова на шасси полуприцепов! Кто-то подумает, что это уже явно перебор, схема седельный тягач– полуприцеп уже универсальна, а тут еще и смена контейнеров на сменяемом полуприцепе – куда столько? Но излишество это только кажущееся. Есть много примеров того, как сменные контейнеры редко переставляют, они работают на шасси так, что не отличишь от накрепко прикрученного кузова. Вот полуприцеп-«мультилифт» с большим открытым кузовом будет эксплуатироваться как любой полуприцеп-самосвал, но в отличие от него при случае сможет перевезти любой «предмет», снабженный петлей и стальными роликами. Или, допустим, у кого-то в хозяйстве имеется седельный тягач, загруженный работой наполовину. Можно купить полуприцеп с «мультилифтом», снизить так простои тягача. Здесь «седельник» заменит «крюк-лифт» на четырехосном шасси. Еще вариант, где у крюка постоянная загрузка на 100%, а на другое шасси кроме полуприцепа не поставишь, – морские контейнеры. Как приятно будет тому, кто собирается в Америку, грузить личные вещи в контейнер, который поставят для этого на землю. Но не только тем, кто уезжает, пригодится «крюк-лифт» на полуприцепе, приезжим тоже важна возможность разгружаться в любом месте, а не только там, где стоит тельферный кран. Сегодня коммерческие предприятия получают товары доставкой товарными вагонами, базы их расположены на территории бывших советских хранилищ, строившихся вовсе не для того, чтобы быть частью эффективных логистических систем. Подъезды к ним, как автомобильные, так и ж/д, мягко говоря, не отвечают современным требованиям. Да и сам порядок доставки вагона на базу оставляет желать лучшего: сначала он идет в составе до главного сортировочного узла, потом его «вынимают» из цепочки многократными пассами с помощью тепловоза. Тот же тепловоз потом везет его на означенную базу, делая крюк, равный окружности городской окраины, но самое интересное в том, что, когда товары выгрузят из вагона, потом еще везут на склады, находящиеся в прямой близости от сортировочной станции! Намного проще снимать контейнеры с платформ вагонов, не расцепляя состава, и на полуприцепе с крюковым погрузчиком везти кратчайшим расстоянием получателю. То же и при погрузке: контейнеры будут заполняться поставщиком на собственном складе, что также уменьшит затраты на перевозку. Есть такие товары, для любой экономики весьма важные, которые выгодно перевозить на большегрузном транспорте с прицепами или полуприцепами, с самосвальными кузовами или «мультилифтами». Это некоторые ценные виды вторсырья, прежде всего металлический лом. Но ломовозом автомобиль не станет, если его не оснастить собственным манипулятором с грейферным захватом, ведь способность самостоятельно без помощи третьих лиц загрузить с земли в кузов все, что на ней плохо лежит, есть главное требование к таким машинам. Как же идет борьба конструкторских идей при строительстве ломовозной техники? Оказывается, не просто параллельно другим сферам, но и опережая многие по количеству технических решений. Самое простое – самосвальный кузов, самосвальный прицеп, гидроманипулятор за кабиной. Похожее на первое, только вместо гидроцилиндров для подъема кузовов автомобиля и прицепа установка крюковой погрузки типа «мультилифт». Эксплуатационные плюсы и минусы этих решений рассматривались выше, но как ломовозы они ничем не отличаются. В обоих случаях для загрузки прицепа придется расцепляться, так как от кабины его не достать. «Мультилифт», конечно, более универсален и подвижен, ведь за «товаром», как уже говорилось, он может съездить без прицепа, переставить кузов на прицеп, снова съездить для загрузки со вторым кузовом. Самосвальный прицеп на место придется брать с собой. Хорошим вариантом могла бы стать установка манипулятора на прицеп, недалеко от дышла. Так можно было бы грузить оба кузова, не расцепляясь. Но это возможно только при оснащении прицепа собственной силовой установкой, с дизельным или электрическим мотором, ведь подсоединение прицепа к гидросистеме грузовика требует времени, значит, быстрой разгрузки не получится. «Автономка» позволила бы и на прицеп устанавливать крюковой погрузчик, не тратить время на переустановку контейнеров. Только цена всей системы выйдет немалая, потому такой вариант пока относится к перспективным. Наверное, с развитием гибридных силовых приводов в спецтехнике, когда дизельный двигатель будет лишь генератором электроэнергии, а ход и рабочее оборудование будут приводиться электродвигателями, этот тип ломовоза перестанет существовать лишь на бумаге и начнет широко использоваться на практике. Но пока этого не произошло, некоторые производители предлагают упрощенный вариант ломовоза, примерно с теми же функциями, то есть расцеплять состав при загрузке лома не надо. Схема эта – полный аналог сортиментовоза, тот же гидроманипулятор, только с грейферной навеской, а не лесным захватом, монтируется в задней части рамы тягача, откуда грузит и свой кузов, и прицепа. А вот оба кузова соединяются с рамами неподвижно, то есть, как и у сортиментовоза: сам загружаешь и разгружаешь сам! Плюс на перевалочной базе обычно работают стационарные перегружатели лома, они часто выбирают содержимое из самосвальных ломовозов, в чем есть определенный смысл, ведь из замкнутого пространства доставать материал удобней, чем подбирать с земли. Гидроманипулятор надо выбирать с поперечной системой складывания, например великолукский ОМТ-120М-01 или Palfinger Epsilon. Если гидроманипулятор нависает над кузовом, нужно будет тратить время, чтобы отвести его в сторону и освободить место перегружателю, но при самостоятельной разгрузке это не принципиально. Когда приходится собирать исключительно металлолом, такой вариант вполне подойдет. Не надо обслуживать гидроцилиндры, да и цена без них ниже. Но если у кого кроме лома в кузове оказывается мусор со стихийных свалок, нужна самосвальная разгрузка. Да и не обязательно приобретать именно ломовоз для ликвидации таких свалок. Любой автомобиль, оборудованный системой «мультилифт», для этого может воспользоваться сменным кузовом, в котором собраны вместе бункер и манипулятор. Это позволяет там, где не надо, собирать лом, возить сменные контейнеры как можно большей длины. Манипулятор на таких контейнерах обычно смонтирован со стороны петли для крюка, то есть спереди. Но иногда его предлагают устанавливать в задней части контейнера, в результате ломовозный автопоезд может грузиться, не расцепляясь. А чтобы манипулятор не мешал самосвальной разгрузке кузова, предусмотрена возможность его быстрого демонтажа. В общем, основную часть времени эксплуатации можно разгружаться своим гидроманипулятором или стационарным перегружателем на металлобазе, а если потребуется разгрузиться самосвалом, то, попотев немного с гаечным ключом в руках, это тоже можно сделать. Ну а что же полуприцепы? С ними всё в порядке, они отлично подходят для «ломовой» работы. Первый вариант – установка манипулятора на седельный тягач. В принципе, можно ставить и продольно складываемый гидроманипулятор, разворачивая его в транспортном положении вперед, над кабиной, как у автомобилей-лесовозов. Вот только грейферный «кулачок» гораздо крупнее лесного захвата, места между опорой манипулятора и кабиной ему будет трудно найти, а крыша его не выдержит. Лучше остановить свой выбор на компактных манипуляторах с поперечной схемой складывания. Дальше надо добавить к тягачу с манипулятором самосвальный полуприцеп или полуприцеп с установленным на нем «крюк-лифтом» – и вперед, «давать стране угля!», в том смысле, что возврат металлов в оборот позволяет сберечь огромное количество угля и других ископаемых источников энергии, затрачиваемое для выплавки металлов из руды. Разнимать сцепку для погрузки-разгрузки не придется, рабочей зоны манипулятора «седельника» хватит на весь длинный кузов полуприцепа, достанет до заднего борта даже при постановке состава в прямую линию, тем более, если под углом. Тут, кстати, можно присмотреться к гидроманипуляторам с увеличенной рукоятью с двумя выдвижными секциями. Полуприцепы-ломовозы разгружаются как с помощью манипулятора, так и самосвально. Когда применяется полуприцеп с погрузчиком типа «мультилифт», имеется дополнительная возможность снимать бункер, ставить его на землю, брать второй, также снимать его, не разгружая, брать третий. Груженые же контейнеры будут вывозиться затем другим транспортом, например «мультилифтом» с прицепом. Так будет осуществляться бесперебойная работа системы сбора-вывоза. Ломовоз с полуприцепом соберет лом в большой кузов, но при этом будет маневренней четырехосного грузовика. Вывезет металл с промежуточной базы автомобиль с «крюк-лифтом» и прицепом, так, на дальнее расстояние будут транспортироваться два контейнера, что нельзя осуществить на полуприцепном ломовозе. Вполне оправданно беспокойство, что при такой постановке дела свободно лежащего металла в округе не останется, и невольно взгляд «металлистов» может обратиться на всякого рода малые архитектурные формы, которые и сегодня, правда совершенно случайно, нет-нет, да и попадают в переплавку. Чтобы не лишать горожан так любимых ими заборов и столбиков, грейферную навеску легко поменять на лесной захват, а кузов и менять не придется, ведь возят бревна в самосвальных кузовах у нас не меньше, чем в Китае. Надо добавить, что «мультилифт» позволит сменить тяжелый бункер на сортиментовозную «клеть» с кониками, как говорится, «без шума и пыли». Так что можно и не ждать исчезновения металла, взять два сменных кузова: высокий бункер и для леса, две соответствующие навески – и хоть за бревнами, хоть за арматурой, хоть за мусором! Второй, интересный и перспективный, вариант – устанавливать гидроманипулятор не на тягач, а на переднюю часть полуприцепа в сочетании с монтажом крюкового погрузчика. Это позволяет использовать практически любой седельный тягач, надо лишь его гидрофицировать. Такой вариант может быть интересен тем, у кого в хозяйстве несколько периодически высвобождающихся тягачей или есть «седельник», на который нельзя установить манипулятор (не позволяет длина рамы), а может, и нет желания, все-таки реализовать потом седельный тягач с манипулятором труднее, чем без такового. Сам же полуприцеп, возможно, и не придется отцеплять весь период эксплуатации, кроме ремонта и ТО. Погрузчик-«мультилифт» позволит при необходимости перевезти любой другой сменный кузов, установленный на специальную «рамку-саночки». К тому же низкорамные полуприцепы обеспечивают более низкий центр тяжести, чем при перевозке сменных кузовов на обычном трех- или четырехосном шасси. Основной рабочий орган ломовозного манипулятора – пятилепестковый грейфер, челюстные и ковшовые навески предлагают реже. Два вида грейферного кулака: с широкими лепестками и с лепестками, по форме напоминающими якорь. Первый больше подходит для мелкого лома, мусора и земли, песка, то есть может и почерпнуть кое-что при случае. Второй легко справится с крупными глыбами бетонного лома с торчащей в разные стороны арматурой, деревянными строительными отходами, спиленными ветками деревьев. Он, однако, больше «мусорит» и опасен в смысле травматизации как зевак, так и автомобиля, ведь что-нибудь точно выскочит в проем сомкнутых лепестков. Этот же грейфер – хорошее решение для металлического лома, сможет смять предметы из листовой стали, уменьшив занимаемое ими в кузове место. Для «диверсификации» своего ломовоза лучше обзавестись несколькими разными навесками – грейферными, ковшовыми, челюстными, тем более, если контейнеры меняются системой «мультилифт». Это позволит защитить бизнес от меняющейся рыночной конъюнктуры. Московская компания «Автомаш Холдинг» не осталась в стороне от «мультилифтового» бума. Для своих клиентов, как эксплуатационных, так и торгующих организаций, компания предлагает широкую линейку крюковых погрузчиков – от самых маленьких Hyundai HD78 c 5-тонным Hiab и контейнером объемом 10 м3 до 30-тонных «мультилифтов» на шасси с колесной формулой 8х4, в подобном исполнении бункер может достигать 40 м3. Также пользуются устойчивым спросом средние серии hоklift systems грузоподъемностью от 10 до 20 т, с кузовом объемом 15–32 м3. Сегодня компания «Автомаш Холдинг» имеет разрешительные документы (ОТТС) для монтажа и последующей выдачи ПТС более чем на 100 различных моделей спецтехники. Базовые шасси, используемые в производстве, – это КамАЗ, «Урал», ГАЗ, МАЗ, Hyundai, Ford Cargo, MAN, Mercedes-Benz и др. Что касается использования «мультилифтов» в бизнесе, то в первую очередь данная cистема позволяет значительно эффективней (с большим КПД) эксплуатировать технику, тем самым достигая высоких экономических показателей. Разнообразие сменных контейнеров растет и ширится – для металлолома, строительного и бытового мусора, для сельскохозяйственных культур, жилые «бытовки», эвакуаторные платформы, бортовые платформы с КМУ – и это неполный перечень того, что сейчас предлагают предприятия отрасли. Компания «Автомаш Холдинг» благодаря современной производственной базе, оснащенной всем необходимым, штату высокопрофессиональных сотрудников занимает устойчивое положение на российском рынке спецтехники и с уверенностью смотрит в будущее. |